Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество отправленных пассажиров




В результате проведения этих мероприятий становится возможным значительное сокращение эксплуатационных расходов, улучшение использования тягового и подвижного состава, эксплуатационной работы дороги в целом и получение существенного экономического эффекта.

4 Общая характеристика логистического центра управления перевозками на дороге. Структура Логистического центра Дирекции управления движением предусматривает 2-х уровневую систему (рис. 4): логистический центр Дирекции управления движением (ДЛЦ), логистическая группа припортовой станции (ЛГТУ).

 

 

 


Рис. 4 Структура Логистического центра Дирекции управления движением

 

В составе ДЛЦ находится отдел по работе с портами, наливной отдел, отдел по обеспечению перевалки по прямому варианту и отдел анализа.

Основными задачами Логистического центра являются:

1 Выбор оптимального варианта продвижения вагонопотоков в направлении припортовых станций дороги на основе ежедневного анализа, с учетом складывающейся обстановки на перегрузочных терминалах.

2 Тесное взаимодействие с грузоотправителями, грузополучателями, экспедиторскими организациями, осуществляющими перевозки в направлении портов, а также экспедирующих грузы в портах.

3 Согласование с Территориальным центром фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) и службой движения (Д) основных и дополнительных планов перевозок экспортных грузов на основании поданных заявок формы ГУ-12.

4 Увеличение доходов от перевозок грузов и оказания
транспортных услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

5 Разработка и реализация новых видов транспортных услуг.

Логистический центр выполняет следующие основные функции:

- контролирует отгрузку внешнеторговых грузов на полигоне сети в соответствии с согласованным ОАО «РЖД» планом завоза;

- осуществляет оперативное планирование и контроль за перемещением внешнеторговых грузов, следующих в адрес морских и речных портов дороги;

- готовит совместно с терминалами и экспедиторами краткосрочный на одни сутки и среднесрочный на 2-е суток план подвода поездов на припортовые станции;

- определяет необходимость корректировки плана подвода поездов совместно с логистическими группами на припортовых станциях;

- передает в ДЦУП для исполнения согласованный и утвержденный план подвода поездов;

- контролирует выполнение плана подвода поездов, а в случае нарушения плана, вносит изменения, согласованные с припортовыми станциями;

- контролирует выполнение плана подачи морского тоннажа под вывоз грузов;

- разрабатывает оперативные задания по обеспечению своевременной отгрузки и формированию судовой партии на основании договоров, заключенных ТЦФТО на организацию перевозки грузов по варианту «вагон–борт судна»;

- готовит предложения для руководства дороги, направленные на недопущение скопления грузов перед припортовыми станциями дороги, при возникновении «форс-мажорных» обстоятельств;

- анализирует ситуацию с наличием грузов на складах порта и готовит предложения по экспедиторам и грузовладельцам, не обеспечивающим своевременный вывоз грузов морским тоннажем;

- обеспечивает подготовку ежесуточного справочно-аналитического материала по работе портов;

- готовит ежемесячный анализ работы портов и нефтеперевалочных баз;

- формирует справочно-информационную базу Логистического центра;

- проводит постоянную работу с грузовладельцами, трейдерами, экспедиторами в части своевременного обеспечения морским тоннажем исполненные перевозки;

- информирует пользователей услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта о необходимости изменения условий перевозок в связи с возникновением обстоятельств, не зависящих от дороги, и принимает согласованные решения;

- разрабатывает и представляет руководству дороги предложения
по дальнейшему совершенствованию логистических технологий транспортного обслуживания и улучшению организации перевозок внешнеторговых грузов.

Основными задачами логистической группы являются:

- оптимизация продвижения вагонопотоков назначением на припортовую станцию, координация взаимодействия припортовой станции с пользователями услуг, в том числе с морским портом, экспедиторскими организациями и терминалами, находящихся в регионе действия транспортного узла;

- контроль за формированием и управлением вагонопотоками с целью организации своевременной доставки грузов и удовлетворения потребностей грузоотправителей и грузополучателей в перевозках грузов, оказания сопутствующих услуг на основе концентрации возможностей транспортного комплекса;

- организация оперативного взаимодействия смежных видов транспорта и грузообразующих предприятий транспортного узла;

- организация информационного обмена между различными видами транспорта другими организациями, участвующими в процессе транспортировки грузов в транспортном узле.

Основными функциями логистической группы являются:

- участие в рассмотрении проекта месячного плана погрузки экспортно-импортных грузов по припортовой станции;

- контроль за соответствием фактической ежесуточной погрузки экспортных грузов назначением на припортовую станцию, по согласованным дорогой и утвержденным ОАО «РЖД» объемам;

- совместное рассмотрение с Логистическим центром дороги поступающих коммерческих предложений на перевозку экспортных грузов через порт с перевалкой по прямому варианту «вагон–борт судна»;

- организация непрерывного контроля за выполнением планов перевозки грузов по заключенным договорам, проведение анализа причин срыва погрузки и принятие оперативных мер к их своевременному исполнению;

- постоянный контроль за работой экспедиторов в части выполнения графиков подачи морского тоннажа;

- контроль за исполнением согласованного плана подвода поездов и их продвижением;

- ведение отчетности по периодам (декада, месяц, полугодие и год): по выполнению плана завоза и технических нормативов по выгрузке, наличия груза на складах;

- подготовка предложений по совершенствованию логистических технологий и организации перевозок грузов.

Логистическая группа транспортного узла совместно с логистическим центром дороги:

- участвует в сменно-суточном планировании подвода поездов для обеспечения погрузки и выгрузки по опорному центру, согласно заданным объемам;

- обеспечивает прогноз подвода грузов на глубину до 2 суток;

- прослеживает отгрузку с заводов (отправителей) вагонов с грузом в адрес Новороссийских терминалов, анализирует отгрузку вагонов с заводов (отправителей);

- организует подвод вагонов по заявкам экспедиторов и по договорам управления дороги;

- контролирует исполнение графика подвода поездов;

- вносит предложения по корректировке подхода поездов в связи с изменяющейся оперативной обстановкой;

- осуществляет сбор, систематизацию информации по маркетинговому обследованию предприятий-грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев;

- вносит предложения по техническому оснащению станции по переработке экспортно-импортных грузов, взаимодействию грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторских организаций по обеспечению переработки грузов в обслуживаемом регионе, формированию сменно-суточного плана работы станции.

Совместно с экспедиторскими организациями, операторскими компаниями и терминалами логистическая группа:

- определяет первоочередной подвод судов и вагонов к терминалам для обеспечения максимальной переработки экспортных грузов;

- осуществляет прогноз погрузки и выгрузки на глубину до 3 суток;

- осуществляет совместное планирование с портом швартовки судов;

- отслеживает подход судов;

- следит за наличием свободных площадей на причалах, в складах терминалов;

- анализирует фактическое прибытие и неприбытие судов, подвод вагонов;

- проводит ежесуточный анализ по выполнению плановых показателей станции, а также причин их срыва.

Логистическая группа осуществляет информационное взаимодействие с портами. Со стороны порта обеспечивается передача в систему АСУ припортовой станции следующей информации:

- о рейде–подходе судов в автоматизированном виде за 10, 20 суток, фактическом прибытии судов, задержках судов по прибытию;

- о единовременной норме хранения на причалах и складах по номенклатуре груза и заполненности складов для составления достоверного прогноза подвода поездов в АСУ станции из АСУ порта;

- ежесуточный план швартовок судов на районах порта;

- диспетчерская сводка об обработке судов на причалах порта, включающая:

- наименование района; номер причала;

- название судна;

- род груза;

- количество груза на данное судно (общее, план погрузки-выгрузки за сутки, факт погрузки-выгрузки за сутки);

- дата и время начала работы судна;

- дата и время окончания работы судна;

- остаток груза на судне;

- для логистического центра необходима передача информации о нахождении судов в акватории порта и наличии складских помещений в графическом виде;

- нормы времени на обработку судов.

Со стороны железной дороги для порта предоставляется следующая информация:

- формирование состава согласно натурному листу на выставочных путях припортовых парков.

- формирование и подача передач на районы порта под обработку.

- содержание сообщений включает: номер вагона, признак аренды, наименование груза, номер выставочного пути, порядковый номер в составе на выставочных путях, дата, время;

- информация о брошенных поездах, включающая станцию бросания, время, дату и причину бросания поезда;

- информация о ежесуточной отгрузке в адрес порта и подводе поездов;

- информация о месте нахождения вагонов на сети дорог, следующих в адрес порта.

Режим передачи всей информации – в режиме реального времени, согласно технологическому регламенту работы.

 

3.6 Лекция № 6 «Основы организации и управления эксплуатационной работой железных дорог»

 

Вопросы:

1 Предмет и содержание курса «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок».

2 Основные принципы организации эксплуатационной работы.

 

Предмет и содержание курса «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок». Эксплуатационная наука включает в себя изучение закономерностей перевозочного процесса, анализ передового опыта организации движения поездов и использования технических средств, методы наиболее рациональной работы железнодорожного транспорта РФ и т.д.

Основными курсами науки об эксплуатации железных дорог, определяющими подготовку инженеров по специальности «Организация перевозок на транспорте (железнодорожный транспорт)», являются:

- Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок;

- Управление грузовой и коммерческой работой;

- Хладотранспорт;

- Проектирование станций и узлов;

- Транспортно-грузовые системы;

- Экономика транспорта;

- Охрана труда.

Ведущим курсом эксплуатационной науки является «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок».

Предмет курса - организация и управление движением поездов, технология работы различных подразделений на железнодорожном транспорте.

Данный курс является не только технико-технологическим с практическим уклоном, но и научным, позволяющим на основе изучения внутренних закономерностей перевозочной работы и тенденций развития транспорта определять методы решения инженерных задач по обеспечению перевозок и снижению их себестоимости за счет выбора в конкретных условиях технических средств, технологии перевозочной работы и автоматизации управления перевозочным процессом с использованием микропроцессорной техники и ЭВМ.

Содержание курса определяется следующими дисциплинами:

1 Основы управления перевозочным процессом.

2 Технология и управление работой станций и узлов.

3 Технология и управление работой железнодорожных участков и направлений.

4 Организация пассажирских перевозок.

5 Технология и управление движением на полигоне и сети железных дорог.

Изучение этого курса осуществляется с целью улучшения работы персонала, подвижного состава, обеспечения безопасности движения пассажирских и грузовых поездов.

2 Основные принципы организации эксплуатационной работы. Железнодорожный транспорт представляет огромный и сложный конвейер, особый вид предприятия, многочисленные подразделения которого размещены на всей территории страны. Как предприятие он имеет свой производственный перевозочный процесс, который включает в себя комплекс операций по доставке грузов и пассажиров от пункта отправления до пункта назначения. Он непрерывен во времени, работа всех его звеньев взаимосвязана.

При рациональной организации эксплуатационной работы руководствуются следующими принципами:

а) безусловное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы – основное условие эксплуатации железных дорог, перевозок пассажиров и грузов. Все организационные и технические мероприятия на железнодорожном транспорте должны отвечать требованиям ПТЭ и инструкций;

б) обеспечение сохранности перевозок за счет непрерывного контроля, а при необходимости - и охраны перевозимых грузов;

в) своевременная доставка перевозимых грузов и соблюдение графика движения пассажирских поездов, что достигается совершенствованием технологии работы железнодорожной станции и регулирования движения поездов по железнодорожным участкам, за счет механизации и автоматизации технологических процессов отдельных элементов и управления перевозками в целом;

г) обеспечение снижения себестоимости перевозок за счет наиболее полного использования пропускных и перерабатывающих способностей элементов железнодорожного хозяйства;

д) обеспечение конкурентоспособности с другими видами транспорта, что достигается разумной тарифной политикой, в условиях рыночных отношений требует наличия достаточной резервной пропускной и перерабатывающей способностей элементов железнодорожного хозяйства для выполнения максимальных перевозок.

Требования к работе железнодорожного транспорта вытекают из закономерностей развития экономики, из его участия в различных фазах производственного процесса разных видов транспорта. Организация движения поездов подразделяется на органи­зацию движения грузовых и пассажирских поездов. В организации грузового движения различают два вида работ: с вагонами и поездами. Полным циклом работы грузового вагона считается период времени от одной его погрузки до другой (рис. 5).

 
 

 


Рис. 5. Схема полного цикла работы вагона:

П – станция погрузки; В – станция выгрузки;, - технические станции; - рейс груженого вагона; - рейс порожнего вагона

За этот период выполняются следующие операции:

На станции погрузки: подача порожнего вагона под погрузку, по­грузка, оформление грузовых документов и расчеты за перевозку, уборка вагона на станционные пути, где он вместе с другими накапливается, затем включается в состав формируемого поезда и отправляется;

В пути следования: сортировка вагонов на технических станциях, т.е. расформирование состава и переход вагона из одного состава в другой. Кроме того, в пути следования производятся технический и коммер­ческий осмотры вагонов.

На станции назначения: расформирование состава и подача вагона под выгрузку, выгрузка, уборка вагона на станционные пути, накопле­ние вагонов до целого состава, формирование и отправление поезда.

За время перемещения и в зависимости от выполняемых опе­раций вагон получает специальные названия. Так, на станции погрузки и выгрузки вагон называется местным. В пути следования вагон получает название с переработкой, если осуществляется сортировка, или без переработки, если сортировка не осуществляется.

Операции подачи, уборки вагонов, расформирования и формирования составов и др. носят название – маневровая работа.

Цикл работы с грузовым поездом включает в себя период времени от его фор­мирования до расформирования. Назначением поезда считается станция расформирования.

На станции формирования осуществляется накопление состава до установленной нормы длины и массы (веса) поезда, формирование, под­готовка состава к отправлению, т.е. устранение технических и ком­мерческих неисправностей. Затем к составу подается поездной локомо­тив, производится опробование автотормозов и отправление поезда.

На каждый поезд составляется поездной документ - натурный лист, в котором указываются необходимые данные о вагонах, требующиеся для обработки поезда на станции и передачи информации о каждом вагоне. Каждый поезд обслуживается поездным локомотивом, который рабо­тает на закрепленном участке (рис. 6), длиной до 1500–2000 км.

 


А К

 

 

Рис. 6. Порядок обслуживания поездов в пути следования:

- станции оборота локомотивов; линии передвижения поездного локомо­тива;
- станции оборота поездных бригад; - линии передвижения поездных бригад

 

В свою очередь, локомотив обслуживается локомотивными бригадами, работающими также на закрепленных участках, длины которых определяются продолжительностью непрерывного рабочего времени бригады (8–12 ч). В пути следования на технических станциях осуществляются техни­ческий и коммерческий осмотры, т.е. обработка поезда, смена локомо­тивов и локомотивных бригад, в необходимых случаях одиночные отцепки и прицепки вагонов.

На станции назначения происходит расформирование состава.

Особенность циклов с пассажирскими вагонами и поездами заключается в том, что поезда дальнего и пригородного следования обслуживаются, как правило, постоянными составами. Они не расформировываются в пути следования на станции приписки, вагоны готовятся к рейсу, затем подаются под посадку и отправляются. На станции оборота состава опять производится подготовка в рейс, но в меньшем объеме.

В летний период могут назначаться на отдельные направления одиночные пассажирские вагоны (когда не хватает пассажиров или наоборот избыток пассажиров и проходящими поездами нельзя их отправить).

3.7 Лекция № 7 «Технологические основы организации перевозок»

 

Вопросы:

1 Основные документы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта.

2 Основные понятия и определения.

Основные документы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта. Эксплуатационная работа железнодорожного транспорта регламентируется рядом документов, позволяющим всем подразделениям железных дорог обеспечить безопасность и эффективность перевозочного процесса.

Среди них:

1 Нормативно-правовые акты РФ.

2 Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

3 Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ).

4 Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ).

5 Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ (ИДП).

6 План формирования поездов (ПФП).

7 График движения поездов (ГДП).

8 Технические нормы эксплуатационной работы железных дорог (ТН).

9 Технологические процессы работы подразделений железнодорожного транспорта.

10 Приказы и инструктивные указания.

Правовую основу федерального железнодорожного транспорта составляют нормативно-правовые акты РФ разных уровней. Основные из них - Федеральные законы «О федеральном железнодорожном транспорте», «Транспортный устав железных дорог РФ», «О транспортно-экспедиторской деятельности» и др. Они определяют организационно-правовые взаимоотношения железнодорожных предприятий, осуществляющих перевозки, с пассажирами и грузоотправителями. Реформирование железнодорожного транспорта требует существенной переработки указанных нормативных законов, ряда иных нормативных актов.

Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» определяет экономические, правовые, организационные основы деятельности федерального железнодорожного транспорта, его место и роль в экономике и социальной сфере Российской Федерации, регламентирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, багажа и грузобагажа, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

«Устав железных дорог РФ» устанавливает основные права, обязанности и ответственность железных дорог и пользователей транспорта.

Закон «О транспортно-экспедиторской деятельности» регулирует отношения между экспедитором и клиентом, в том числе порядок осуществления транспортно-экспедиторской деятельности; права, обязанности и ответственность сторон при выполнении или организации выполнения определенных «Договором транспортной экспедиции» услуг, связанных с перевозкой груза. Целями настоящего Закона являются:

- создание условий для обеспечения предоставления качественных услуг, связанных с перевозкой груза;

- создание единообразных требований к экспедиторам и клиентам при выполнении «Договора транспортной экспедиции»;

- повышение экономической эффективности перевозок груза различными видами транспорта.

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ устанавливают:

- основные положения по технической эксплуатации железных дорог;

- порядок действий работников железнодорожного транспорта при эксплуатации железных дорог;

- основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств, подвижного состава и требования, предъявляемые к ним;

- систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ устанавливает единообразную систему видимых и звуковых сигналов, действующую на железнодорожном транспорте, для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ в соответствии с ПТЭ и ИСИ устанавливает правила:

- приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на станциях и средствах сигнализации и связи при движении поездов как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;

- приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях;

- производства маневров на станциях;

- выдачи предупреждений на поезда;

- другие правила, регламентирующие безопасность движения поездов и маневровой работы.

План формирования поездов – система организации вагонопотоков в поезда и одновременно распределения между сортировочными, участковыми, грузовыми и др. станциями объема работы по формированию, расформированию и пропуску поездов транзитом с учетом критерия технико-экономической целесообразности.

Различают план формирований:

· межгосударственных назначений, разрабатываемый Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту СНГ;

· внутригосударственных назначений (сетевой), разрабатываемый железнодорожной администрацией и утверждаемый ее руководителем;

· внутридорожных назначений, разрабатываемый железной дорогой и утверждаемый начальником дороги.

Сетевой ПФП разрабатывается МПС для сетевых (опорных) сортировочных станций, на которых в больших объемах перераспределяются вагонопотоки.

На дорогах для (районных) сортировочных и участковых станций разрабатываются внутридорожные ПФП для организации местных (внутридорожных) вагонопотоков в поезда.

ПФП определяет род и назначение поездов и групп вагонов, формируемых станциями, наиболее экономичный путь их следования, рациональное распределение работы между станциями.

ПФП предусматривает классификацию грузовых поездов по условиям: формирования; проследования до станций назначения; роду перевозок и скорости движения; состояния включаемых в них вагонов; числа групп в составе; тягового обслуживания (рис. 7).

По условиям формирования грузовые поезда делятся на:

- маршруты организованные с мест погрузки, в том числе: отправительские - из вагонов, погруженных одним грузоотправителем; ступенчатые – из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на одной станции или на нескольких станциях одного или двух участков;

- поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия отправителей грузов (технические маршруты).

 

 

 


Рис. 7. Категории поездов по условиям формирования и проследования:

Станции:

- сортировочные; - участковые; - грузовые; - промежуточные.

Поезда:

- отправительские маршруты; - сквозной;

- участковый; - сборный; - вывозной

По условиям проследования до станций назначения различают поезда:

- сквозные – проходящие без переработки не менее одной технической станции;

- участковые – следующие без переформирования по одному участку;

- сборные поезда – следующие по участку с остановками на станциях, открытых для выполнения грузовых операций, для обеспечения развоза и сбора местных вагонов по промежуточным станциям;

- сборно-участковые – следующие по нескольким участкам с работой на линейных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки;

- вывозные – следующие с технических станций до отдельных линейных станций примыкающего участка и обратно. (Назначаются при большом объеме местной работы на отдельных промежуточных станциях);

- передаточные – обращающиеся между станциями узла от отдельных промежуточных станций до ближайшей технической станции.

По роду перевозок и скорости движении различают грузовые поезда:

- скорые с унифицированной по всему пути нормой массы скоропортящихся грузов (СПГ) в рефрижераторных составах и секциях;

- ускоренные с повышенной маршрутной скоростью для перевозки СПГ и живности, имеющие в пути следования технологические стоянки для выполнения специфических операций;

- молочные для доставки в крупные города молока и молочных продуктов;

- овощные для доставки в города ранних овощей.

По состоянию включаемых вагонов поезда делятся на: груженые, порожние и комбинированные (из груженых и порожних вагонов)

В зависимости от числа групп вагонов в составе поезда делятся на:

- одногруппные, состоящие из вагонов одного назначения (на станцию выгрузки или расформирования);

- групповые, состоящие из нескольких подобранных по назначениям групп вагонов.

По условиям тягового обслуживания грузовые поезда подразделяются на:

- обслуживаемые локомотивной тягой ОАО «РЖД»;

- обслуживаемые собственными или арендованными локомотивами независимых перевозчиков и операторских компаний (поездные формирования).

ПФП является первичным документом для разработки ГДП. ПФП и ГДП определяют порядок выполнения перевозочной работы, нормы веса и длины составов.

График движения поездов представляет собой плановую расчетную модель пропуска поездопотоков в виде графического изображения движения поездов по всем линиям сети железных дорог. Он разрабатывается на среднесуточные размеры движения поездов максимального по объему перевозок месяца, т.е. на максимальные размеры движения. Это основной документ, который объединяет работу всех служб (локомотивной, пути, вагонной, СЦБ и связи и др.) в обеспечении выполнения плана грузовых и пассажирских перевозок и является основой для планирования и координации их работы.

ГДП - плановый документ организации поездной работы железнодорожных участков, направлений, и расположенных на них станций. По ГДП определяется время прибытия, отправления или безостановочного проследования поезда по каждой станции с точностью до целых минут. Линия хода поезда по перегонам представляется прямой линией, соединяющей время отправления поезда на перегон и время прибытия на соседнюю станцию. Каждому поезду, наносимому на ГДП присваивается определенный номер в зависимости от его категории. Четные номера имеют поезда, следующие с запада на восток и с юга на север, в обратном направлении - нечетные.

ГДП предусматривает наивыгоднейшее использование подвижного состава, следование поездов с высокими скоростями, соблюдение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад и др.

Одновременно с ГДП составляется график оборота локомотивов, по которому определяют число потребных локомотивов, простои поездов и локомотивов на станциях и раздельных пунктах и др.).

На основе ГДП составляется расписание грузовых и пассажирских поездов. ГДП составляется на год и корректируется по сезонам, а в некоторых случаях по более коротким периодам года.

Движение пассажирских поездов должно выполняться строго по графику, а в случае отклонения движения пассажирских поездов от предусмотренного графиком должны приниматься меры по вводу их в расписание. Движение грузовых поездов организуется ориентировочно на ГДП, так как главная задача в организации движения грузовых поездов – возможно более быстрый пропуск таких поездов по участку. Таким образом, в связи с возможными отклонениями по времени и ежесуточному количеству отдельных категорий поездов, отказами технических средств и другими причинами возникает необходимость диспетчерского регулирования движением поездов, использованием подвижного состава и других ресурсов транспорта. Диспетчер участка показывает действительные данные о проследовании поездов на графике исполненного движения (ГИД), который является первичным документом учета и отчетности о выполненной поездной работе.

Техническое нормирование перевозочной работы. Устанавливаются месячные нормы количественных и качественных показателей подразделений железнодорожного транспорта, предусматривается распределение вагонного парка между ними в соответствии с их потребностями и обеспечивается наилучшее использование подвижного состава и пропускной способности участков железных дорог, снижение эксплуатационных расходов.

Технологические процессы работы подразделений железнодорожного транспорта определяют систему организации работы, оперативного руководства каждого подразделения при использовании передового опыта, достижений науки и техники.

2 Основные понятия и определения. Физический вагон является единицей измерения объема и качества работы на железнодорожном транспорте. Может иметь любое число осей и любую грузоподъемность.

Условный вагон – вагон длиной 14 м. Любой другой вагон представляет собой столько единиц, сколько раз его длина превышает 14 м. Используется для установления длины поезда.

Поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, отправляемый на перегон, рассматриваются как поезд.

Поезд грузовой длинносоставный – грузовой поезд, длина которого (в условных вагонах) превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.

Индекс грузового поезда – специальный код, состоящий из 10 цифр, присваиваемый всем грузовым поездам на станции их формирования. Первые четыре цифры – единая сетевая разметка (ЕСР) станции формирования поезда, следующие две – порядковый номер состава, сформированного на этой станции, а последние четыре – ЕСР станции назначения поезда.

Поезд грузовой тяжеловесный – грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 т и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда.

Поезд пассажирский – поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов. По видам сообщения пассажирские поезда делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные – до 700 км и пригородные – до 150 км.

Поезд хозяйственный – поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железных дорог, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

Поездные сигналы – сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.

Интенсивное движение поездов – размеры движения пассажирских и грузовых поездов по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных – более 24 пар в сутки.

Малодеятельные участки – участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов по графику не более 8 пар в сутки.

Поездная работа – это комплекс мероприятий по организации перевозочного процесса, связанных с продвижением вагонопотоков в организованных поездах или маршрутах от станции отправления до станции назначения.

Местная работа – это комплекс мероприятий по организации перевозочного процесса, связанных с выполнением грузовых операций, т.е. система организации движения поездов и регулирования парка вагонов, обеспечивающая своевременную погрузку и выгрузку, а также развоз местного груза до пункта назначения.

Раздельный пункт – пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок - участки.

Разъезд – раздельный пункт на однопутных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.

Станция – раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах – маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

Станционные пути – пути в границах станции – главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные парки на станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и производства других операций), а также прочие пути, назначение которых определяется производимыми на них операциями.

Стрелка – часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма. При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелки входит и крестовина.

Стрелочный перевод – устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин, соединительных путей между ними. Крестовины могут быть с неподвижным и подвижным сердечником.

Грузовые документы – документы, сопровождающие каждый вагон поезда. К ним относятся: накладная, дорожная ведомость, квитанция дорожной ведомости, вагонный лист и др.

Поездные документы – грузовые документы и натурный лист, содержащие необходимые реквизиты по каждому грузу и вагону.

Грузопоток – количество тонн грузов, отправляемых станцией или группой станций в каком либо направлении за определенный срок.

Вагонопоток – количество вагонов, следующих в каком-либо направлении за определенный промежуток времени.

Направление движения – устанавливается по принципу: с востока на запад и с севера на юг – нечетное, обратное направление – четное. Различают груженое и порожнее направления.

Назначение вагона определяется станцией выгрузки, а поезда - станцией расформирования.

Перерабатывающая способность станции – количество вагонов, которое может быть переработано имеющимися техническими средствами в сутки.

Пропускная способность железнодорожной линии – наибольшие размеры движения (в поездах или парах поездов), которые могут быть пропущены через отдельный участок за определенное время (сутки, час) в зависимости от постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава, методов организации движения поездов.

Провозная способность железнодорожной линии – возможные размеры грузовых перевозок (в миллионах тонн), которые могут быть выполнены на данной линии в течение года.

Эксплуатационная длина – протяженность железнодорожной линии, исключающая вторые, третьи и четвертые главные и станционные пути.

Развернутая длина включает общую протяженность железных дорог, учитывая вторые, третьи и четвертые главные и станционные пути.

 

3.8 Лекция № 8 «Количественные показатели эксплуатационной работы»

 

Вопросы:

1 Количество отправленных грузов.

2 Количество отправленных пассажиров.

3 Грузооборот железнодорожного подразделения.

4 Пассажирооборот.

5 Погрузка железнодорожного подразделения.

6 Выгрузка железнодорожного подразделения.

7 Прием вагонов по стыковым пунктам.

8 Прием груженых вагонов с соседних железнодорожных подразделений по стыковым пунктам.

9 Сдача груженых вагонов по стыковым пунктам.

10 Работа железнодорожного подразделения.

11 Грузонапряженность работы подразделения.

12 Пробеги поездов.

13 Пробеги вагонов.

14 Пробеги локомотивов.

 

Количественные показатели характеризуют объемы перевозок грузов и пассажиров, а также работу подвижного состава.

Основными из них являются:

- количество отправленных грузов и пассажиров;

- грузооборот и пассажирооборот;

- общие объемы грузовой работы, т.е. погрузка и выгрузка (в том числе слив и налив);

- объемы передачи подвижного состава по стыковым пунктам (прием и сдача груженых и порожних вагонов);

- работа подразделений;

- пробеги вагонов, поездов, локомотивов;

- грузонапряженность железных дорог и др.

1 Количество отправленных грузов

, т,

где - количество отправленных грузов с i -ой линейной станции подразделения, открытой для выполнения грузовых операций;

- число линейных станций, выполняющих грузовые операции.

, пасс,

где - количество отправленных пассажиров с i -ой станции подразделения;

- число станций, выполняющих операции по обслуживанию пассажиров.

3 Грузооборот железнодорожного подразделения является суммой произведений числа тонн перевезенных грузов () на протяженность участков в км ()

, тонно-км. (нетто),

где – общее число железнодорожных участков на подразделении.

4 Пассажирооборот определяют аналогично по формуле

, пасс-км,

где - количество отправленных пассажиров, следующих на расстояние .

5 Погрузка железнодорожного подразделения складывается из погрузки в местном сообщении и погрузки его на соседние подразделения в тоннах (Р) или вагонах (Uпогр) и определяется по родам вагонов, номенклатуре грузов, грузоотправителям

, ваг,

где - число линейных станций, открытых для выполнения грузовых операций;

- груженые вагоны, погруженные и выгруженные на станциях одного подразделения;

- груженые вагоны, погруженные на рассматриваемом подразделении и следующие за его пределы на соседние подразделения.

6 Выгрузка железнодорожного подразделения определяется только в вагонах (Uвыгр), аналогично предыдущему, по всем станциям, открытым для выполнения грузовых операций и включает в себя вагоны, погруженные в местном сообщении и вагоны, поступившие под выгрузку с других подразделений

, ваг,

где - груженые вагоны, поступающие на рассматриваемое подразделение под выгрузку с других смежных подразделений.

7 Прием вагонов по стыковым пунктам определяется в том числе:

- с направлений;

- порожних;

- груженых.

Из них вагоны, поступающие под выгрузку – для груженых, под погрузку – для порожних, а также с выделением вагонов, прибывающих в расформирование, с частичной переработкой и без переработки.

Из них выделяются маршруты, в том числе кольцевые.

8 Прием груженых вагонов с соседних железнодорожных подразделений по стыковым пунктам включает вагоны, поступившие под выгрузку и транзитные, следующие на другие подразделения

, ваг,

где с - число стыковых станций с соседними подразделениями;

- груженые вагоны, проследующие рассматриваемое подразделение без выполнения на нем грузовых операций.

9 Сдача груженых вагонов по стыковым пунктам включает вагоны, погруженные на другие подразделения сети, и транзит груженых

, ваг.

10 Работа железнодорожного подразделения представляет собой количество груженых вагонов, участвующих в перевозке грузов за некоторый период времени (сутки), и определяется суммой погруженных и принятых или выгруженных и сданных груженых вагонов рассматриваемого подразделения

, ваг.

11 Грузонапряженность работы подразделения характеризует загрузку подразделения перевозкой грузов

, тонно-км /км,

где - грузооборот железнодорожного подразделения;

- эксплуатационная длина железнодорожного подразделения.

В отдельных случаях рассчитывают приведенную грузонапряженность, через приведенный грузооборот. При этом 1 пасс-км приравнивают к 1 тонно-км.

, тонно-км /км.

12 Пробеги поездов определяются по формуле

, поездо-км.

где - размеры движения поездов на участках протяженностью .

13 Пробеги вагонов определяют в ваг-км и осе-км, как сумму пробегов вагонов на каждом участке

, ваг-км,

где - количество вагонов, следующих по участкам протяженностью .

Различают пробеги груженых () и порожних вагонов (). Порожний пробег вагонов является непроизводительным и создает убыточные расходы для железнодорожного транспорта, поэтому его нужно сокращать, максимально используя взаимозаменяемость вагонов, устраняя встречные пробеги порожних вагонов и др.

14 Пробеги локомотивов измеряют в лок-км и делят на пробеги в голове поездов и на вспомогательные (резервом, при подталкивании, двойной тягой)

, лок-км.

3.9 Лекция № 9 «Качественные показатели эксплуатационной работы»

 

Вопросы:

1 Скорости движения поездов (ходовая, техническая, участковая и маршрутная).

2 Оборот вагона.

3 Рабочий парк вагонов.

4 Среднесуточный пробег вагона.

5 Производительность вагона

6 Статическая нагрузка вагона.

7 Динамическая нагрузка вагона.

1 Скорости движения поездов. Различают следующие скорости движения поездов:

а) ходовая скорость движения поезда определяется без учета остановок в пути следования и времени на разгоны и замедления при остановках

,

где - протяженность ж.д. участка;

- время хода поезда по i -му перегону, мин;

- число перегонов на участке между раздельными пунктами с путевым развитием.

Ходовая скорость характеризует технические особенности данного железнодорожного участка и качество содержания пути;

б) техническая скорость – это скорость проследования поездом железнодорожного участка с учетом потерь времени на разгоны – замедления, связанные с остановками поезда

, км/ч,

где - потери времени на разгоны и замедления на i -ой остановке;

- число остановок поезда на промежуточных раздельных пунктах участка, км/ч.

в) участковая скорость характеризует среднюю скорость продвижения поезда по участку с учетом потерь времени не только на разгон и замедление, но и на продолжительность стоянок на промежуточных раздельных пунктах

, км/ч,

где - продолжительность i -ой стоянки поезда на промежуточных раздельных пунктах с путевым развитием, мин.

Для того, чтобы оценить движение поездов на участке используется коэффициент скорости

.

Повышение коэффициента скорости – одна из основных задач организации движения;

г) маршрутная скорость – это средняя суточная скорость продвижения поезда на направлении от станции формирования или приема на подразделение (ЦУПР) до станции расформирования или сдачи на другое подразделение. Маршрутная скорость содержит время движения поезда по перегонам и остановки на промежуточных раздельных пунктах железнодорожных участков, а также время нахождения поезда на технических станциях направления (кроме начальной и конечной).

2 Оборот вагона. Для оценки качества работы применяются показатели, характеризующие затраты времени на обработку транзитного вагона без переработки, транзитного вагона с переработкой и местного вагона. Основным показателем качества использования вагонного парка, характеризующим уровень организации всех элементов перевозочного процесса является оборот вагона (рис. 8).

Оборот вагона – это время выполнения цикла перевозочных операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки.

Время оборота вагона складывается из времени:

- нахождения вагона на станции после его погрузки;

- пробега вагона в поездах от станции погрузки до станции выгрузки;

- переработки вагона на попутных технических станциях;

- нахождения вагона на станции выгрузки;

- пробега вагона в поездах до станции новой погрузки (в случае, если погрузка вагона производится не на станции его выгрузки);

- нахождения вагона на станции выгрузки.

, сут,

           
   
   
 
 

 


где - суммарное время нахождения вагона в поездах на железнодорожных участках, включающее в себя, кроме времени движения поезда по перегонам, время нахождения вагона под остановками поезда на станциях внутри участка с учетом затрат времени на разгоны и торможения поезда при выполнении таких остановок;

- суммарное время нахождения вагона на технических станциях, которые вагон проходит либо в составах транзитных поездов, либо поступает на них в переработку;

- время нахождения вагона под грузовыми операциями на станциях погрузки-выгрузки.

                   
 
 
         

 

 

 
 

       
   
 
 

 
 

 


Рис. 8. Оборот вагона: - место погрузки вагона;

– место выгрузки вагона;

- рейс груженого вагона;

- рейс порожнего вагона;

- полный рейс вагона

Полный цикл перевозочных операций с вагоном на железнодорожных подразделениях выполняется лишь для части вагонов в так называемом местном сообщении. Остальные вагоны появляются на подразделении с соседних подразделений по стыковым пунктам и покидают данное подразделение, не завершив полного цикла. Поэтому оборотом вагона на железнодорожном подразделении () является время с момента поступления на него, до момента сдачи на соседнее подразделение.

Ускорение оборота вагона позволяет тем же вагонным парком выполнить больший объем перевозок, а, значит, уменьшить потребность в вагонах для перевозок и сократить капитальные расходы на подвижной состав, развитие станций, пунктов ремонта, а также эксплуатационные расходы на перевозки.

3 Рабочий парк вагонов определяется по родам вагонов, арендованных, с выделением для районных перевозок – груженых и порожних вагонов.

Норма рабочего парка вагонов определяется по формуле

, ваг-сут.

4 Среднесуточный пробег вагона. Использование вагонов характеризуется также их среднесуточным пробегом, который выражает среднесуточную скорость продвижения вагона за все время оборота. Среднее расстояние, которое вагон пробегает за сутки, называется среднесуточным пробегом вагона

, км/сут,

где - расстояние, пробегаемое вагоном от одной погрузки до следующей,

или .

5 Производительность вагона наиболее полно характеризует использование вагонов. Этот измеритель показывает количество тонно-км (нетто), выполненных одним вагоном рабочего парка за сутки.

Особенность этого показателя состоит в том, что он учитывает не только время оборота вагона, но и длину рейса, использование грузоподъемности вагона, его пробег в порожнем состоянии

, тонно-км нетто/ваг-сут.,

где - динамическая нагрузка вагона.

6 Статическая нагрузка вагона характеризует степень использования грузоподъемности вагона. Она определяется по родам вагонов и номенклатуре грузов. Статическая нагрузка вагона является показателем использования подъемной силы вагона при его загрузке и выражается средним количеством тонн груза, приходящимся на вагон на станции погрузки (нагрузка на вагон от погруженного груза)

, т/ваг.

где - количество вагонов, погруженных на станции.

Повышение статической нагрузки вагона целесообразно с точки зрения сокращения потребности вагонов для перевозки. Это достигается путем выбора подвижного состава определенного вида под соответствующий груз и методами уплотненной погрузки (прессование и т.д.).

7 Динамическая нагрузка вагона выражает количество тонн груза, приходящееся на вагон, с учетом дальности пробега вагонов с различной нагрузкой (нагрузка груженых вагонов с учетом их пробега в среднем за сутки), т.е. отношение грузооборота () к пробегу груженых вагонов () или общему пробегу груженых и порожних вагонов ()

, тонно-км нетто/ваг-км.

 

3.10 Лекция № 10 «Качественные показатели использования локомотивов»

 

Вопросы:

1 Оборот локомотива.

2 Основная потребность в локомотивах.

3 Среднесуточный пробег локомотивов.

4 Производительность локомотива.

 

1 Оборот локомотива. Каждый поезд обслуживается поездным локомотивом, который работает на закрепленном участке, ограниченном станциями с оборотными пунктами. Такой участок называется участком обращения локомотива. Участок, ограниченный станциями с основным и оборотным депо, называется тяговым плечом, его длина определяется продолжительностью непрерывного рабочего времени локомотивной бригады. Два или несколько участков обращения локомотивов, приписанных к одному или нескольким оборотным депо образуют зону обращения локомотивов (рис. 9). Участок обращения локомотивной бригады – расстояние между двумя смежными станциями, одна из которых является местом жительства локомотивных бригад, другая - пунктом оборота.

 
 

 

 


Рис. 9. Зона обращения локомотива:

- станция основного депо; - станция оборотного депо;

- пункт смены бригад; - участок обращения локомотивов

(оборот локомотивов); - участок обращения локомотивных бригад

(оборот локомотивных бригад)

Эффективное использование поездных локомотивов зависит от использования локомотивов во времени и мощности.

Основным качественным показателем использования локомотива является оборот локомотива (рис. 10). Полным оборотом локомотива называется время в часах, за которое локомотив совершает полный цикл операций по обслуживанию пары поездов на участках обращения протяженностью () с момента выдачи его под поезд на станции основного депо до момента следующей его выдачи из того же депо, т.е. время от момента прицепки локомотива к составу, время следования поезда в одном направлении, отцепки в пункте оборота, прицепки к встречному поезду и следования в обратном направлении до новой прицепки к поезду первоначального направления.

, ч,

где - время нахождения локомотива в основном депо (простой и передвижение на станции, выполнение технологических операций по отправлению), ч;

- время нахождения локомотива в движении, ч;

- суммарное среднее время нахождения локомотива на станциях смены локомотивных бригад, ч;

- время нахождения локомотива в оборотном депо с момента прибытия с одним поездом до момента отправления с поездом обратного направления, ч.

 
 

 


Рис. 10. Схема оборота локомотива

 

Эксплуатационный оборот локомотива включает в себя время полного оборота за минусом времени нахождения локомотива в основном депо.

2 Основная потребность в локомотивах определяется исходя из нормы оборота локомотива и количества поездов, которые требуется отправить за время оборота

,

<



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.