Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус Президента РФ

Система органов государственной власти РФ

Такую систему образует совокупность органов гос. власти РФ и её субъектов потому, что все они формируются и действуют на основании Конституции и Федерального законодательства по единым принципам, а система судебных органов и органов исполнительной власти представляет собой совокупность либо организационно-соподчинённых органов (судебная система), а органы исполнительной власти РФ и субъектов образуют единую систему по предмету как организационная соподчинённость и по предметам ведения.

Систему Федеральных органов исполнительной власти образуют:

- Президент РФ,

- двухпалатное Законодательное Собрание,

- Правительство РФ и иные Федеральные органы исполнительной власти (Министерства, Федеральные агентства и Федеральные службы, а также Высшие суды РФ – КСРФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд).

В субъектах РФ органы государственной власти образуются государственной властью субъектов самостоятельно и в основе своей соответствуют системе Фед органов гос власти, т.е. это Президенты Республик и Губернаторы иных субъектов РФ, Законодательные (Представительные органы субъектов), Правительства и иные органы исполнительной власти РФ, Суды субъектов РФ, к числу которых относятся: Конституционные в Республиках и Уставные Суды в иных субъектах РФ и мировые суды.

 

Впервые институт Президента как избранного главы государства возник в США и был юридически оформлен Конституцией США.

В современных республиках правовой статус Президента различается в зависимости от того, является ли республика президентской или парламентской.

В Парламентских республиках основные функции по реализации государственной власти осуществляет глава исполнительной власти (Премьер-Министр, Канцлер и т.д.).

В Президентских республиках Президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть, либо осуществляет в отношении исполнительной власти большой объём полномочий как в связи с формированием правительства, Министерств и других органов исполнительной власти, так и по руководствую деятельностью этих органов (французская республика – Президент влияет на формирование Правительства и его работу).

Президент РФ в соотв. со ст. 80 Конституцией РФ является главой государства. Он не входит ни в одну из ветвей власти, но обладает большими полномочиями в отношении всех этих ветвей, занимая, в сущности, высшее место в системе органов гос. власти.

Президент – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов гос. власти.

Президент:

ü определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ. Эти направления содержатся в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию «О положении в стране»;

ü заслушивает Председателя правительства, федеральных Министров и руководителей иных органов исполнительной власти и ориентирует их на реализацию наиболее значимых целей и задач во внутренней и внешней политике;

ü как глава государства Президент представляет РФ в международных отношениях, подписывает от имени РФ международные договоры, при нём аккредитованы дипломатические представители зарубежных государств;

ü является Верховным Главнокомандующим вооружёнными силами РФ, утверждает военную доктрину, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает от должности высших военных руководителей, а также руководителей различных специальных служб.

ü обладает неприкосновенностью (ст. 92 Конституции РФ), т.е. против него нельзя возбудить уголовного дела за исключением процедуры Импичмента, нельзя подвергнуть его аресту, привлечь к уголовной и административной ответственности. В случае совершения Президентов гос. измены или иного тяжкого преступления против него может быть возбуждена процедура отречения его от должности (импичмента) Гос. Думой квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов). Обвинение направляется в Верховный Суд, который даёт заключение о наличии в действиях Президента состава соответствующего преступления, а также в Конституционный Суд, который выносит заключение о соответствии Конституции процедуры выдвижения такого обвинения. Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов).

ü избирается сроком на 4 года и может быть избран повторно на второй срок. Выдвижение на третий срок подряд не допускается. Не моложе 35 лет постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

 

Взаимоотношения Президента с другими органами гос. власти:

I. В области обороны.

II. Полномочия, связанные с формированием органов гос. власти:

a) Президент с согласия Гос.думы назначает Председателя Правительства.

b) Самостоятельно назначает заместителей Председателя Правительства, Фед. Министров и руководителей иных органов Фед. Власти, которые подчиняются ему.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших судов РФ, которые назначаются Советом Федерации. Президент самостоятельно назначает всех судей.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей за рубежом. Определяет персональный состав Совета безопасности. Присваивает воинские звания генералов.

III. Полномочия, связанные со взаимоотношениями с законодат. и исп. органами власти.

Президент принимает решение об отставке Правительства либо по своему усмотрению, либо по вотуму недоверия со стороны Гос.думы.

Президент может председательствовать на заседаниях Правительства. Имеет право отменять акты Правительства и Фед.органов исп.власти, противоречащие Конституции РФ, Фед.законодательству, указам Президента, международным договорам РФ, и приостанавливать действия актов органов гос.власти субъектов РФ.

Президент может распустить Гос.думу в случае троекратного отклонения ей представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства; при повторном в течение 3-х месяцев выражении Гос.думой Правительству; в случае, если вопрос о доверии Правительству поставлен перед Гос.думой Председателем Правительства и Думы в доверии Правительству отказывает.

Дума может быть распущена Президентом, срок полномочий которого не менее 6 месяцев.

Президент назначает выборы Гос.думы.

Президент назначает указом дату проведения референдума.

 

В законодательном процессе Президент:

1) Является субъектом законодательной инициативы (вносить на рассмотрение Гос.думой законопроекты, подлежащие обязательному рассмотрению).

2) Возложена промульгация принимаемых законов (подписание, официальное опубликование).

Президент обладает правом вето в отношении Федеральных законов.

Таким правом Президент не обладает в отношении Фед-Конст. Законов.

 

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между Фед.органами гос.власти и органами власти субъекта Федеации.

Президент может вводить чрезвычайное или военное положение на всей территории РФ или отдельных её местностях в порядке, определённом законодательством.

Основание для введения чрезвычайного положения:

v Попытки насильственного изменения конституционного строя

v Массовые беспорядки

v Межнациональные конфликты

v Стихийные бедствия, эпидемии, крупные аварии.

Соответствующие указы Президента подтверждает Совет Федерации.

Режимы чрезвычайного и военного положения предусматривают образование спец.органов гос.управления на территории, либо введение прямого Президентского правления, а также ограничение некоторых конституционных прав.

 

В компетенцию Президента входит принятие решений по вопросам гражданства (приём, выход, двойное, политич.убежище).

Президент присваивает почётные звания, высшие воинские и специальные звания, дипломатические ранги и высшие классные чины, награждает гос.наградами РФ.

Президенту предоставлено право помилования (освобождения от наказания или его смягчения) для лиц, в отношении которых вступил в законодательную силу обвинительный приговор.

 

Во исполнение своих полномочий Президент издаёт Указы и Распоряжения (индивидуальные акты).

Индивидуальными актами решаются вопросы гражданства, помилования, награждений, присвоений званий, рангов, чинов.

Нормативные указы Президента – подзаконные акты, издаваемые в целях регулирования тех или иных общественных отношений при отсутствии необход. для этого Федеральных законов.

Указы нормативного характера не могут издаваться Президентом по вопросам, уже урегулированным законодательством, или по таким вопросам, в отношении которых Конституция содержит прямое указание, что по ним принимаются Фед-Конст. Законы.

Для организации обеспеченности деятельности Президента по исполнению своих полномочий он образует Администрацию Президента и формирует её персональный состав.

Структуру Администрации образуют главные управления (главное государственно-правовое управление и главное государственно-контрольное управление), а также управление и отделы по основным сферам и отраслям гос.управления или деятельности Президента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Избирательная система в широком смысле включает в себя избирательное право и избирательный процесс | Порядок формирования и компетенция СФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.