КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На прояснение этого всеобщего нацелены усилия философии
Для того чтобы объяснить, как возможно «чистое» познание, не лишенное чувственного содержания и одновременно обладающее всеобщностью и необходимостью (синтетическое знание априори), Канту пришлось допустить существование «чистой» чувственности, априорных форм созерцания, образующих специфический эмпирический базис науки.
Философия как весьма абстрактный способ мышления также не может иметь дело с сырой эмпирической культурой – за всем многообразием расхожих мнений, суждений, оценок, целей, за феноменальным различием типов поведения и способов деятельности философия стремится усмотреть некое всеобщее основание – смысловую матрицу культуры – ее генетический код.. В качестве предмета анализа и материала обобщений философия выбирает поэтому присущие самой культуре формы всеобщности. В них «бессознательное мышление эпохи» уже проделало обобщающую работу и схематизировало формы практического и практически-духовного познания, вплетенных в деятельность и общение людей. Известный философ-культуролог О. Шпенглер полагал, что универсалии культуры отличает неопределенность значения, и в этом плане универсалии он уподобляет апейрону и архэ древних греков. Он имел в виду, что универсалии – присущие культуре формы всеобщности - существуют не сами по себе, но лишь как реализации в конкретной исторической ситуации, универсалии требуют концептуальной проработки на конкретном культурном материале. К универсалиям культуры применяется понятие категорий культуры (Гуревич) или понятие исторического априори – исторически отложившихся и может не вполне осознаваемых условий возможности всякого опыта культурной деятельности. (По Гуссерлю «конкретное историческое априори, которое, как традиция и наследование, охватывает собой все существующее в исторически ставшем и становящемся или в его сущностном бытии» - Кризис Европейских наук) Универсалии культуры – это программы, регулятивы и схематизмы деятельности, обладающие, во-первых, формальной всеобщностью и необходимостью, во-вторых, получающие свое содержание из исторической эпохи и, в-третьих, приобретающие функциональную силу во многом благодаря рациональному осмыслению и теоретическому оформлению, в котором ведущая роль отводится именно философской рефлексии.
В тезисе Шпенглера налицо платонические мотивы – (в философии Платона именно идея определяет сущность и реальность вещи: философия, занимаясь данной мыслительной проработкой, как раз и придает культурным универсалиям, которые сами по себе суть лишь возможность культуры, конкретную форму, действительность.
Сегодня мы понимаем, что философия занимается не просто умозрительным концептуальным анализом универсалий как элементов мировоззрения, но, используя данные социально-гуманитарных наук, анализирует формы деятельности и общения, чтобы наполнить универсалию действительным содержанием. И придавая конкретной культуре универсальную форму, философия осуществляет синтез, поскольку разные пласты культуры (наука, искусство, религия, политика, экономика) обнаруживают в себе аналогии, гомоморфизмы, свою причастность данной универсалии. Шпенглер, весьма широко понимая «универсальность» известных исторических сюжетов и парадигм, вместе с тем подчеркивал их историко-культурный характер, их привязанность к определенной культуре. В этом смысле культурная универсалия — это схема опыта некоторой определенной культуры, а не человеческой культуры вообще, безотносительно к исторической эпохе. И в то же время данному элементу специфической культуры часто придается столь общий и абстрактный смысл, что возникает возможность отрыва ее от локальной культуры и истории. (М. Элиаде говорит в этой связи о культурном символизме как «скважине» в трансцендентное, как продукте процесса исторической универсализации. – различные «истории» получают возможность общаться между собой)
Наш русский философ-классик 19 века В.Соловьев задумывался над проблемой, как сделать знание выражением «цельной жизни» – и мы понимаем, что, обращаясь рефлексивно к универсалиями культуры, философия уже нацелена на то, чтобы дать выражение всеобщему – генетическому коду данной культуры – и при этом не упустить особенное содержание – прояснить саму жизнь – выявить слой первичных очевидностей, на которые опирается человек в практике, общении, познании, поведении – сделать знание универсальных очевидностей ступенью в развитии новых мировоззренческих смыслов, через которые мыслимо удовлетворение потребностей культурного развития. Парадоксальная природа культурной универсалии, которая обнаруживается и тогда, когда мы делаем ее предметом философской рефлексии, проявляется в фундаментальной двойственности – универсалию мы можем рассматривать и как структуру, регулятив, схематизм совместной деятельности, и как мотив индивидуального поведения. В культурной универсалии представлен сложившийся в данной культуре образ мира и образ бытия человека в этом мире, такой образ мира – онтология можно представить как систему понятий, выражающих опыт социально-исторической жизни, НО, как показывают современные философские исследования, собственно обращенные на культуру, с образом мира – с системой понятий, выражающих опыт, с необходимостью соотносится и коррелирует собственное поведение человека. Поэтому философия, обращаясь к рефлексивному исследованию универсалий культуры, должна учитывать две стороны, по-видимому, имеет две стороны: одна относится к познавательно-понятийной сфере, отображающей общий опыт деятельности, другая же — к области первоначальных настроенностей, способов жизнеощущения, стилей поведения и духа эпохи в целом. Если мы, например, говорим о человеке эпохи Ренессанса, эпохи рококо или о современном человеке, то тем самым имеем в виду не только когнитивный мир его представлений, но и то состояние аффективной предрасположенности, которое мы застаем в поэзии, искусстве и музыке его эпохи. И если мы отважимся таким образом рассмотреть фундаментальное значение духа эпохи - некоторой априорной глубинной настроенности и ее развертывания, то можем охарактеризовать их совокупность по аналогии с коррелятивными понятийными и априорными онтологическими категориями (как экзистенциалы, пользуясь языком Хайдеггера) Всякое особенное, схваченное в понятиях эмпирическое познание зависит от всеобщих априорных категорий, ибо оно вообще имеет место лишь в системе координат последних. Подобно этому и все особенные опытные знания определенных и особенных чувств, настроений и эмоций зависят от той всеобщей глубинной настроенности и ее структурных развертываний, которые связаны с этой понятийной системой координат и априори господствуют везде и пронизывают все.
Историческое развитие Ф. постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии ее динамики. Многие выработанные Ф. идеи транслируются в культуре как своеобразные "дрейфующие гены", которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую актуализацию. На их основе могут создаваться религиозные, этические, политические учения, публицистика и эссеистика, которые наполняют эмоциональным содержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретные жизненные смыслы, постепенно превращая их в новые мировоззренческие основания культуры.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |