Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рынков и их структура




Структура и инфраструктура рынка.

Основные элементы рынка

Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

3. рыночная инфраструктура << - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции.

Например,

o коммерческие банки;

o страховые компании;

o магазины и все виды других торговых предприятий;

o ярмарки, аукционы;

o биржи места, где формируется конкретная цена и другие.

Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения.

По сегментам в структуре рынка:

1) рынок товаров, включающий:

- рынок средств производства;

- рынок потребительских товаров;

2) рынок капиталов, который в свою очередь можно разде­лить на:

- рынок кредитов;

- денежный рынок;

- рынок ценных бумаг;

3) рынок услуг:

- рынок материальных услуг;

- рынок нематериальных услуг;

4) рынок труда.

По географическому признаку выделяют:

- локальный рынок;

- региональный рынок;

- национальный рынок.

- мировой рынок.

По характеру продаж выделяют:

- розничный рынок;

- оптовый рынок.

По уровню насыщенности товарами:

- дефицитный рынок;

- равновесный рынок;

- профицитный рынок.

По степени зрелости:

- формирующийся рынок;

- зрелый рынок.

Инфраструктура рынка - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к обеспечению бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывности воспроизводственного процесса при реализа­ции товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равнове­сием платежного спроса и предложения.

Развитая инфраструкту­ра рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стои­мости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это дает возмож­ность рынку оперативно справляться свозникающими диспропор­циями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основными институтами инфраструктуры рынка явля­ются: коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компа­нии, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Элементами инфраструктуры рынка являются:

1. Кредитная система.

2. Эмиссионная система.

3. Товарные, фондовые и валютные биржи.

4. Аукционы, ярмарки, тендеры.

5. Биржи труда, службы занятости.

6. Налоговая система.

7. Страховые компании.

8. Рекламные и информационные агентства.

9. Объединения деловых кругов.

10. Таможенная система.

11. Профессиональные союзы.

12. Система высшего и среднего экономического образования и т. д.

По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие - рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).
Некоторые экономисты в зависимости от объекта рыночных отношений выделяют три группы рынков <<. В каждой из них выделяют соответствующие специализированные рынки.

Группы рынков:

1. товарные рынки <<

К этой группе относятся потребительский рынок, рынок материальных ресурсов, рынок производственно-технических товаров, информационный рынок и рынок научно-технических разработок;

2. финансовые рынки <<

К этой группе относятся инновационный, краткосрочных ссуд, ценных бумаг и валютный рынки;

3. рынки труда.<<

К этой группе относятся рынки рабочей силы разного уровня квалификации и рынки по отдельным специальностям.


В просторанственном разрезе выделяются местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию; региональный по группе стран; всемирный, мировой рынок, включающий все страны мира.

По механизму функционирования существуют:

· свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;

· монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

· государственно-регулируемый рынок, где важная роль принадлежит государству, которое использует различные инструменты воздействия.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущая роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения принадлежит плану, существует централизованное планирование и регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирующую систему рыночных отношений. К рынкам несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.
В соответствии с действующим законодательством различают легальный или официальный рынок, и нелегальный или теневой рынок.
По степени насыщенности выделяют равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; дефицитный рынок, где спрос превышает предложение; избыточный рынок, когда предложение превышает спрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.