Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Психология – область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов и состояний

Лекция 1

Психология – область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов и состояний человека.

Теория управления – наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Психология управления – направление психологической науки, изучающая психику человека и дающая психическую характеристику его управленческой деятельности, а также анализирует качества, необходимые для успешного ее осуществления.

Предмет изучения психологии управления – деятельность руководителей, которая реализуется в выполнении основных управленческих функций:

- психофизиологические особенности трудовой деятельности;

- психологические особенности переработки информации;

- механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга;

- психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем;

- психологические особенности в принятии управленческих решений;

- психологические факторы управленческой деятельности в целом.

 

Уровни управления:

- институциональный (высший, топ-менеджмент);

- управленческий (руководство среднего звена);

- технический;

 

Функции управления:

1) Планирование – обеспечивает основу для работы остальных функций (напр., учебный план);

2) Организация – действия руководителя, направленные на упорядочивание взаимодействия людей;

3) Мотивация – разработка стимулов для выполнения эффективной работы;

4) Контроль – мониторинг результатов деятельности;

 

Структура управления:

Методы исследования психологии управления:

- наблюдение;

- опрос;

- социометрический;

- социально-психологический эксперимент;

- тестирование;

 

Законы психологии управления:

1) Закон неопределенности отклика – основывается на психологических явлениях (апперцепции и наличия стереотипов сознания).

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания – устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неполно и неточно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры. Разные люди в разное время на одно и то же реагируют по-разному («нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»).

2) Закон неадекватности взаимного восприятия – человек никогда не может постичь другого человека. Наше восприятие построено таким образом, что оно никогда не бывает точным и полным. Рекомендация: использовать следующие подходы к людям:

- принцип универсальной талантливости (нет людей бездарных и неспособных, есть незанятые своим делом);

- принцип развития (способности, как общие, так и специальные могут развиваться);

- принцип неисчерпаемости (ни одна оценка данная человеку при его жизни не может считаться окончательной);

3) Закон неадекватности самооценки – при попытке оценить себя человек ставиться с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Самооценка никогда не бывает адекватной – она либо завышена, либо занижена.

4) Закон искажения информации – управленческая информация имеет тенденцию к изменению и степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые она проходит. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50%.

Рекомендуется:

- уменьшить насколько это возможно количество передаточных звеньев;

- своевременно снабжать своих сотрудников необходимой информацией;

- поддерживать обратную связь с подчиненными, чтобы удостовериться, что информация воспринята правильно;

5) Закон самосохранения – одним из ведущих мотивов, определяющих поведение человека является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

6) Закон компенсации – человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Школы управленческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.