Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ макроокружения




Анализ внешней среды предприятия.

Анализ внешней среды предприятия. Анализ макроокружения

Стратегический анализ предприятия (анализ среды)

Как метко заметил один учёный, «среда предприятия – это вселенная элементов. «Вселенная элементов» означает не только огромное их количество, но и их единство в сложной системе, частью которой является предприятие. Очевидно, уровень управляемости предприятия будет тем выше, чем больше свободы выбора поступать сообразно со своими желаниями, не нарушая организованности сложной системы. Свобода выбора будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся во внешней среде, способностью и умением воплотить эти возможности с помощью потенциала предприятия, то есть готовностью его внутренней среды.

Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на предприятие. В ней можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и среду непосредственного окружения.

Задачи анализа внешней среды состоят:

Ø в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию предприятия;

Ø в изучении изменений, влияющих на текущую деятельность предприятия, и установлении их тенденций.

Макроокружение создаёт общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на предприятия в зависимости от уровня их «здоровья»

Макроокружение по отношению к предприятию выступает:

§ как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности;

§ как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на предприятии.

Состав макроокружения, характеристика его составляющих и их влияние на предприятие следующие:

Социальная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Она характеризуется численностью и структурным составом населения, уровнем образования, стилем жизни, привычками, традициями, трудовой этикой, готовностью людей терпеть лишения, связанные с проводимыми реформами и др.

Социальная среда влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, спрос на товары, затраты по их обслуживанию др. например, стремление организовать производство высококачественных товаров в каком-то регионе может не осуществиться из-за недостаточного уровня общего и специального образования местных работников.

Завозить работников из других регионов накладно, поскольку потребуются расходы на транспортировку, строительство жилья и инфраструктуры, что увеличит издержки и, следовательно, уменьшит конкурентоспособность предприятия.

Социальные факторы подлежат изучению, так как они оказывают влияние на выбор целей, средств их достижения, особенности работы предприятия.

Экономическая составляющая определяется уровнем и особенностями рыночного механизма. Изучаются многие его стороны и, в первую очередь, уровень экономического развития, бюджет страны и его выполнение, доступность ресурсов, доходы населения, уровень безработицы, уровень налогообложения, инфляция, процентная ставка, производительность труда, величина заработной платы и др.

Правовая составляющая устанавливает права, ответственность и обязанности предприятий, определяющие правила деловых взаимоотношений, отношения предприятия с обществом, ограничения на отдельные виды деятельности, права потребителей продукции, порядок регистрации предприятия, его санации и др. Изучение правовой составляющей должно включать как изучение содержания правовых актов, так и изучение существующей практики их соблюдения.

Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами.

При всех различиях устройства, государство и рынок находятся в сложных взаимоотношениях, зависящих от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны, лидеров, осуществляющих политику и др.

Анализ политической составляющей должен дать понимание относительно целей развития общества, приоритетных отраслях экономики и регионов, характере политической борьбы, силе различных лоббистских групп, возможности и направлений развития политической системы, способности существующего правительства эффективно проводить в жизнь свою программу, степени её общественной поддержки или сопротивления.

Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов. Ряд этих факторов создаётся внутри предприятия, но в значительно большей степени – вне их, в научных организациях, в научно-технических центрах и др.

Технологические факторы являются основными причинами появления новых отраслей и производств (например, производство компьютеров стало возможным по мере развития технологии микроминиатюризации), глубокого изменения действующих отраслей (изменение технологии записи звука преобразило аудиотехнику и саму отрасль).

Поэтому отслеживание процесса новых идей, развития продукта, технологии его изготовления, новых методов продвижения товара к потребителю, новых способов рекламы, новых информационных систем открывает более широкие перспективы перед предприятиями, создаёт для них невиданные ранее угрозы: сокращается цикл создания нового продукта, продукт становится всё более дифференцирован, появляются новые конкуренты.

Изучение технологической составляющей макроокружения позволяет предприятию не проглядеть «технологический рывок» и поддержать на уровне свою конкурентоспособность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.