КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сокращение числа вопросов
ШШШВв Глава 9 Управление трудными переговорами: индивидуальный подход Стратегия выхода из тупика: совместные подходы 277
ВРЕЗКА 9.2 Что вы сказали? Когда в ваш адрес в ходе переговоров поступают оскорбительные комментарии, вашей первой реакцией может быть желание ответить оскорблением или гордо удалиться в раздражении и неудовольствии. В важных переговорах, однако, это создает риск, что вы (как другие их стороны) не получите от подобного обмена никакой взаимной выгоды, а также отвлечет ваше внимание от тех вопросов, которые изначально привели вас за стол переговоров. По мнению Андреа Шнайдер (Andrea Schneider), наш исходный выбор при столкновении с оскорбительными комментариями предполагает, во-первых, попытку понять, почему оскорбление нанесено, а затем решить, что с этим делать. Чтобы понять такое поведение, она предлагает четыре этапа: • Проверить ваши предположения. • Проверить сведения, на которых основаны ваши предположения. • Найти и оценить другие сведения, даже (или особенно) если такие сведения скорее не подтверждают ваши предположения. • Соответственно оценить и скорректировать ваши предположения. Если ваши предположения окажутся верными и соответствующими действительности, решите, каким образом справиться с подобным поведением: • Игнорировать его (просто действовать так, как будто его не было). • Противостоять ему (то есть начать контратаку: «Это расизм» или «Какое детство»). • Отклонить его (то есть уведомить о нем и двигаться дальше — здесь часто помогает чувство юмора). • Заняться им (поговорить с противной стороной о том, с какой целью она прибегает к оскорблению, и о вашей реакции на данное оскорбление). ИСТОЧНИК; Адаптировано по: А.К. Schneider «Effective Responses to Offensive Comments.» Negotiation Journal 10 (1994), pp. 107 — 15. встречу. Эта встреча резко изменила восприятие обеих сторон, и стали возможными успешные интеграционные переговоры [8]. Когда стороны завершают процессы перемены ролей или воображения, обычно происходит ряд вешей. Во-первых, они уясняют и корректируют ложные суждения и интерпретации. Кроме того, они выявляют интересы, цели и приоритеты обеих сторон, так же как и ограничения, что можно затем использовать в процессе решения проблемы. Одна из сторон часто достигает понимания реальных потребностей противной стороны. Наконец, и, возможно, это лаже более важно, такой процесс устанавливает положительный тон переговоров. Стороны обнаруживают, что их потребности и интересы могут услышать, что их не будут прерывать. Это уменьшает оборонительный настрой и побуждает слушать. Большинство начинает процесс переговоров с довольно ясными представлениями о том, что им нужно от контрагента; на этой стадии они больше узнают о том, что требуется от них противной стороне. Совместное решение проблемы перестает быть недостижимым идеалом и становится достижимым процессом. Третья основная сложность, которая подавляет стремление сторон достичь соглашения при интенсификации конфликта, — увеличение количества и размытости обсуждаемых тем. По мере того как ситуация все больше заходит в тупик, их число нарастает как снежный ком; куски и кусочки других вопросов собираются в огромную неуправляемую массу. Хотя небольшими конфликтами поодиночке можно управлять удовлетворительно, большие конфликты становятся громоздкими и хуже поддаются простому решению. Таким образом, основная проблема для переговорщиков в углубляющемся тупике — выработка стратегии, которая позволит сдержать умножение вопросов и свести переговоры к управляемым пропорциям. «Дробление» — это метод сокращения числа вопросов, состоящий в разделении крупного конфликта на небольшие части. Согласно Фишеру, «дробление» может включать в себя несколько действий: уменьшение числа участников с каждой стороны; сокращение числа рассматриваемых существенных вопросов; утверждение вопросов не как общих принципов, а в конкретных терминах; ограничение числа учитываемых прецедентов — как процедурных, так и существенных; поиск путей сузить широкие вопросы; и деперсонализация вопросов, отделение их от защищающих их сторон. Ниже мы проанализируем каждый из этих подходов более детально [9]. /. Уменьшение числа участников с каждой стороны. В тупиковой ситуации обе стороны пытаются выстроить союз, чтобы увеличить свою силу или привлечь к переговорам свою клиентуру; они либо увеличивают число участников в переговорах, либо усиливают свое влияние за столом переговоров. Дополнительных участников, таких как адвокаты, эксперты или участники с официальными полномочиями, часто привлекают к переговорам, чтобы получить новую информацию или использовать их рычаги влияния. Поскольку уже простое увеличение числа участников переговоров может их существенно осложнить (большее число участников означает большее число точек зрения по данному вопросу, больше времени, необходимого чтобы выслушать каждого участника, больше возможностей для несогласия и т. д.), основные правила переговоров должны обеспечить способы ограничить число возможных дополнительных участников. Один из методов контролировать углубляющийся тупик — это уменьшить число действующих лиц. Сокращение числа участников — даже его ограничение до двух человек —увеличит шансы на достижение соглашения. 2. Сокращение числа рассматриваемых существенных вопросов. Второй способ дробить конфликт — удерживать число вопросов в тех пределах, когда ими можно управлять. Если конфликт заходит в тупик, размер и число обсуждаемых вопросов увеличиваются. Эскалация некоторых переговоров доходит до той точки, когда вопросов становится слишком много, чтобы ими можно было конструктивно управлять. В то же время сокращение числа обсуждаемых вопросов до очень малого также может вызвать проблемы. Переговоры, ограниченные Глава 9 Управление трудными переговорами: индивидуальный подход одной темой, часто трудно поддаются управлению, поскольку быстро сводятся к поляризации типа «победа — поражение» по обсуждаемому вопросу. В подобных условиях часто желательно расширить количество вопросов, так, чтобы обе стороны увидели, что они что-то получают, и достигли интеграционного решения. Количество вопросов может быть увеличено за счет расширения границ основного вопроса до той степени, что решение будет выгодно обеим сторонам, или объединив данный вопрос с другим так, что каждая сторона сможет достичь нужного ей соглашения, по крайней мере, по одному вопросу. (Определение структуры сделки, увязку вопросов и формирование пакетов, а также создание альтернатив переговоров мы обсуждали в главах 2, 3 и 4.) 3. Утверждение вопросов в конкретных терминах, а не исходя из (общих) принципов. Переговорные вопросы становится сложно контролировать, когда события или вопросы рассматривают как общие принципы. Небольшой конфликт может быстро перерасти в маловразумительный спор, когда его разрешение не рассматривают как отдельное событие, а вместо этого требуют его соответствия более широкой политике или принципам. Переговорщики могут воспринимать любое отклонение от некоторой политики как угрозу этой политике. Поскольку намного труднее изменить широкую политику, чем пойти на уступку в одном вопросе, переговоры могут немедленно перерасти в проблему. Например, какой-то работнице необходимо отвести ребенка к врачу в течение рабочего дня, и она требует от компании отсутствия по уважительной причине. Однако политика компания не позволяет работникам отсутствовать по такой причине, и начальница этой служащей объясняет ей, что на время отсутствия ей необходимо оформить больничный лист или отпуск. «Это дело принципа», — утверждает управляющая. Более сильная сторона часто прибегает к доводам, основанным на принципах или политике, в качестве стратегической обороны против любых изменений статус-кво; однако чем дольше подобная дискуссия остается на уровне принципа или политики, тем менее вероятно, что ее можно будет успешно разрешить. Конечно, бывают случаи, когда какое-то отдельное событие правильно рассматривать как индикатор какого-то нового принципа или политики. В таком случае переговоры следует направить именно на политику или принцип. Часто мы сопротивляемся говорить о принципах, потому что знаем, что переговоры о принципах трудны и продолжительны. Однако если пытаться обсуждать конкретные вопросы, когда переговоры действительно должны затрагивать данный более широкий принцип, результатом могут стать только разочарование и ошушение их бесплодности. Когда происходит подобное, разумно не уходить от этого вопроса, а поставить его. С этой целью можно использовать, по крайней мере, два стратегических решения: . Спросите, нужно ли рассматривать этот вопрос на уровне принципов или политики. Выясните, существует ли связь между данным конкретным вопросом и более широкой политикой или принципами. Если ничего подобного нет, но одна из сторон хочет рассмотреть данный предмет на уровне политики или принципа, предложите обсудить и урегулировать насущный конкретный вопрос отдельно от стоящих за ним принципов или политики. Если необходимо, стороны могут договориться, что конкретный вопрос можно решить на их уровне, не задавая ожиданий того, как в дальнейшем будет определена политика. Стратегия выхода из тупика: совместные подходы 279 • Подчеркните, что исключения можно сделать из любой политики и что принципы и политика могут сохраняться, даже если в данных особых обстоятельствах допущены некоторые отклонения. Стороны могут пожелать согласиться, что данный случай — как раз из этой категории. 4. Ограничение числа учитываемых прецедентов, как процедурных, так и по Вопросы прецедента часто так же сложно решить, как и вопросы принципа. И вновь переговорщик, стремящийся сдвинуть конфликт к деэскалации и разрешению, должен попытаться предотвратить перевод единичных вопросов в крупные вопросы прецедента. Фокусирование диалога на ключевом вопросе и последовательная аргументация в пользу того, что уступки по данному вопросу в настоящий момент не обязательно создают хоть какой-то прецедент — по существу или процедурный — на будущее. 5. Поиск путей раздробить большой вопрос. Фишер (Fisher) назвал это «тактикой салями»: способы нарезать некоторый большой вопрос на более мелкие ломтики. Вопросы, которые можно выразить в количественно измеряемых единицах, легко расслоить. Например, требования о компенсации можно нарезать на прибавки по пенсам в час, а арендную плату — по долларам за квадратный фут. Работая над дроблением вопросов принципа или прецедента, стороны могут использовать временной горизонт (когда принцип вступит в силу или как долго его будут применять) как метод дробления вопроса или варьировать число способов, с помощью которых можно применить данный принцип. Например, компания может принять отсутствие по семейным обстоятельствам, позволяющее работникам отлучаться с работы на период не более трех часов и не чаще одного раза в месяц при болезни непосредственных членов семьи работника. 6. Деперсонализация вопросов: отделение вопросов от сторон, их отстаивающих. Когда стороны уторговывают позиции, нередко возникает конфликт по данным вопросам, а в отношениях между переговорщиками нарастает напряженность. Мы начинаем идентифицировать себя со своей позицией по данным вопросам, и наоборот. Для эффективных переговоров необходимо отделить Управление трупными переговорами: индивидуальный подход Стратегия выхода из тупика: совместные подходы 281 данные вопросы от данных сторон, не только работая на установление продуктивных отношений между сторонами (оставив только конфликт по данному вопросу), но пытаясь разрешить вопросы справедливо и беспристрастно независимо от сторон, защищающих конфликтные взгляды. Эффективные интеграционные переговоры мы ведем жестко по переговорным проблемам, но мягко по отношению к людям [10]. Выявление общих оснований Как мы отметили ранее, при эскалации конфликта стороны склонны преувеличивать воспринимаемые различия и минимизировать воспринимаемое обшее [11]. Стороны склонны видеть себя дальше друг от друга и имеющими меньше общего, чем, может быть, на самом деле. Поэтому четвертое значительное действие, которое могут предпринять стороны для деэскалации конфликта, — установить общие основания и сосредоточиться на общих целях. Возможны несколько подходов: установить общие (превосходящие по значению) цели, объединиться против общих врагов, согласиться следовать общей процедуре или установить общие рамки для решения переговорной проблемы. Как мы выяснили в главе 2, такие подходы можно рассматривать также как усилия по изменению рамок конфликта: сместить фокус с различий к области общего. Как только происходит такое изменение рамок, становится возможным меньше использовать распределительные подходы и двигаться от какого-то чисто распределительного подхода к какому-то другому, который представляет собой совокупность распределительных и интеграционных стратегических решений. Более высокие цели. Более высокие цели — общие цели, обе стороны хотят их достичь, и обе стороны должны сотрудничать, чтобы их достичь. В какой-то корпорации, например, мы выполняем различные виды работ (е. g., маркетинг, производство, распределение), которые имеют различные цели, однако мы должны работать сообща (е. g., чтобы обеспечить поступление продукта к потребителю), иначе корпорация не выживет. Местный городской совет может не соглашаться с жителями муниципалитета относительно способов расходовать ограниченные фонды на развитие муниципалитета; однако обе стороны могут согласиться написать совместное предложение, которое обеспечит достаточное количество денег, чтобы достичь всех целей. У двух предпринимателей может быть острый конфликт по поводу того, как решить некоторую проблему в связи с разработкой нового продукта; но если у них есть общая цель решить данную проблему к тому сроку, когда необходимо представить проект группе инвесторов, способных финансировать проект, они могут повысить свои шансы найти какое-то решение. Обшие враги. Общие враги — отрицательный вариант более высокой цели. Стороны находят новую мотивацию для разрешения своих противоречий, чтобы исключить вмешательство третьей стороны или объединить ресурсы ради победы над каким-то обшим врагом. Политические лидеры всех убеждений часто находят внешни врагов (другие политические партии), чтобы сплотить собственных избирателей. Менеджеры в конфликтной ситуации знают, что если они не разрешат противоречия среди себя, кто-то еще (их начальник) примет решение за них. Работники и администрация могут действовать более сплоченно, когда им угрожает принудительный арбитраж, падение рыночных продаж, иностранная конкуренции или государственное вмешательство. Общие ожидания. Мы уже отмечали ранее в этой главе, что стороны могут управлять социальным контекстом формируя общие правила, чтобы урегулировать данный конфликт. Однако общие правила часто плохо представлены и неправильно используются, поэтому попытки применить их и наблюдать за ними становятся частью конфликта, а не процессом для эффективного управления конфликтом. Например, общие правила часто представлены как директива, они официальны, ограничивают и запрещают, стараясь удержать нас, чтобы мы не делали ничего (неправильного), а не делали что-то (правильное); их применяют недолжным образом, отклонения урегулируются произвольно, и нет согласованной процедуры для того, чтобы вернуться к данным основным правилам и пересмотреть их. В результате более эффективный процесс — продвигается от общих правил к «более высоким общим основаниям», процесс, больше формирующий общие и совместные ожидания. Процесс формирования общих или совместных ожиданий — как стороны смогут продвинуться вперед — называется «созданием устава группы» [12]. Устав группы — это процесс обращения с различиями, управления ожиданиями, установления общих правил, а также продвижения группы к «более высоким общим основаниям». В данном процессе — шесть ключевых элементов: 1. Установите необходимость создания совместных ожиданий. 2. Научите и побудите стороны создать новый устав, которому все согласны следовать. 3. Начните с обозначения желаемых результатов в будущем, а затем разработайте общие основные правила, которые позволят данной группе достичь такого будущего. 4. Стимулируйте участие каждого, дав каждому право голоса в данном процессе. 5. Будьте ответственны, уважая соглашения, включенные в данный новый устав. 6. Если возникает необходимость, оценивайте, изменяйте, пересматривайте данные новые принципы и возвращайтесь к ним [13]. Каждый из этих шагов необходим, чтобы создать новый устав, который приблизит соглашение, а не сделает его второстепенной темой. Управление ограничениями по времени и конечным сроком. Время, представляющее собой источник силы и рычаг во многих переговорах (см. главу 6), может также быть и помехой в интеграционных переговорах. В одном из исследований показано, что время и график — решающие аспекты эффективного группового процесса. Для продвижения дискуссии стороны не только должны пытаться договориться о расписании по времени, но должны также понимать, что под давлением времени по мере приближения конечного срока какой угодно существенный вопрос, который еще не решен, может обостриться, склоняя одну или обе стороны к настроению, предполагающему большее Управление трудными переговорами: индивидуальный подход Стратегия выхода из тупика: совместные подходы 283
соперничество и меньшее сотрудничество [14]. Средства лля решения данной проблемы совершенно откровенны: • Установите и объявите диагноз проблемы, сделайте необходимые шаги для идентификации вопроса, чтобы установить мотивы обеих сторон. • Насколько возможно, установите и обозначьте очевидно распределительные вопросы; и сделайте это как можно раньше, чтобы они не затягивали и не подрывали процесс сотрудничества с приближением конечного срока. • Не скупитесь, оценивая время, необходимое, чтобы провести переговоры, сделайте допуски на дополнительные затраты времени в связи со сложными или связанными вопросами. • Считайте предварительные крайние сроки именно тем, что они есть, гарантируя право (если не обязанность) сдвигать реперные точки по сравнению с намеченным графиком, будьте готовы позволить обеим сторонам откладывать предварительные соглашения, не заключив их. • Будьте готовы использовать возможность отодвинуть крайние сроки, установленные в начале переговоров. Если передвинуть крайние сроки • нельзя, уделяйте дополнительное внимание графику, темпу и реперным точкам. Изменение точки зрения сторон друг на друга. Ранее мы рассмотрели, как рамки влияют на формирование точек зрения сторон друг на друга, обсуждаемые вопросы и процесс управления конфликтом. В частности, Левицкий, Грей и Эллиотт (Lewicki, Gray, and Elliott) приводят многочисленные подробные примеры тех путей, какими рамки задают для сторон верный или неверный подход к «трудным для решения» спорам в среде и к процессам, пригодным для разрешения таких споров [15]. Рассмотрев несколько подходов, с помощью которых можно «изменить рамки» спора, Левицкий и его соавторы показывают, что стороны должны быть способны выработать точку зрения по данному спору. Подобное обретение точки зрения требует отстраниться от переговоров, обозреть их и отразить их таким образом, который позволит сторонам понять, что существует более одной точки зрения на противную сторону, обсуждаемые вопросы и процесс их решения [16]. Многие из описанных в этой главе процессов предполагают, что стороны могут самостоятельно пройти через подобное обретение точек зрения. Выстраивание интеграционных рамок. Несмотря на то что часто оно требует больших затрат времени, последовательное применение интеграционного процесса (как описано в главе 4) может привести к устойчивому разрешению острых и сложных проблем. Используя термины двухмерной модели заинтересованности (глава 1), обеим сторонам следует блюсти как собственные интересы, так и интересы противной стороны; каждая сторона хочет добиться соглашения типа «победа — победа» по существу, а также укрепить будущие отношения. Как стороны выстраивают интеграционные рамки, чтобы максимизировать свои возможности достичь взаимоприемлемого соглашения? Интеграционные рамки — это способы заново определять вопросы, чтобы создать обшие точки зрения, в соответствии с которыми первоначальные позиции кажутся более совместимыми. Определяя переговорные вопросы в терми- нах позиций — моя позиция по этому вопросу состоит в X, — стороны упрощают сложные феномены: устанавливают единственную точку, сдвинуться с которой затем отказываются. Чтобы создать движение, стороны должны установить способы заново определить конфликт и образовать возможность рассматривать совместимые интересы [17]. Вернемся к классическому примеру из главы 4. Двое спорят в библиотеке о том, следует оставить окно открытым или закрыть. Они пререкаются друг с другом о том, как долго оно останется открытым. Входит библиотекарь. Она спрашивает одного из спорщиков, почему он хочет, чтобы окно оставалось открытым, и он отвечает, что ему нужен свежий воздух. Библиотекарь спрашивает второго, почему он хочет закрыть окно, и он отвечает, что боится сквозняка. Тогда библиотекарь идет в соседнюю комнату и открывает там окно — удовлетворяя требования обеих сторон [18]. Существуют четыре способа переориентировать «трудные» переговоры на более интеграционный процесс: установить доверие, обучить стороны, найти семантические решения и выработать созидательные альтернативы. а) Установление доверия. Сильные, конструктивные отношения в перего б) Обучение сторон интеграционным переговорам и интерактивному решению в) Поиск семантических решений. Переговоры, в которых стороны догова Глава 9 Управление трудными переговорами: индивидуальный подход Стратегия выхода из тупика: совместные подходы 285
вания интеграционных рамок. Более подробно о процессе выстраивания интеграционного решения см. в главе 4. г) Выработка созидательных альтернатив. Для многих переговорщиков предписание создать ценность (см. главу 4) легко на словах, но трудновыполнимо. Возможно, частично такая трудность связана с тем, что все или большинство переговоров рассматривают как состязание с результатом «победа — поражение»; такое понимание ведет к подсознательному предположению, что победа по существенному вопросу — единственно значимое. Даже когда сотрудничество может быть адекватной стратегией, может быть очень сложно убедить себя и противную сторону принять участие в созидательном процессе, необходимом, чтобы получить результат сотрудничества. Необходимо вырабатывать созидательную альтернативу, когда созидание означает «процесс, с помощью которого развивают новейшие решения, которые рассматриваются как приемлемые и удовлетворяют данную аудиторию» [23]. Такой долгосрочный интерес в созидательном мышлении свидетельствует о глубине и широте данной проблемы [24]. Сделать выбор более желательным для противной стороны Еще один метод, который стороны могут использовать, чтобы увеличить вероятность соглашения, — это сделать свои желания и предпочтения более приятными для контрагента. Мы уже отметили, что при эскалации конфликта стороны могут замкнуться в жесткой позиции по какому-то вопросу. Если противная сторона не готова соответствовать позиции или политике переговорщика, переговорщик склонен ужесточать требования или усилить угрозы в связи с несогласием. Подобные действия увеличивают вероятность зайти в тупик. Согласно Роджеру Фишеру (Roger Fisher), большинство ситуаций влияния можно характеризовать требованиями (что вы хотите) и предложениями и угрозами (последствиями удовлетворения или неудовлетворения требований) [25]. Кто, что, когда и почему в таком процессе влияния показано в табл. 9.1. Фишер показывает, что в большинстве переговорных ситуаций стороны склонны усиливать требования и угрозы. Однако переговорщикам следует направить усилия на то, чтобы ответить на вопрос: «Как мы можем заставить противную сторону сделать лучший для нас выбор с учетом разницы в наших интересах?» Такой подход означает больший учет интересов противной стороны, чем собственных. Подобно перемене ролей, он требует от переговорщиков меньше сосредоточиться на своей позиции, но более ясно понять и учесть потребности противной стороны. Более того, поняв такие потребности, следует приложить усилия для движения к противной стороне, а не для того, чтобы она приблизилась к вам. В большинстве случаев этого можно добиться, выставляя предложения, но не требования и угрозы. Фишер предлагает несколько альтернативных вариантов стратегии. Сделать контрагенту «да-возможное» предложение. Вместо того чтобы утверждать собственную позицию и предлагать противной стороне выставлять яьтернативы, которые можно одобрить или отвергнуть, переговорщик должен приложить усилия, чтобы понять потребности противной стороны и вырабо-тать предложения, соответствующие этим потребностям. Фишер называет та- кую стратегию «да-возможным» предложением, единственным ответом на которое может быть только: «Да, это приемлемо». Попросить другого решения. Вместо того чтобы выдвигать более общие, более соответствующие собственной политике требования, переговорщик должен попытаться конкретизировать свои требования. Переговорщик должен определить, какие конкретные элементы его требований наиболее приятны или неприятны контрагенту, а затем использовать эту информацию, чтобы уточнить требование. «Требуйте другого решения», — настоятельно рекомендует Фишер. Измените формулировки, пакет, схему или фразеологию. Дробите, расщепляйте, разделяйте или делайте более конкретным [26]. Подсластить предложение, а не усиливать угрозу. Переговорщик может также сделать выбор решения более приятным, повышая привлекательность его принятия. Повторим: речь идет о том, что нужно сделать акцент на положительном, а не отрицательном. На языке традиционной тактики «кнута и пряника» для побуждения работников такой подход означает, что следует сделать более привлекательным «пряник», а не более грозным «кнут». Есть несколько способов сделать обещания и предложения более привлекательными: максимизировать привлекательные качества и минимизировать отрицательные, показать, насколько данное предложение соответствует потребностям противной стороны, уменьшить потери от принятия данного предложения, повысить надежность данного предложения (то есть выполнить обещанное) или установить конечный срок по предложениям, которые потеряют силу, если их быстро не примут. Использовать для оценки решения законность или объективные критерии. Наконец, переговорщики могут настаивать на том, чтобы оценивать альтернативные решения по объективным критериям, прошедшим проверку на справедливость и законность. Переговорщики от каждой стороны должны быть способны продемонстрировать, что их требования основаны на твердых фактах, расчетах и информации и предпочтительные решения соответствуют этим фактам и информации. Подобное решение часто требует раскрыть факты, а не скрывать и искажать их. «Вот так мы вышли на наше предложение. Вот факты, которые мы используем, сведения о затратах, расчеты, которые мы сделали. Вы можете проверить их следующим путем». Чем больше предоставляемые сведения открыты для публичной проверки и чем больше они подтверждают свою справедливость и законность, тем более убедительным выглядит независимость такой позиции от защищающего ее переговорщика и тем более убедительной будет такая позиция, чтобы достичь соглашения. Конспект В этом разделе мы представили пять основных стратегических вариантов, которые переговорщики могут использовать, чтобы вернуть сошедшие с рельсов переговоры в колею и перейти к более продуктивному развитию событий: уменьшение напряженности, улучшение коммуникации, ограничение числа рассматриваемых вопросов, поиск общей почвы и увеличение привлекательности выбрать совместное решение. В совокупности данные варианты образуют Глава 9 Управление трудными переговорами: индивидуальный подход Модели несоответствия: намеренного и наоборот
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |