Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет процесса продаж

 

 

Термин “продажа” созвучен термину “реализация” и означает передачу организацией или индивидуальным предпринимателем на возмездной основе (в т. ч. обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Продажа продукции является третьей и завершающей стадией кругооборота средств.

Производимая организациями готовая продукция реализуется на рынке покупателям и заказчикам. Этот процесс реализации продукции (работ, услуг) является завершающей стадией кругооборота совокупного продукта.

Основными направлениями реализации продукции является продажа ее организациям и учреждениям на основании договоров, заключаемых с ними. Часть продукции может быть реализована в счет оплаты труда своим работникам, а также через свои розничные сети (ларьки, палатки, магазины) и на началах комиссионной торговли.

Задачами бухгалтерского учета процесса реализации являются:

· обеспечение контроля за исполнением договорных обязательств перед покупателями;

· своевременное и полное оформление документами отгруженной продукции, выполненных работ и услуг на сторону; контроль за правильностью применения цен и использования надбавок к цене за качество продукции, а также за поступлением выручки от реализации продукции (работ, услуг);

· обоснованное начисление налогов с выручки и точное определение финансовых результатов от реализации (работ, услуг).

Согласно научно-методологическим основам учета в России, финансовый результат хозяйственной деятельности представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации:

 

, руб, (5.10)

 

где Fr – финансовый результат, руб.;

D – доходы, полученные предприятием за отчетный период, руб.;

R – расходы, понесенные организацией за период.

 

 

Финансовый результат хозяйственной деятельности формируется из двух слагаемых:

 

, руб, (5.11)

 

где Rr – реализационный финансовый результат организации, полученный от оказания услуг по перевозке пассажиров, руб.;

Pr – прочий финансовый результат, включающий операционные и внереализационные доходы и расходы предприятия, руб.

Доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и / или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственником имущества).

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)»

Общий финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности определяется следующим образом (рисунок 5.4):

 

, руб, (5.12)

, руб, (5.13)

 

где Pd – прочие доходы, полученные организацией в течение отчетного периода, руб.;

Prs – прочие расходы, полученные организацией в течение отчетного периода, руб.

 

Прибыль как финансовый результат выступает в трех основных видах: балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли.

 

       
   
 
 

 


+

Прочие доходы
Прочие расходы
-

           
   
   
 
 
 
   

 


+

 
 


 

 

 


Рисунок 5.4 - Схема формирования общего финансового результата

 

Валовая прибыль – это разница между выручкой от продажи продукции и себестоимостью проданной продукции.

Прибыль (убыток) от продаж отражает финансовый результат от продажи продукции, который исчисляется как разность между валовой прибылью и коммерческими, управленческими расходами.

Балансовая прибыль отражает финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, исчисляемый как разность между прибылью (убытком) от продаж и сальдо операционных, внереализационных расходов.

Из балансовой прибыли предприятия вносят суммы платежей в бюджет (при этом балансовая прибыль корректируется на суммы в сторону увеличения и в сторону уменьшения, в результате чего определяется так называемая налогооблагаемая прибыль, из которой в установленном проценте от нее производятся платежи в бюджет).

 

Выручка от продажи продукции
Себестоимость проданной продукции

 
 


Валовая прибыль
Управленческие расходы
Коммерческие расходы
– –

       
   


-

 
 

 


Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов
±

 

       
 
   
Корректировка балансовой прибыли для целей налогообложения
 

 


±

 

 
 

 


Обязательные платежи из балансовой прибыли
Налогооблагаемая прибыль

       
   
 
 

 

 


±

 
 

 


Рисунок 5.5 - Формирование и распределение финансовых результатов деятельности предприятий

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (остаточная, или чистая, прибыль), - это остаток после вычета из балансовой прибыли предприятия сумм платежей в бюджет. Она поступает в его распоряжение и используется на нужды внутри предприятия, в том числе на инвестиции. После направления прибыли по каналам ее использования может остаться нераспределенный остаток прибыли, который перечисляется на отдельный счет и используется с этого счета в последующем на соответствующие нужды предприятия.

Итак, формирование и распределение финансовых результатов - процесс, при котором распределение одного из финансовых результатов является формированием нового финансового результата (рисунок 5.5). Например, балансовая прибыль через уплату обязательных платежей становится чистой прибылью.

Правильность определения финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) зависит от обоснованности формирования цены реализации и себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Так, себестоимость реализованной продукции состоит из производственной себестоимости и расходов, связанных с реализацией (расходы на продажу). К ним относятся транспортные и комиссионные расходы, затраты на содержание помещений для хранения продукции, рекламные и представительские расходы, на затаривание и упаковку готовой продукции и др. Эти расходы называются коммерческими расходами и в сумме с производственной себестоимостью составляют полную (коммерческую) себестоимость реализованной продукции.

Часть коммерческих расходов может быть отнесена на себестоимость отдельных видов реализованной продукции в прямом порядке. Другие – косвенным путем, т.е. путем распределения согласно инструктивным материалам (таблица 5.2).

 

Таблица 5.2 – Расчет распределения коммерческих расходов по видам реализованной продукции

Виды продукции Фактическая себестоимость всей продукции, руб. Коммерческие расходы, руб. Коэффициент распределения
А С D КD
Продукция «Б»     0,3
Продукция «В»     0,3
Итого:     х

 

Для распределения коммерческих расходов по видам продукции пропорционально фактической себестоимости продукции необходимо исчислить коэффициент распределения по формуле:

, (5.14)

где Кd – коэффициент распределения коммерческих расходов;

ΣD – сумма коммерческих расходов предприятия, руб.;

ΣC – фактическая себестоимость продукции, руб.

 

В целях распределения коммерческих расходов коэффициент распределения умножают на величину фактической себестоимости по каждому виду продукции:

, руб, (5.15)

где Dб(в) – сумма распределенных коммерческих расходов на выращивание продукции «Б» («В»), руб.;

ΣCб(в) – величина фактической себестоимости продукции «Б» («В»), руб.;

 

· на производство продукции «Б»:

рублей

· на производство продукции «В»:

рублей

 

Для учета коммерческих расходов применяется активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 накапливаются суммы, произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, а по кредиту счета 44 учитывается списание произведенных расходов.

 

Операции по продаже продукции подразделяются на два этапа. Первый этап – отгрузка продукции, второй этап – оплата отгруженной продукции.

Факт отгрузки продукции наступает в момент отпуска продукции со склада, факт оплаты – в момент поступления денег за реализованную продукцию. Эти моменты на предприятии, как правило, не совпадают. Промежуточным этапом между этими моментами является начисление долга покупателю. Эти этапы в учете строго разграничиваются.

В системе бухгалтерского учета для отражения операции процесса реализации продукции (работ, услуг) используются счета 90 «Продажи», 45 «Товары отгруженные».

Счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этом счете по дебету товары отгруженные учитываются по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции (товаров). Принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров).

Взаимосвязи счетов для отражения финансового результата отчетного года представлены на рисунке 5.6).

 

 

 
 


дебет кредит

 
 

 

 


Дебетовое Кредитовое

       
   
 

 

 


1 – списание прибыли или убытка от основной деятельности (реализационный финансовый результат);

2 – списание прочих прибылей и убытков;

3 – начисление в течение отчетного года налога на прибыль, а также штрафных санкций;

4 – списываются чрезвычайные доходы и расходы.

 

Рисунок 5.6 - Взаимосвязь счетов для отражения

финансового результата

 

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансовых результатов по ним.

Реализационный финансовый результат отражается на счете 90 «Продажи» и определяется в виде разницы между суммой выручки (без косвенных налогов и платежей), отражаемой по кредиту счета 90, и суммой фактической себестоимости оказанных услуг, отражаемой по дебету этого же счета.

Формирование конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году осуществляется накопительным путем в течение всего года на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде его «свернутого» остатка. По дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) предприятия.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

 

Хозяйственные операции и бухгалтерские проводки:

Учет по моменту оплаты отгруженной продукции.

· Отгружена продукция покупателю по плановой себестоимости:

Д–45 «Товары отгруженные» К–43 «Готовая продукция»

· Начислено транспортной организации за доставку продукции, ее погрузку:

Д–44 «Расходы на продажу»

К–76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

· Поступила выручка на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию:

Д–51 «Расчетный счет» К–90 «Продажи»

· Списывается плановая себестоимость реализованной продукции:

Д–90 «Продажи» К–45 «Товары отгруженные»

· Доводится плановая себестоимость реализованной продукции до фактической (экономия):

Д–90 «Продажи» К–40 «Выпуск продукции» – красное сторно.

 

· Начислен налог на добавленную стоимость по проданной продукции: Д–90 «Продажи» К–68 «Расчеты по налогам и сборам»

· Списываются расходы на продажу:

Д–90 «Продажи» К–44 «Расходы на продажу»

· Выводится финансовый результат от продажи продукции:

· прибыль: Д–90 «Продажи» К–99 «Прибыли и убытки»

· убыток: Д–99 «Прибыли и убытки» К–90 «Продажи

· Списана сумма чистой нераспределенной прибыли (непокрытого убытка):

· списана чистая прибыль:

Д–99 «Прибыли и убытки»

К–84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

· списан чистый убыток:

Д–84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К–99 «Прибыли и убытки»

Учет по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю

· Начислено покупателям за реализованную продукцию (выписан счет фактура):

Д–62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К–90 «Продажи»

· Списана себестоимость отгруженной продукции:

Д–90 «Продажи» К–43 «Готовая продукция»

· Приняты к оплате расходы транспортной организации, связанные с отгрузкой продукции покупателям:

Д–44 «Расходы на продажу»

К–76 «Расходы с разными дебиторами и кредиторами»

· Списаны коммерческие расходы:

Д–90 «Продажи» К–44 «Расходы на продажу»

· Начислен НДС бюджету:

Д–90 «Продажи» К–68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

· Списываются общехозяйственные расходы на реализованную продукцию:

Д–90 «Продажи» К–26 «Общехозяйственные расходы»

· Поступила выручка от покупателей:

Д–50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

52 «Валютный счет»

К–62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

· Выводится финансовый результат от продажи продукции:

· прибыль: Д–90 «Продажи» К–99 «Прибыли и убытки»

· убыток: Д–99 «Прибыли и убытки» К–90 «Продажи»

· Списана сумма чистой нераспределенной прибыли (непокрытого убытка):

· списана чистая прибыль:

Д–99 «Прибыли и убытки»

К–84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

· списан чистый убыток:

Д–84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К–99 «Прибыли и убытки»

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой оценка в бухгалтерском учете?

2. Дайте определение калькуляции?

3. Назовите виды калькуляции?

4. Как определяется себестоимость приобретенных товарно-материальных ценностей?

5. Раскройте содержание учета процесса заготовления?

6. Каковы задачи учета производства?

7. Содержание учета процесса производства?

8. Как отражаются в учете затраты на производство продукции?

9. Как отражается в учете выпуск продукции?

10. Назовите задачи учета процесса реализации?

11. Как отражаются в учете отгрузка и реализация продукции?

12. Содержание учета процесса реализации?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учет процесса производства | Документ как источник первичной документации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.