КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические выгоды и издержки региональных интеграционных соглашений
Экономический результат региональной интеграции неоднозначен. Одни секторы экономики в результате объединения рынков могут расшириться, другие — наоборот, уменьшиться. Объединение экономик может вести к выравниванию доходов стран-участниц таким образом, что при этом улучшение положения одних стран может произойти за счет других стран. При изучении последствий интеграции необходимо выделять две группы эффектов: 1) эффект конкуренции и эффект масштаба; 2) эффект торговли и аллокации (размещения). Эффект конкуренции и эффект масштаба. Эффект конкуренции и эффект масштаба (экономия на масштабе производства) возникают потому, что отдельные национальные рынки объединяются в единый рынок. Более крупный рынок позволяет компаниям объединившихся стран получить положительную отдачу от масштаба деятельности, а также установить более тесное взаимодействие, в том числе конкурентные отношения, подрывающие позиции монополий и ведущие к росту эффективности. Эффект масштаба (economies of scale) — это снижение в долгосрочном плане средних издержек производства (себестоимости продукции) в результате увеличения объемов выпускаемой продукции. Члены интеграционного блока могут получить как внутреннюю, так и внешнюю экономию от масштаба производства. Внутреннюю экономию компании получают за счет снижения затрат на единицу продукции в связи с увеличением объемов производства. Допустим, что фирма из Бельгии до создания экономического союза производила 1 тыс. единиц товаров для населения своей страны, а теперь производит 4 тыс. единиц для всего ЕС. Она расширила свое производство, что позволило снизить себестоимость продукции. Кроме того, за счет снятия тарифов и других торговых барьеров она может получить внешнюю экономию в связи с облегчением доступа к более дешевому капиталу, рабочей силе и прогрессивным технологиям. Экономия на масштабе производства, получаемая в результате объединения рынков, особенно значима для малых стран, так как размеры их экономик и узость внутреннего рынка товаров и факторов производства не позволяют фирмам наращивать объемы производства. На небольших внутренних рынках трудно обеспечить производство рентабельной продукции, добиваясь снижения себестоимости путем наращивания производства и получения положительной отдачи от масштаба деятельности. Те отрасли малых стран, где крупные рентабельные предприятия все-таки возникают, оказываются монополизированными, так как в результате конкуренции в отрасли остается всего один-два производителя. Монополизм ведет к высоким ценам, снижению объемов производства и более высоким издержкам. Например, в большинстве развивающихся стран, характеризующихся небольшим размером экономики и узостью внутренних рынков, число фирм невелико, показатели концентрации в промышленном секторе достигают 50%, что в два раза превышает уровень концентрации в развитых странах. Региональная интеграция, объединяя рынки, позволяет сократить монополистическую власть, так как фирмы разных стран оказываются в условиях более интенсивной конкуренции. Это может вести к целому ряду положительных последствий. Во-первых, это выигрыш от роста конкуренции, выражающийся в снижении цен и росте продаж. Во-вторых, это возможность в условиях расширения рынка более эффективно использовать экономию на масштабе производства. На рынке с ограниченными размерами существует противоречивый выбор между эффектом масштаба и конкуренцией. Расширение рынка позволяет преодолеть это противоречие и одновременно увеличивать и экономию на масштабе производства, и конкуренцию. В-третьих, интеграция заставляет производителей сокращать внутреннюю неэффективность. Внутренняя неэффективность, или Х -неэффективность (X-inefficiency), — важная категория в поведенческих теориях фирмы. Она выражается в разрыве между фактическими и минимальными эффективными средними затратами на производство единицы продукции. Теоретически каждая фирма способна добиться минимального уровня себестоимости. Однако, как правило, фирмы действуют с более высокими издержками. Это может происходить по многим причинам, например из-за несовершенства организации труда, неэффективной координации производственной деятельности, ведущей к неэффективному использованию ресурсов и управлению ими, возникающему из-за бюрократических проволочек, а также из-за недостатка стимулов у работников к достижению максимального объема выпуска. Х-неэффективность характерна для больших организаций (особенно монополий), не испытывающих давления эффективной конкуренции, которая могла бы держать их «в тонусе» (рис. 2.2.1). При отсутствии конкуренции у фирмы появляется организационный «жирок», измеряемый превышением фактической себестоимости продукции над минимальным эффективным уровнем. Он формируется из-за избыточных ресурсов, которые накапливает компания для использования в неблагоприятных условиях, а его размер зависит от монопольной власти компании. По мере роста конкуренции компания будет сокращать организационный «жирок», в условиях совершенной конкуренции он станет равным нулю. Поскольку конкуренция увеличивает вероятность банкротства, увольнений и сокращений, это создает мотивацию для работников повышать производительность труда и увеличивает их мобильность. Рис. 2.2.1. Х -неэффективность фирмы Эффект конкуренции и эффект масштаба имеют положительное значение для интеграционного блока, однако они возникают не автоматически, а лишь в результате сбалансированной и продуманной политики правительств тех стран, которые объединяют свои экономики. Эффект торговли и аллокации. Эффект конкуренции и эффект масштаба имеют место даже в том случае, когда отраслевая структура в результате объединения рынков и экономик в каждой стране остается неизменной. Эффект торговли и аллокации связан с изменением товарной и географической структуры торговли в результате интеграции. Географическая структура торговли может измениться вследствие того, что при устранении торговых барьеров импорт из стран-партнеров становится дешевле, что способствует замещению этими продуктами товаров местного производства и импортных товаров из третьих стран. Происходит одновременно и создание, и отклонение торговли. Создание торговли означает рост международной торговли и экономического благосостояния в результате сокращения или устранения торговых барьеров, например импортных пошлин и квот, посредством многосторонних переговоров, а также создания интеграционных соглашений, таких как зона свободной торговли или таможенный союз. Создание торговли происходит, когда все члены интеграционной группировки направляют свои усилия на производство тех товаров и услуг, в которых они располагают сравнительными преимуществами, и начинают более интенсивно торговать Друг с другом. При этом более эффективные производители, имеющие наименьшие издержки среди стран-участниц, отвоевывают рыночные доли у стран-производителей с высокими издержками и увеличивают экспорт. Это происходит потому, что более эффективные региональные производители могут обеспечить низкие цены и больший объем производства по сравнению с конкурентами внутри интеграционного блока и за его пределами. Например, Мексика — производитель, имеющий низкие издержки в НАФТА, в настоящее время производит больше автомобилей и для США, и для Латинской Америки, чем до вступления в НАФТА. Отклонение торговли — это изменение географической структуры международной торговли, происходящее в результате образования таможенного союза или зоны свободной торговли. Устранение или сокращение торговых барьеров между членами интеграционных соглашений ведет к росту торговли между ними часто за счет третьих стран. Это происходит в тех случаях, когда объединение в интеграционную группировку сопровождается установлением более высоких торговых ограничений по отношению к третьим странам, в результате чего их импорт вытесняется с территории таможенного союза или зоны свободной торговли. Члены группировки сокращают свою торговлю с третьими странами в пользу торговли друг с другом. Это происходит потому, что удаление торговых барьеров в отношениях между странами-участницами удешевляет продукты, произведенные компаниями внутри группировки, а сохранение барьеров по отношению к компаниям из других стран препятствует конкуренции. Отклонение торговли может вести к потерям в объемах производства и сокращению экспорта для более эффективных стран за пределами интеграционного блока. В этом случае с точки зрения благосостояния всего мира региональная интеграция может оказаться менее выгодной, чем либерализация торговли в мире в целом. Эффект создания торговли и ее отклонения могут вести к изменению реальных доходов как потребителей, так и производителей, а также к изменению государственных доходов. При изменении направления торговли может измениться и размещение производственной деятельности в объединившихся странах, что может повлечь за собой расширение одних отраслей (секторов) экономики и сокращение других. При этом изменения могут носить несбалансированный характер, и одни страны окажутся в более выгодном положении, чем другие. Последствия зависят от того, какими сравнительными преимуществами обладают страны. В краткосрочном периоде некоторые страны могут страдать от создания интеграционного блока, так как другие его члены добиваются большего роста эффективности и таким образом доминируют в некоторых отраслях и на некоторых рынках. В этом случае возникает необходимость в адаптационном периоде, позволяющем менее развитым странам интеграционного блока освоить передовые технологии, переподготовить свои трудовые ресурсы и переориентировать свои экономики на новые рынки.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |