Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и функции финансов домашних хозяйств




Структура и источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды целевого назначения. Направления использования финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов.

Некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодательству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Такой деятельностью признается:

• приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;

• приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

• участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Перечень возможных видов этой деятельности содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих организациях». На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Федеральный закон от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает им создание хозяйственных обществ совместно с другими лицами (ст. 12).

Споры, возникающие в связи с осуществлением общественными и религиозными объединениями предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности в порядке, установленном для коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет с использованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетов должны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация отвечает по обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание (точнее, той его части, на которую взыскание обращено быть не может), определяется гражданско-процессуальным законодательством. Имущество некоммерческой организации формируется за счет следующих источников:

• регулярных и единовременных поступлений от учредителей 1 (участников, членов);

• добровольных имущественных взносов и пожертвований;

• выручки от реализации товаров (работ, услуг);

• дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

• доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;

• других не запрещенных законодательством поступлений.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Запрещается распределять между участниками прибыль, полученную некоммерческой организацией.

Финансовым документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность, является ежегодная смета доходов и расходов, составляемая в произвольной форме. Сметные доходы формируются за счет:

1) взносов учредителей. Доходы этого вида возникают только при создании организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. Предельный срок внесения взносов не может превышать года с момента регистрации организации в качестве юридического лица. Поэтому на очередной финансовый год эти поступления планируются в размерах задолженности учредителей. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительных взносов. В отличие от взносов учредителей Данный вид доходов может поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования;

3) членских взносов;

4) добровольных пожертвований юридических и физических лиц;

5) целевого финансирования, поступающего от учредителей под задачи, для выполнения которых организации созданы;

6) поступлений от предпринимательской деятельности. Этот источник пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны. Их размер планируется, как правило, на основе данных бизнес-плана. Полученную прибыль можно направлять исключительно на уставные цели. При этом некоммерческая организация может использовать только суммы чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в общеустановленном порядке.

Сметные расходы возникают в связи с:

• заработной платой работников, рассчитанной исходя из тарифных ставок или иных форм и систем зарплаты, а также сумм расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат;

• начислениями на заработную плату (включая единый социальный налог);

• коммунальными расходами, возникающими в связи с заключением договоров на оказание различных видов коммунальных услуг;

• административными расходами (канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг);

• хозяйственными расходами и расходами на ремонт основных средств;

• целевыми расходами;

• прочими расходами;

• резервами непредвиденных расходов.

Некоммерческие организации получают средства для финансирования программ и отдельных мероприятий (целевое финансирование). К этим средствам относятся все поступления в некоммерческую организацию, кроме взносов учредителей. К целевому финансированию относятся также суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов. Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования. При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного (или подлежащего получению) для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах (поданным штатных расписаний), или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности.

Существует прямая аналогия между осуществлением предпринимательской деятельности некоммерческими организациями за счет средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования) и осуществлением деятельности коммерческими организациями, получающими средства государственной помощи. Однако в настоящее время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществляемых некоммерческими организациями.

Государственной помощью признается увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом в качестве экономической выгоды не рассматриваются создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и тому подобные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых организация ведет деятельность. Иными словами, государственной помощью могут считаться только те действия государственных органов, которые имеют конкретную стоимостную оценку и выражаются в виде перечислений денежных средств или передачи иных активов, которые могут быть использованы для осуществления мероприятий, финансируемых за счет государственной помощи. Бюджетные средства подразделяются на:

• средства, направляемые на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.)-

• средства, направляемые на финансирование текущих расходов.

Деятельность профессиональных союзов вообще и профсоюзных комитетов в частности регулируется положениями Федерального закона от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Профсоюзы вправе осуществлять через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Доходы профсоюзных организаций могут включать в себя:

• членские взносы членов профсоюза (основной вид поступлений);

• вступительные взносы;

• добровольные взносы. Они могут поступать как от членов профсоюза, так и от других физических лиц и организаций;

• доходы от предпринимательской деятельности объединения, доходы от платных мероприятий, прибыль от промышленных и других видов деятельности;

• прочие доходы и поступления.

дотации от вышестоящего органа и отчисления от нижестоящих органов.

Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.

Взносы распределяются в установленной пропорции между:

1) профкомами;

2) отраслевыми комитетами профсоюзов;

3) Советом Федерации профсоюзов;

4) ЦК профсоюзов;

5) Советом ФНПР.

Основные направления расходования средств профсоюзных комитетов - организационные расходы и расходы на содержание аппарата управления. К организационным расходам относятся: заработная плата с начислениями освобожденным работникам профкомов; расходы на проведение конференций, совещаний, семинаров; расходы на подготовку кадров и курсовые мероприятия; социально-бытовые расходы и хозяйственные расходы; содержание легкового автотранспорта; расходы на командировки; износ основных средств, нематериальных активов (впрочем, следует иметь в виду, что большая часть имущества, используемого профсоюзными организациями, относится к социальной сфере и, следовательно, не амортизируется; начисленный износ учитывается за балансом); капитальный, средний и текущий ремонт; потери и списания; взносы в уставные фонды других организаций.

Профсоюзы имеют право:

на паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов;

• участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.

Еще одним направлением расходования средств профкомов являются расходы на социально-культурную сферу, к которым относятся: заработная плата с начислениями персоналу по культработе; расходы на физкультуру и спорт; материальная помощь членам профсоюзов; отчисления в фонды: в фонд солидарности, в фонд социального назначения.

Профсоюзы также осуществляют:

• организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов;

• взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

 

 

Тема 10 Финансы домашних хозяйств

1. Понятие и функции финансов домашних хозяйств.

2. Источники финансовых ресурсов домашних хозяйств.

 

 

Какое определение социально-экономической категории «домашнее хозяйство» дает Система национальных счетов ООН?

Официально используемая в России Система национальных счетов (СНС), рекомендуемая ООН, дает следующее определение категории «домашнее хозяйство». Домашнее хозяйство — это группа лиц (за исключением домашних хозяйств, состоящих из одного лица), совместно принимающих экономические решения. Домашнее хозяйство может состоять из одного лица, которое самостоятельно обеспечивает свое потребление, или из нескольких лиц, совместно проживающих и обеспечивающих свое потребление. Домашнее хозяйство, как правило, состоит из лиц, объединенных родственными связями, но может состоять и из лиц, не состоящих в отношениях родства.

 

Какую роль играют домашние хозяйства в процессе функционирования смешанной экономической системы?

В условиях смешанной экономической системы функционируют множество хозяйственных единиц, экономические мотивы деятельности которых различны. Если свести это множество к ограниченному набору агрегатных (укрупненных) групп, то мы, сильно упростив действительность, получим три группы: государство, предприятия (фирмы) и домашние хозяйства.

Специфика экономического сектора домашних хозяйств состоит в том, что домашние хозяйства являются собственниками основных факторов производства. Продавая эти факторы фирмам и государству, домашние хозяйства получают доход, который позволяет им покупать производимые фирмами блага, осуществлять сбережения (отметим, что в реальной, а не в моделируемой экономике часть производственных факторов принадлежит также фирмам и государству). Основной мотив участия домашних хозяйств в экономической деятельности — наиболее полное удовлетворение потребностей участников домашнего хозяйства.

 

В чем состоит социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства»?

Однородные, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности отношения образуют содержание самостоятельной экономической категории. В данном случае речь идет о социально-экономическом содержании категории «финансы домашнего хозяйства».

«Финансы домашнего хозяйства» — это совокупность денежных отношений по поводу формирования распределения и использования целевых фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

 

Какие экономические отношения следует относить к финансовым отношениям домашнего хозяйства?

Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики постоянно вступает в финансовые отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к данному домашнему хозяйству рыночными субъектами.

Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования денежных фондов, без формирования которых не может обойтись ни одно домашнее хозяйство. Эти фонды имеют различное целевое назначение: поддержание уровня текущего потребления; приобретение дорогостоящих предметов долгосрочного использования, дальнейшее инвестирование и др.

Внешними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются, в частности, отношения с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства); с коммерческими банками, по поводу пополнения дефицита бюджета домашнего хозяйства, а также по поводу размещения временно свободных денежных средств домашних хозяйств на банковские счета с целью хранения и получения дополнительного дохода; со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов; с государством по поводу образования и использования государственного бюджета и целевых внебюджетных фондов и др.

 

Какие функции выполняют финансы домашнего хозяйства?

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции.

Распределительная функция. В число участников домашнего хозяйства входят несовершеннолетние дети, совершеннолетние, но не работающие по различным причинам члены семьи. В рамках распределительной функции часть национального дохода, которая пришлась на долю домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками. Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы, обеспечивая каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Данная функция может реализовываться в разных формах, в том числе в виде инвестиционно-распорядительной функции. Эта функция заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложение средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике.

Контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. Под воздействием различных факторов эта величина может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому поддержание обычного уровня потребления невозможно без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за их целевым использованием.

Регулирующая функция. Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как экономической единицы.

 

В чем состоит специфика финансов домашнего хозяйства?

В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему особенности. Так, например, финансы коммерческих организаций являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Публичные финансы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения. Финансы домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.

Публичные финансы регламентированы государством и находятся под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов коммерческих организаций также во многом определен государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.).

Специфика финансов домашних хозяйств заключается в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реального дохода домашних хозяйств возрастает.

 

Какие экономические и финансовые решения принимают домашние хозяйства в процессе своей жизнедеятельности?

Как и любая другая экономическая единица, домашнее хозяйство для повышения уровня благосостояния своих участников принимает многочисленные решения, относящиеся к различным сторонам жизнедеятельности.

Экономические и финансовые решения домашнего хозяйства делятся на две основных группы: каким образом формировать фонд рабочего времени (количество работающих членов домашнего хозяйства, место их работы и др.); как формировать структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у него, т. е. надо ли осуществлять капитальные расходы (приобретать новую недвижимость, автомобили, мебель и т. п. или ценные бумаги и т. д.); одновременно определяется соотношение между вновь приобретаемыми активами.

Первая группа решений влияет на уровень доходов домашних хозяйств, вторая группа — не только на соотношение, в котором располагаемый доход домашнего хозяйства распадается на потребляемую и сберегаемую часть, но и на уровень будущих инвестиционных доходов домашнего хозяйства, полученных, например, в виде дивидендов по приобретенным акциям или в виде дохода по срочному вкладу в коммерческом банке.

 

Какие факторы определяют экономические и финансовые решения домашних хозяйств?

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются: 1) текущие и перспективные цели; 2) отношения между членами домашнего хозяйства; 3) уровень доходов домашнего хозяйства; 4) предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства; 5) внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Внешняя среда оказывает очень большое влияние на решения в домашнем хозяйстве. Наиболее важные факторы внешней среды — законодательное регулирование доходов и расходов, в особенности в сфере занятости, налогообложения доходов, социальных пособий; отношения в коллективе, в котором работают члены домашнего хозяйства; участие последних в общественных и политических организациях; отношения между самими домашними хозяйствами.

 

В чем состоят особенности принятия домашними хозяйствами экономических и финансовых решений?

Существуют особенности в механизме и степени формализации принятия домашним хозяйством финансовых и экономических решений. Например, в коммерческих организациях существует система методов принятия решений, включая планирование, оперативное управление, контроль и другие стадии процесса управления, объединяемые понятием «менеджмент» (его составной частью является финансовый менеджмент). В коммерческих организациях четко определены оперативные и стратегические цели, их иерархия, способы достижения. Все это закрепляется во внутрифирменных регламентах. В домашних хозяйствах установление целей — также необходимый атрибут. Однако их достижение не связано с формализованными процедурами принятия решений. Цели домашним хозяйством определяются часто по наитию, на основе жизненного опыта. Между членами домашнего хозяйства устанавливается система неформальных связей, в которой определяется роль каждого из них. В домашних хозяйствах, как правило, не составляют баланс денежных доходов и расходов, что также является отражением неформального характера принимаемых решений.

 

Ч ем определены особенности процесса принятия домашними хозяйствами экономических и финансовых решений?

Механизм принятия экономических и финансовых решений домашними хозяйствами, их целевая направленность отличается от механизма принятия решений и целевой направленности аналогичных решений, принимаемых коммерческими организациями.

Эти особенности в значительной мере являются следствием того обстоятельства, что связи, существующие между отдельными членами домашнего хозяйства, носят не столько экономический, сколько социальный характер. В коммерческих организациях также существуют социальные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономическими (рост прибыли, рост акционерного капитала и т. д.). В домашних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов отношений прямо противоположна. Поэтому и экономические, и финансовые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов домохозяйств, экономия затрат и т. п.), но и социальных (воспитание детей, повышение образовательного уровня, обеспечение условий для полноценного отдыха и т. д.). Экономические цели играют подчиненную роль по сравнению с социальными и направлены на наиболее полную реализацию последних.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.