КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения. В современных условиях функционирования предприятий (в условиях динамического и кинематического воздействия внешней среды предприятия на его внутреннюю)
В современных условиях функционирования предприятий (в условиях динамического и кинематического воздействия внешней среды предприятия на его внутреннюю) решающую роль играет их способность предвидеть и предуказать свои дальнейшие действия в хозяйственной деятельности. Таким «акустиком» в данном «подводном плавании» является стратегическое планирование, позволяющее всегда держать «руку на пульсе» и видеть тот «фарватер» за границы которого не следует переступать. Не используя стратегическое планирование, деятельность предприятия основывается в лучшем случае – на интуиции руководителя, в худшем – на везении. Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия "стратегическое управление". В управлении обычно выделяют его общие функции – формирование цели, планирование, организацию, контроль и регулирование. Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности форм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности предприятия становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. На первую «ступеньку пьедестала» поднимаются вопросы направления развития предприятия в перспективе, а не просто долгосрочные цели как простая функция времени. В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальные способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения некоторых проблем предприятия. Однако формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях функционирования (в начале 80-х годов). Основными причинами этого стали: 1. Усиление неопределенности деловой среды. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию бизнеса; 2. Усиление значения гуманитарного, человеческого фактора – получила развитие концепция корпоративной культуры ("внутрифирменная демократия"). Формальные обезличенные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми направлениями развития менеджмента. В настоящее время наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Оно не является универсальным способом достижения успеха в бизнесе, но создает основу для успешной деятельности хозяйствующего субъекта. Стратегическое планирование служит основой для некоторого другого планирования в рамках предприятия. Стратегическое планирование (общее определение) - это управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей ресурсов и возможностей предприятия [Любянова, Мясоедова]. Систему стратегического планирования можно охарактеризовать следующими признаками: 1. Стратегическое планирование – это программа фирмы, которая может быть представлена в виде программного заявления. Оно с позиции рыночной ориентации определяет предприятие с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групп потребителей и удовлетворению нужд и запросов рынка. 2. План, ориентированный на перспективу и разработанный на основе коллективного взаимодействия и творчества. 3. Цель и задачи предприятия. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет персональную ответственность. Система эта известна под названием управление методом задач. 4. План развития хозяйственного портфеля является главным в сфере стратегического планирования. Здесь речь идет об оценке руководителя предприятия всех входящих в предприятие производств. 5. Стратегия развития предприятия, которая выявляет, какими производствами предприятию желательно обзавестись в будущем, в какие сферы должны направлять свои усилия. Стратегическое планирование состоит из следующих этапов: 1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. 2. Формирование приоритетов развития предприятия (определения видения, миссии, цели, задач предприятия). 3. Стратегический анализ на предприятии (в т.ч. конкурентный анализ) с помощью, как формализованных методов, так и творческого подхода. 4. Формулирование стратегий предприятия (общей, деловой и функциональных). 5. Разработка стратегического плана. Структура стратегического плана может быть представлена следующим образом: 1. Видение, миссия, конкретные цели и задачи предприятия. 2. Стратегии предприятия: § Общая (базовая) стратегия § Конкурентная стратегия § Функциональные стратегии. 3. Политика действий предприятия (программы, проекты, основные направления действий предприятия в соответствии с разработанными стратегиями). 4. Инструментарий действий (правила, процедуры, механизмы взаимодействий между функциональными подразделениями предприятий.)
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |