КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории глобализации
Глобализация экономики Тема 5 Власов М. П.
конспект лекций по дисциплине Мировая экономика «Интеграционные процессы в мировой экономике» Содержание Стр. 1. Глобализация экономики ……………………….……………………………. 22. Региональная экономическая интеграция …………………………………. 233. Классификация стран …………………………..…………………….……... 35Литература ……………………………………………………………………... 52Санкт-Петербург 2013 Понятие «глобализация» в современном мире используется по отношению к широкому кругу явлений для обозначения роста его целостности. Применительно к мировой экономике она проявляется как растущая вовлеченность индивидов и фирм в международную торговлю и инвестиции. Рост потоков капитала, миграции рабочей силы, масштабов влияния многонациональных корпораций, стандартизация технологий, быстрое распространение изменений и новых идей служат показателями того, что общества и страны становятся все более интегрированными. Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В экономике она находит отражение в следующих процессах: § международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом ВМП; § происходит значительный рост международного движения капитала, особенно ПИИ; § наблюдается ослабление экономических барьеров между странами и их суверенитета в связи сростом международных соглашений, ведущих к созданию международных организаций; § происходит развитие глобальной финансовой системы; § растет доля мировой экономики, находящейся под контролем многонациональных корпораций; § в осуществлении международных сделок увеличивается роль таких международных организаций, как ВТО, Всемирный банк, МВФ; § углубление международного разделения труда в форме фрагментации производства ведет к росту использования многонациональными предприятиями новых методов ведения бизнеса, таких как, например, аутсорсинг (внешний подряд). В области культуры глобализация отражается в росте международного культурного обмена, в расширении мультикультурализма и культурного разнообразия, в росте международных поездок и туризма, в увеличении популярности национальной кухни отдельных стран мира в других странах. Глобализация проявляется также в развитии глобальной телекоммуникационной инфраструктуры и трансграничной передаче информации благодаря использованию таких технологий, как интернет и спутниковая связь, в росте стандартов, получающих глобальное применение, в формировании и развитии всеобщих ценностей, в развитии международных судебных инстанций. Глобализация может осуществляться «снизу» в результате деятельности неправительственных организаций, отражающих позиции гражданского общества, а также «сверху» под влиянием таких международных правительственных организаций, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. Она изменяет природу государства и политики в следующих направлениях: § смещает власть с национального уровня на региональный и глобальный; § уменьшает значимость государства как регулирующей силы и увеличивает его важность в производстве общественных благ; § содействует объединению государственных и частных субъектов, стремящихся к удовлетворению потребностей общества; § способствует переходу от роста государственных институтов к созданию общественных институтов. Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Экономические преимущества глобализации очевидны. Быстрый прогресс науки и техники, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглашений привели к росту интернационализации торговли, финансов и инвестиций. Глобализация внесла значительный вклад в увеличение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения и расширение возможностей. Однако в области политики глобализация может вести к смещению власти от суверенных государств к глобальным элитам, к подрыву национального суверенитета и национальных ценностей, к интернационализации трансграничных проблем, таких как наркоторговля, терроризм, к росту неравенства в распределении доходов между странами и между различными социальными группами внутри стран. Глобализация — это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глобализация» и отрицают объективность этого процесса[1]. Однако большинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального капитализма. Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна[2], посвященных изучению исторически сложившихся общественно-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо политико-правового образования (государства), она опирается на единое разделение труда, допуская при этом сосуществование многообразных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, основанное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи. Теория мировых систем рассматривает глобализацию как процесс распространения капитализма во всем мире, который продолжался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе от существующей системы глобального устройства — капиталистической мировой экономики — к другой глобальной системе, характеристики которой пока еще не определились. Сторонники этой теории считают, что мировая система включает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка. Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных задач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные страны специализируются на капиталоемком производстве, требующем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» имеет военные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Периферийные территории специализируются на трудоемком производстве, основанном на низкоквалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную структуру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем периферийные; они имеют более диверсифицированные экономики и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией». В процессе глобализации и расширения мировой капиталистической системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, Средиземноморская Европа— «квазипериферией», а Восточная Европа и часть Азии — «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из процветающих индустриальных стран, включая Японию; бывшие колонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «периферию», а остальные независимые государства — «квазипериферию». Сторонники теории мировых систем видят главную особенность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая система берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в Западной Европе привел к технологическим инновациям и росту рыночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок Для торговли с отдаленными территориями стимулировали европейцев отправляться в другие части земного шара. Военное превосходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало накоплению богатства в «европейском ядре». В XVI в. европейцы установили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое производство было закреплено за «центром», в то время как «периферия» поставляла сырье и малоквалифицированную рабочую силу. Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию. Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способствовали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим производителям в «центре», и защищали капиталистическую систему, обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопасность торговых путей. В определенные промежутки времени некоторые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания — в середине XIX в., США — в середине XX в.; периоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в центральных областях. Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происходят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ведут к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит отражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономического роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремлением к прибыли, в результате расширения капиталистических рынков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность преодолевать периодически возникающие кризисы посредством освоения новых рынков. Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой системой. В настоящее время она находится в состоянии кризиса, ведущего к такому историческому переходу, однако направление перехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна, современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход от одного типа системы к другому происходит в силу противоречий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это период обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопровождающихся разрушением нравственных ценностей. Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет отдается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в современных общественных науках[3]. Теория всемирной культуры [4]. В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не представляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее основателя американского социолога Р. Робертсона связывают появление термина «глобализация». Тем не менее, эта теория содержит несколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры. Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализации, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом участники процесса осознают и какое значение придают жизни в «глобальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания глобальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отношений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, международной системой, индивидами, человечеством, что находит отражение в таких процессах, как социализация, интернационализация, индивидуализация и обобщение представлений о человечестве. Данная теория изучает, как человечество продвигается к единству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к периоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с появления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870—1920-е гг. В настоящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма. В условиях глобализации национальное государство оказывается подчиненным универсальным стандартам, которые берут начало в общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимосвязь гражданства различных стран. При этом распространение гуманитарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только гражданства, но и политики. Для всемирной культуры характерны следующие черты: подражание, глокализм, взаимопроникновение, оспаривание. Сторонники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый придерживается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобальный арсенал идей и общих стандартов, которые могут выборочно использоваться для достижения определенных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии. В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм — направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят отражение в глокализации. Глокализация — это процесс, посредством которого транснациональные идеи и институты приобретают особые формы в определенных частях света в связи с тем, что универсальные идеи и процессы, составляющие фундамент глобализации, могут осознаваться и усваиваться различными странами и социальными группами по-разному в зависимости от их целей. Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимодействия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социальной группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие основу их идентификации, применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм — это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего человечества ценности и принципы, например всеобщие права человека. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значение общего, а конкретный опыт — частного; например, такое универсальное понятие, как государственный суверенитет, воплощается в различных частных формах правления. Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые самой глобализацией и формированием глобальной культурной политики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной стороны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий — с другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механизмов, наиболее распространен из которых культурный конфликт. Теория всемирного правления [5]. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (индивидами, гражданским обществом, правительствами, международными организациями) и управляют их поведением. Эти системы находят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализация рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разнообразном, конфликтующем и децентрализованном мире глобализация обеспечивает общие модели мышления и действия. Основу всемирного правления составляют рационалистические ценности, сформировавшиеся в Европе в XV—XIX вв.: прогресс, личная независимость и права, государственный суверенитет и др., имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в мировом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Несмотря на «западное» происхождение, эти ценности воспринимаются как общее наследие, институционально воплощающееся во многих странах мира. Однако глобальные модели правления, получившие повсеместное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях приводит к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убежденность населения в том, что правление в стране опирается на общечеловеческие ценности и принципы, действия государства отличаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления. Введение в действие глобальных моделей правления создает значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы общественного образования, политику в области прав женщин и в отношении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв между общими ценностями, к которым стремится государство, и его практическими действиями. Большой вклад в формирование глобальных принципов правления вносят международные неправительственные организации, стремящиеся к таким ценностям, как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство. Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых[6] можно отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в недрах самой капиталистической системы, которая содержит транснациональные механизмы в экономической, политической и культурно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области — капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологической — идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарными общественными движениями. Сторонники теории глобального капитализма относят к экономическим силам глобализации не только глобальные ТНК, обладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, располагающее международным капиталом (например, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опирающиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматриваются как формирующиеся транснациональные государства. Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недооценивает важность политических и культурных факторов. Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным факторам глобализации, теория всемирного правления — политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический аспекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политико-экономической системе — капиталистической.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |