Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства РФ

Читайте также:
  1. Cвойства информации
  2. GIF Джи Ай Эф (Graphics Interchange Format) Графикс Интерчэйндж Формат
  3. I. Организационные защиты информации
  4. I. Основные задачи обеспечения безопасности и информации в информационных системах
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  6. I. Суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах.
  7. I. Форма правления.
  8. II. Меры по обеспечению сохранности информации. Угрозы безопасности в информации
  9. II. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.
  10. II. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права.
  11. II. Форма государственного устройства.
  12. II. Форма проточной части осевого компрессора



Тема 8. Форма государственного устройства России

Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Эта глава называется "федеративное устройство". Представляется, однако, что со­держание этой главы шире, чем её название, так как в ней закрепляются вопросы в целом государственного устройства РФ, а не только форма этого устройства.

Конституция РФ определяет территориальную организацию современ­ного Российского государства. Его составными частями являются как на­ционально-государственные, так и территориально-государственные обра­зования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на админи­стративно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений нацио­нально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устрой­ства Россия является федеративным государством, в составе которого находится более 80 субъектов.

Виды федераций

Федеративное устройство разных государств не совпадает. Выделяют:

По способу создания - конституционные и договорные федерации. В конституцион­ных федерациях основными учредительными актами выступа­ют общегосударственные конституции (иные общегосударст­венные законодательные акты). В договорных федерациях ос­новными учредительными актами являются федеративные договоры, заключаемые между собою субъектами федерации.

По наличию статусных групп субъектов - симметричные и асимметричные федерации. Симметричны­ми называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере отношений субъектов федерации с федеративным центром. Асимметрич­ные федерации — федерации с разным правовым статусом субъектов. Разделение симметричных и асимметричных федераций позволяет увидеть степень совпадения основных прав, обязанностей субъектов федеративных государств.

Ассиметричные Федерации бывают нескольких видов:1) наряду с субъектами в Федерации входят и другие территории, которые не являются субъектами (федеральный округ Колумбия, ассоциированные государства); 2) не одинаковы по наименованию и по статусу (РФ); 3) скрытая ассиметрия

По принципу создания - территориальные и национально-территориальные федерации. Территориальные федерации — государства, состоящие из субъ­ектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями и не имеющих особых прав, этнических по природе. Территориальной федерацией являются, например, США. Национально-территориальные федерации — государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отража­ют своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).



Федерации с суверенными и несуверенными субъектами. Государственная самостоятельность субъектов федерации в разных федерациях различна. По этому основанию возможно выделе­ние федераций с суверенными и несуверенными субъектами.

По делимости законодательного верховенства - Федерации с единым и разделенным законодательным верхо­венством. В федерациях законодательную деятельность осуще­ствляют как сама федерация, так и ее субъекты, поэтому возникает требующая своего решения проблема соотношения за­конодательных, иных актов федерации и субъектов федерации по их юридической силе, которая решается путем разграничения сфер законодательной (нормотворческой) деятельности федерации и субъектов.

В конституционном законодательстве многих федераций введены коллизионные нормы, указываю­щие на то, чьи нормы - федеральных актов или актов субъек­тов федерации - пользуются приоритетом и подлежат приме­нению в случае их столкновения между собою, что позволяет делить все федеративные государства на федерации с единым или разде­ленным законодательным верховенством.

Если федеральное законодательство определяет, что во всех случаях при столкновении федеральных актов и актов субъек­тов федерации подлежат применению нормы федеральных ак­тов, то перед нами федерация с единым законодательным вер­ховенством.

Если же, например, приоритет федеральных актов в сферах собственных полномочий федерации и совместного ведения федерации, ее субъектов дополнен приоритетом актов субъектов федерации, принимаемых субъектами федерации в сфере их собственных полномочий, над федеральными актами то перед нами федерация с разделенным законодательным верховенством.

По степени централизации власти – централизованные и децентрализованные. В централизованных Федерациях - Субъекты обладают четко прописанной незначительной компетенцией, федерация осуществляет основную массу полномочий. Компетенция Федерации формулируется в Конституции и носит «статочный характер», т.е. все, что не отнесено к ведению субъектов, располагает Федерация. В децентрализованных Федерациях –основные властные полномочия сконцентрированы в субъектах Ф. Ф компетентна только по очень важным общефедеральным вопросам, остальное остается за субъектами.

Особенности федерации в России

В Конституции нашли свое отражение следующие особенности госу­дарственного устройства современной РФ.

1) РФ — конституционная федерация. Россия как федерация строилась сверху, т.е. не путем объединения существующих государств. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ не меняют конституционной природы РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

2) Несуверенный статус субъектов РФ. Он предопределен кон­ституционным характером РФ. Выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

3) РФ — асимметричная, национально-территориальная федера­ция. России характерно множественность и разнопорядковость субъектов. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом: республика, край, область, автономный округ, автономная область, город федерального значения. Среди них только республики оп­ределены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асимметризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

4) Сложносоставные субъекты в составе РФ. Для РФ характерно вхождение одних субъектов в состав других – принцип матрешки – автономные округа в состав областей или краев.

5) Многочисленный субъектный состав РФ – более 80 субъектов Субъекты РФ — территориальные единицы, находящиеся в составе РФ и обладающие определенной госу­дарственной самостоятельностью.

В составе РФ находятся субъекты шести видов: республики; автономная область; автономные округа; города федерального значения; края, области. Перечень субъектов РФ дан в статье 65 Конституции РФ.

6) Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ — сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ). РФ скорее централизованная Ф по объему распределенных полномочий.

7) Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической силой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.011 сек.