Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Административное право РК как отрасль права

Читайте также:
  1. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  2. I. Основные теории происхождения государства и права.
  3. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  4. I. Понятие и формы реализации права.
  5. I. Правомерное поведение личности.
  6. I. Суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах.
  7. II . Понятие и виды правонарушений по Российскому праву.
  8. II. Виды правовых отношений.
  9. II. Возникновение и развитие идеи правового государства.
  10. II. Конституционное право России как наука.
  11. II. Методология теории государства и права.
  12. II. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Костанайский филиал

Кафедра права

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры права

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

по дисциплине «Особенности административного права Республики Казахстан»

 

 

Костанай 2012 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине «Особенности административного права Республики Казахстан» составлен: Новгумановой Г.С., старшим преподавателем кафедры права

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Особенности административного права Республики Казахстан» обсужден на заседании методической комиссии кафедры права

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

 

Председатель метод. комиссии _____________ С.Н. Пиутлин

 


 

 

Цель лекционного занятия: уяснить сущность и значение административного права РК как отрасли и науки;

- развить практические навыки и основные умения у студентов;

- формировать интерес к изучаемому курсу, уважение к закону

 

Ключевые слова: административное право; система административного права; источники права; государственное управление.

 

Вопросы:

1. Предмет и метод и принципы административного права

2. Система административного права.

3. Источники административного права

4. Соотношение административного права с другими отраслями права

 

1. В общественном сознании сформировались определенные представления об административном праве как силовом инструменте исполнительной власти, «служанке» органов государства.

Административное право есть отрасль системы права РК, регулирующая общественные отношения, возникающие на основе организации и функционирования системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Республики.

Определить предмет той или иной отрасли права, значит, выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Предметом административного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами, т.е. определенные на основе власти и подчинения, в границах управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, и с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и другими субъектами права. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, и поэтому называются управленческими.

В юридической литературе имеются расхождения в определении оснований классификации отношений, образующих предмет административного права. Так, Д.Н. Бахрах выделяет: 1) внутриаппаратные отношения; 2) взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.



А.П. Алехин, Ю.М. Козлов эти отношения разграничивают в зависимости от сферы управления, участников, целей, государственного устройства. Оснований для классификации может быть больше. Общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и регламентированные административным правом можно классифицировать по конкретным направлениям (отраслям) управления деятельности, а также по объему.

По направлениям административной деятельности складываются основные виды общественных отношений:

а) связанные с подготовкой, принятием и исполнением актов управления, а также с исполнением законов и актов органов государственной власти;

б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера;

в) связанные с осуществлением контроля за исполнением принятых решений;

г) связанные с осуществлением принуждения в административном порядке (без обращения в суд).

По отраслям административной деятельности:

а) отношения в сфере управления народным хозяйством;

б) отношения в сфере управления социально-культурным строительством;

в) отношения в сфере административно-политического управления;

г) отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему управленческой деятельности:

а) в сфере общественного управления;

б) в сфере отраслевого управления;

в) в сфере осуществления специальных управленческих функций межотраслевого характера.

К предмету административного права дополнительно можно отнести отношения: связанные с организацией органов исполнительной власти; возникающие в ходе реализации административно-властных полномочий в управлении и взаимодействия органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями; административно-деликтного характера.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов, регулирующих воздействие своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это и есть методы правового регулирования общественных отношений.

Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность способов, средств, приемов, с помощью которых административное право воздействует на отношения. Данную совокупность составляют:

а) дозволения – представление лицам права на свои собственные активные действия;

б) запрещения – требование воздерживаться от совершения действий определенного рода;

в) позитивного обязывания – возложение на лиц обязанности к должному поведению.

Суть метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

а) установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и, надлежащих образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствие, на достижение которых ориентирует норма;

б) запрещение определены действий под страхом применение соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действие являются предметом жалобы;

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это – «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания), либо освобождения его от ответственности;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать, либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определяемых ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав.

Принципы административного права – это основные и руководящие положения, определяющие особенности и характерные черты государственного управления. К ним относятся:

- демократизм нормотворчества и реализации права;

- равенство граждан перед законом и правоприменителем;

- взаимная ответственность государства и личности;

- гуманизм;

- законность и т.д.

Данные принципы нашли свое отражение в действующем законодательстве одни – путем прямого закрепления, другие – путем косвенного указания и реализуются в практической деятельности органов государственного управления.

Таким образом, административное право РК – это система общеобязательных административно-правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках, являющихся государственно-властным критерием правомерно дозволенного и неправомерного поведения субъектов административного права.

2. Система административного права – это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты.

Административное право состоит из трех частей в зависимости от определенного в их содержании регулируемых общественных отношений:

Первая часть включает нормы, регулирующие общественные отношения общего характера, т.е.

- общие для всего управления (административно-правовые институты – группы норм, регулирующие однородные общественные отношения, закрепляющие принципы государственного управления исполнительной деятельности);

- регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

- определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти;

- регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих (ст. 34 КоАП РК);

- упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей;

- определяющие формы и методы государственного управления;

- обеспечивающие законность управления (гл. 1-9 КоАП РК).

Вторая часть включает нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления. Данные нормы подразделяются на основные группы (институты), регулирующие управление в сферах межотраслевой, социально-политической, обеспечивающей безопасность граждан общества и государства, социально-культурной деятельности государства. В рамках перечисленных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление отдельными отраслями (транспортом, здравоохранением, образованием, обороной и т.д.), межотраслевыми сферами (учетом и статистикой, стандартизацией, метрологией и т.д.) (гл. 9-1 – 30 КоАП РК).

Третью часть составляют нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности. Эти нормы определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о наложении административных наказаний (гл. 31-44 КоАП РК).

3. Под термином «источник административного права» понимаются официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих решений. Чтобы считаться источником права, каждая форма должна обладать целым рядом признаков:

- содержать одно или несколько правил поведения (норм права), обязательных для исполнения определенных категорий субъектов;

- быть признанной официально государственной властью в качестве таковой; в результате исполнение норм, содержащихся в источнике, может быть обеспечено принудительной силой государства;

- быть практически значимой, активно применяться в деятельности субъектов административных правоотношений;

- иметь основания для совершения субъектами административных правоотношений каких-либо юридически значимых действий;

- вписываться в существующую в стране систему права, соответствовать научной правовой доктрине.

В юридической литературе различные авторы к источникам права относят следующие шесть форм: нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент, договор (административный в том числе); обобщения судебной практики; научную правовую доктрину.

Нормативный акт – это официальный документ, содержащий правые нормы или отменяющий (либо изменяющий) уже существующие, принятый в установленном порядке органом государственной власти. Статус нормативного акта как источника административного права бесспорен. Данная форма выражения правовых норм отвечает всем признакам источника права. Нормативный акт – это основное средство правового регулирования общественных отношений.

Под правовым обычаем принято понимать правило поведения, сложившееся в обществе независимо от государственной власти и в результате многократного повторения закрепленное в сознании граждан в качестве социального императива. Правовой обычай имел важное значение на ранних этапах развития государства и права.

Судебный прецедент – это решение, принятое судом по конкретному делу и считающееся обязательным при рассмотрении всех последующих аналогичных дел. Судебный прецедент как источник административного права получил широкое распространение в странах англо-саксонской системы права. Данный источник права не свойственен правовой системе Казахстана.

Договор – это соглашение двух или более субъектов, содержащее правила поведения, обязательные только для этих субъектов. Договор соответствует всем требованиям, предъявляемым к источнику права. при дальнейшем развитии горизонтальных правоотношений сфера применения договора будет расширяться и соответственно будет расти его значение как источника права.

Обобщения судебной практики – это правовые положения, сложившиеся при разрешении судами конкретных дел, выработанные в результате единообразного и многообразного применения норм к отношениям, не урегулированным исчерпывающим образом соответствующими нормативно-правовыми актами. Обобщения судебной практики играют большую роль в правоприменительной и правотворческой деятельности: без учета и анализа не возможны ни деятельность судов, ни функционирования законодательства, ни развитие юридической науки в целом.

Научная правовая доктрина представляет собой систему общепризнанных официальных взглядов, положений и принципов, сложившихся с той или иной отрасли правой науки или в праве в целом. В соответствии и на основании положений правовой доктрины осуществляются правотворческая деятельность; толкование статей закона в процессе применения правовых норм; восполнение пробелов в праве. однако научную правовую доктрину нельзя отнести к источникам административного права по ряду причин. Во-первых, очень сложно отыскать в научной доктрине указания на конкретные правила поведения, что усложняет ее применение в повседневной деятельности. Во-вторых, научная доктрина не признается государственной властью в качестве официального источника, поэтому решения, вынесенные на ее основании без ссылки на официальный источник права. не имеют юридической силы.

Таким образом, в правовой системе Казахстана в качестве источников административного права признаются только нормативный акт и договор.

Нормативный акт наиболее эффективно регламентирует вертикальные правоотношения. Многие же субъекты административного права не находятся в соподчинении друг другу. Для регулирования горизонтальных правоотношений лучше всего подходит такое средство правового регулирования, как договор. Договор от нормативного акта отличают следующие черты;

1) правила поведения, предусматриваемые договором, обязательны для исполнения только его участниками;

2) договор регулирует отношения, складывающиеся между субъектами, имеющими равные правовые возможности.

Административный договор является юридической формой административных правоотношений. Чтобы быть административным он должен:

1) опосредовать горизонтальные административные правоотношения;

2) предполагать в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;

3) реализовывать исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления;

4) представлять собой соглашение сторон, направленное на достижение результата, предусмотренного правовой нормой, определяющей компетенцию органа управления; выступать в роли юридического факта, в силу которого возникает, изменяется или прекращается административное правоотношение.

Итак, источники административного права – это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права. Они определяются специфическим содержанием отношений, регулируемых административных правом, методом правового регулирования и особенностями субъектов административного права.

Административные правоотношения имеют жесткую направленность «сверху вниз», так как связаны с исполнительной властью. Для обеспечения ее эффективности необходимо распространение действия правовых норм на возможно большее число субъектов. С другой стороны, для того, чтобы защитить права граждан, необходимо четкая регламентация всех действий, совершаемых органами исполнительной власти.

Нормативный акт во всех отношениях отвечает этим двум требованиям. Его использование позволяет определить строгие границы, в пределах которых должна проходить деятельность управляющих органов. В то же время нормативная регламентация действий этих органов в большей степени гарантирует защиту управляемых субъектов от произвола управляющих.

Для нормативного акта как источника административного права характерны следующие черты:

- официальный порядок принятия;

- наличие правовых норм;

- краткость изложения;

- действие на большой круг субъектов;

- отражение интересов как управляемых, так и управляющих субъектов.

В РК действует значительное количество нормативных актов, являющихся источниками административного права.

1. Конституция РК, занимает исключительное положение среди всех источников права. Конституция представляет собой правовую основу, которая выступает в роли управленческого центра и требует соподчинения всех элементов административного законодательства.

2. Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 года, выступает в качестве объединяющего начала в системе административного законодательства. КоАП представляет собой не механическое соединение нормативных актов, а качественную переработку целого комплекса нормативных актов, в результате которой возникают новые институциональные образования, регулирующие различные сферы административных правоотношений;

3. законы, принимаемые Парламентом или принимаемые в порядке референдума, по своему предмету правового регулирования призваны закреплять основы исполнительно-распорядительной деятельности, определять ее принципы, структуру и компетенцию органов управления;

4. акты Президента РК, определяемые Конституцией: указы; распоряжения; указы, имеющие силу закона;

5. Постановления Правительства РК, которые в соответствии со ст. 69 Конституции РК обязаны для исполнения на всей территории Казахстана;

6. акты центральных органов государственного управления (министерств, департаментов, ведомств). Акты, принимаемые этими органами, затрагивают конкретную сферу исполнительно-распорядительной деятельности и обладают юридической силой в ее пределах;

7. к источникам административного права в соответствии с Конституцией РК отнесены нормативные постановления Конституционного Совета и нормативные постановления Верховного Суда, если указанные постановления касаются: обобщения практики рассмотрения административных дел и совершенствования практики правоприменения административного законодательства;

8. согласно Конституции РК и установившейся практике на территории Казахстана признаются в качестве источников административного права международные акты, например, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. или Всеобщая декларация прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 года. Эти акты определяют неотъемлемые права граждан и должны стать надежным средством защиты от произвола чиновников, но для этого они должны быть ратифицированы.

Необходимо отметить, что источники административного права как правовое явление нуждаются в дальнейшем изучении и более глубокой разработке, в частности пересмотре роли таких форм, как научная правовая доктрина и судебная практика, более широком толковании понятия «правовой обычай» и т.д., чтобы систему источников административного права сделать более гибкой, достаточно быстро реагирующей на любые изменения, происходящие в общественных отношениях.

4. Административное право занимает особое место в системе права РК, его роль и значение возрастают в условиях, «когда РК утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством с президентской формой правления». Вместе с тем, именно с момента обретения РК независимости, содержание государственного управления и соответственно назначения административного права существенно изменились. Переход от административно-командной системы управления к демократической привел к тому, что постепенно государственное управление заменяется государственным регулированием (особенно это заметно в управлении экономикой).

В современных условиях с помощью норм административного права обеспечивается правовое регулирование положения Правительства РК, центральных и местных органов государственной власти и управления. Институты государственного управления представляют свои интересы и на местах, где местное государственное управление осуществляется местными представительными исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

В процессе формировании новых институтов и отраслей права административно-правовые нормы выполняют роль управляющего центра и помогают их становлению. Если теория права в этом процессе оказывает интеллектуальную методологическую поддержку, то административные правовые нормы, как правило, выполняют организующие, системообразующее задачи. Так, в любом «отраслевом» законе (об образовании, здравоохранении, страховании и т.д.) можно выделить нормы, определяющие статус органов управления, порядок управления, административного воздействия.

Являясь составной частью единой системы, административное право теснейшим образом связано со всеми другими его отраслями.

Конституционное право закрепляет основы общественного строя и политики государства, основы взаимодействия государства и личности, административно-территориальное устройство, устанавливает систему органов государства. Административное же право берет у конституционного права исходные начала, относящиеся к государственному управлению, детализирует и дополняет их, определяет механизм реализации тех или иных норм.

Во взаимоотношениях гражданского и административного права наблюдается тесная связь, которая проявляется в общем предмете правового регулирования – имущественные отношения. Однако, гражданское право регулирует данные отношения, когда стороны равноправны, а административное, когда одной из сторон выступает орган государственного управления. Взаимосвязь этих двух отраслей проявляется и в том, что многие гражданско-правовые отношения возникают на базе актов государственного управления.

Административное право имеет много общего и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из которых граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать соответствующие нормы административного и уголовного права.

Таким образом,административное право РК есть отрасль системы права РК, регулирующая общественные отношения, возникающие на основе организации и функционирования системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Республики. Административное право имеет определенную систему, т.е. совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты и состоящую из трех частей. А также обладает источниками права, к которым относятся нормативный акт и административный договор.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. В чем состоит особенность административного права как отрасли публичного права?
  2. К числу каких отраслей права относится административное право?
  3. Какие методы используются в административном праве?
  4. Какие институты включает в себя особенная часть административного права?

5. На какие части делится административное право?

6. Раскройте содержание предмета и методов административного права?

7. Дайте характеристику источников административного права?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разграничение преступлений от иных правонарушений и аморальных проступков | Тема 2. Система субъектов административного права РК

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.011 сек.