КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды рынков и их структура
Структура и инфраструктура рынка. Основные элементы рынка Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие: 1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка); 2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя); 3. рыночная инфраструктура << - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции. Например, o коммерческие банки; o страховые компании; o магазины и все виды других торговых предприятий; o ярмарки, аукционы; o биржи места, где формируется конкретная цена и другие. Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. По сегментам в структуре рынка: 1) рынок товаров, включающий: - рынок средств производства; - рынок потребительских товаров; 2) рынок капиталов, который в свою очередь можно разделить на: - рынок кредитов; - денежный рынок; - рынок ценных бумаг; 3) рынок услуг: - рынок материальных услуг; - рынок нематериальных услуг; 4) рынок труда. По географическому признаку выделяют: - локальный рынок; - региональный рынок; - национальный рынок. - мировой рынок. По характеру продаж выделяют: - розничный рынок; - оптовый рынок. По уровню насыщенности товарами: - дефицитный рынок; - равновесный рынок; - профицитный рынок. По степени зрелости: - формирующийся рынок; - зрелый рынок. Инфраструктура рынка - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к обеспечению бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывности воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости. Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это дает возможность рынку оперативно справляться свозникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие. Основными институтами инфраструктуры рынка являются: коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро. Элементами инфраструктуры рынка являются: 1. Кредитная система. 2. Эмиссионная система. 3. Товарные, фондовые и валютные биржи. 4. Аукционы, ярмарки, тендеры. 5. Биржи труда, службы занятости. 6. Налоговая система. 7. Страховые компании. 8. Рекламные и информационные агентства. 9. Объединения деловых кругов. 10. Таможенная система. 11. Профессиональные союзы. 12. Система высшего и среднего экономического образования и т. д. По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие - рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.). Группы рынков: 1. товарные рынки << К этой группе относятся потребительский рынок, рынок материальных ресурсов, рынок производственно-технических товаров, информационный рынок и рынок научно-технических разработок; 2. финансовые рынки << К этой группе относятся инновационный, краткосрочных ссуд, ценных бумаг и валютный рынки; 3. рынки труда.<< К этой группе относятся рынки рабочей силы разного уровня квалификации и рынки по отдельным специальностям.
По механизму функционирования существуют: · свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей; · монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция; · государственно-регулируемый рынок, где важная роль принадлежит государству, которое использует различные инструменты воздействия. Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущая роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения принадлежит плану, существует централизованное планирование и регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |