КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конфликт
ФОРУМ ЩШ Irwin Джон Минтон Брюс Барри Дэвид Сондерс Рой Левицкий John W. Minton Bruce Barry David M. Saunders Roy J. Lewicki Third Edition The Ohio State University Queen's University Vanderbilt University Havatar Associates Университет штата Огайо Университет Куинз Университет Вандербильта «Партнерство Хаватар»
Boston Burr Ridge, IL Dubuque, IA Madison, Wl New York San Francisco St. Louis Bangkok Bogota Caracas Kuala Lumpur Lisbon London Madrid Mexico City Milan Montreal New Delhi Santiago Seoul Singapore Sydney Taipei Toronto Москва ББК 65.290 CI7 Посвящаем эту книгу всем профессиональным переговорщикам и посредникам, которые пытаются улучшить наш мир. Перевод Н. Белова Об авторах
Перевод на русский язык выполнен по третьему изданию и опубликован на основании договора с правообладателем Мс Grow Hill. Отпечатано в России Ничто из этой публикации не подлежит ни перепечатке, ни размещению в базах данных, ни передаче в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая электронные, механические, фотокопирование, запись и т. д., без соответствующего на то письменного разрешения владельцев авторских прав. Рой Левицкий (Roy J. Lewicki) — профессор, приглашенный деканом, и профессор по менеджменту и человеческим ресурсам в Колледже бизнеса им. Макса Фишера Университета штата Огайо. Автор и редактор 24 книг, а также многочисленных научных статей. Профессор Левицкий — президент Международной ассоциации по управлению конфликтами; он получил первую премию «Выдающемуся педагогу» им. Дэвида Брэдфорда за вклад в области обучения переговорам и разрешению споров. Дэвид Сондерс (David M. Saunders) — декан Школы бизнеса Куинз в Университете Куинз (Канада). Соавтор нескольких статей по переговорам, разрешению конфликтов, отношениям с наемными работниками и внутрикорпоративному правосудию. До того, как занять нынешний пост, был деканом Школы бизнеса Хаскейн в Университете Калгари и директором японской программы МВА Мак-Гилла в Токио. Много ездит по Азии, Европе и Южной Америке. Брюс Барри (Bruce Barry) — адъюнкт-профессор по менеджменту и социологии в Университете Вандербильта, а также директор аспирантуры в Школе менеджмента Оун (последипломное образование) того же университета. Его исследования по переговорам, влиянию, власти и правосудию опубликованы во многих научных журналах и монографиях. В 2002—2003 г. профессор Барри был президентом Международной ассоциации по управлению конфликтами — профессионального объединения исследователей, преподавателей и практических специалистов в области конфликтов, разрешения споров и переговоров. Джон Минтон (John W. Minton) — президент и председатель праапения «Партнерства Хаватар»; фирма специализируется на консультациях по менеджменту, развитию, подготовке и подбору кадров для малых и средних организаций. Он преподавал в школах бизнеса в университетах Аппалачей и Дьюка. а также в Университете Пфеффера, где был профессором по менеджменту. В настоящее время — адъюнкт-профессор в Университете Гарднера-Уэбба; на добровольных началах выступает посредником и арбитром.
ISBN 5-9JJ34-07J-2 О The McGraw-Hill Companies, ©ФОРУМ, 2006 Предисловие к третьему изданию Добро пожаловать в третье издание «Самого главного о переговорах». Как и раньше, эта книга — наш ответ на запросы многочисленных специалистов, которые желают получить краткий вариант развернутого текста — четвертого издания «Переговоров» (Negotiation). Цель данной сокращенной работы — представить читателю основные концепции переговоров в более сжатом виде. Такую книгу требуют специалисты, чтобы использовать ее в сокращенных академических курсах, программах повышения квалификации или — в сочетании с другими материалами — в курсах по переговорам, трудовым отношениям, управлению людскими ресурсами и т. п. Мы пригласили в авторскую команду профессора Брюса Барри из Университета Вандербильта. Брюс пользуется большим профессиональным авторитетом как исследователь в области переговоров и управления конфликтами, как ведущий рубрик в газетах, страстный болельщик «Мете» и опытный преподаватель по переговорам в последипломной Школе менеджмента Оун. КОРОТКО ОБ ЭТОЙ КНИГЕ Структура настоящей работы в целом повторяет более полное четвертое издание «Переговоров». Основное отличие между этой книгой и четвертым изданием «Переговоров» состоит в том, что она включает только 9 глав, тогда как полное четвертое издание — 13. Первые четыре главы для настоящей книги мы только немного сократили, поскольку считаем, что их содержание — главное в любом курсе по переговорам. (В процессе сокращения мы исключили некоторые отсылки к исследованиям и описания, убрали многие темы и побочные сюжеты, в нескольких случаях — второстепенные разделы.) Еще пять глав вошли в текст сокращенными на 25—40 процентов. Наконец, четыре исключенных главы — «Взаимоотношения», «Многосторонние переговоры», «Индивидуальные различия» и «Подход «третьей стороны» — сокращены и помещены на книжном сайте «Мак-Гроу Хилл». Для тех преподавателей, кто незнаком с «Самым главным» (первое и второе издания) или «Переговорами» (четвертое издание), необходим краткий обзор. Первые четыре главы представляют читателю «Основы переговоров». Первая глава вводит в область переговоров и управления конфликтами, описывает важнейшую проблему сохранения независимости в контакте с другими людьми и сжато излагает вопросы, связанные с этой независимостью. Во второй главе показаны стратегические концепции (принципиальный план для переговоров), рамки переговоров («framing») (как стороны определяют, о чем вообще гово- it), а также тактическое планирование (что нужно сторонам, чтобы приготовься к предстоящим переговорам). Главы 3 и 4 демонстрируют два основных подхода к переговорам: установку на состязательный результат переговоров •победитель — побежденный»; гл. 3) или интеграцию («победитель — победитель»; гл. 4). В следующих трех главах представлены три ключевых подпроцесса переговоров: коммуникация, убеждение и этическое суждение. В главе 5 мы даем обзор важнейших процессов распознания и коммуникации в переговорах; мы особо рассматриваем динамику коммуникаций и ряд общих предубеждений в познании и суждениях, которые формируют сами переговорщики. В главе 6 мы рассматриваем инструменты, используемые переговорщиками, чтобы «давить» на противную сторону, в том числе убеждение и силу, заставляющие контрагента изменить свой подход или согласиться с нашей аргументацией. Наконец, в главе 7 мы исследуем этические нормы и критерии, сопутствующие переговорам и образующие уникальные вызовы для переговорщиков, когда они должны решить, насколько полно и точно они могут раскрыть свои позиции по сделке. В восьмой главе показаны сложные пути изменений в переговорном процессе, обусловленных перемещениями по земному шару, от одной культуры к другой. Последняя глава посвящена стратегиям, которые могут применяться сторонами для выхода из тупиковых ситуаций в переговорном процессе. Наконец, как указано выше, четыре главы, исключенные из «Переговоров» три подготовке «Самого главного», также отредактированы и сокращены. Это следующие разделы: • Дополнительная глава I. Социальный контекст; отношения и представители (глава 8 «Переговоров»). • Дополнительная глава 2. Коалиции, стороны и команды с неоднородными интересами (глава 9 «Переговоров»). • Дополнительная глава 3. Индивидуальные различия (глава 10 «Переговоров»). • Дополнительная глава 4. Управление трудными переговорами: подход третьей стороны (глава 13 «Переговоров»). Преподаватели, желающие использовать данные главы, найдут их на сайте www. mhbe.com/lewickinegotiation. СРАВНЕНИЕ ЭТОЙ КНИГИ СО ВТОРЫМ ИЗДАНИЕМ «САМОГО ГЛАВНОГО* Если второе издание мы значительно обновили, то отличия настоящего третьего издания от второго относительно невелики. Существенно пересмотрено и изменено оглавление. Для третьего издания тщательно пересмотрена каждая глава Организация глав теперь более точно соответствует организации глав полного текста. Мы продолжаем работать над тем, чтобы книга легче читалась и была интересней, — даем врезки (примеры взяты из текущих событий и сообщений СМИ), а иногда и соответствующие картинки. Надеемся, такие дополнения сделают изложение не столь сухим и более привлекательным для вас, хотя в «Самом главном» мы вынуждены использовать их ограниченно, стремясь к сжатому объему книги. Организация этой книги также более точно соответствует организации основного труда «Переговоры: лекции, упражнения и примеры. Четвертое издание» (Roy J. Lewicki, David M. Saundersx Bruce Barry, and John W. Minton; Negotiation: Readings, Exercises, and Cases (Forth Edition), также опубликованного издательством «Ирвин/Мак-Гроу - Хилл» (2003). У того же издателя есть и великолепное «Пособие для преподавателя» (Instructor's Manual) по данной работе. «Самое главное» и «Лекции» можно использовать вместе или по отдельности; мы предлагаем преподавателям связаться с издателем и получить экземпляр, чтобы оценить книгу. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для четвертого издания «Переговоров» подготовлены банк тестов и сопровождение в программе «Пауэр пойнт» (PowerPoint transparencies); возможна их адаптация для «Самого главного». Преподавателям следует запрашивать эти материалы у представителей издательства «Мак-Гроу — Хилл/Ирвин». Данный диск CD-ROM содержит, кроме того, методический инструментарий для эффективной организации и преподавания курса по «Переговорам». БЛАГОДАРНОСТЬ Как и прежде, эта книга не увидела бы свет без помощи многих других людей. Особо мы хотели бы поблагодарить: • наших многочисленных коллег, работающих в области переговоров и разрешения конфликтов; их исследования сделали возможным расширение данной области, использование ими предыдущих изданий дало нам их впечатления о том, что им нравится, а что — нет; • сотрудников издательства «Мак-Гроу — Хилл/Ирвин»: издателя Джона Байерната и редактора Джона Веймейстера — за их непреходящую уверенность в нас и терпение при нашей работе над книгой; редакционного координатора Трайну Хаугер — за решение любых проблем и устранение всех препятствий; старшего менеджера проекта Кристин Воэн — за обращение груды слов в читаемый текст и отыскание всех (почти) орфографических ошибок и опечаток; менеджера по маркетингу Эллен Кле-ри — за последовательное продвижение настоящего издания; Джойса Чаппетто — за подготовку наших новых дополнений; • наши семьи, которые предоставили нам время и поддержку, требуемые для завершения проекта. Спасибо всем и каждому! Рой Левицкий Дэвид Сондерс Брюс Барри Джон Минтоп Предисловие к третьему изданию Предисловие к третьему изданию 9
it), а также тактическое планирование (что нужно сторонам, чтобы приготовиться к предстоящим переговорам). Главы 3 и 4 демонстрируют два основных подхода к переговорам: установку на состязательный результат переговоров («победитель — побежденный»; гл. 3) или интеграцию («победитель — победитель»; гл. 4). В следующих трех главах представлены три ключевых подпроцесса переговоров: коммуникация, убеждение и этическое суждение. В главе 5 мы даем обзор важнейших процессов распознания и коммуникации в переговорах; мы особо рассматриваем динамику коммуникаций и ряд общих предубеждений в познании и суждениях, которые формируют сами переговорщики. В главе 6 мы рассматриваем инструменты, используемые переговорщиками, чтобы «давить» на противную сторону, в том числе убеждение и силу, заставляющие контрагента изменить свой подход или согласиться с нашей аргументацией. Наконец, в главе 7 мы исследуем этические нормы и критерии, сопутствующие переговорам и образующие уникальные вызовы для переговорщиков, когда они должны решить, насколько полно и точно они могут раскрыть свои позиции по сделке. В восьмой главе показаны сложные пути изменений в переговорном процессе, обусловленных перемещениями по земному шару, от одной культуры к другой. Последняя глава посвящена стратегиям, которые могут применяться сторонами для выхода из тупиковых ситуаций в переговорном процессе. Наконец, как указано выше, четыре главы, исключенные из «Переговоров» при подготовке «Самого главного», также отредактированы и сокращены. Это следующие разделы: • Дополнительная глава 1. Социальный контекст: отношения и представители (глава 8 «Переговоров»). • Дополнительная глава 2. Коалиции, стороны и команды с неоднородными интересами (глава 9 «Переговоров»). • Дополнительная глава 3. Индивидуальные различия (глава 10 «Переговоров»), • Дополнительная глава 4. Управление трудными переговорами: подход третьей стороны (глава 13 «Переговоров»). Преподаватели, желающие использовать данные главы, найдут их на сайте www.mhbe.com/Iewickinegotiation. СРАВНЕНИЕ ЭТОЙ КНИГИ СО ВТОРЫМ ИЗДАНИЕМ «САМОГО ГЛАВНОГО* Если второе издание мы значительно обновили, то отличия настоящего третьего издания от второго относительно невелики. Существенно пересмотрено и изменено оглавление. Для третьего издания тщательно пересмотрена каждая глава. Организация глав теперь более точно соответствует организации глав полного текста. Мы продолжаем работать над тем, чтобы книга легче читалась и была интересней, — даем врезки (примеры взяты из текущих событий и сообщений СМИ), а иногда и соответствующие картинки. Надеемся, такие дополнения сделают изложение не столь сухим и более привлекательным для вас, хотя в «Самом главном» мы вынуждены использовать их ограниченно, стремясь к сжатому объему книги. Организация этой книги также более точно соответствует организации основного труда «Переговоры: лекции, упражнения и примеры. Четвертое издание» (Roy J. Lewicki, David M. Saundersx Bruce Barry, and John W. Minton; Negotiation: Readings, Exercises, and Cases (Forth Edition), также опубликованного издательством «Ирвин/Мак-Гроу — Хилл» (2003). У того же издателя есть и великолепное «Пособие для преподавателя» (Instructor's Manual) по данной работе. «Самое главное» и «Лекции» можно использовать вместе или по отдельности; мы предлагаем преподавателям связаться с издателем и получить экземпляр, чтобы оценить книгу. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для четвертого издания «Переговоров» подготовлены банк тестов и сопровождение в программе «Пауэр пойнт» (PowerPoint transparencies); возможна их адаптация для «Самого главного». Преподавателям следует запрашивать эти материалы у представителей издательства «Мак-Гроу — Хилл/Ирвин». Данный диск CD-ROM содержит, кроме того, методический инструментарий для эффективной организации и преподавания курса по «Переговорам». БЛАГОДАРНОСТЬ Как и прежде, эта книга не увидела бы свет без помощи многих других людей. Особо мы хотели бы поблагодарить: • наших многочисленных коллег, работающих в области переговоров и разрешения конфликтов; их исследования сделали возможным расширение данной области, использование ими предыдущих изданий дало нам их впечатления о том, что им нравится, а что — нет; • сотрудников издательства «Мак-Гроу — Хилл/Ирвин»: издателя Джона Байерната и редактора Джона Веймейстера — за их непреходящую уверенность в нас и терпение при нашей работе над книгой; редакционного координатора Трайну Хаугер — за решение любых проблем и устранение всех препятствий; старшего менеджера проекта Кристин Воэн — за обращение груды слов в читаемый текст и отыскание всех (почти) орфографических ошибок и опечаток; менеджера по маркетингу Эллен Кле-ри — за последовательное продвижение настоящего издания; Джойса Чаппетто — за подготовку наших новых дополнений; • наши семьи, которые предоставили нам время и поддержку, требуемые для завершения проекта. Спасибо всем и каждому! Рой Левицкий Дэвид Сондерс Брюс Барри Джон Минтоп Краткое содержание Глава 1. Природа переговоров.............................,.................................. 17 Глава 2. Переговоры: определение стратегии, рамок и плана................ 42 Глава 3. Стратегия и тактика распределительной сделки....................... 79 Глава 4. Стратегия и тактика интеграционных переговоров................ 119 Глава 5. Восприятие, познание и коммуникация.................................. 150 Глава 6. Отыскание и использование в переговорах системы рычагов....................................................................... 110 Глава 7. Этика в переговорах................................................................. 216 Глава 8. Переговоры в разных странах мира........................................ 239 Глава 9. Управление трудными переговорами: индивидуальный подход................................................................. 268 Библиография................................,......................................................... 294
^ Содержание ГЛАВА 1. Природа переговоров......................................................... 17 Введение................................................................................................ 19 Характеристики переговорной ситуации................................................ 20 Взаимозависимость...........,н,............................................................ 22 Взаимное согласование.................................. ЯРЛ;............................. 24 Взаимозависимость и понимание........................................................... 28 Создание ценностей ■.............................................................................. 30 Конфликт.. СЯ.................................. лЧ:.............................................. 32 Управление конфликтом...................................................................... 37 Коротко об этой книге по главам............................................................ 40 Ссылки........................................................ ft........................................ 40 ГЛАВА 2. Переговоры: определение стратегии, рамок и плана...................................................................... 42 Цели — задачи, определяющие переговорную стратегию................. 42 Стратегия — общий план для достижения целей................................ 44 Определение вопросов — процесс «установления рамок» проблемы.............................................................................................. 50 Понимание течения переговоров: стадии и фазы.................................. 60 Подготовка к реализации стратегии: процесс планирования...... 62 Конспект главы............................................ г*н-«...................................... 1 Ссылки.... 4ф,«........................................................................................ 7S М Содержание ГЛАВА 3. Стратегия и тактика распределительной сделки............................................................. 79 Ситуация распределительной сделки................................................................. 80 Принципиальная стратегия............................................................................ 85 Тактические задачи...................................,',................................................. 89 Позиции в ходе переговоров......................................................................... 94 Обязательство............................................................................................. До1 Закрытие сделки........................................................................................... ]06 Тактика подавления................................................................ я«ж...■> 4в Ю8 Конспект главы............................................................................,,... 116 Ссылки.................................................................................................... 117 ГЛАВА 4. Стратегия и тактика интеграционных переговоров........................,м.....................,ц.,. \ 19 Введение.......................................... «шь.................................. да i v... 119 Краткий обзор процесса интеграционных переговоров....................................... 120 Ктючевые шаги в процессе интеграционных переговоров.«*•••• 123 Факторы, способствующие успеху интеграционных переговоров............................................................................................ 140 Конспект главы.......................................................................................... 147 Ссылки........................................................................................................ 147 ГЛАВА 5. Восприятие, познание и коммуникация...... 150 Восприятие и переговоры........................................................................ 150 Когнитивные предубеждения в переговорах............................................ 154 Устранение неверного понимания и пристрастного восприятия в переговорах........................................ rj............................................ 161 Что сообщают в ходе переговоров?........................................................... 162 Как осуществляют коммуникацию в переговорах.................................................................................... 164 Как улучшить коммуникацию в переговорах................ Н№¥-1................. 166 Настроение, эмоции и переговоры..................... ,-,............. Л.... 172 Содержание 15 Особенности коммуникации при закрытии переговоров............................... &J 174 Конспект главы............................................................................ ♦'.. • • 175 Ссылки............................................................................................aaiS in ГЛАВА б. Отыскание и использование в переговорах системы рычагов............................................ 180 Рычаги как преимущество. Почему сила важна для переговорщиков?............................................................................. 180 Определение силы......................................................... ^......................... 183 Источники силы. Как мы обретаем силу............................................. #j.» • • 183 Управление силой: влияние и убеждение...................................................... 191 Центральный путь к влиянию: послание и его доставка................................. ^ 192 Периферийный путь к влиянию.................................................................... 198 Роль получателя — объекта влияния............................... /W................ i... 208 Конспект главы........................................................................................ 212 Ссылки.................................................................................................. № 213 ГЛАВА 7. Этика в переговорах..... л-.-........ .Щ............ 2И* Для чего переговорщикам знать об этике?................................................... 216 Что такое этика и как она соотносится с переговорами?.................................... 218 Как переговорщики выбирают, использовать им этичную или неэтичную тактику?........................................................ 222 Намерения и мотивы при использовании тактики, вводящей в заблуждение...................................................................... 226 Возможное поведение переговорщика, когда противная сторона применяет тактику, вводящую в заблуждение............................................ 233 Конспект главы..................................................... р»3..............................» 236 Ссылки....................................................................................................... 238 ГЛАВА 8. Переговоры в разных странах мира. **.................................. 239 Американский стиль переговоров..................... *,................................. ^.. 240 Не все ведут переговоры по-американски!...................................................... 241 Чем отличаются трансграничные переговоры?....,,................................. *».. 243 Ч> Содержание Как мы объясняем результаты международных переговоров?.... 249 Измерения культуры по хофстеду..................................... £д............... 250 Как культурные различия влияют на переговоры? (1. „„.. „................. 255 Переговорная стратегия с учетом разницы культур............................. 258 Конспект главы...................................................................................... 263 Ссылки................................................................................................ 264 ГЛАВА 9. Управление трудными переговорами: индивидуальный подход.................................................. 268 Введение................................................................................. 268 Природа «трудных для разрешения» переговоров и почему они происходят........................................... д................... 269 Стратегия выхода из тупика: совместные подходы........................... 271 Модели несоответствия: намеренного и наоборот................... „ _ 1|шГ. 286 Конспект главы..........................................,......................................... 290 Ссылки.......................................................................................... _ ■ 292 Библиография.. **»«.*,................................. ■............. е • *т f................. 294 ГЛАВА 1 Природа переговоров ДЖО И СЬЮ КАРТЕРЫ Этот день, как обычно, начался рано. За завтраком Сью Картер подняла вопрос о том, куда они с мужем Джо отправятся летом в отпуск. Она хотела записаться на тур по Дальнему Востоку, оплачиваемый ассоциацией выпускников ее колледжа. Однако две недели тура с гидом, вместе с множеством народа, не прельщали Джо. Ему нужно было уйти от людей, толп и расписаний, и он хотел арендовать парусную яхту для круиза вдоль побережья Новой Англии. Кроме того, они все еще не были уверены, поедут ли с ними дети. Оба ребенка на самом деле хотели поехать в лагерь, а Джо и Сью не могли позволить себе сразу и летний лагерь, и отпуск вчетвером. Картеры не спорили (пока), но стало очевидно, что перед ними настоящая проблема. Некоторые их друзья решали подобные проблемы, проводя отпуск порознь. Но так как они оба были заняты полную рабочую неделю, единственное, о чем Джо и Сью не спорили, это о том, что в отпуск поедут вместе. По пути на работу Джо думал о проблеме с отпуском. Больше всего Джо беспокоило, что он не видел способа плодотворно решить конфликт. Иногда они находили компромисс в конфликтах, но теперь с учетом желаний каждого компромисс казался невозможным. Иной раз они могли подбросить монету — это годилось при выборе ресторана; однако в данном случае такое решение представлялось неразумным в связи со значительной суммой предстоящих затрат и с тем, насколько важным было для них время отпуска. Кроме того, если подбросить монету, кто-то из них, скорее всего, будет чувствовать себя проигравшим, а другой — ощущать вину, но никому результат не принесет подлинного удовлетворения. На стоянке Джо встретил Эда Лейна, менеджера их компании по закупкам. Джо возглавлял конструкторскую группу фирмы «Микро-Ватт» — производителя маленьких электромоторов. Эд напомнил, что им необходимо урегулировать проблему, созданную инженерами из подразделения Джо: они связывались с поставщиками напрямую, а не через отдел снабжения «Микро-Ватт». Снабженцы, знал Джо, хотели, чтобы все контакты с поставщиками шли через них; однако знал также, что его инженерам для проектирования крайне нужна техническая информация, а ждать, пока требуемые сведения пройдут через снабженцев, значило бы существенно замедлить дело. Эд Лейн был осведомлен относительно мнения Джо по этой проблеме, и Джо полагал, что они могли бы найти способ решить ее, если бы вдвоем всерьез занялись таким поиском; и оба знали: вышестоящие менеджеры ожидают, что менеджеры среднего звена сами решат разногласия между собой, — если проблема «пойдет наверх», к старшему менеджменту, они оба будут скверно выглядеть. Глава 1 Природа переговоров Введение 19
Едва Джо уселся за свой рабочий стол, позвонил торговец автомобилями, с которым онинедавно говорили о новой машине. Торговец спросил, как Сью нравится машина и желает ли она ее водить. Джо был не вполне уверен, что Сью согласится с его выбором: Джо взял роскошную импортную модель и опасался, что Сью сочтет ее слишком дорогой. Джо привлекало последнее предложение торговца, но он думал, что может, вероятно, добиться от него еще некоторых уступок, — и он обозначил озабоченность Сью, чтобы дополнительно надавить на торговца и заставить того еще снизить цену. Как только Джо повесил трубку, телефон снова зазвонил. Это оказалась Сью. излившая свою горечь в связи с положением в местном банке, где руководила кредитными операциями. Ее огорчала работа на старый «семейный» банк — недостаточно автоматизированный, весьма бюрократизированный и медленно реагирующий натребования заемщиков. Некоторые типы кредита конкуренты утверждали в течение трех часов, а Сью на такое утверждение тратила неделю. Хотя персонал банка был приветлив с публикой и вежлив с заемщиками, они уступали клиентуру крупным банкам — штата и международным. — вышедшим на рынок города и предлагавшим более привлекательные услуги! Казалось, что каждую неделю все больше клиентов уходят от Сью к более крупным банкам. А когда она пыталась обсудить это со старшими менеджерами, ее встречали сопротивлением и лекцией о «традиционных ценностях». Почти всю вторую половину дня у Джо отняло ежегодное совещание по бюджету. Джо ненавидел эти совещания. Приходили люди из финансового отдела и произвольно срезали любые запросы на 30 процентов, а затем всем менеджерам приходилось вести бесконечные споры, стремясь хотя бы частично вернуть деньги на свои новые проекты. Джо научился работать со многими людьми, даже с теми, кого не слишком любил, но эти люди из финансового были самыми надменными и своенравными сокрушителями чисел, каких только можно представить. Он не мог понять неспособность высшего начальства увидеть, сколько вреда они наносят исследовательским и опытно-конструкторским усилиям его инженеров. Джо считал себя разумным парнем, но образ действий этих людей вызывал в нем желание не уступать им ни дюйма. Он был готов гнуть свою линию и отстаивать ее так долго, как понадобится. Вечером Сью и Джо присутствовали на заседании городской Комиссии по сохранению, ведавшей, среди прочего, защитой городских водоемов, болот и природных заповедников. Сью входила в состав комиссии, и они с Джо твердо верили в правильные охрану и управление окружающей средой. В этот вечер рассматривали дело, связанное с запросом фирмы по развитию недвижимости — на осушение заболоченной территории и отвод небольшого ручья для строительства новой региональной торговой зоны. Все расчеты указывали, что новая торговая зона обеспечит рабочие места и доходы и существенно пополнит городскую казну. Новая зона была очень нужна, чтобы возместить закрытие нескольких других, повлекшее за собой увольнение значительного числа работников и сокращение налоговых поступлений в бюджет города. Но предложенный план мог причинить и непоправимый ущерб болотам и дикой жизни природы. Первоначальный план, заявленный фирмой, вызывал серьезные вопросы, и комиссия предложила Сью выяснить, может ли быть найдено приемлемое решение. В дальнейшем выработали план развития местности, преимущества которого намного перевешивали недостатки. Но теперь у Сью возникли трудности с рядом членов комиссии — ревностными консерваторами: они выступали против любых перемен в болотах на выбранной под строительство площадке. Кроме того, кто-то организовал утечку сведений о данной заявке, и даже некоторые члены городского совета решили поддержать консерваторов в их борьбе против проекта. По дороге домой с заседания комиссии Джо и Сью обсуждали прошедший день. Оба думали о странностях жизни, потому что иногда дела идут очень гладко, а иногда кажутся чересчур сложными. Когда позднее они ложились спать, каждый думал о том, как иначе они могли подойти к отдельным ситуациям в течение этого дня; и они были благодарны, что их отношения позволяют им все открыто обсуждать друг с другом. ВВЕДЕНИЕ Люди все время ведут переговоры. Друзья договариваются, где пообедать. Дети договариваются, какую телевизионную программу смотреть. Предприниматели договариваются о закупке материалов и продаже своей продукции. Адвокаты договариваются об урегулировании юридических претензий без обращения в суд. Полиция договаривается с террористами об освобождении заложников. Государства договариваются об открытии границ для свободной торговли. Переговорный процесс — не занятие исключительно для опытных дипломатов, деловой элиты или рьяных адвокатов по трудовым отношениям; это нечто, чем занят каждый, почти ежедневно. Хотя обычно ставки не столь велики, как на мирных переговорах или при слиянии крупных корпораций, каждый, как Джо и Сью Картеры, ведет переговоры. Иногда люди договариваются о важных вещах — например, о новой работе; иногда — о сравнительно мелких, вроде того, кто будет мыть посуду. Структура и процесс переговоров в основе своей на личном уровне те же, что и на дипломатическом или корпоративном уровне. Переговоры происходят по двум причинам: (1) чтобы создать что-то новое, чего ни одна из сторон не может сделать самостоятельно; или (2) чтобы разрешить проблему или спор между сторонами. Для понимания разных аспектов переговоров можно использовать широкий набор инструментов, включая теорию и исследования из экономики, психологии, политических наук, коммуникации, трудовых отношений, права, социологии и антропологии. Один и тот же результат переговоров можно одновременно объяснить с нескольких различных точек зрения [I]. Поскольку возможно вести переговоры на самые разные темы, для каждого, кто работает с другими людьми, крайне важно понимать основы переговорного процесса. Иногда люди не могут договориться, потому что не осознают себя ведущими переговоры. Выбирая решение, исключающее переговоры, они могут не увидеть хорошую возможность и не достичь своей цели или не урегулировать свою проблему настолько гладко, насколько им было желательно. Возможно и признать необходимость сделки, но заключить ее неудачно из-за неверного понимания переговорного процесса или отсутствия должных навыков по переговорам [2]. Прочитав настоящую книгу, человек должен быть хорошо подготовлен к распознанию переговорных ситуаций, понимать составляющие процесса заключения сделки, знать, как анализировать, планировать и вести перегово- 20 Глава 1 Природа переговоров ры. а также (что, возможно, самое существенное) научиться достигать в переговорах лучших результатов, чем прежде. Термины «заключение сделки» и «переговоры» {bargaining и negotiation) во всем тексте книги мы используем как взаимозаменяемые. В большинстве диалогов эти слова означают одно и то же, но иногда используются так, как будто они обозначают разные веши. Например, совершать сделку значит торговаться о цене, как это происходит при продаже скота или на блошином рынке, тогда как переговоры — более формализованный процесс, в котором стороны пытаются найти обоюдно приемлемое решение сложного конфликта. В главах 3 и 4, описывая различия между двумя очень разными формами переговоров, одну из них мы будем называть «заключением сделки», а другую — «переговорами», чтобы сравнение двух данных форм стало более ясным. Чтобы лучше иллюстрировать, о чем наша книга, а также широту и спектр переговоров в нашей профессиональной и частной жизни, вернемся к гипотетической, но отнюдь не фантастической истории Джо и Сью Картеров, которой мы открыли эту главу. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕГОВОРНОЙ СИТУАЦИИ История Джо и Сью Картеров ярко показывает разнообразие ситуаций, которые возможно урегулировать с помощью переговоров. Любой из нас может столкнуться с одной или более из них в течение нескольких дней или недель. Мы определяем их как переговорные ситуации, поскольку они имеют те же принципиачьные характеристики, что и мирные переговоры между воюющими странами, деловые переговоры между двумя корпорациями или противостояние между полицией и людьми, захватившими заложников. Вот некоторые характеристики, общие для всех переговорных ситуаций [3]. 1. Присутствуют две или более стороны, то есть две или более личности, группы или организации. Хотя люди могут «вести переговоры» и сами с собой — когда кто-то рассуждает, заниматься ему сегодня после обеда, играть в теннис или отправиться на футбол, — мы будем рассматривать переговоры как межличностный, внутри- или межгрупповой процесс. В истории Картеров Джо ведет переговоры, среди прочего, с женой, менеджером по закупкам и торговцем автомашинами, а Сью — с мужем, старшим менеджментам в банке и в Комиссии по сохранению. 2. Между двумя или более сторонами существует конфликт интересов, 3. Стороны ведут переговоры, поскольку полагают: они смогут исполь Характеристики переговорной ситуации 21 ВРЕЗКА 1.1 Когда не следует вести переговоры Иногда следует избегать переговоров. В таких ситуациях не отступайте от своей позиции, и вы продвинетесь вперед. Когда вы теряете свою ферму Если вы оказались в ситуации, когда можете потерять все, откажитесь от переговоров в пользу других возможностей. Когда вас покупают Когда вы действуете на полную мощность, не торгуйтесь. Вместо этого повышайте цену. Когда вам предъявляют неэтичные требования Не ведите переговоры, если контрагент запрашивает что-то, чего вы не можете предоставить, поскольку требуемое незаконно, неэтично или морально неприемлемо. Когда компрометируетесь вы лично или ваша репутация, в долгосрочной перспективе вы проиграете. Когда вам все равно Если в результате вы ничего не получите, не ведите переговоры. Вы можете все потерять, но ничего не приобретете. Когда у вас нет времени Когда у вас не хватает времени, вы можете отказаться от переговоров. Если на вас давит нехватка времени, вы совершите ошибки и можете неверно оценить последствия собственных уступок. Под дулом пистолета вы согласитесь на меньшее, чем могли бы получить в других условиях. Когда они действуют недобросовестно Прекращайте переговоры, когда ваши контрагенты проявляют признаки недобросовестного поведения. Если вы не верите им в переговорах, им нельзя верить и в достигнутом соглашении. В таком случае переговоры имеют мало смысла или совершенно бессмысленны. Упорно держите оборону и прикрывайте свою позицию или дискредитируйте их позицию. Когда выжидая вы улучшаете свою позицию Предположим, скоро вы будете располагать новой технологией. Возможно, улучшится ваше финансовое положение. Может появиться другая возможность. Если шансы, что отсрочка позволит вам упрочить свое положение, достаточно высоки, выжидайте. Когда вы не подготовлены Если вы не приготовились, то будете думать обо всех своих лучших вопросах, ответах и уступках на пути домой. Соберите все свои разведывательные данные, отрепетируйте переговоры, и результат окажется превосходным. Если вы не готовы, просто скажите «нет». ИСТОЧНИК: J. С. Levinson, M.S.A. Smith, and O.R.Wilson, Guerrilla Negotiating: Unconventional Weapons and Tactics to Gel What You Want (New York: John Wiley, 1999), pp. 22—23. Материал используется с разрешения компании «Джон Уили энд санз». 4. Стороны, по крайней мере, в данный момент предпочитают поиск соглашения открытой схватке, капитуляции одной из сторон, устойчивому разрыву контактов или передаче конфликта на разрешение в высшую ин-
Глава 1 Природа переговоров Взаимозависимость 23
станцию. Переговоры происходят при отсутствии какой-либо системы — зафиксированного или установленного набора правил или процедур — для разрешения конкретного конфликта или когда стороны предпочитают действовать вне такой системы для поиска собственного решения. Если мы слишком долго держим взятый напрокат фильм, магазин оштрафует нас, но, возможно, мы сможем договориться относительно этого штрафа, если имеем хорошее оправдание по поводу опоздания с возвратом пленки. Аналогично, адвокаты ведут переговоры или заключают сделку по иску для своих клиентов, которые хотят быть уверены в договорном урегулировании, а не испытывать удачу перед судьей и жюри присяжных в зале судебных заседаний. В истории Картеров Джо ведет переговоры вместо того, чтобы оставить жене решение относительно отпуска, принять назначенную иену за машину или без вопросов согласится с сокращением бюджета. Сью использует переговоры, чтобы попытаться изменить положение в банке, не соглашаясь принять статус-кво, и работает, чтобы повлиять на результат по плану торговой зоны, предпочитая не оставлять решение проблемы другим или наблюдать, как дело передадут в суд. 5. Когда мы ведем переговоры, мы ожидаем взаимных уступок. Мы 6. Успешные переговоры подразумевают управление неосязаемым, так ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ В переговорах обе стороны нужны друг другу. Покупатель не может покупать, если кто-то еше не продает, и наоборот. Такая ситуация обоюдной зависимости называется взаимозависимостью. Взаимозависимые отношения сложим и содержат свой собственный особый вызов. Они сложнее ситуаций, когда
одна сторона независима от другой или когда только одна сторона зависит от другой. Независимые стороны могут, если пожелают, подходить к происходящему отстраненно, безразлично и незаинтересованно. Зависимый от другого должен принимать требования и идиосинкразии этого другого и приспосабливаться к ним. Если наемный сотрудник, например, полностью зависит от работодателя в отношении работы, то данный сотрудник должен либо выполнять работу в соответствии с указаниями, либо уволиться. Взаимозависимые стороны, однако, имеют возможность влиять друг на друга, и для обеих открыт широкий выбор. Управление и работа с такими возможными вариантами могут тем не менее быть трудными из-за сложности взаимозависимых отношений. Взаимозависимые отношения характеризуются взаимно сцепленными целями: стороны нужны друг другу для достижения собственных целей. Например, в некоем деловом проекте реализовать сложную схему во временных пределах, установленных данной организацией, может только команда менеджеров, но не один человек. Чтобы группа достигла поставленных целей, каждый ее участник должен полагаться на других членов проектной команды. С этой точки зрения цели членов проектной команды взаимозависимы. Обратите внимание: наличие взаимозависимых целей не означает, что каждый хочет в точности одного и того же или ему требуется точно то же. Разные члены проектной команды могут нуждаться в различных вещах, но работать они должны вместе. Такое смешение личных и групповых целей типично для ситуаций взаимозависимости. Другой пример взаимозависимости — два человека, соревнующиеся в игре в сквош. С одной стороны, оба хотят победить в игре, так что их цели конфликтуют (победитель может быть только один). С другой стороны, оба хотят играть, и здесь их цели совпадают (в сквош нельзя играть в одиночку). Подобное смешение совпадающих и конфликтующих целей характеризует многие взаимозависимые отношения. Взаимозависимые цели — важный аспект переговоров. Структура взаимозависимости между различными сторонами в переговорах определяет набор возможных результатов переговоров и указывает соответствующие стратегию и тактику, которых должны придерживаться переговорщики. Скажем, если взаимозависимость описывает ситуацию «победа — поражение» — то есть чем больше одна сторона выигрывает, тем больше другая теряет, — переговоры будут сосредоточены на том, как разделить фиксированную сумму результатов. Пример такого типа переговоров — определение цены крупного бытового прибора или автомашины. (Подобные ситуации, известные как распределительные сделки, подробно рассматриваются в главе 3.) Другой тип взаимозависимости проявляется в ситуации «победа — победа», то есть когда существуют решения, обеспечивающие успешный результат в переговорах обеим сторонам. Пример такого типа переговоров — определение отношений между двумя компаниями в совместном предприятии. (Подобные ситуации, известные как интеграционные переговоры, подробно рассматриваются в главе 4.) Тип взаимозависимости между сторонами переговоров определяет как набор возможных переговорных решений, так и тип стратегии, которую надлежит использовать переговорщикам. Взаимозависимость человеческих целей — основа многих общественных взаимодействий. Изучая, каким образом взаимно зависят эти цели, мы можем установить, проявление какого типа поведения наиболее вероятно. Когда цели двоих или более человек взаимосвязаны так, что лишь один из них может достичь цели — допустим, выиграть золотую медаль в забеге, — мы сталкиваемся с Глава 1 Природа переговоров Взаимное согласование 25 состязательной ситуацией, также известной как ситуация нулевой суммы, или распределительная ситуация: в ней «индивидуумы связаны таким образом, что существует отрицательная корреляция между достижением их целей» [4]. В той же степени, в какой один человек достигает своей цели, блокируется достижение цели другим. Напротив, когда цели сторон связаны так, что достижение цели одним помогает другим достичь их целей, мы получаем ситуацию общего выигрыша, иначе известную как ситуация ненулевой суммы, или интеграционная ситуация, в которой существует положительная корреляция между достижением целей обеими сторонами. Характер взаимозависимости самым существенным образом влияет на характер отношений, на способ ведения переговоров и их исход [5]. Фишер, Юри и Паттон (Fisher, Ury, and Patton) в своей популярной книге «Как добиться "да": соглашение в переговорах без уступок» также подчеркивают важность понимания природы взаимозависимости [6]. Они полагают, что знание и развитие альтернатив по достижению соглашения с противной стороной в переговорах — важный источник силы. Они отмечают: «Должны вы или нет соглашаться с чем-то на переговорах полностью зависит от привлекательности для вас лучшей возможной альтернативы» [7]. Они называют эту концепцию BATNA (аббревиатура для.Best Alternative To a Negotiated Agreement — «лучшая альтернатива для обсуждаемого соглашения») и считают, что каждый переговорщик должен понимать в переговорах альтернативы BATNA обеих сторон. Ценность личной альтернативы BATNA всегда связана с возможными вариантами урегулирования в данных переговорах, а возможности в данных переговорах в очень значительной мере обусловлены природой взаимозависимости между сторонами. ВРЕЗКА 1.2 Насколько важно согласованное понимание Информация о том, что и как понимает ваш партнер по переговорам, — важный элемент переговорного успеха. Если ваши ожидания относительно результата переговоров основаны на ошибочной информации, вполне вероятно, что противная сторона будет рассматривать вас как несерьезного контрагента. Одному из авторов этой книги рассказали следующую историю. В конце собеседования о работе рекрутер спросил полного энтузиазма студента МВА: — А на какой начальный оклад вы рассчитываете? — Я хотел бы начать где-то со 125 тысяч долларов в год, в зависимости Рекрутер предложил: — Хорошо, как вы смотрите на такой пакет: отпуск — пять недель, Студент МВА выпрямился на стуле и воскликнул: — Bay! Вы шутите? — Конечно, — сказал рекрутер. — Но вы начали первым.
ВЗАИМНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ Взаимозависимые отношения — в которых люди обоюдно зависимы — сложные отношения. Обе стороны знают, что могут влиять на решения другой стороны, а их собственные решения, в свою очередь, могут подвергаться влиянию противной стороны [8]. Взаимное согласование продолжается на протяжении всего хода переговоров в соответствии с действиями сторон, влияющих друг на друга [9]. Важно сознавать, что переговоры — это процесс, меняющийся во времени, и взаимное согласование — одна из ключевых причин изменений, возникающих в течение переговоров [10]. Рассмотрим более подробно ситуацию с работой у Сью Картер. Не желая быть уволенной или согласиться на сокращение жалованья, Сью предпочла бы уйти от своего нынешнего работодателя и занять вакансию в крупном международном банке, оперирующем в городе. Ее предполагаемый менеджер, Боб, рассматривает Сью как желательную кандидатуру на данную должность и готов предложить ей эту работу. Сейчас Боб и Сью пытаются определить оклад Сью. В объявлении о должности он указан как «конкурентный». В частном порядке Сью указала нижний предел оклада, при котором она согласна работать (40 тыс. долл.), но предполагает, что для нее возможно получать и значительно больше. Поскольку банк имел репутацию «твердого и скупого», Сью решила не объявлять свою минимальную претензию по окладу: она предполагала, что банк не станет платить больше необходимого и сразу примет ее минимальный запрос. Более того, она знала, будет трудно поднять обозначенный уровень, если 40 тыс. долл. окажутся значительно меньше суммы, которую может заплатить Боб. Она подумывала заявить свой желаемый оклад (45 тыс. долл.), однако опасалась, что Боб сочтет ее самоуверенной или наглой из-за слишком больших запросов (см. врезку 1.2). Если это случится, собеседование может закончиться отрицательным ответом Боба, что затруднит для нее получить лучший возможный оклад. Давайте внимательней рассмотрим происходящее. Сью принимает решение исходя из того, какой реакции на свои действия она ожидает от Боба. Сью сознает, что ее действия повлияют на Боба. Сью сознает также, что будущие действия Боба по отношению к ней зависят от того, как ее действия повлияют на него сейчас. В результате Сью оценивает косвенное воздействие своего поведения на себя же. Далее, она также знает, что Боб осторожно воспринимает все это и будет рассматривать любое заявление Сью как предварительную позицию в вопросе о размере оклада, а не как окончательную. Чтобы противостоять такому предполагаемому подходу, Сью, вероятно, попытается найти какой-то способ заявить сумму как можно более близкую к окончательной желаемой. Например, она может сослаться на заработок, который, как ей известно, получают другие сотрудники ее квалификации в других банках. Сью выбирает одну из моделей поведения учитывая не только то, как они повлияют на Боба, но и то, как они затем побудят Боба действовать по отношению к Сью. Далее, она знает: Боб уверен, что она будет действовать подобным образом, и принимает решение на основании этой его уверенности. I лава 1 Природа переговоров Взаимное согласование 27
Может возникнуть сомнение, действительно ли люди уделяют внимание всем подобным сложностям или так тщательно обдумывают свои отношения с другими. Конечно, основную часть времени мы не заняты этим, иначе мы оказались бы заморожены в бездействии, пытаясь продумать все возможности. Однако когда люди сталкиваются со сложной, важной или новой ситуацией, они чаще всего думают примерно таким образом. Эффективный переговорщик должен понимать, как люди будут согласовывать то, что говорят на переговорах, и корректировать согласование на основании того, что делает противная сторона и каких действий от нее следует ждать. Поведение во взаимозависимых отношениях часто рассчитывают исходя из посылки, что чем больше у кого-то информации о другом, тем лучше. Существует, однако, возможность, что излишние сведения приведут в замешательство или могут подчеркнуть различия в точности понимаемого [11]. Допустим, например, Сью знает средний уровень окладов по канцелярским, инспекторским и управленческим позициям в местных, национальных и международных банках в ее графстве, штате и стране. Поможет все это Сью определить свои действия или только осложнит положение дел? На самом деле, учитывая все подобные сложности, Сью может и не прийти к решению относительно того, какое жалованье ей должны платить, кроме минимальной суммы, на оклад ниже которой она не согласится. Это классическая ситуация сделки. Обе стороны установили для себя внешние границы приемлемого урегулирования (как высоко или низко они намерены идти), но точного числа в пределах данной области ни одна из сторон не определила. Сторонам предстоит обменяться информацией и предпринять усилия, чтобы повлиять друг на друга и достичь решения проблемы. Они должны выработать решение, учитывающее требования каждого, и, по возможности, оптимизировать итог для обеих сторон [12]. Решение проблемы в основном сводится к процессу конкретизации элементов желаемого исхода, изучения имеющихся составляющих для обеспечения такого исхода и поиску способа соединить их. Человек может подходить к решению проблемы в переговорах со своей точки зрения и пытаться решить проблему учитывая только те компоненты, которые воздействуют на желаемый для него исход. Например, если вернуться к началу истории с Картерами, Сью могла решить, какой отпуск лучше для нее, и игнорировать желания Джо. Однако, рассматривая ситуацию как совместные усилия по решению проблемы, необходимо принять во внимание исход, желаемый для другой стороны. В случае с переговорами по жалованью Сью Боб может быть связан правилами компании, устанавливающими предел того, как далеко он может зайти, оговаривая оклад Сью; однако компания может разрешить ему проявить достаточную гибкость, обсуждая другие аспекты отношений с наемным работником. Трудность может состоять в том, что противостоящие стороны могут не раскрывать желаемые для них цели или не вполне ясно представлять даже для себя, чего они, собственно, желают. Следовательно, необходимый шаг во всяких переговорах — прояснить информацию о том, чего обе стороны на самом деле хотят полунить на выходе, и обменяться такой информацией. По мере развития переговоров становится известной, по крайней мере, часть сложного набора желаемых исходов — обычно через заявления о позициях по сделке или потребностях. Если предлагаемые исходы не достижимы немедленно, переговоры продолжаются как серия предложений. Предложения каждой стороны подразумевают изменение позиции противной стороны и, возможно, содержат изменения в собственной позиции. Когда одна из сторон принимает изменения в своей позиции, совершается уступка [13]. Уступки ограничивают область выбора, в которой будет достигнуто решение или соглашение; область заключения сделки ограничивается и становится ближе к пределам или точке сопротивления одной или обеих сторон. Например, Сью хотела бы получить стартовый оклад в 45 тыс. долл., но снижает свой запрос до 43 тыс., снимая таким образом все возможные предложения по окладу, превышающие 43 тыс. Наблюдатель может счесть такие уступки необходимыми для урегулирования, но обычно человек сопротивляется большинству их или всем. Прежде чем уступить сколько бы то ни было ниже 43 тыс. долл., Сью, возможно, захочет увидеть некоторое желание со стороны банка добавить к согласованному окладу некоторую комбинацию привлекательных льгот. Совершать и интерпретировать уступки — непростая задача, особенно когда между переговорщиками мало доверия. Две дилеммы, стоящие перед всеми переговорщиками, на которые указал Гарольд Келли (Harold Kelley), помогают объяснить причины подобного положения [14]. Первая из них — дилемма честности — касается того, сколько правды говорить противной стороне. (Этические аспекты этих дилемм рассматриваются в главе 7.) Если говорить контрагенту все о своей ситуации, можно дать ему возможность получить преимущество перед вами. Однако если ничего не сообщать ему о своих требованиях и желаниях, можно оказаться в патовой ситуации. Так как много правды следует все же говорить другой стороне? Если Сью сказала бы Бобу, что готова работать за столь малую сумму, как 40 тыс. долл., но хотела бы стартовать с 45 тыс., то, вполне возможно, он нанял бы ее на 40 тыс. и изыскал бы дополнительные средства для нее еще где-то в бюджете фирмы. Мы не высказываем предположения, что Боб должен поступить именно таким образом; скорее, поскольку в данной ситуации важны долгосрочные отношения, Боб должен уверить ее, что стороны поняли требования друг друга (более подробное изложение такой точки зрения см. в главе 4). Если, однако, Сью не предоставит Бобу никакой информации о своем желаемом окладе, для Боба будет весьма затруднительно понять, как удовлетворить эти ее требования. Вторая дилемма из тех, с какими сталкивается каждый переговорщик — дилемма доверия, — касается того, насколько можно верить всему, что говорит противная сторона. Если вы верите всему, сказанному контрагентом, он может получить преимущество перед вами. Если вы не верите ничему из того, что говорит противная сторона, вам будет очень трудно прийти к соглашению. До какой степени следует доверять другой стороне зависит от многих факторов, в том числе от репутации контрагента, от ваших прошлых отношений и от нынешних обстоятельств. Если бы Боб сказал Сью, что 38 тыс. долл. — максимальная ставка, которую он может предложить за данную работу не испрашивая санкции «наверху», следовало бы Сью поверить ему или нет? Становится очевидным, что разделить и прояснить информацию не так просто, как кажется сначала. Поиск оптимального решения в процессе передачи информации и совершения уступок намного облегчается при наличии доверия и при том, что вы убеждены в честном и справедливом отношении к вам. Два усилия в переговорах помогают создать такие доверие и убежденность: одно основано на понимании результата, а другое — процесса. Усилие от результата позволяет изменить оценку принятой какой-то стороной важности или ценности чего-то. Если Боб убедит Сью, что меньший оклад не так важен с учетом хороших пер- Глава 1 Природа переговоров Взаимозависимость и понимание 29
спектнв роста, связанных с данной должностью, для Сью может оказаться нетрудным сделать уступку в вопросе об окладе. И, наоборот, усилие на основе переговорного процесса может помочь внушить впечатление равенства, справедливости и взаимности в предложениях и уступках. Когда одна из сторон делает несколько предложений, отвергнутых другой без единого альтернативного предложения, первая может почувствовать несоответствующее отношение и в результате прекратить переговоры. Делая уступку, человек ощущает больше спокойствия и доверия, если противная сторона отвечает встречной уступкой. На самом деле убежденность в том, что в переговорах произойдут уступки, представляется почти всеобщей. На учебных семинарах мы задавали переговорщикам более чем из 50 стран вопрос: соответствуют ли отношения взаимных уступок в переговорах их культурным представлениям? — и все они ответили утвердительно. Подобная схема взаимности не только типична для переговоров; она также критически
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |