Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории глобализации




Глобализация экономики

Тема 5

Власов М. П.

 

конспект лекций по дисциплине Мировая экономика

«Интеграционные процессы в мировой экономике»

Содержание

Стр.

1. Глобализация экономики ……………………….……………………………. 22. Региональная экономическая интеграция …………………………………. 233. Классификация стран …………………………..…………………….……... 35Литература ……………………………………………………………………... 52

Санкт-Петербург 2013


Понятие «глобализация» в современном мире используется по отношению к широкому кругу явлений для обозначения роста его целостности. Применительно к мировой экономике она проявля­ется как растущая вовлеченность индивидов и фирм в международ­ную торговлю и инвестиции. Рост потоков капитала, миграции ра­бочей силы, масштабов влияния многонациональных корпораций, стандартизация технологий, быстрое распространение изменений и новых идей служат показателями того, что общества и страны ста­новятся все более интегрированными.

Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В эко­номике она находит отражение в следующих процессах:

§ международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом ВМП;

§ происходит значительный рост международного движения капитала, особенно ПИИ;

§ наблюдается ослабление экономических барьеров между стра­нами и их суверенитета в связи сростом международных со­глашений, ведущих к созданию международных организаций;

§ происходит развитие глобальной финансовой системы;

§ растет доля мировой экономики, находящейся под контро­лем многонациональных корпораций;

§ в осуществлении международных сделок увеличивается роль таких международных организаций, как ВТО, Всемирный банк, МВФ;

§ углубление международного разделения труда в форме фраг­ментации производства ведет к росту использования много­национальными предприятиями новых методов ведения биз­неса, таких как, например, аутсорсинг (внешний подряд).

В области культуры глобализация отражается в росте междуна­родного культурного обмена, в расширении мультикультурализма и культурного разнообразия, в росте международных поездок и ту­ризма, в увеличении популярности национальной кухни отдель­ных стран мира в других странах.

Глобализация проявляется также в развитии глобальной телекоммуникационной инфраструктуры и трансграничной передаче информации благодаря использованию таких технологий, как ин­тернет и спутниковая связь, в росте стандартов, получающих гло­бальное применение, в формировании и развитии всеобщих цен­ностей, в развитии международных судебных инстанций.

Глобализация может осуществляться «снизу» в результате деятельности неправительственных организаций, отражающих пози­ции гражданского общества, а также «сверху» под влиянием таких международных правительственных организаций, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. Она изменяет природу государства и поли­тики в следующих направлениях:

§ смещает власть с национального уровня на региональный и глобальный;

§ уменьшает значимость государства как регулирующей силы и увеличивает его важность в производстве общественных благ;

§ содействует объединению государственных и частных субъ­ектов, стремящихся к удовлетворению потребностей обще­ства;

§ способствует переходу от роста государственных институтов к созданию общественных институтов.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Экономические преимущества глобализации очевид­ны. Быстрый прогресс науки и техники, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглаше­ний привели к росту интернационализации торговли, финансов и инвестиций. Глобализация внесла значительный вклад в увеличение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения и расширение возможностей. Однако в области политики глобализация может вести к смещению власти от суверен­ных государств к глобальным элитам, к подрыву национального су­веренитета и национальных ценностей, к интернационализации трансграничных проблем, таких как наркоторговля, терроризм, к ро­сту неравенства в распределении доходов между странами и между различными социальными группами внутри стран.

Глобализация — это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глоба­лизация» и отрицают объективность этого процесса[1]. Однако боль­шинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различ­ные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального ка­питализма.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна[2], посвященных изучению исторически сложившихся обществен­но-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо поли­тико-правового образования (государства), она опирается на еди­ное разделение труда, допуская при этом сосуществование многооб­разных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, осно­ванное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем рассматривает глобализацию как про­цесс распространения капитализма во всем мире, который продол­жался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе от существующей системы глобального устройства — капитали­стической мировой экономики — к другой глобальной системе, характеристики которой пока еще не определились.

Сторонники этой теории считают, что мировая система вклю­чает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка. Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных за­дач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные страны специализируются на капиталоемком производстве, требующем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» имеет воен­ные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Периферийные территории специализируются на трудоемком производстве, ос­нованном на низкоквалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную структуру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем пери­ферийные; они имеют более диверсифицированные экономики и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией».

В процессе глобализации и расширения мировой капиталисти­ческой системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, Сре­диземноморская Европа— «квазипериферией», а Восточная Ев­ропа и часть Азии — «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из процветающих индустриальных стран, включая Японию; быв­шие колонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «пе­риферию», а остальные независимые государства — «квазиперифе­рию».

Сторонники теории мировых систем видят главную особен­ность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая сис­тема берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в За­падной Европе привел к технологическим инновациям и росту ры­ночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок Для торговли с отдаленными территориями стимулировали евро­пейцев отправляться в другие части земного шара. Военное пре­восходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало на­коплению богатства в «европейском ядре». В XVI в. европейцы ус­тановили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое производство было закреплено за «центром», в то время как «периферия» поставляла сырье и мало­квалифицированную рабочую силу. Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию.

Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способство­вали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим про­изводителям в «центре», и защищали капиталистическую систему, обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопас­ность торговых путей. В определенные промежутки времени неко­торые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания — в середине XIX в., США — в середине XX в.; периоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в цент­ральных областях.

Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происхо­дят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ве­дут к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит отражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономического роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремле­нием к прибыли, в результате расширения капиталистических рын­ков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность преодолевать периодически воз­никающие кризисы посредством освоения новых рынков.

Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой системой. В настоящее время она находится в состоянии кризи­са, ведущего к такому историческому переходу, однако направле­ние перехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна, современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход от одного типа системы к другому происходит в силу проти­воречий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это период обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопровож­дающихся разрушением нравственных ценностей.

Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет от­дается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в совре­менных общественных науках[3].

Теория всемирной культуры [4]. В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не пред­ставляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее осно­вателя американского социолога Р. Робертсона связывают появле­ние термина «глобализация». Тем не менее, эта теория содержит не­сколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализа­ции, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом участ­ники процесса осознают и какое значение придают жизни в «гло­бальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания гло­бальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отно­шений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, международной системой, индивидами, человечеством, что находит отра­жение в таких процессах, как социализация, интернационализация, индивидуализация и обобщение представлений о человечестве.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к един­ству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к пе­риоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с по­явления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870—1920-е гг. В насто­ящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

В условиях глобализации национальное государство оказывает­ся подчиненным универсальным стандартам, которые берут начало в общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимосвязь гражданства различных стран. При этом распространение гумани­тарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только гражданства, но и политики. Для всемирной культуры характерны следующие черты: подражание, глокализм, взаимопроникновение, оспаривание. Сто­ронники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый придерживается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобаль­ный арсенал идей и общих стандартов, которые могут выборочно использоваться для достижения определенных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии.

В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм — направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят отражение в глокализации. Глокализация — это процесс, посредством которого трансна­циональные идеи и институты приобретают особые формы в опре­деленных частях света в связи с тем, что универсальные идеи и про­цессы, составляющие фундамент глобализации, могут осознаваться и усваиваться различными странами и социальными группами по-разному в зависимости от их целей.

Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимо­действия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социаль­ной группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие основу их идентификации, применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм — это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего чело­вечества ценности и принципы, например всеобщие права челове­ка. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значе­ние общего, а конкретный опыт — частного; например, такое уни­версальное понятие, как государственный суверенитет, воплоща­ется в различных частных формах правления.

Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые са­мой глобализацией и формированием глобальной культурной поли­тики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной сторо­ны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий — с другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механизмов, наиболее распространен из которых культурный конфликт.

Теория всемирного правления [5]. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (индиви­дами, гражданским обществом, правительствами, международны­ми организациями) и управляют их поведением. Эти системы нахо­дят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализация рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разно­образном, конфликтующем и децентрализованном мире глобализа­ция обеспечивает общие модели мышления и действия.

Основу всемирного правления составляют рационалистиче­ские ценности, сформировавшиеся в Европе в XV—XIX вв.: про­гресс, личная независимость и права, государственный суверени­тет и др., имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в ми­ровом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Несмотря на «западное» происхождение, эти ценности воспринимаются как общее наследие, институционально воплоща­ющееся во многих странах мира.

Однако глобальные модели правления, получившие повсемест­ное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях при­водит к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убеж­денность населения в том, что правление в стране опирается на об­щечеловеческие ценности и принципы, действия государства от­личаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления.

Введение в действие глобальных моделей правления создает значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы обще­ственного образования, политику в области прав женщин и в отношении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв меж­ду общими ценностями, к которым стремится государство, и его практическими действиями. Большой вклад в формирование гло­бальных принципов правления вносят международные неправительственные организации, стремящиеся к таким ценностям, как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство.

Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых[6] мож­но отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в не­драх самой капиталистической системы, которая содержит транс­национальные механизмы в экономической, политической и куль­турно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области — капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологиче­ской — идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарны­ми общественными движениями.

Сторонники теории глобального капитализма относят к эко­номическим силам глобализации не только глобальные ТНК, об­ладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, располагающее международным капиталом (напри­мер, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опира­ющиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматри­ваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недо­оценивает важность политических и культурных факторов. Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным фак­торам глобализации, теория всемирного правления — политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический ас­пекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политико-экономической систе­ме — капиталистической.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.