Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика внешней и внутренней среды предприятия




Анализ внешней и внутренней среды предприятия

 

Анализ среды предприятия – это процесс определения критический важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении своих целей.

Анализ среды выполняет следующие функции:

· Улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на предприятие и его будущее (с позиции стратегического планирования).

· Создает предприятию о себе наиболее благоприятное впечатление (с точки зрения политики предприятия).

· Обеспечивает информацией (с позиции текущей деятельности предприятия).

 

 

Будь то внешняя или внутренняя среда, она рассматриваемая как система, состоит из строго упорядоченных в пространстве и во времени элементов. Внешняя и внутренняя среда предприятия схематично представлена ниже на рис.4.1.

Внутренняя среда – среда, состоящая из управленческой структуры производства, производства, финансов, маркетинга, персонала. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, о ее внутренних возможностях.

Рабочая среда (микросреда) – среда непосредственных контактов с предприятием. Элементы (участники) этой среды осуществляют прямое воздействие на предприятие. Это:

ü Поставщики ресурсов, в том числе экономических ресурсов (сырье, материалы, финансы, основные средства) и трудовых ресурсов (наемных работников).

ü Клиенты (потребители продукции) предприятия.

ü Посредники деятельности (распределительная сеть, брокеры, маклеры).

ü Государственные экономические структуры (налоговая инспекция, экологический фонд, министерство по антимонопольной политике).

ü Конкуренты

ü Контактные аудитории (средства массовой информации, общества потребителей), оказывающие существенное влияние на формирование имиджа предприятия.

Общая среда («экология предприятия», макросреда предприятия) – это среда косвенных контактов предприятия. Элементы этой среды не оказывают прямого воздействия, но оказывают свое влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Выделяют 4 основных фактора «экологии предприятия»: экономические, технологические, политические, социальные (прорыв в технологии, например, создание микропроцессорной технологии, обусловило созданию компактных вычислительных машин – компьютеров, что сместила IBM по выпуску больших ЭВМ).

Определившись со структурой среды, предприятие должно определиться в пределах анализа среды. На установление пределов влияют следующие факторы:

ü количество и характеристика критических точек среды (КТС) - значимых и наиболее важных элементов для предприятия.

ü временной фактор анализа. В короткий период имеется возможность анализировать микросреду предприятия. В длительный – макросреду (исследовать общий характер внешней среды).

ü точность в определении специфики воздействующего элемента среды.

 

У каждого предприятия есть свой комплекс критических точек. Он зависит от:

1. Размера предприятия. Крупное предприятие имеет возможность большего контроля над внешней средой, чем малое. Оно может нейтрализовать, в какой-то степени, влияние внешней среды (например, у него хорошие слаженные отношения с поставщиками; оно менее уязвимо перед конкурентами; имеет преимущество в плане проведения НИОКР и внедрения новшеств в производство). Но также крупное предприятие – менее гибко и подвижно, чем малое. Поэтому оно должно хорошо знать внешнюю среду (иметь больше количество критических точек). Ему в этом способствует имеющийся экономический потенциал и оно способно в более короткий период исследовать рабочую и общую среду.

2. Характера деятельности предприятия. Серьезно влияет на оценку факторов среды и выбора критических точек предприятия. Рассмотрим два крупных предприятия различного профиля и их реагирование на одни и те же факторы внешней среды: крупный производитель микропроцессорной техники и крупная нефтяная компания (см. таблицу 4.1).

3. Цели деятельности предприятия. Цель деятельности предприятия определяет специфику критических точек. Если предприятие на стадии развития, то ему нужно знать хорошо дела, сложившиеся в этой отрасли (знать своих будущих конкурентов, покупателей, динамику технологических изменений). Если предприятие стремиться выжить и ему не избежать сокращения штатов или отказа от производства неконкурентоспособных товаров, то надо лучше ознакомиться с юридическими аспектами и формами регулирования отношений с «трудом» - наемными работниками.

4. Исторический период деятельности. Данный фактор по-своему расставляет приоритеты внешних и внутренних аспектов деятельности предприятия. Весь 19 век и первая половина 20 столетия – это время существования стабильных, не подверженных изменению рынков. Внешняя среда – это не существенная область предприятия. Рынок не насыщен товарами. Существовали возможности для роста. Конкуренция – не основная забота предприятия. Предприятие – замкнутая система, в которой решались только внутренние проблемы. Во второй половине и в последнее время особенно (последние 20 лет) предпринимательская деятельность вынуждена сочетать внутренние проблемы с внешними, т.к. они срослись и граница их взаимодействия стала очевидной и очень весомой в деятельности хозяйствующего субъекта. Неотъемлемая часть сегодняшнего дня – это глобализация мировой экономики. Глобализация – это переход от Хаоса к Порядку на уровне всего мира, планеты. Глобализация – это процесс мировой экономической интеграции, проходящий под руководством и при содействии развитых стран. Провозглашенная цель глобализации – единый свободный мировой рынок, в рамках которого будет достигнута максимальная эффективность хозяйственной деятельности каждой страны и мира в целом .Современное предприятие – это открытая система, внутренняя стабильность которой зависит и во многом от внешней среды.

Среда российского предприятия. Для сегодняшнего российского предприятия внешняя среда стала актуальной по двум причинам:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.