КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции На Досках 1989 13 страница
* Этого я не говорила. Ни в коем случае! Значит, сознание это одно, а идеальный мир - это совсем другое. И они, как говорится, рядом друг с другом не лежали. * Именно этот вопрос мне и нужно было выяснить. Отлично. Я ответил на ваш вопрос? * Да. Благодарю Вас. Еще какие вопросы? Нету... * А скажите. А каковы критерии вот значит а-победы, а-преодоления, а-человека, а-влияния, а-жизни? Практический вопрос. Критерии!? * Нет, а-освобождения, а-человека, в слободке, а-каким образом? Чего? Освобождаться от вороньей слободки? Что делать? * Как понять... Родившийся в вороньей слободке, будет обитателем вороньей слободки. И это - необходимо. Противно, но необходимо. И никуда не денешься, уважаемые коллеги. А поскольку еще побеспокоились и всю интеллигенцию прошлого под корешок вывели, то вроде бы... как в свое время император Цин Ши-Хуанди, он ведь хотел всех конфуцианцев уничтожить: он их собрал и в нужниках всех утопил, а книги сжег. Так и с нами поступили. (пауза) И это надо четко понимать. И чтобы вы не могли из вороньей слободки никуда выскочить. И вроде бы судьба ваша предрешена. И никуда вы не выскочите. Правда, барон Мюнхгаузен дал вам средство: надо схватить себя зa волосы, дернуть - и вытащить. * Вы говорили истории... а-культуры... "Культуры и истории". И это, опять же не я говорил, а Ленин. Да, вот туда и надо себя за волосы выдернуть. И другого пути, уважаемый коллега, у Вас нету. * Ну, это ведь а-теоретическое а-представление... понять. Какое, какое!? Ну вот, - я же понял, вообще, куда Вы идете, - ну конечно, уважаемый коллега, при этом Вы еще мышление ненавидите, как всякий житель вороньей слободки, и теперь мне говорите: "Чего Вы нам предлагаете! Нам практическое нужно, а Вы нам опять теоретическое, в мышлении... тьфу..". * Да, булыжник. Вам бул... булыжник! Но, уважаемый коллега, булыжник - есть оружие вороньей слободки. И сколько Вы за булыжник ни хватайтесь, Вы никуда из границ вороньей слободки не выскочите. И это есть исторический принцип. Поэтому, если Вы хотите выскочить из вороньей слободки, искать надо в другом месте, и поэтому: слова мои противные (я это понимаю), но выскакивать надо в мир культуры, - противно, понимаю! Противно! И как эту культуру хочется растереть или в унитаз спустить - я Вас понимаю... * Спасибо. Поэтому я и говорю: и судьба Ваша предрешена - никуда Вы из вороньей слободки с Вашими ценностями и убеждениями не выскочите. Вы же в ней обжились, в вороньей слободке, и навоз этот есть - духи Вашей жизни. Это ведь так? И это надо понимать. А поэтому, перестаньте врать, и рассказывать, что Вы хотите из вороньей слободки прочь. Лучше будьте честными и скажите "воронья слободка так вкусно пахнет и обычаи там - на большой палец!". И в конце концов обитатели сговорились и Лоханкина выпороли - он теперь свет тушит. И порядок организован. Но - что сделаешь?.. Еще какие тут вопросы или замечания? Прошу Вас! * Вы сказали, что человек неизбежно победит организационные структуры... Чего-чего!? * Вы сказали, что человек неизбежно победит... (оживление) Я этого не говорил! Я говорю, что есть один путь, если кто-то хочет спастись, это: он должен победить организационные структуры. Для этого ему нужна особая философия: он должен понимать, что мир находится в нем, в его сознании; и Великий Рим тоже в его сознании; и он может сам построить свой мир. * А как же тогда это самое мышление, которое мной владеет, а я... его ношу в себе. Тут противоречие. Вы шикарный оппонент. Конечно, противоречие, но я ведь на нем все и строю. Мне же важно утверждать, уважаемые коллеги, поймите, мир мышления это нечто потустороннее... для вас. А мир вашего сознания - это то, что у вас. У вас там мир вороньей слободки, и ничего больше. И это нужно понимать. Вот, что я говорю, - и где Вы тут видите противоречие? * А, то есть Вы хотите сказать, что я, как житель вороньей слободки, могу захотеть, а могу не захотеть войти в этот мир мышления? Да, и я знаю, что Вы не захотите. (понимающий смех аудитории) А Вам зачем туда хотеть, входить мир мышления? Да зачем это нужно, пускай дадут пол батона колбасы, и не нужен мир мышления. О чем Вы, уважаемые коллеги? Зачем человеку из мира вороньей слободки мир мышления? Ну совсем не нужно. И давайте перестанем врать друг другу, что Вы хотите этого самого мышления. Ничего Вы не хотите, никакого мышления! * Не надо прекращать этот источник - они придут, приползут... (само собой приостановленное оживление) Прошу Вас. * Когда человек начинает, ну, скажем, математик, строить какой-нибудь объект, какую-нибудь умственную конструкцию - построил... Простите, умственную конструкцию или объект? * Ну, его объект является умственной конструкцией. Ничего подобного. Ничего подобного, говорю я. Во всяком случае я Вашей позиции не разделяю. И все время утверждал нечто противоположное. * Он построил модель какую-то. Модель!? Извините, модель - это для научников. Пускай они этим дерьмом все... * Поэтому он и говорит "объект". Кто - "он"?! * Это он говорит для философов, что это модель чего-то. (смех-поддержка аудитории) Ну, эту систему тройной-четверной бухгалтерии и тройного-четверного вранья, где вы уже давно запутались и не понимаете что вы врете для шефа, а в чем Вы обманываете самого себя. Видал я все это вообще в гробу в белых тапочках. * Я из соображений гигиены специально облучаюсь. Все. Но, уважаемый коллега!.. (конец фразы "...что я вру") Уважаемый коллега - и двигайтесь по этому Вашему пути. И утешайте себя, что врете Вы для шефа, а сами Вы знаете, что есть истина, и себе всегда говорите только правду. Но такого, говорю я, не бывает. Тот, кто врет шефу, врет и себе. И не может быть такой ситуации, что Вы врете шефу, а себе говорите правду - вы уж давно потеряли разницу между одним и другим. И больше того, что Вы себе говорите никого на самом деле не интересует. Либо Вы занимаете позицию и говорите как есть, независимо от того, Вы разговариваете с шефом, или на профсоюзном собрании, или с товарищем, либо Вы создаете эту двойную-тройную бухгалтерию, и Вы продолжаете жить, говорю я, в вороньей слободке. * Бухгалтерию создаю не я. Я создаю позицию. Свою. А когда я ее высказываю, а когда - нет, это зависит от обстоятельств. Это я понимаю. Я ведь это все понимаю. Но я ведь имею точку зрения на это. Я говорю: вот и занимайтесь этим дальше в своей вороньей слободке. * Георгий Петрович, что Вас заставляет метать бисер перед таким быдлом, которое вокруг Вас существует? (смешки, переходящие в хохот, который даже перекрывает попытку ответа) Я ведь Вам отвечаю всерьез: для меня нет понятия "быдло". * Как нет?! Вы только что... Для меня его не существует. Вообще. * Мы все жители вороньей слободки, мы все дерьмо. Тут смысл такой. Обратите внимание. Я же с Вами разговариваю, и при этом, искренне. Переставьте акцент, и начинайте соображать по человечески. Вы же можете своих друзей подозревать в подлости, в том, что они подлецы. Но ведь потеряете от этого только Вы. Поэтому я-то всегда думаю, что все мои знакомые всегда люди с высокой буквы, абсолютно честные и принципиальные, и я богат. И так я отношусь ко всем остальным. И то, что я обсуждаю наши с вами проблемы абсолютно искренне, и, как Вы сказали, "мечу бисер", говорит о моем уважении к собравшимся и о том, что я работаю искренне и честно. А все Ваши эти самые домыслы о том, что... "быдло" и прочее, - это Ваше представление и Ваши проблемы. У меня этого в мировоззрении нету, и быть не может. Я воспитан на другом отношении к людям и иного себе не представляю. Поэтому, если Вы обиделись, это Ваше дело. Это даже хорошо, если Вы обиделись. Но когда Вы мне приписываете такое отношение - Вы ошибаетесь - у меня этого просто нет. Нету. * И все-таки, что же Вас заставляет? Что меня заставляет? А.. Это красиво! А меня заставляет долг. Долг! (реплика "Перед субстанцией") Правильно, перед субстанцией. И перед самим собой. Понимаете, я ж дворовый мальчик. Поэтому я привык всегда говорить то, что я думаю. И не только сейчас, но и тридцать лет назад, и сорок лет назад я говорил все то же самое, что говорю сейчас. Ну, какие-то тут нюансы отличаются, - может быть не вот так, наотмашь, но принципиально все то же самое. Поскольку я иначе жизни себе не представляю, и в этом мое расхождение с Вами. * С кем - со мной? Да! Я шефу никогда... * Вы меня неправильно поняли, я говорил не о себе (веселый вредный смех), а о ситуации вообще. Да я это понял, с Вами как с собеседником, работающим на уровне принципов. Я бы перестал себя уважать, если б я был вынужден шефу говорить одно, а на профсоюзном собрании - другое, а с приятелями - третье. Я себе такого позволить не могу. Что меня заставляет? - самосознание. А чего это я должен тут вообще врать, кривляться и позвоночник сгибать перед кем-то. А если этого не делать!? (неб. пауза) Простое очень рассуждение дворового мальчика, или мальчика, воспитанного во дворе. А чего это я буду лгать, кривляться... Я не могу отступить здесь. Я Вам ответил или нет? * Да. Вот и все. * Георгий Петрович. Да. (...) Слушаю Вас. * Правильно ли я понял - подтвердите или откажете. То мышление, результат того мышления, о котором Вы сказали, Вы представляете, оно должно как результат быть в поступках или в идеологии или в новом мышлении? В поступках, в идеологии и в новом мышлении... каждого человека, если он хочет быть - человеком. * Тогда что тут первично - идеология или новое мышление? Или первично то мышление? Видите, в чем дело, я вот этого не понимаю, и вопрос "первично-вторично" мне непонятен. Я этого всегда не понимал. Говорят "чего у нас первично? чего!?" - "Живот у нас первично!" да?, - предполагает профессор на философском факультете ответ. Что у нас первично? - Живот и его потребности. Вранье все это. Так люди не живут. Это все выдумки подлой философии. Кстати, у Маркса ведь этого нет. Это ж интерпретации преподавателей философского факультета и всего сообщества философов. Они Маркса тоже употребили под обыденное профсоюзное собрание. Вот ведь что имеет место. И в этом смысле, да, говорю я, признание мышления как субстанции дальше заставляет меня решать вопрос: хочу я жить в этом мышлении и быть человеком, или меня устраивает жизнь в вороньей слободке? Вот вопрос, который приходится решать каждому. * Простите, жизнь в вороньей слободке это тоже культурно... социокультурное образование? Конечно, уважаемый коллега, это советское социокультурное образование. * Значит это тоже... Видал я все это в гробу! Я ведь поясняю, и начал с этого, что в 40-е годы основной вопрос, который приходилось решать, есть вопрос жить в этом дерьме, или строить свой мир, - вот один вопрос, и я о нем долго и нудно распинался. * Но дело в том, что... ... я думал, что Вы поняли о чем идет речь. * (женск.) А что есть не дерьмо, если этических принципов нет? (удивленно-возмущенный тихий гул) Уважаемый коллега! Я, конечно, понимаю, что Вы философ, и поэтому делаю скидку. (поддерж. смех) Но, обратите внимание, кроме этических принципов есть еще ценности человеческие. Ценности, в том числе самосознание: ты кто, вообще, дерьмо, спрашиваю я себя, или ты человек?, ты драться умеешь, говорить правду можешь, или будешь всегда врать?!, - вот с чего начинается становление ребенка. И это естественно, и с этого надо начинать. И когда внутренне на уровне ценностей этот вопрос решается... решен, и человек занимает позицию, он дальше может оформить ее - философски, научно или еще как-то - потом, когда этот вопрос решен. Кто этого вопроса для себя не решал, вообще не поймет то, что я обсуждаю. Это из другого мира. Я поэтому люблю очень этот пример, как пришли красные конники в институт психологии Челпанова, а он им говорит: - Будем изучать интроспекцию. Они говорят: - А как это? - А ты садишься и начинаешь думать "есть у меня интроспекция или нет?" Они подумали год, потом пришли к нему и сказали: - Профессор, мы работали - интроспекции нет - это буржуазные выдумки. Ну, естественно, поскольку у красных конников интроспекции не было. Ну не было, ну что сделаешь. И в этом смысле Челпанов ошибку допустил: нельзя было отправлять красных конников искать у себя интроспекцию. Так и тут. Я все время на этом и стою. Сначала человек решает для себя - нравственную, ценностную проблему - как он будет жить. Когда он этот вопрос решил, он может, если он не согласен с общей установкой, он может теперь оформлять это в виде философии, наук и т.д. - вот как я описывал все это. И вроде бы, поэтому, такое решение на уровне ценностей есть условие всего дальнейшего. И если Вы хотите понять историю ММК, Вы должны понимать, что в 49м году сошлись несколько человек, для которых вопрос с ценностями был решен совершенно однозначно. А дальше начиналась уже работа - философская, методологическая и научная. При этом вы, конечно, можете сказать: "А как это так - философское руководство недосмотрело?". Как это у нас была защищена диссертация, в институте философии, - "Старое надо уничтожать в зародыше". - Почему же не было все это уничтожено в зародыше? - Проглядели. Ну проглядели, случилось такое. Вот, что я говорю. И дальше я начинаю все это развертывать... Прошу Вас. * Дуалистическая парадигма Вами преодолена? Дуалистическая? * Нет. Натуралистическая. Красиво Вы задаете вопрос. Вы от меня хотите какой - правильный ответ, или честный? (смешок) * Правильный и честный.. Вы вроде бы спрашиваете по правильному... А по честному, так я Вам отвечу.., не до конца, конечно... И вообще я очень сложный, понимаете? Ведь мое воспитание отпечаталось во мне и я от этого даже при всем желании освободиться не могу. Мне всю жизнь говорят мои друзья: - Слушай, да брось ты свой марксизм, че ты с ума сошел? А я говорю: - Ребята, ну не могу, на нем воспитывался. Ну что могу сделать? Ну вот такой вот, марксист. Стыдно, но - марксист. (оживление) И ничего не могу сделать. Так и тут, я Вам отвечаю: ну как?, - научник. И идеология эта, натуралистическая все время выбивается. Умом, разумом понимаю, что дерьмо это все. Хочу освободиться, и вроде бы почти освобождаюсь... И каждый раз - туда, как в трясину. Это честный ответ. А вот теперь, на уровне рефлексии, я Вам отвечаю: а когда под контролем разума все делаю - освобождаюсь, и это правильный ответ, - вроде бы преодолел... * Теоретический вот такой вопрос. Теоретически преодолел, а практически - не всегда? Не всегда. Тоже преодолел, но не всегда. Да! * Является ли деятельностная парадигма единственным преодолением натуралистической? Или возможны какие-то другие парадигмы? Абстрактно - конечно не единственное. Но это то единственное, что я сегодня знаю, и что мне сегодня представляется бесспорным шагом вперед по сравнению со всей традиционной философией. Опять (я себя ловлю на этом и говорю: это опять во мне марксист говорит), опять противно, но - правильно, вроде бы. И хотя противно, но зато правильно. А мне важно правильное, а уж противность я как-нибудь преодолею. * Скажите, можалуйста... * Вы теперь говорите "Московский методологический кружок", а сначала говорили "Московский логический кружок". О! Так видите в чем дело, Московский логический кружок сложился в 1949 году, потом, в 1954м, выдвинул на совещании по проблемам логики на философском факультете свою концепцию, и просуществовал где-то до 1957м году. Его участниками были: Александр Зиновьев, Борис Андреевич Грушин, Мераб Константинович Мамардашвили и я. Ну и еще много-много студентов потом вокруг этого объединившихся. В 1957 году этот логический кружок, то есть эта четверка, распалась в силу внутренних противоречий. И люди разошлись. И поэтому с 1957 года был создан Московский методологический кружок, который и существует до нынешнего времени. И создателем его пришлось быть мне одному уже, поскольку Зиновьев пошел своим путем, Грушин - своим путем, и Мамардашвили тоже - своим путем: мы все разошлись в четыре плана. Я дал ответ на Ваш вопрос? (пауза) Прошу Вас, и это последний вопрос здесь, а дальше я двинусь... Так. * Вот тот нонконформизм, который Вы тут провозгласили, он является необходимым условием для мышления? Да. Как говорил Николай Бухарин, "Творец всегда из породы недовольных". И я это принимаю, мне это кажется правильным. Конформист не может быть творцом - зачем это нужно? Итак, отбили три точки... И вроде бы я изложил основные мировоззренческие принципы, которые очень важны. Можно было бы это продолжать и еще кое-что добавить, но это не нужно для изложения идеи, а дальше, чтобы обсуждать результаты, я должен задать некоторую периодизацию уже Московского методологического кружка, включая и последний кусок Московского логического кружка, или концепции тех четырех людей, которых я сейчас назвал. Значит, первый период!
Вот в 1954 году была объявлена программа, и дальше шел первый период с 54-го где-то по 1963й. Это первый период жизни Московского методологического кружка. Вот здесь вот стоит 57й, это тот кусок, который Московский методологический кружок ассимилирует, это период разработки понятия мышления и теории мышления (пишу "ТМ"). Потом, в 63м году (это был 3й симпозиум по логике науки и методологии, проходивший в Томске), была объявлена новая программа, программа разработки теории деятельности. И она продолжалась до 1971 года - это второй период. С 1971 года начинается третий период, и он продолжался до 1979 года. Это период разработки представлений о мысли-коммуникации. Мысль-коммуникация была главным предметом исследования. В 1979й по 1989й - это период разработки организационно-деятельностных игр и практики этих игр (пишу "ОДИ"). И этот период сейчас, - дело не в том, что все происходит в 89м году, - но вроде бы этот период, когда ОДИ было главным предметом конструирования и практики, он естественно кончился, и сегодня уже дальнейшая разработка ОДИ не влияет на методологию. ОДИ работает, оно внедрено в нашу культуру, пользуется большой популярностью и спросом, - все время пишут разные статьи о том, как это происходит... И вроде бы даже, я вот очень удивился, правда сам этого не читал, мне рассказывал Матвей Соломонович, - учительская газета теперь проводит организационно-деятельностную игру... в газете, да? * Заочно. Заочно. Заочно; это уже новый продукт такой... Но вот этот период кончился, и сейчас мы стоим на пороге нового периода, для которого надо вырабатывать свою особую программу - это очень большой поворот и принципиальный, поскольку практика ОДИ как бы отодвинула разработку методологии на задний план, и вообще оттеснила. И теперь надо начинать как бы все по новой - задать новые проблемы, провести новый анализ ситуации и выработать новые программы и их реализовать. Поэтому заканчивается весь этот длинный период, 35-летний, и должен начинаться новый кусок, новый этап и новая фаза работы. Вот в общих чертах, коротко, эти основные периоды, фиксированные по целевой направленности и основным интенциям. Теперь я должен по периодам коротко охарактеризовать основные результаты. Есть тут вопросы какие-нибудь? (пауза) * Есть, Георгий Петрович. Прошу Вас. * Вот это очень ведь важное утверждение, что не только период кончился, связанный с ОДИ, которые работали как-то на методологию, но и весь 35-летний. Это - с чем связано? [далее редакция текста в версии Л.П.Щедровицкого] А это связано с тем, что иссякли кадры, потому что: с 54 года, работая на базе семинаров, я все время готовил кадры методологов, которые работали. Период с 79 года заставил меня отказаться от этой работы, поскольку надо было вводить игру, и мне казалось, что она очень значима и будет вообще постоянным средством в нашей культурной жизни в стране. На мой взгляд, она такой и есть, и она работает, но кадров больше нет. Они живут, работают сами по себе, но они не объединены в один кулак и поскольку они рассеяны, они не могут решать больших программ. И теперь надо создавать новый коллектив, привлекать совершенно новых людей, которые все это начнут по новой, ассимилируя то, что было сделано, но понимая, что главное - это творение новых представлений, в первую очередь построение искусственно-технической онтологии и разработка всех категорий и мыслительных структур для искусственно-технической инженерной работы. Возвращаюсь к результатам. Итак, 1954 год. Выдвинуто понятие о мышлении как особой субстанции, произошло преодоление психологизма, и работа сознания отделена от мышления. Появилось два предмета - с одной стороны, мышление как идеальная субстанция особого рода, а с другой - человек и его сознание. Проблему человека надо обсуждать отдельно и собирать то, что уже сделано, - я подряжался это сделать в прошлый раз, но это вылетело и возвращаться сейчас неохота. Главная установка в первом периоде (1954 - 1963) - строить теорию мышления. Задача эта - неимоверно важная, причем вроде бы не только мы это поняли и поставили перед собой такую цель, но это понято было и там, за бугром. В 1958 году Дж.Дж.Томсон написал в своей книжке "Предвидимое будущее": "ХХ век знаменует собой начало науки о мышлении". Другое дело, что там - в Англии, Америке или Германии - там нет кадров для того, чтобы строить теорию мышления, поэтому хотя он вроде бы это понял и объявил, но ждать, что там что-то появится в ближайшее время - это бессмысленное дело. Эту работу можно проделывать только у нас в стране. И только в нашей стране есть условия для этого. Я вижу, что вы насмешливо улыбаетесь, но это ведь очень просто: только у нас в стране есть лишние люди - в таком количестве и с интеллектом. В Штатах нет лишних людей. Все заняты, каждый может строить свою фирму. Поэтому для них, когда собираются 5-6 студентов на одной теме, - это ЧП, об этом разговаривают 20 лет, как о небывалом происшествии. У меня же на семинаре собирается 100 лучших студентов Московского университета и еще 50 стоят в коридоре, хотят попасть. Это уникальные условия нашей страны - лишний интеллектуальный потенциал. Только в нашей стране можно разрабатывать большие программы, собирать людей и делать это по-настоящему и с размахом. * На Западе существуют какие-нибудь формы коллективной мыследеятельности? Вопрос хороший. Конечно, есть. Но там, для того чтобы это получилось, Госдепартамент должен либо собрать этих людей у себя, либо выделить большие средства, чтобы какой-нибудь университет собрал. И тогда они под это соберутся, и у них там будет коллективная мыследеятельность. Несколько лет назад в Институте психологии вызвал меня Давыдов и говорит: "Приедут американцы, расскажи про игры". Я рассказал. Американец вытащил калькулятор, чего-то там понажимал, потом так поглядел на меня и говорит: - Гм, интересно. Я посчитал: каждая ваша игра стоит до миллиона долларов. А где вы берете деньги? (Смех.) Я начал хохотать. А он говорит: - Ну я вас понял, я уже не задаю вопросов. - А что вы поняли? - Ну военные заказы - я уже понял. (Хохот.) Вот ведь в чем ситуация. А я приходил к ребятам и говорил: - Ребята! Хотите поиграть? - А девушки будут? - Будут. - Танцы будут? - Будут. - Поехали! И никаких расходов. Крестьянская изба на берегу озера под Свердловском, собираются люди и в свое удовольствие работают. Опять же - где это может быть, кроме как у нас? У нас масса преимуществ, уважаемые коллеги, и этим надо пользоваться. Поэтому можно было ставить такую задачу - строить теорию мышления, но когда я такую задачу ставил, я понимал, что ее не решить. Поэтому я сейчас говорю иначе: за это время, с 1954 г. по 1963 г., были разработаны методологические основания построения теории мышления. И эти методологические основания у нас сейчас есть. И насколько я понимаю, мы единственная страна, где это есть, поскольку мы единственная страна, где это вообще может быть на нынешнем этапе. Я так понимаю, что лет через 50-70 у американцев будет такая государственная программа, они соберут под это людей и будут догонять нас. - Так они на Луну-то высадились раньше. Хотя спутник запустили впервые в Союзе. Да я ведь понимаю - литературу не читаете, уважаемый коллега. Мы шли сзади, за ними, в спутниках, а потом послали фиктивно-демонстративный спутник. Фиктивно-демонстративный - чтобы быть первыми. Причем сделали это, когда у них все было наготове - по принципу: Пух! - выстрелили и - "Мы первые! Мы первые! Мы первые!". Я ведь говорю совсем другое, уважаемый коллега. Мне на самом деле первым-то не нужно быть. Я только оцениваю ситуацию реалистично, вот и все. Это ведь оборотная сторона наших слабостей и недостатков. Я же это понимаю. Я же, когда говорю, что я могу собрать 100, 200 лучших студентов университета на семинар, я же над собой смеюсь. Ну - могу! Я даже могу их научить. Я потом их на работу устроить не могу, и поэтому они все распылятся... Теперь - могу. Вот сейчас - могу. И на работу устроить, и стипендии им дать, и все. Но я уже старый, мне уже это почти не нужно. Сил нет. Вроде и добился, и победил, и могу спокойно помереть, но толку в этом никакого нету. Итак, были разработаны методологические основания теории мышления. И я бы сказал, что мы единственные, кто сегодня это имеет в развернутом виде. Причем работа шла все время в два слоя, т.е. строилась теория мышления, а в метаслое шла разработка средств. При этом получалось так, что шаги по разработке теории мышления были лишь экспериментальным материалом для разработки соответствующих методологических средств. Это прием двойного мышления и двойной работы, позволяющий небольшими силами решать принципиальные задачи. Теперь я могу вернуться чуть назад и продолжить тему предыдущего обсуждения, а именно: различение мышления и материи заставляет сказать, что время науки кончилось, и теперь для разработки кентавр-системных онтологических представлений надо менять науку на методологию. И я теперь набираюсь окаянства и говорю: и вообще методология есть новая форма организации мышления и деятельности, стоящая над наукой и задающая общую шапку для всех других видов мышления и деятельности. И вроде бы развитие методологического мышления, введение методологической организации мышления и деятельности позволяет нам - не догоняя - перегнать забугорников. Если мы принимаем идеологию развития методологии как основную и определяющую. Они это скоро поймут, я понимаю, но лет 30-40 мы можем выиграть и за счет этого что-то сделать. * До сих пор наука справлялась же с этими вещами - каждая наука для себя, кустарно, производила свою методологию. И они у них разные... Извините, вранье! Вранье. На самом деле наука ведь сгнила в собственном движении. Сгнила и живет сегодня на помойке. Такая у меня оценка и такое представление. И я говорю: как здорово, что она сгнила! Ее, следовательно, хоронить не нужно, хотя она уже заработала это. Можно ее оставить, и пусть она догнивает. А нам надо развивать методологическое мышление и методологическую организацию мышления. И мы тогда автоматически выходим на передний край и получаем некоторое преимущество во времени. Я понятно говорю? Теперь надо обсуждать, что такое методологическое мышление и почему оно обладает такими преимуществами по сравнению с научным. Я попробовал это описать в сборнике "Системные исследования" за 1981 год и всех, кто интересуется, отправляю к той статье - по поводу методологической организации. Там это делалось на частном примере системных исследований, но это имеет общий характер. И я это описывал как общее для всех вообще форм. При этом в верхнем слое методологии, при разработке методологических оснований теории мышления были получены два очень значимых результата. Во-первых, были разработаны новые понятия системы - два понятия системы. (В литературе это описано и можно найти.) Особенно меня интересует второе понятие системы, дающее возможность исследовать мышление, ибо мышление есть системы совершенно особого рода, специфические, требующие совсем другой категории системы. Это первое. И второе: когда спрашивали, что такое мышление и где оно существует, то ответ, который с самого начала предложил Александр Зиновьев, состоял в том, что мышление есть деятельность. В этом утверждении - "мышление есть деятельность" - мышление выступало как предмет, а деятельность - как предельная категория, под которую подводили мышление. И в свете того, что я сейчас говорил, это понятно. Итак, мышление - не материя, а субстанция особого типа - деятельность. Теперь я понимаю, что тезис этот, если брать его как научный, - ошибочный: мышление не есть деятельность. Но тогда это носило философски-категориальный смысл и было совершенно правильным, ибо задавало другой мир. Но поскольку был выдвинут тезис "мышление есть деятельность", все научники печенки нам проели, задавая примерно тот же вопрос, что и вы: "А что такое деятельность? Что такое деятельность?". И вроде бы у нас теперь был единственный способ ответить на этот вопрос - построить понятие деятельности. Этот момент описал в своей книжке Э.Г.Юдин, достаточно, на мой взгляд, правдиво и точно: произошла смена функции категории деятельности, перевод ее из предельной, объясняющей, в предмет особых исследований. Происходило это где-то на отрезке с 1956 года по 1963 год. Я не буду сейчас тут обсуждать детали, мне важна сама конечная идея.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |