КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Система субъектов административного права РК
Цель лекционного занятия: уяснить и рассмотреть систему субъектов административного права в РК; - развить практические навыки и основные умения у студентов; - формировать интерес к изучаемому курсу, уважение к закону
Ключевые слова: административно-правовой статус физического лица; административно-правовой статус юридического лица; гражданин; иностранный гражданин; лицо без гражданства; органы государственного управления
Вопросы: 1 Субъекты административного права 2 Административно-правовой статус граждан и его элементы 3 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 4 Административно-правовой статус организаций. 1. Субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Круг таких субъектов многообразен, и главное, что объединяет их - это обладанием особым юридическим качеством - административной правоспособностью. Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, могут быть субъектами административно-правовых отношений. Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной право- и дееспособностью. Административная правоспособность – установленная государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения. Административная дееспособность – способность субъекта своими действия приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. Еще одно условие, при котором субъект административного права, может стать субъектом административно-правовых отношений, это наличие оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Совокупность прав и обязанностей субъектов административного права, их полномочия, а также гарантии того, что субъект может их реализовать, образуют его правовой статус. Административное право характеризуется большим числом субъектов. У каждого субъекта свои полномочия и по объему, и по структуре, и по свойствам. В связи с этим целесообразно, с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы, классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которой имеет свой административно-правовой статус. К числу индивидуальных субъектов относятся: граждане Республики Казахстан и иностранные лица и лица без гражданства. Необходимо отметить и специфического индивидуального субъекта административного права – это государственный служащий. Выделяют два вида государственных служащих: административный государственный служащий и политический государственный служащий. Кроме классификации по категориям, государственные служащие делятся на служащих гражданской и милитаризированной службы. В рамках гражданской службы в зависимости от видов государственного деятельности различаются служащие органов государственной власти, государственного управления, прокуратуры. Служащие милитаризованной службы тоже подразделяются по видам службы: воинской, полицейской, военизированной. К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации – государственные и негосударственные. Государственные организации как субъекты административного права это: - органы исполнительной власти (государственного управления); - государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения; - структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негосударственные организации как субъекты административного права: - общественные объединения; - трудовые коллективы; - органы местного самоуправления; - учреждения. К органам государственного управления относятся органы, которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они - составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права. В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов государственного управления и сведения их в определенные видовые группы. По основаниям образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы: - образование, которых предусмотрено конституцией; - создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, департаменты, управления, отделы, службы и другие ведомства). По характеру компетенции: - общей компетенции, ведающими всеми отраслями и сферами управления (президент, правительство, акимы областей, городов, районов, сельских округов); - отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления); - межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.); - внутриотраслевой компетенции, руководят в рамках отраслей порученными участками работ (территориальные органы министерств). Пол порядку разрешения подведомственных вопросов: - коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство, некоторые государственные комитеты и др.); - единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единоналично руководителем данного органа власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы и др.). Система органов государственного управления, как правило, строится применительно к административно-территориальному делению страны, с учетом некоторых других факторов и обстоятельств (отраслевого и межотраслевого подходов к управлению народнохозяйственными структурами, организационных и технических факторов и т.д.). 2. Рассмотрение правового статуса субъектов административного права начинается с правового статуса граждан. В административном праве «гражданин» понимается также как и в конституционно-правовом смысле, т.е. принадлежность человека к какому-либо государству, политико-правовым отношениям человека и государства, а также физическое лицо, наделенное правами в той или иной сфере. Содержание административно-правового статуса граждан составляют: - Комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; - гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти. Административно-правовой статус граждан является частью их общего правового статуса и включает в себя следующие элементы: 1. административная правоспособность гражданина – способность гражданина РК иметь прав и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью; 2. административная дееспособность – способность гражданина РК своими личными действиями реализовать свои права и исполнять свои обязанности в сфере исполнительной власти: а) полная – 18 лет; б) неполная (ограниченная) – 16 лет; в) частичная – 14 лет. 3. правосубъектность: а) общая 18 лет; б) специальная – необходима для некоторых правоотношений. Для того чтобы быть субъектами административного права, граждане должны обладать административной правоспособностью – иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Возможность вступления граждан в административные правоотношения обусловлена наличием у них административной дееспособности – своими действиями осуществлять права и нести обязанности в сфере государственного управления. Административная дееспособность граждан возникает несколько раньше, чем дееспособность в других отраслях права: учащиеся школ вправе требовать от администрации принятия мер по восстановлению нарушенных прав, обращаться в государственный орган по делам молодежи; к детям школьного возраста могут быть применены меры административного принуждения и т.п. В полном объеме административная дееспособность наступает в 18 лет. Административные право- и дееспособность, кроме возрастных, обусловлены и различными другими факторами: состоянием здоровья, местом проживания, наличием образованием и др. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административных право- и дееспособности: душевная болезнь, инвалидность лишают права на управление транспортными средствами; имеющие судимость или лица без специального образования утрачивают возможность занимать ряд должностей в государственном аппарате. Следующим элементом административно-правового статуса граждан является: 4. права и обязанности: а) абсолютные; б) относительные; в) общие; г) специальные. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления являются центральным элементом административно-правового статуса любого субъекта права. их можно классифицировать по различным основаниям. Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционным статусом гражданина, производен от него, то можно выделить права, относящиеся к конституционным: на участие в управлении государственными делами; на доступ к государственной службе; на обжалование в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц. причем некоторые из конституционных прав граждан можно непосредственно рассматривать в качестве элементов их административно-правового статуса. Осуществление этих прав невозможно без участия органов государственного управления, без вступления в административные правоотношения. Многие другие права в сфере государственного развивают конституционные права. так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в таких правах, являющихся частью административно-правового статуса граждан, как право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарственной, ортопедической и протезной помощью, пользование учреждениями оздоровительного профиля, получение информации о состоянии здоровья и т.д. Кроме конституционных и непосредственно связанных (производных) с ними прав, граждане наделяются большим количеством и других прав в сфере государственного управления, которые могут быть закреплены в различных правовых актах: право на приобретение оружия, на получение товаров, услуг и других благ в ассортименте и в объемах, соответствующих гарантированному уровню потребления; на регистрацию брака; на управление транспортным средством; на изменение фамилии, имени и отчества и т.п. Наряду с правами выделяются большое количество обязанностей. Основной для правового статуса граждан в любой отрасли права является обязанность соблюдать Конституцию и законы РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. от этой абсолютной обязанности производны и другие, в том числе и возлагаемые на граждан в области государственного управления. Они закрепляются правовыми актами и относятся к различным сферам жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают многочисленные правила поведения, например, правила дорожного движения и пользования общественным транспортом; проходить в необходимых случаях обязательное медицинское обследование и лечение; регистрировать транспортные средства и получать разрешение на занятие некоторыми видами деятельности и др. Следует различать общий и специальный административный статусы граждан. Первым обладают все граждане вне зависимости от возраста, здоровья, рода и характера занятий, места жительства и других факторов; он связан, прежде всего, с конституционным статусом граждан. Но каждый человек в своей жизни выступает в различных категориях качества и пребывает в различных ситуациях, что обуславливает наличие специфических прав и обязанностей, которые не имеют в данный момент другие категории граждан. Свой, специфический, набор прав и обязанностей в сфере государственного управления у студентов государственных вузов и лиц, проживающих в зонах экологических бедствий, у инвалидов и лиц, находящихся под административным надзором, у частных предпринимателей и больных, страдающих опасными инфекционными заболеваниями. Поэтому в административном праве, как и в некоторых отраслях, выделяют специальные субъекты и специальный административно-правовой статус. Последний дополняет общий административно-правовой статус и может влиять на него (например, лица, находящегося под административным надзором, ограничены в свободе передвижения). Права и обязанности граждан, являющиеся элементами их административно-правового статуса, реализуются в административных правоотношениях, которые складываются между ними и органами государственного управления при наступлении юридических фактов. В этих случаях возникают субъективные права и субъективные обязанности. Административные правоотношения граждан с другими субъектами административного права осуществляются в связи с реализацией гражданами принадлежащих им прав и свобод; выполнением возложенных на них правовыми нормами обязанностей; нарушениями гражданами правовых норм; защитой гражданами своих прав, свобод и интересов в результате нарушения этих прав, свобод и интересов другими гражданами, организациями и государственными органами. Также элементом административно-правового статуса граждан являются 5. административно-правовые гарантии прав и свобод граждан: а) экономические заложены в экономической системе общества; б) политические; в) правовые (юридические) – это система правовых норм, определяющих условие и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты; г) организационные гарантии представляют собой деятельность государственных органов по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан, а также возложенных обязанностей; д) административно-правовые гарантии состоят в деятельности самих органов государственного управления по применению имеющихся в их распоряжении правоохранительных средств с целью обеспечения реализации прав и обязанностей граждан. Важной гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Административно-правовые гарантии способствуют реализации и защите прав граждан не только в сфере государственного управления, но и в других сферах общественной жизни, защищают конституционные, трудовые, земельные и другие права граждан. В общем виде административно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные (административные). Основными органами, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, является суд, прокуратура и органы внутренних дел. Одним из основных административно-правовых способов защиты гражданами своих прав, свобод и интересов во взаимоотношениях с государственной администрацией и иными организациями является право на жалобу. Жалобы могут быть: административные и судебные, каждая из которых может быть общей и специальной; индивидуальные, коллективные, письменные и устные. Право на общую административную жалобу. Жалоба подается в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в ней вопросов. При этом не допускается направление жалоб тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Жалобы рассматриваются и по ним принимаются решения не позднее 15 дней со дня поступления жалобы в орган, а по требующим дополнительного изучения и проверки – до одного месяца, о чем сообщается заявителю. При согласии с решением по жалобе гражданин может обратиться в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу или суд. Для рассмотрения специальных административных жалоб установлен особый порядок. Например, подача на рассмотрение жалобы на орган государственного управления, вынесший постановление по делу об административных правонарушении, или на действия органа управления милитаризованных организаций, в котором между органом и служащим складываются административные правоотношения, регулируемые КоАП РК. Право на общую судебную жалобу. В соответствии с положениями статьи 13 Конституции РК каждый имеет право на судебную защиту: а) нарушены права и свободы граждан; б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод; в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Таким образом, гражданин вправе самостоятельно определить, куда ему обращаться: в вышестоящий орган (к должностному лицу) или в суд. При обращении в вышестоящий орган он не лишается права на судебное обжалование в дальнейшем. Жалоба подается в районный (городской) суд по месту нахождения органа государственного управления, чьи действия обслуживаются и рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства в 10-дневный срок со дня ее поступления. Суд может вынести решение об обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа или должностного лица устранить допущенное нарушение или вынести решение об отказе в удовлетворении жалобы. Решение суда по жалобе может быть обжаловано и опротестовано по правилам гражданского судопроизводства. Кроме общего порядка судебного обжалования решений и действий органов государственного управления и должностных лиц, существует и специальный порядок в отдельных случаях, в частности при обращении граждан в Конституционный Совет РК по вопросам, затрагивающих их конституционные права. В таком случае обращения называется иском, но по своей природе оно аналогично жалобе. Для обжалования в суд постановлений органов государственного управления и должностных лиц о наложении административных наказаний, действий нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия, подается специальная судебная жалоба. 3. Субъектами административного права являются также иностранные граждане и лица без гражданства. Их можно разделить на две группы: постоянно проживающие (имеющие вид на жительство) и временно пребывающие на территорию РК. В соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу закона, «О правовом положении иностранных граждан в РК» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные для граждан РК, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и межгосударственными договорами. Однако объем административной правосубъектности иностранных граждан несколько меньше, чем у граждан РК: - не несут воинской обязанности; - не могут занимать выборные должности в государственном аппарате; - создавать общественные объединения, преследующие политические цели; - не могут назначаться на некоторые отдельные должности и т.д. На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности, например, они обязаны получать разрешение для проживания, регистрировать паспорта, проходить медицинское освидетельствование при въезде на территорию РК, уведомлять органы внутренних дел о перемещении по ее территории или получать соответствующее разрешение и т.д. Иностранные граждане, как и казахстанские, могут привлекаться к административной ответственности. Наряду с общими видами административных наказаний к ним может быть применена и такая мера, как административное выдворение: - если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; - если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; - если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан РК, таможенное или иное законодательство. Существует категория иностранных граждан, находящихся на территории РК, которая пользуется привилегиями и дипломатическим иммунитетом. Правовой статус, в том числе и административно-правовой, указанный категории иностранных граждан определяется международными договорами РК и иными правовыми актами. 4. Субъектами административного права являются предприятия и учреждения. К предприятиям относятся организации, осуществляющие основную хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой получение прибыли. В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в административно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, а хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные признаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права. Административно-правовой статус предприятий и учреждений зависит от их вида. Их можно классифицировать в зависимости: - от форм собственности: государственные, частные, основанные на частной собственности юридических и /или физических лиц, смешанные; - от основного вида деятельности: предприятия промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые, строительные; учреждения здравоохранения, образования, культуры, научные, спортивные и т.д. В свою очередь предприятия в зависимости от организационно-правовой формы делятся на кооперативы; хозяйственные товарищества, в том числе акционерные общества; предприятия общественных и религиозных объединений; государственные предприятия; концерны, консорциумы; холдинговые компании, фирмы и т.д. Административная правосубъектность организаций возникает с момента регистрации их в органе юстиции. Регистрация организаций означает, что они наделяются правами и обязанностями в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере государственного управления, способностью вступать в административные правоотношения. Для тех из них, которые являются государственными, государство устанавливает задачи, определяет функции и структуру, порядок формирования органов управления и характер подчиненности, что является частью их правового статуса. Частные организации решают подобные вопросы самостоятельно, хотя и подчиняются общими правовыми предписаниями. В административно-правовом статусе государственных и частных организаций сохраняются существенные различия, определяемые спецификой их предназначения, которые проявляются в процессе создания, регистрации и осуществления им деятельности. Государственные организации наделяются компетенцией в сфере государственного управления, тогда как частные организации – общими и специальными (на основе лицензии) правами. В то же время государство ограничивает права для занятия такими видами деятельности, как изготовление государственных ценных бумаг и денежных знаков, оружия и взрывчатых веществ; лечение больных, страдающих некоторыми инфекционными и психическими заболеваниями. Таким права предоставлены только государственным организациям. За нарушения правовых норм организации несут административную ответственность с применением таких мер административного наказания, как штрафы, лишение лицензий, установление надзора за предпринимательской деятельностью и др. Наиболее тяжкой мерой административного наказания является ликвидация организации, которая наряду с реорганизацией является формой прекращения их деятельности. Реорганизация и ликвидация организации могут осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. В первом случае деятельность прекращается по решению собственника имущества, органа уполномоченного собственником или учредительными документами; во втором случае – по решению судебных органов. Говоря о государственном управлении, необходимо отличать государство как собственника имущества, когда его управленческие функции в отношении государственных организаций лежат скорее в сфере частного права, от государства как субъекта публичного права, когда оно с помощью административно-правовых средств регулирует деятельность всех организаций в обществе. Главная роль государства заключается в создании благоприятного правового режима деятельности для организаций и условий для решения их с помощью стоящих перед обществом проблем. Таким образом, субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Субъектами административного права являются граждане РК, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица и органы государственного управления, к которым относятся Президент РК, Правительство РК, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Все они имеют административную правосубъектность и дееспособности, а также права и несут обязанности. Выделяют и специфического субъекта административного права – государственного служащего.
Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Что является центральным элементом административно-правового статуса граждан как субъектов административного права. 2. Чем регулируется правовой статус субъектов административного права. 3. Какая из перечисленных организаций может быть субъектом административного права. 4. Кто может быть субъектом административного права. 5. Кто не может быть субъектом административного права. 6. Когда возникает административная правоспособность граждан. 7. Когда возникает административная дееспособность граждан. 8. Что влияет больше всего на объем административной правосубьектности индивидуального субъекта административного права. 9. Каков срок рассмотрения жалоб на незаконные действия государственной администрации. 10. Куда подается административная жалоба. 11. Срок подачи административной жалобы на неправомерные действия должностных лиц. 12. В чем ограничены иностранные граждане в Республике Казахстан. 13. Кто возглавляет систему исполнительных органов в Казахстане. 14. Какие органы образуют структуру Правительства. 15. Какие акты издают исполнительные органы власти.
Тема 3. Особенности государственной службы РК. Цель лекционного занятия: уяснить и закрепить особенности государственной службы в РК и определить категории субъектов государственной службы; - развить практические навыки и основные умения у студентов; - формировать интерес к изучаемому курсу, уважение к закону
Ключевые слова: государственная служба; государственный служащий; административный государственный служащий; политический государственный служащий; категории служащих; дисциплинарная ответственность; поощрение; государственной управление
Вопросы: 1 Государственная служба: понятие и принципы. 2 Субъекты государственной службы. Виды и категории государственных служащих. 3 Права и обязанности государственных служащих. 4 Поощрение и ответственность государственных служащих. 5 Прекращение государственно-служебных отношений.
1. Конституция РК (п. 4. ст. 33) предусматривает исходные, основополагающие требования к организации государственной службы. Их детальное развитие получило в Законе РК от 23 июля 1999 года № 543-1 «О государственной службе» в ред. от 08.08.2005 г. Закон определяет основы организации государственной службы, правовое положение государственных служащих, их социальной защищенности и регулировании отношений в сфере государственной службы. В правовом аспекте организация государственной службы включает подбор, расстановку и эффективное использование управленческих кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и уровнем квалификации. Это обеспечивается при установлении требований к поступающим на государственные должности, регламентацией служебных функций и полномочий, определением правового статуса государственных служащих, порядком прохождения государственной службы, установлением особого порядка социального обеспечения и условий труда государственных служащих, а также прекращения государственной службы. Перечисленные элементы в своей совокупности характеризуют государственную службу как сложный, межотраслевой институт права. Государственная служба является разновидностью трудовой деятельности граждан, а потому основывается на общих принципах общественной организации труда. Профессиональная деятельность государственных служащих обладает определенными характерными признаками. Одним из таких признаков является специфичность предмета труда (служебная функция). Государственная служба предполагает выполнение работы, относящейся к определенному роду деятельности, то есть профессии, специальности, квалификации, должности. Профессия – это широкая область трудовой деятельности, в которой человек может применить свою трудовую специальность в соответствии с имеющими у него знаниями, навыками и умениями. Специальность – более узкая область трудовой деятельности в пределах указанной профессии, в которой работник имеет глубокие и всесторонние познания и навыки, позволяющие ему наиболее эффективно трудиться. Квалификация показывает, какого уровня сложности работы способен выполнять данный работник. В сфере государственной службы указанные понятия наполняются своим содержанием. Другим признаком государственной службы является личное трудовое участие государственного служащего в деятельности государственного органа. Это предполагает зачисление гражданина в личный состав государственного органа и включение его в управленческую деятельность. Подчинение должностного лица внутреннему трудовому распорядку и регламенту государственного органа является следующим признаком государственной службы. Содержание внутреннего трудового распорядка составляют нормы, определяющие такой режим работы государственных органов, который обеспечивает четкую и слаженную работу коллектива, совместную управленческую деятельность должностных лиц и других работников. Внутренний трудовой распорядок регулируется законами, подзаконными актами, правилами внутреннего распорядка и регламентами. Наконец, особенность государственной службы характеризует и такой признак, как заработная плата должностных лиц. Заработная плата имеет следующие особенности: выплачивается в соответствии с количеством и качеством труда, исходя из единых критериев оценки труда; производится по заранее установленным нормам; основная часть выплат (должностные оклады) определяется штатным расписанием государственного органа, а дополнительная зависит от уровня квалификации государственного служащего и иных условий квалификации государственного служащего и иных условий, размерами не ограничивается, но и не может быть ниже минимального размера установленного законодательством; производится в денежной форме. Наряду с общими признаками, выработанной наукой трудового права, государственная служба характеризуется своими специфическими особенностями. Эти вопросы регулируются нормами других отраслей права (конституционного, административного, уголовного и т.д.). В законодательстве сформулировано понятие и раскрывается содержание государственной службы. Это дает возможность выделить признаки государственной службы и провести разграничение данного вида профессиональной деятельности от других. Сущностные признаки государственной службы как особого рода профессиональной деятельности: а) государственная служба связана по развитию задач и функций государства как внутри, так и вне страны; б) задачи и функции государства по развитию отраслей экономики, социальной сферы и административно-политического строительства реализуются через государственное управление, профессиональную деятельность государственных служащих; в) государственная служба осуществляется в рамках создаваемого специального аппарата, обеспечивающего реализацию управленческих функций в обществе; г) специфика государственной службы связана с осуществлением управленческих функций; д) государственные служащие выступают от имени государства, а потому они наделены государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на них функций управления; е) государственная служба строго основывается на нормах Конституции, законов, указов Президента РК и других нормативно-правовых актах; ж) государственная служба – деятельность практическая, организаторская, носит исполнительный характер; з) государственная служба есть деятельность распорядительного характера, вправе применять юридически-властные предписания; и) государственная служба носит деполитизированный характер, т.е. государственные служащие при исполнении своих должностных функций и полномочий обязаны руководствоваться только требованиями законодательства и не связывать себя решениями политических партий, общественных объединений и их органов. Приведенные признаки в своей совокупности характеризуют государственную службу как сложную по своему социальному назначению и содержанию вид профессиональной деятельности. Специфические особенности государственной службы в конечном счете о бусловлены задачами и функциями государства. Таким образом, государственная служба есть деятельность государственных служащих в государственных органов по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Государственная служба в РК основывается на следующих принципах: 1) законности. Данный принцип выражается в требовании точного соблюдения и исполнения Конституции, законов, указов Президента РК всеми государственными служащими независимо от их ранга и занимаемой должности; 2) казахстанского патриотизма, который связан с формированием личности, воспитанием человека нового поколения; 3) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; 4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства, который является важным официальным ориентиром в области взаимоотношений между гражданином и государством, преимущественное положение граждан перед государством, его органами при рассмотрении вопросов, затрагивающих их права, свободы и законные интересы; 5) общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой; 6) добровольности поступления граждан на государственную службу; 7) профессионализма и компетентности государственных служащих, в основу данного принципа положен деловой критерий оценки руководящих кадров с точки зрения знания ими порученного дела, соответствия их занимаемой должности; 8) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы; 9) обязанности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов; 10) подконтрольности и подотчетности государственных служащих; 11) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; 12) правовой и социальной защищенности государственных служащих, т.е. общие конституционные гарантии правовой и социальной защищенности; 13) поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности; 14) личной ответственности за неисполнение любо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий; 15) непрерывности повышения квалификации государственных служащих. Все указанные принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга и составляют единую систему основополагающих требований, на которых строится и функционирует институт государственной службы. 2. Практическая деятельность государственных органов зависит от личного состава, правильного подбора и расстановки управленческих кадров. Поэтому в организационной работе государственных органов кадровые вопросы занимают важное место. Как особое юридическое свойство, правовой статус позволяет государственным служащим быть участниками (сторонами) конкретных управленческих отношений. Содержание и характеристика правового статуса в данном случае охватывает правосубъектность государственных служащих, гарантии реализации их субъективных прав и юридических обязанностей, а также ответственность за исполнение обязательств. Совокупность этих элементов дает целостное представление о правовом статусе государственных служащих и является предметом дальнейшего нашего рассмотрения. Государственные служащие – это категория граждан, которые выполняют работу по руководству, выработке необходимых решений, подготовке информации и т.д. в аппарате государственного управления. Данные функции они осуществляют в рамках определенных должностей в государственных органах, учреждениях. Государственным служащим признается гражданин РК, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка РК должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства. К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов и их аппаратов. Сравнительно небольшая часть служащих занята особым видом государственной деятельности – правосудием. В законодательстве определены должностные лица, на которых распространяется действие Закона РК «О государственной службе». В частности, действие данного Закона распространяется на лиц, которые в установленном порядке занимают государственные должности в Администрации Президента республики; в аппарате Парламента, Правительства, Верховного суда и иных судов республики, Конституционного Совета., Центральной избирательной комиссии республики; государственных органов республики, непосредственных подчиненных и подотчетных Президенту РК; министерствах и иных исполнительных органах, не входящих в состав Правительства; местных исполнительных органах и их структурных подразделениях, аппаратах маслихатов и акимов. В то же время законодательством определены должностные лица, на которых действие Закона о государственной службы не распространяется. Так, действие данного Закона не распространяется на Президента РК, правовой статус которого определяется Конституцией и соответствующим конституционным законом; депутатом маслихатов, правовой статус которых определяется Конституцией и соответствующим законом республики. В структуре государственного аппарата государственные должности неоднозначны с точки зрения их правового статуса. Поэтому в законодательстве предусматривается классификация должностей государственных служащих. В их состав входят политические и административные должности государственных служащих. К политическим относятся должности, которые занимаются только политическими государственными служащими: а) назначаемыми Президентом и их заместители; б) назначаемыми и избираемыми Палатами Парламента и председателями палат Парламента, и их заместители; в) возглавляющим аппарат Верховного Суда РК, его заместители; г) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией; д) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, и их заместители. С точки зрения функционального назначения к политическим государственным служащим относятся лица, деятельность которых носит политико-определяющий характер и которые несут ответственность за реализацию политических целей и задач. К политическим должностям могут быть отнесены также иные должности, определяемые Президентом страны. Что касается административных государственных служащих, то они в отличие от политических осуществляются должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственных органах. Административные государственные должности подразделяются на категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом РК. Категория административной государственной должности есть классификационная характеристика совокупности административными государственными служащими, отражающая объем и характер должностных полномочий. Реестр должностей административных государственных служащих предусматривает группы категорий А, В, С, D и Е. В группу категории А входят должности Администрации Президента республики; в группу категории В – должности аппаратов палат Парламента, Канцелярии Премьер-министра, аппарата Верховного суда, аппарата Конституционного Совета РК и Управления делами Президента республики; в группу категории С – должности государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, центральных исполнительных органов, ведомств и региональных территориальных органов; в группу категории D – должности аппаратов акимов областей, районов, а также аппаратов судов областей, районов; в группу категории Е – должности местных исполнительных органов. Реестр должностей административных государственных служащих по категориям утверждается Президентом страны по представлению Агентства по делам государственной службы. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливается. 3. Содержание и характеристика правового статуса государственного служащего охватывают административную правосубъектность, гарантии реализации должностных прав и юридических обязанностей, а также ответственность за исполнение возложенных на должностное лицо функций и полномочий. Административная правосубъектность означает способность государственного служащего иметь должностные права и выполнять юридические обязанности, то есть обладать способностью быть участником государственно-служебных отношений. Наряду с этим административная правосубъектность означает способность государственного служащего своими действиями приобретать субъективные права и выполнять юридические обязанности в государственно-служебных отношениях. Действующим законодательством предусматриваются следующие права государственных служащих: пользоваться правами и свободами, которые гарантируются граждан Конституцией и законами РК; участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами; получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от их формы собственности; требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим; на уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан. Государственные служащие имеют право на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую они занимают, качества работы, опыта и иных оснований, установленных законодательством о государственной службе; на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения; на продвижение по службе с учетом квалификации, способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей; требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений. Государственные служащие имеют также трудовые и социальные права, в частности на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда; на социальную и правовую защиту; на увольнение с государственной службы по собственному желанию; на пенсионное и социальное обеспечение; на вынесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы. Наряду с указанными правами на государственных служащих возлагаются и основные обязанности. Так, государственный служащие обязаны соблюдать Конституцию и законодательство республики; приносить присягу в порядке, утвержденном Президентом страны; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры; осуществлять полномочия в переделах представленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями; соблюдать государственную и трудовую дисциплину; принимать на себя ограничения, установленные законом; соблюдать нормы служебной этики. Государственные служащие обязаны выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их компетенции; хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в т.ч. и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку; сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предусмотренных законодательством; обеспечивать сохранность государственной собственности; незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями; повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей. Конкретные обязанности государственных служащих, вытекающие из указанных выше основных обязанностей, определяются на основе типовых квалификационных требований и отражаются в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов. В то же время законодательством установлены ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе. Так, государственный служащий не вправе быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления; заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности); заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организации не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством страны; быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольным; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию; участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки; в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц. 4. Законодательство предоставляет руководителю государственного органа право применять различные виды поощрения государственных служащих за успехи в работе. Так, за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности и за другие достижения в работе государственные служащие поощряются: единовременным денежным награждением, объявлением благодарности, награждением ценным подарком, а также иными формами поощрения, предусмотренными законодательством. Записи о поощрениях вносятся в трудовую книжку. Кроме указанных мер поощрения государственные служащие за особые заслуги могут быть представлены к государственным наградам. Государственными наградами награждаются граждане РК в знак признания их заслуг перед республикой, за плодотворную государственную, общественную, творческую деятельность, трудовые и ратные подвиги. Представление государственных служащих к очередной награде производится не раньше, чем через 5 лет с момента предыдущего награждения. При этом одно и то же лицо дважды не награждается знаками высшей степени отличия, одним и тем же орденом или медалью. Государственные служащие, удостоенные государственных наград РК, должны обеспечить их сохранность. В случае утери государственных наград и документов к ним награжденные сохраняют свои права на награды. Однако дубликаты орденов, медалей и нагрудных знаков отличия взамен утраченных не выдаются. Порядок и формы морального поощрения при жизни и увековечения памяти должностных лиц, удостоенных государственных наград, определяются Правительством РК, министерствами, центральными и местными исполнительными органами. Что касается ответственности государственной служащих, то к ним применяется дисциплинарная ответственность, а в случаях совершения ими преступлений и иных правонарушений применяется административная, материальная и уголовная ответственность на основаниях и порядке, установленным законодательством. Дисциплинарную ответственность государственные служащие несут за совершение дисциплинарных проступков или исполнении ими служебных обязанностей. К основным специфическим признакам дисциплинарного проступка относятся: а) общественно неопасное нарушение внутреннего распорядка (режима, регламента) конкретного государственного органа; б) нарушение, совершаемое должностным лицом, состоящим в государственно-служебном отношении с данным государственным органом; в) нарушение, выражающееся в противоправном и виновном неисполнении должностным лицом своих служебных обязанностей; г) причинная связь между виной и противоправным действием или бездействием должностного лица. Должностные лица за нарушение служебной дисциплины несут ответственность в порядке подчиненности. Правила наложения дисциплинарных наказаний на административных государственных служащих утверждены Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1999 года №321. Административные государственные служащие несут дисциплинарную ответственность за совершение дисциплинарных поступков, выражающихся в противоправном, виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, превышении должностных полномочий, нарушений государственной и трудовой дисциплины, нарушение норм служебной этики, совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке, а равно несоблюдении установленных законодательством о государственной службе ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе. В соответствии с действующим законодательством к административным государственным служащим применяются следующие виды дисциплинарных наказаний: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, отказ в наделении соответствующими полномочиями, освобождение от выполнения государственных функций, понижение в должности, увольнение с занимаемой должности. Увольнение в данном случае является крайней мерой, применяемой в отношении государственных служащих, злостно нарушающих государственную и трудовую дисциплину и не поддающихся воздействию иных дисциплинарных мер. Об увольнении в соответствии с п.1, подп.5 ст.28 Закона «О государственной службе» заносится запись в трудовую книжку. Другие же меры дисциплинарного наказания в трудовую книжку не записываются. Включение увольнения в число мер дисциплинарного наказания обусловлено не только воспитательным значением этой крайней меры воздействия, но и применением юридических гарантий процедурного характера, установленных действующим законодательством для других дисциплинарных наказаний (истребование объяснений от нарушителя, соблюдение месячного срока со дня обнаружения проступка, если при этом не прошло шести месяцев с момента его совершения, недопустимость применения двух наказаний за один проступок). Дисциплинарные проступки подразделяются на следующие виды: незначительные, значительные и серьезные. Незначительным считается проступок, совершенный государственным служащим впервые или после снятия ранее наложенного наказания, которое влечет применение данному служащему наказанию в виде замечания, выговора или строгого выговора (за исключением проступка, за совершение которого предусмотрено увольнение). Значительным считается проступок, совершенный административным служащим повторно в течение шести месяцев при наличии не снятого ранее наложенного наказания (в виде замечания. Выговора или строгого выговора), которое влечет применение к служащему наказанию в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Серьезным считается проступок, за совершение которого предусмотрено увольнение по основаниям, предусмотренным действующим законодательством о труде, законодательством о государственной службе и антикоррупционным законодательством республики. Законодательством о государственной службе установлен единый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности административных государственных служащих различных категорий. Дисциплинарное наказание налагается лицами, имеющими такое право в соответствии с их должностными полномочиями. Наказание налагается непосредственно за обнаружением поступка. До наложения наказания должны быть затребованы письменные объяснения от нарушителя государственной и трудовой дисциплины. Наказание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая периода временной нетрудоспособности и нахождения служащего в отпуске или в командировке, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Установлено, что за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное наказание. При этом дисциплинарное наказание не может быть наложено за деяние, совершение которого влечет предусмотренную законом иную ответственность (например, административную, уголовную и др.). За проступок, совершенный совместно несколькими служащими, наказания налагаются на каждого виновного в отдельности. Административный государственный служащий при совершении незначительного поступка обязан представить письменное объяснение. Если служащий согласен с фактом совершения им данного проступка, т о руководитель государственного органа имеет право наложить дисциплинарное наказание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования. При несогласии служащего с фактом совершения им проступка руководитель государственного органа издает приказ о проведении служебного расследования. В этом случае осуществляется сбор и проверка материалов и сведений о поступке служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения. Сведения о совершении служащим проступка могут быть представлены в любой форме (жалобы граждан и других служащих; докладные записи руководителей структурных подразделений государственного органа; акты прокурорского реагирования и др.). В ходе расследования кадровая служба или должностные лица уполномоченного органа по делам государственной службы обязаны всесторонне и полно собрать все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения проступка и иных основания расследования, и представить материалы с соответствующим мотивированным заключением на рассмотрение дисциплинарной комиссии. По результатам расследования и рекомендации дисциплинарной комиссии государственного органа руководитель принимает решение о наложении на служащего дисциплинарного наказания в виде предупреждении о неполном соответствии или увольнения с занимаемой должности. По общему правилу государственный служащий несет ответственность за правомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему такое распоряжение. Если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий должен его исполнить. Однако это возможно только в случае, если выполнение распоряжения не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель. Административный государственный служащий в обязательном порядке должен быть ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности. В случае несогласия привлекаемого к ответственности служащего с действиями и решениями руководителя государственного органа, он вправе в письменной форме обжаловать эти действия или решения в уполномоченный орган по делам государственной службы. Обжалование может быть осуществлено служащим в течение одного месяца со дня ознакомления с решением о наложении на него наказания. При этом обжалование решения о наложении наказания не приостанавливает приведение его в исполнение. Государственный служащий, привлекаемый к ответственности за совершение поступка обладает правом иметь своего представителя. За административным государственный служащим сохраняется право на обжалование действий или решений руководителя государственного органа в судебном порядке. 5. В действующем законодательстве дается достаточно широкий перечень оснований прекращения государственной службы. В зависимости от инициативы прекращения государственной службы и иных обстоятельств основания могут быть общими и дополнительными. Общие основания предусмотрены законодательством о труде и распространяются на работников всех предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования. Дополнительные основания установлены Законом РК «О государственной службе» (ст. 26,27). Так, основаниями для прекращения государственной службы административными государственными служащими являются: - подача ими заявления об увольнении по собственному желанию; - достижение ими пенсионного возраста, установленного законом, с правом продления срока их пребывания на государственной службе на один год путем заключения срочного трудового договора по взаимному согласию сторон; - истечение срока контракта либо расторжение контракта по основаниям, предусмотренным законодательством; - представление административным государственным служащим заведомо ложных сведений о его доходах и имуществе; - несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных Законом «О государственной службе»; - не передача в доверительное управление имущества, принадлежащего на праве собственности; - утрата гражданства РК; - совершение коррупционного правонарушения; - внеконкурсное занятие административной государственной ложности, за исключением случаев, установленных законодательством; - отрицательные результаты аттестации; - иные основания, предусмотренные трудовым законодательством. Из приведенного перечня оснований прекращения государственной службы административными государственными служащими видно, что они непосредственно вязаны с административной правосубъектностью государственных служащих, их инициативой в решении вопроса прекращения государственной службы либо с обстоятельствами, наступление которых не зависит от волеизъявления должностных лиц. в то же время в указанном перечне нет оснований прекращения государственной службы по инициативе вышестоящего органа. Данное обстоятельство связано с исключительной компетенцией вышестоящего органа назначать на должность и освобождать от должности административных государственных служащих нижестоящего ранга. В законодательстве дана следующая общая формулировка: увольнение от должностей административных государственных служащих производится соответствующим должностным лицом государственного органа, имеющим право приема на административную государственную должность в установленном порядке. В качестве важной юридической гарантии незаконного увольнения является право административного государственного служащего на обжалование в уполномоченный орган, а также на судебную защиту своих прав и свобод. Смена политических государственных служащих не является основанием для прекращения административным государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных политических государственных служащих. Общие основания прекращения государственной службы установлены в трудовом законодательстве. В Трудовом кодексе дается исчерпывающий перечень оснований прекращения и расторжения индивидуального трудового договора. Здесь все виды окончания действия трудового договора сведены к двум основным группам: 1) прекращение трудового договора (по истечении срока; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон); 2) расторжение трудового договора (по соглашению сторон, по инициативе одной из сторон и по иным обстоятельствам, предусмотренным законодательными актами). Далее в Трудовом кодексе конкретизированы основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, по инициативе работника и прекращения договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В Трудовом кодексе употребляется понятие «прекращение индивидуального трудового договора» и «расторжение индивидуального трудового договора», а в законодательстве о государственной службе и правоприменительной практике применяется «увольнение». Однако указанные понятия неоднозначны по своему содержанию и объему. Различие между прекращением и расторжением индивидуального трудового договора проводится по объективному критерию. Понятие прекращения трудового договора связывается с наступлением обстоятельств, не зависящим от воли сторон: смерть государственного служащего, призыв государственного служащего на военную службу, окончание срока государственной службы и др. Для понятия расторжения трудового договора характерно наличие волевого начала, то есть трудовой договор может быть расторгнуть как по соглашению сторон, так и по инициативе одной из них. Что касается понятия»увольнение», то он является широким и емким. Им охватывается практически все виды окончания действия индивидуального трудового договора. Таким образом, государственная служба является разновидностью трудовой деятельности граждан, а потому основывается на общих принципах общественной организации труда. Профессиональная деятельность государственных служащих обладает определенными характерными признаками. Государственная служба есть деятельность государственных служащих в государственных органов по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. В правовом аспекте организация государственной службы включает подбор, расстановку и эффективное использование управленческих кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и уровнем квалификации. Это обеспечивается при установлении требований к поступающим на государственные должности, регламентацией служебных функций и полномочий, определением правового статуса государственных служащих, порядком прохождения государственной службы, установлением особого порядка социального обеспечения и условий труда государственных служащих, а также прекращения государственной службы. В законодательстве предусматривается также классификация должностей государственных служащих. В их состав входят политические и административные должности государственных слу
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |