Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы управленческой деятельности

История становления психологии управления. Основные теоретические подходы

Лекция 2

Как область исследования психология управления сформировалась на основе психологии труда и социальной психологии. Как самостоятельная наука она сформировалась в середине 20го века. В первой половине 20го века сформировались 4 школы управленческой деятельности:

1) Школа научной организации труда – основатель Фредерик Тэйлор (книга «Принципы научного управления»). В подходе Тейлора организация — завод, представляет собой набор более или менее автономных элементов, каждый из которых может быть рационализирован, усовершенствован, а при рациональной специализации и координации деятельности элементов может быть получен высокий результат. Таким элементом может быть и производственное подразделение, и процесс, и рабочее место, и операция, и трудовое движение. «Разработанная Тейлором система представляет собой совокупность методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение интенсивности и производительности труда. Система предусматривает детальное исследование трудовых процессов и строжайшую регламентацию их выполнения, а также режимов работы оборудования».

Тэйлор занимался проблемой производительности труда и пришел к выводу о том, что низкая производительность объясняется тем, что присутствует несовершенная система стимулирования рабочих – он разработал систему побудительных факторов, материальных стимулов (основной фактор - награда). Чтобы награда оказывала должный эффект, она должна следовать сразу за работой. Стимулирования постоянного ожидания награды поддерживалось за счет прогрессивной оплаты труда. Однако Тэйлор говорил, что уступки это тоже награды, поэтому он советовал руководителям идти на уступки своим рабочим. Кроме того, Тэйлор считал, что наградой могут быть бани, детские сады, читальни, столовые, вечерние курсы. Он доказал, что если ввести усовершенствование системы оплаты труда, то можно повысить производительность труда в 3-4 раза.

Гилберт также представитель этой школы, последователь Тэйлора. Он изучал трудовые движения, систематизировал их и упрощал. Например, он преобразовал приемы кладки кирпича, разработал специальное приспособление, увеличив производительность в 3-4 раза. Кроме того, Гилберт рекомендовал учитывать такие факторы как удовлетворенность трудом, стремление больше заработать, привычки, темперамент, образ жизни.

2) Административная школа – представитель Анри Файоль (его называют «отцом менеджмента»). Рассвет школы пришелся на 20-50ые годы 20го века. Он первым разработал последовательную систему принципов учета закономерностей человеческого фактора и приспособил их к деятельности высшего управленческого звена. В понятие управления Файоль включил 6 функций (производственную, финансовую, коммерческую, защитную, бухгалтерскую, административную). Он же разработал 14 принципов управления (например, разделение труда, власть, дисциплина, единство руководства, правопорядок и т.д.).

3) Школа человеческих отношений – представитель Э. Мэйо. Возникла как реакция на недооценку человеческого фактора. Суть идей Мэйо состоит в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму «человеческих отношений» с учетом социально-психологических факторов.

4) Школа управления – начала развиваться с 50ых годов прошлого века (ее еще называют «наукой управления»). Выделяют несколько подходов:

1. Системный подход – управление ориентировано на комплексный подход к решению проблем в организации. Главная роль в управлении отводиться ее лидерам. В рамках системного подхода создана концепция управления 7С (главное направления деятельности руководителя – стратегия, структура, системы, процедуры, сотрудники, стиль управления, квалификации, ценности).

2. Ситуационный подход – способ управления, решения проблем в зависимости от ситуации. Это скорее способ мышления руководителя, а не набор приемов и техник.

3. Процессуальный подход – рассматриваются процессы планирования, организации, администрирования, контроля и т.д.

5) Школа человеческого капитала – рабочая сила приравнивается к капиталу. Измерение человеческого капитала происходит в денежной форме, хотя учитываются разные факторы. Человеческий капитал, как и физический оборачивается и воспроизводится, при чем инвестиционный период выше, чем у физического капитала.

Концепция развития человеческих ресурсов – подразумевает создание условий для интенсификации труда и мобилизации работников в интересах фирмы. Фирма обеспечивает работника набором стимулов, которые послужат для их положительного отношения к труду (например, повышение профессионального и общеобразовательного уровня).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Психология – область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов и состояний | Практика из американского менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.