КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Административно-процессуальное право
Цель лекционного занятия: уяснить смысл и значение административно-процессуального права в РК; - развить практические навыки и основные умения у студентов; - формировать интерес к изучаемому курсу, уважение к закону
Ключевые слова: административный процесс; административная юрисдикция; стадии административного процесса; административное производство;возбуждение административного дела; рассмотрение административного дела; исполнения решения; пересмотр решения.
Вопросы: 1 Понятие административного процесса, его виды 2 Стадии административного процесса. 3 Виды и содержание основных стадий административных производств 4 Административная юрисдикция, ее основные черты.
1. Юридический процесс - это реализация предписаний материальных норм любой отрасли права, которая связывается с наличием или отсутствием правоприменительной деятельности. Юридический процесс слагается из реальных действий его участников, совершаемых в соответствии с установленной процедурой, и конкретных правоотношений. В таком смысле говорят о законодательном, бюджетном, земельном и прочих процессах. Административный процесс - разновидность юридического процесса, совокупность последовательных действий для достижения юридических результатов, решения управленческих дел, урегулированных нормами административного права процессуального характера. Административный процесс как совокупность действий, имеющих целью реализацию материальных административно-правовых норм. Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса. Для административного процесса характерны следующие существенные особенности: 1) неразрывная связь с государством, поскольку процесс есть специфический способ реализации власти. Основу его составляет деятельность уполномоченных властных органов, хотя процесс предполагает участие в его осуществлении и многих других сторон; 2) это исключительно юридическая, а не любая деятельность по управлению, что выражается в социальном назначении процесса — обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права (в рамках административного процесса нельзя применять только нормы конституционного и уголовного права); 3) направлен на разрешение определенных управленческих дел; 4) юридически-результативная деятельность, т.е. такой правовой порядок, посредством которого только и может быть достигнут требуемый результат; 5) обязательное оформление результатов деятельности (промежуточных или окончательных) в процессуальных документах; 6) вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации (в большей или меньшей степени). Административный процесс - это, с одной стороны, вид юридического процесса, а с другой — правовая, урегулированная процессуальными нормами форма управленческой деятельности. Поэтому в административном процессе действуют принципы: 1) общеуправленческие, отражающие закономерности управления, и 2) процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения. Следует заметить, что разделение этих принципов весьма условно в силу их взаимозависимости. К общеуправленческим принципам административного процесса относятся: - учет публичного интереса и интересов сторон; - общественный контроль над административным процессом; - национальное равноправие; - законность. Среди управленческих принципов можно выделить также дифференциацию и фиксирование функций, выражающихся в закреплении административно-процессуальных полномочий по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных дел между различными субъектами исполнительной власти; централизацию основных и децентрализацию оперативных полномочий; персонализацию ответственности должностных лиц за непринятие решений или ненадлежащее ведение процесса. Система и содержание собственно процессуальных принципов подробно разработаны в традиционных процессуальных отраслях права (уголовном и гражданском). Однако многие из них отражают закономерности, касающиеся не только судопроизводственной, но и правоприменительной государственной деятельности. Среди процессуальных можно выделить специфические принципы. К ним относятся: - быстрота и экономичность процесса, выражающиеся в установлении сроков административных производств, например, 15-дневный общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении, срок до одного месяца для рассмотрения и принятия решения по обращениям граждан и т.п.; - презумпция невиновности, действующая в административно-юрисдикционном процессе. На административный процесс оказывают влияние не только разнообразие видов форм управленческой деятельности, но и структура аппарата, созданного для ее осуществления. Этот аппарат характеризуется разнообразием органов с различной компетенцией. В сфере государственного управления часто один орган проявляет инициативу в решении вопроса, другой составляет проект решения, третий - дает на него заключение, четвертый принимает решение (самостоятельно или по согласованию с другим органом), пятый рассматривает жалобу на решение, если она подана, или пересматривает его. В связи с этим, административный процесс можно разделить на управленческое правотворчество и правоприменительную деятельность. Управленческое правотворчество - это деятельность субъектов исполнительной власти по подготовке, утверждению и официальной публикации нормативно-правовых актов. Управленческое правотворчество этих субъектов направлено прежде всего на исполнение, проведение в жизнь общих норм, конкретных заданий органа законодательной власти и носит подзаконный характер. Как форма управленческой деятельности правотворчество субъектов исполнительной власти в значительной степени регулируется административно-правовыми материальными нормами, которыми устанавливаются компетенция в издании актов, их соподчиненности в системе управленческого правотворчества. Порядок же подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, вступления в силу актов правотворчества должен быть урегулирован административно-процессуальными нормами, т.е. подчинен процессуальным правилам издания акта. Результатом управленческого правотворчества являются нормативно-правовые акты и документы, устанавливающие общие правила поведения - нормы. При этом они могут быть либо новеллой, либо измененными нормами. А цель правотворчества - создание и поддержание системы права в надлежащем состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества. Правоприменительная деятельность - это рассмотрение и разрешение субъектами исполнительной власти самых различных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение. Она является доминирующей по объему в системе административного процесса, но уступает по своему социальному значению управленческому правотворчеству. Правоприменительную деятельность можно разграничить на правонаделительную и административно-юрисдикционную. Правонаделительная деятельность заключается в наделении одних субъектов правомочиями, возложении на другие субъекты юридических обязанностей, в юридическом признании прав и обязанностей, а административно-юрисдикционная - в разрешении административно-правовых споров, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно в привлечении к юридической ответственности. Правоприменительная деятельность - основная форма государственно-властного воздействия на общественные отношения. В ней норма материального права властью исполнительных органов, должностных лиц распространяется на конкретный жизненный случай (факт) в целях его разрешения, урегулирования. Правоприменительная деятельность независимо от того, на базе каких отраслевых норм она осуществляется, объективно нуждается в процедурно-процессуальных формах, которые выражаются в регламентированном процессуальными нормами порядке совершения правоприменительных действий при разрешении юридических дел. Процессуальная форма при условии ее точного соблюдения создает на практике устойчивый и четкий порядок правоприменения, обеспечивает охрану законных прав и интересов участников управленческих правоотношений, реализацию различных социальных интересов граждан, государственных и негосударственных формирований, их сочетание и приоритетность. Кроме того, полное и четкое регулирование реализации властных полномочий предполагает только такие действия субъекта исполнительной власти и «включение» в процесс только таких его участников, которые действительно необходимы и достаточны для правильного и законного решения дела. Тем самым обеспечивается эффективность управления - достижение оптимального результата при разумной экономии сил, времени и средств. Результатом правоприменительной деятельности являются акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера, т.е. порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения между точно определенными субъектами права. Такими актами могут быть постановления ненормативного характера, решения, приказы и др. Административно-юрисдикционная - это упорядоченная административно-процессуальными нормами правоприменительная и правоохранительная деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), судебных органов по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров, возникающих между сторонами и регулируемых административно-правовыми нормами управленческих отношений. Целью административно-юрисдикционнои деятельности является обеспечение стабильного правопорядка в сфере государственного управления путем правовой защиты административно-правовых, земельных, финансовых, природоохранных и многих других правовых отношений. Содержание административно-юрисдикционнои деятельности состоит в совершении ее участниками действий, регламентированных административно-процессуальными нормами, которые обеспечивают реализацию соответствующих прав и обязанностей. Хотя в рамках административно-процессуальных отношений устанавливается одинаковый правовой уровень их участников, действия исполнительных органов, должностных лиц носят государственно-властный характер, поскольку они выступают в административном процессе от имени государства. В пределах своей компетенции субъекты исполнительной власти вправе, а во многих случаях обязаны рассматривать и разрешать административно-правовые споры, самостоятельно оценивать правомерность поведения участников управленческих отношений, применять в необходимых случаях меры административной ответственности. Результатом административно-юрисдикционного процесса является властное и одностороннее воздействие, выраженное в правоприменительном акте - постановлении (решении), обязательном для исполнения всеми участниками административного или иного отраслевого правоотношения. Как и всякая юрисдикционная деятельность, административная юрисдикция тесно связана с правовыми конфликтами, т.е. ее осуществление связывается исключительно с реализацией административно-правовых и иных отраслевых норм, обеспеченных санкциями. Источником административно-юрисдикционнои деятельности выступают специфические споры об административном праве, возникающие по инициативе как управляемой, так и управляющей стороны управленческого правоотношения, также между различными субъектами исполнительной власти. В сфере административной юрисдикции административно-правовые санкции применяются лишь в отношении граждан, в том числе и должностных лиц, признанных в установленном административно-процессуальными нормами порядке виновными в нарушении предписаний административно-правовых и других отраслевых норм, обеспеченных санкциями. В настоящее время начинает формироваться процессуальный институт административной ответственности юридических лиц.
2. Административное производство – нормативно урегулированный порядок деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуально-конкретных административных дел, определенной их категории. Административное производство отличается от других характером решаемых де, который и отражается в названии того или иного производства. Характер дел определяет и специфику конкретных задач, стоящих перед производством (например, пресечение административного правонарушения, принятие решения по жалобе и т.д.). На сегодняшний день с учетом состояния действующего законодательства в административном процессе объединены следующие виды производств: - комплектование личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы и др.); - приватизационное; - рассмотрение обращений граждан; - дела об изобретениях, по патентным делам; - изъятие земель для государственных или общественных нужд; - предоставление земельных участков во владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам; - поощрительное; - распределительное и др. В административно-юрисдикционном процессе объединены; - дела об административных правонарушениях; - применение мер административного взыскания по делам о деяниях, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности; применение мер административного пресечения; жалобы; выдворение за пределы Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства; -дисциплинарное производство; -дела о сносе самовольно возведенных хозяйственных и бытовых строений; по взысканию налогов и других платежей в бюджет, не внесенных в установленный срок, с предприятий в первоочередном и бесспорном порядке; взыскание (отзыв) в бюджет в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и используемых не по назначению; изъятие земельных участков за систематическое нарушение правил пользования землей. Выделяют следующие, общие для административного процесса, а, следовательно, и для любого из входящих в него производств, стадии (в разных производствах они могут называться по-разному): выявление проблемы, нуждающейся в разрешении; анализ этой проблемы и выработка проекта решения; рассмотрение проекта (его согласование, обсуждение, экспертная оценка); утверждение проекта, т.е. принятие решения; доведение его до исполнителей; организация исполнения решения и контроль за его исполнением; пересмотр, в случае необходимости, ранее принятого решения, его корректировка, отмена либо приостановление действия. Конечно, не любое административное производство включает в себя все перечисленные стадии. Например, нет необходимости в стадии выявления проблемы в производстве по обращениям граждан, когда она явствует из самого заявления (предложения). В большинстве стадий нетрудно выделить этапы - совокупность действий, преследующих какую-то промежуточную цель. Например, стадия рассмотрения дела в производстве по обращениям граждан включает в себя установление и исследование фактических обстоятельств, выбор соответствующих материально-правовых норм; стадия обсуждения проекта акта управленческого правотворчества - вручение его для ознакомления всем участникам, внесение поправок к проекту, в необходимых случаях - экспертизу. Таким образом, процесс, его производства имеют четырехуровневую структуру: действия - этапы - стадии - производство (процесс). В связи с этим, административный процесс можно разделить на управленческое правотворчество и правоприменительную деятельность. Управленческое правотворчество - это деятельность субъектов исполнительной власти по подготовке, утверждению и официальной публикации нормативно-правовых актов. Управленческое правотворчество этих субъектов направлено прежде всего на исполнение, проведение в жизнь общих норм, конкретных заданий органа законодательной власти и носит подзаконный характер. Как форма управленческой деятельности правотворчество субъектов исполнительной власти в значительной степени регулируется административно-правовыми материальными нормами, которыми устанавливаются компетенция в издании актов, их соподчиненности в системе управленческого правотворчества. Порядок же подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, вступления в силу актов правотворчества должен быть урегулирован административно-процессуальными нормами, т.е. подчинен процессуальным правилам издания акта. Результатом управленческого правотворчества являются нормативно-правовые акты и документы, устанавливающие общие правила поведения - нормы. При этом они могут быть либо новеллой, либо измененными нормами. А цель правотворчества - создание и поддержание системы права в надлежащем состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества. Правоприменительная деятельность - это рассмотрение и разрешение субъектами исполнительной власти самых различных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение. Она является доминирующей по объему в системе административного процесса, но уступает по своему социальному значению управленческому правотворчеству. Правоприменительную деятельность можно.разграничить на правонаделитепьную и административно-юрисдикционную. Правонаделительная деятельность заключается в наделении одних субъектов правомочиями, возложении на другие субъекты юридических обязанностей, в юридическом признании прав и обязанностей, а административно-юрисдикционная - разрешении административно-правовых споров, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно в привлечении к юридической ответственности. Правоприменительная деятельность - основная форма государственно-властного воздействия на общественные отношения. В ней норма материального права властью исполнительных органов, должностных лиц распространяется на конкретный жизненный случай (факт) в целях его разрешения, урегулирования. Правоприменительная деятельность независимо от того, на базе каких отраслевых норм она осуществляется, объективно нуждается в процедурно-процессуальных формах, которые выражаются в регламентированном процессуальными нормами порядке совершения правоприменительных действий при разрешении юридических дел. Процессуальная форма при условии ее точного соблюдения создает на практике устойчивый и четкий порядок правоприменения, обеспечивает охрану законных прав и интересов участников управленческих правоотношений, реализацию различных социальных интересов граждан, государственных и негосударственных формирований, их сочетание и приоритетность. Кроме того, полное и четкое регулирование реализации властных полномочий предполагает только такие действия субъекта исполнительной власти и «включение» в процесс только таких его участников, которые действительно необходимы и достаточны для правильного и законного решения дела. Тем самым обеспечивается эффективность управления - достижение оптимального результата при разумной экономии сил, времени и средств. Результатом правоприменительной деятельности являются акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера, т.е. порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения между точно определенными субъектами права. Такими актами могут быть постановления ненормативного характера, решения, приказы и др. Таким образом, процесс его производства имеют четырехуровневую структуру: действия; этапы; стадии; производство.
3 Производство по делам об административных правонарушениях Данный вид административного производства наиболее полно урегулирован материальными и процессуальными нормами административного права. К процессуальным действиям, составляющим производство по делам об административных правонарушениях, отнесены: - составление протокола об административном правонарушении; - административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов; - рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по нему постановления; - передача материалов при наличии в нарушении признаков преступления прокурору, органу дознания или предварительного следствия; - рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении; - исполнение постановлений о наложении административного взыскания Таким образом, производство об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, применения в необходимых случаях административных взысканий. В отличие от уголовного административному производству не свойственна сложная процедура расследования и рассмотрения дела, упрощен и порядок возбуждения дела об административном правонарушении. Можно выделить две разновидности производства по делам об административных правонарушениях: обычное и упрощенное. Обычное производство присуще основной массе дел и детально регламентировано законодательством. В порядке упрощенного производства рассматриваются дела, прямо предусмотренные законодательством. Оно характеризуется меньшим количеством процессуальных действий и их оперативностью. Опираясь на Кодекс об административных правонарушениях, в административном производстве можно выделить несколько самостоятельных процессуальных стадий: возбуждение дела об административном правонарушении и направление его по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом и вынесение постановления по делу об административном правонарушении; обжалование и опротестование постановлений по делу; исполнение постановлений о наложении административных взысканий. I. Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией производства, имеющей свои конкретные цели и процессуальное оформление. Суть данной стадии состоит в создании процессуального документа - протокола об административном правонарушении. Материальным основанием для начала производства по делу служит наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного административным законодательством. Составлять протоколы о возбуждении дела об административных правонарушениях вправе лица, уполномоченные на то КоАП (должностные лица органов внутренних дел, исполнительных органов, органов транспортной инспекции, органов госгортехнадзора и т.д.). Законом установлены определенные требования к содержанию протокола об административном правонарушении. В нем должны быть указаны: дата и место составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности правонарушителя; место, время и суть административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение; данные свидетелей и потерпевших; объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, правонарушителем, свидетелями и потерпевшим, если они имеются. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить свои замечания и объяснения, которые должны быть приложены к протоколу. Протокол должен быть сразу же направлен органу, уполномоченному вести дело об административном правонарушении. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, составление протокола не обязательно. Например, при нарушении правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном транспорте, при нарушении правил поведения на воздушном судне протокол не составляется, если лицо не оспаривает налагаемого на него административного взыскания, а также в иных случаях, когда штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения. П. Рассмотрение дела об административном правонарушении -основная стадия административного производства, на которой проявляются все особенности, основные черты, свойственные этому виду процессуальной деятельности. В соответствии со статьей 538 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях вправе следующие органы и должностные лица: 1) комиссии по делам несовершеннолетних (дела об административных правонарушениях несовершеннолетних); 2) районные (городские) суды, судьи; 3) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы государственного надзора и контроля (их должностные лица). КоАП в основных чертах определены процедура подготовки, порядок и сроки рассмотрения дел, которые осуществляются по месту его совершения, по месту жительства правонарушителя либо по месту учета, например, транспортных средств. Общий срок для рассмотрения дела -15 дней со дня получения уполномоченным органом протокола об административном правонарушении' и других материалов дела. По некоторым категориям дел предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения: в течение суток рассматриваются дела о мелком хулиганстве, распитии спиртных напитков или появлении в общественном месте в пьяном виде и др.; в течение трех суток-дела об изготовлении и использовании без разрешения радиопередающих устройств; в пятидневный срок - о мелком хищении. Установлен следующий порядок рассмотрения дела об административном правонарушении: 1) объявление состава органа или представление должностного лица, рассматривающего данное дело; 2) объявление председательствующим, какое дело подлежит слушанию, кто привлекается к ответственности, разъяснение участвующим в деле лицам их прав и обязанностей; 3) оглашение протокола об административном правонарушении; 4) заслушивание лиц, участвующих в деле, исследование доказательств. Процессуальные данные по делу фиксируются в протоколе. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении. По результатам разбирательства уполномоченный орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, в котором указываются: наименование органа, вынесшего постановление; дата рассмотрения дела; - сведения о лице, в отношении которого вынесено решение по делу; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении; ссылка на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение; порядок и срок обжалования постановления. Постановления по делу могут быть следующих видов: - о наложении административного взыскания; - о прекращении дела производством; - о передаче дела на рассмотрение судье, органу, правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера; - о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа. Постановление объявляется и вручается немедленно по окончании рассмотрения дела. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения. Орган, рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит руководителям организаций и другим должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные лица обязаны в течение одного месяца сообщить органу, внесшему предложение, о принятых мерах. IV. Исполнение принятого решения - заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения всеми государственными и общественными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение десяти дней со дня вручения копии постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Подача в установленный срок жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливают исполнение постановления до рассмотрения протеста. Срок рассмотрения жалобы или протеста - десять дней. Орган, разбирающий жалобу или протест, обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, всесторонне исследовать обстоятельства дела. После этого им принимается одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалоба, протест - без удовлетворения; 2) об изменении постановления; 3) об отмене постановления и прекращении дела; 4) об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу; 5) об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение по подведомственности. Постановление подлежит исполнению с момента его вынесения и обращается к исполнению органом (должностным лицом), принявшим постановление. При наличии обстоятельств, делающих немедленное исполнение постановления невозможным, орган, вынесший постановление, может по заявлению лица, в отношении которого принято постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца. Исполнительное производство может быть прекращено в следующих случаях: издания акта амнистии, устраняющего применение административного взыскания; отмены акта, устанавливающего административную ответственность; смерти лица, в отношении которого вынесено постановление. Прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено. КоАП предусмотрен срок давности для исполнения постановления о наложении административного взыскания. Он составляет три месяца со дня вынесения данного постановления. В случае приостановления исполнения постановления или его отсрочки течение срока давности приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста либо до истечения срока отсрочки. Контроль за исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший его. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией данного производства. Постановление по делу об административном правонарушении обжалуется лицом, в отношении которого оно вынесено, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником, а также потерпевшим. Постановления уполномоченных органов обжалуются либо в вышестоящий орган, либо в суд, решение которого является окончательным. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение десяти дней со дня вручения копии постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Подача в установленный срок жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста или жалобы. Таким образом,производство по делам об административных правонарушениях является на сегодняшний день одной из наиболее распространенным производством в административном процессуальном праве РК. 4. Административно-юрисдикционная деятельность - это упорядоченная административно-процессуальными нормами правоприменительная и правоохранительная деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), судебных органов по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров, возникающих между сторонами и регулируемых административно-правовыми нормами управленческих отношений. Целью административно-юрисдикционнои деятельности является обеспечение стабильного правопорядка в сфере государственного управления путем правовой защиты административно-правовых, земельных, финансовых, природоохранных и многих других правовых отношений. Содержание административно-юрисдикционнои деятельности состоит в совершении ее участниками действий, регламентированных административно-процессуальными нормами, которые обеспечивают реализацию соответствующих прав и обязанностей. Хотя в рамках административно-процессуальных отношений устанавливается одинаковый правовой уровень их участников, действия исполнительных органов, должностных лиц носят государственно-властный характер, поскольку они выступают в административном процессе от имени государства. В пределах своей компетенции субъекты исполнительной власти вправе, а во многих случаях обязаны рассматривать и разрешать административно-правовые споры, самостоятельно оценивать правомерность поведения участников управленческих отношений, применять в необходимых случаях меры административной ответственности. Результатом административно-юрисдикционного процесса является властное и одностороннее воздействие, выраженное в правоприменительном акте - постановлении (решении), обязательном для исполнения всеми участниками административного или иного отраслевого правоотношения. Как и всякая юрисдикционная деятельность, административная юрисдикция тесно связана с правовыми конфликтами, т.е. ее осуществление связывается исключительно с реализацией административно-правовых и иных отраслевых норм, обеспеченных санкциями. Источником административно-юрисдикционнои деятельности выступают специфические споры об административном праве, возникающие по инициативе как управляемой, так и управляющей стороны управленческого правоотношения, также между различными субъектами исполнительной власти. В сфере административной юрисдикции административно-правовые санкции применяются лишь в отношении граждан, в том числе и должностных лиц, признанных в установленном административно-процессуальными нормами порядке виновными в нарушении предписаний административно-правовых и других отраслевых норм, обеспеченных санкциями. В настоящее время начинает формироваться процессуальный институт административной ответственности юридических лиц. Таким образом, перед нами была поставлена цель, которая была достигнута при рассмотрении следующих вопросов: Понятие административного процесса и его виды. Стадии административного процесса. Виды и содержание основных стадий административных производств. Административная юрисдикция Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Что такое административный процесс? 2. Какой из нормативных актов, касающийся административно-процессуальной деятельности действует в Казахстане 3. Дайте характеристику субъектов административного процесса 4. Каковы гарантии прав граждан в административном процессе 5. Назовите основные элементы структуры административного процесса? 6. Что такое производство по делам об административных правонарушениях? 7. Когда не составляется протокол об административном правонарушении? 8. Какая мера административного принуждения может применяться к правонарушителю в целях составления протокола об административном правонарушении? 9. Какой общий срок рассмотрения дел об административных правонарушениях? 10. Каков срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях? 11. В какой срок штраф должен быть уплачен правонарушителем в добровольном порядке? 12. По истечении какого срока не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания? 13. На какой срок возможна отсрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении? 14. С какого момента защитник допускается к участию в деле об административном правонарушении? 15. Когда участие представителя юридического лица в производстве по делу об административном правонарушении является обязательным? 16. Какое постановление не может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении? 17. В каких случаях возможен пересмотр вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |