КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Президент РФ
Понятие и основные признаки органа государственной власти РФ. Тема 9. Система органов государственной власти РФ и основы местного самоуправления Государство осуществляет свои функции при помощи государственного аппарата, определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества. Орган государственной власти характеризуют следующие признаки: 1. Орган ГВ — это организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. 2. Орган ГВ наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. 3. Орган ГВ отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. 4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами. 5. Орган ГВ отличается своей структурой, соподчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать кoллeгиaльныe и eдинoнaчaльныe органы. На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными срёдствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую чёткую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы). Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих). Для России институт президентства - новый институт, не имевший аналогов в её истории ни до октябрьского переворота 1917 года, ни после него. В Советском государстве (РСФСР, СССР) функции главы государства формально выполняли определенные коллегиальные органы: до 1936 года в РСФСР - ВЦИК и Президиум ВЦИК; в СССР - ЦИК и Президиум ЦИК; с 1936 и до 1988 (1989) гг. - это Президиумы Верховных Советов СССР, РСФСР и других союзных республик1. Первый Президент СССР был избран в порядке исключения в том же 1990 году на Съезде народных депутатов СССР - им стал М.С.Горбачев. Союзный институт президентства прекратил своё существование в декабре 1991 года в связи с распадом Союза ССР. Что касается поста Президента РСФСР, то, выполняя волю российского народа, Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР были внесены соответствующие дополнения в Конституцию РСФСР и приняты Законы РСФСР "О Президенте РСФСР" (21 апреля 1991года), "О выборах Президента РСФСР" (21 апреля 1991 года) и "О вступлении в должность Президента РСФСР" (27 июня 1991 года), в соответствии с которыми 12 июня 1991 года на основе альтернативных, свободных и демократических выборов был избран первый Президент РСФСР - Ельцин Б.Н. По действовавшему в тот период законодательству Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом РСФСР, что идентично, с нашей точки зрения, статусу главы государства, и одновременно главой исполнительной власти. Анализ конструкции федеральной государственной власти в этот период свидетельствует о том, что в РСФСР был установлен президентский тип республиканской формы правления, хотя, опять-таки, с определенными специфическими особенностями. Конституционные функции и полномочия Президента РФ В соответствии с Конституцией РФ можно выделить следующие функции Президента РФ. 1. Президент РФ - глава Российского государства, высшее должностное лицо страны, главное действующее лицо в государственной иерархии. 2. Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, государственного суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности. 3. Президент РФ - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти как федерального, так и субъектного уровня. 4. Президент РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутренней и внешней политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ. 5. Президент РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях. Конституционные полномочия. Исходя из функционального назначения института президентства в РФ, полномочия Президента РФ, закрепленные в Конституции РФ, носят достаточно обширный, многообразный и исчерпывающий характер. Они не подлежат ни расширению, ни сужению путем принятия какого-либо федерального закона или подзаконного акта, без предварительного внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию РФ. Все сформулированные в Конституции РФ полномочия Президента РФ можно сгруппировать по основным сферам его государственной деятельности. В сфере законодательной власти Президент РФ: - обладает правом законодательной инициативы, то есть правом вносить в Государственную Думу законопроекты, которые должны обладать приоритетом с точки зрения очередности их рассмотрения перед другими законопроектами; - назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; - распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; -назначает референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом; - подписывает и обнародует федеральные и федеральные конституционные законы; -обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами Федерального Собрания федерального закона; - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Российского государства. В сфере исполнительной власти Президент РФ: - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; - по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти РФ; - по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; -имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ; -принимает решение об отставке Правительства РФ; - вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; -представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ. В сфере судебной власти Президент РФ: - представляет Совету' Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; -назначает судей других федеральных судов; -представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ и вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности. В сфере внешней политики Президент РФ: - осуществляет руководство внешней политикой РФ; -ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; -подписывает ратификационные грамоты; -принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств; - назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. В сфере обороны и безопасности Президент РФ: -формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ, статус которого определяется федеральным законом и Положением о СБ, утвержденном Указом Президента РФ; - утверждает военную доктрину РФ; - является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; -назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; -в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом; - при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В иных сферах государственной деятельности Президент РФ: - решает вопросы гражданства РФ; -предоставляет политическое убежище; - награждает государственными наградами РФ; -присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; - осуществляет помилование. Прекращение исполнения полномочий Президента РФ Действующая конституция предусматривает основания прекращения полномочий Президента РФ. 1) Лицо, избранное Президентом РФ, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Такой подход призван обеспечить преемственность президентской власти. Это общий порядок прекращения полномочий Президента РФ, закрепленный Конституцией РФ (ч.1 ст.92). Возможно досрочное прекращение президентских полномочий в случаях: I) его отставки (ч.2 ст.92); 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч.2 ст.92); 3) отрешения его от должности (ч.2 ст.92, ст.93); 4) его смерти; 5) утраты им российского гражданства. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель Правительства РФ[3]. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать ГД, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Акты Президента РФ Президент РФ издаёт два вида юридических актов: указы и распоряжения. Принятые в рамках компетенции Президента РФ, они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ носят подзаконный характер, они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Как правило, указы Президента РФ носят нормативный характер (хотя могут издаваться и не нормативные указы), а распоряжения - это индивидуально конкретные предписания.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |