Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор страхового законодательства зарубежных стран




В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Россия в ее состав не входит), на которые приходится 95% мирового страхового рынка, в настоя­щее время нет единой системы регулирования. Предпринимавшиеся ранее попытки кон­тролировать все аспекты страховой деятельности в таких странах, как Германия, Фран­ция и ряд других, привели к застою рынка и отсутствию у страховых компаний мотивов повышения эффективности работы.

К настоящему времени в странах ОЭСР возобладали тенденции дерегулирования страхового рынка, предполагающие иные подходы к государственному регулированию страхования1:

• государственный контроль ставит своей основной задачей регулирование страхо­вания физических лиц;

• ослабевает контроль, ограничивающий конкуренцию страховщиков при одно­временном усилении контроля за их финансовым положением;

• предварительное утверждение органами страхового надзора условий страхования постепенно заменяется усилением роли законов, защищающих интересы страхо­вателей.

Общепринятым назначением страхового надзора становится защита страховате­лей, застрахованных и выгодоприобретателей, которые по определенным страховым со­глашениям имеют право в любое время требовать от страховщиков выполнения своих обязательств.

Однако следует отметить, что в странах Европейского Содружества действуют Ди­рективы по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни (с 1992 г. - третьего поколения), обеспечивающие формирование единого страхового про­странства и единообразного национального страхового законодательства (см. также §11.2.1). Другими важными нормативными документами, по своей значимости сопоста­вимыми с законами, являются международные конвенции, определяющие, среди прочего ответственность, а, следовательно, и условия страхования, например, Варшавская кон­венция в воздушных перевозках, Йорк-Антверпенские правила в части морских перево­зок и др. (§§6.4, 7.3).

Доминирующим подходом к регулированию страховой деятельности в рамках ОЭСР является предоставление страховщикам свободы в расширении своей деятельно­сти, предполагая, что страхователи способны критически оценить и сравнить предлагае­мые страховые услуги в условиях отсутствия общего регулирования страхового рынка. Дополнительно, в странах Европейского Содружества (ЕС) действует упрощенная проце­дура вступления страховщика на рынок - так называемая система «единой лицензии». В странах ОЭСР реализуются аналогичные мероприятия по стандартизации процедуры лицензирования, однако эти усилия сдерживаются позицией США, где в каждом штате предусмотрена своя процедура лицензирования страховщиков.

В некоторых странах, не членах ОЭСР, сохраняются государственные монополии на отдельные виды страхования, особенно обязательного, в других запрещена или огра­ничена деятельность частных страховщиков. В других, в частности, в США, преобладает мнение, что государственные страховщики нарушают принцип честной конкуренции и такие компании не пускают на свой рынок. В России сохраняются ограничения на уча­стие иностранцев в уставном капитале страховых компаний. Однако стремление к эко­номическому либерализму, влияние международных организаций, таких, как Всемирная торговая организация, постепенно устраняют законодательные барьеры на путях ино­странного капитала.

При лицензировании иностранных страховщиков многие страны действуют по принципу взаимности, т.е. в зависимости от действия тех стран, куда стремятся проник­нуть национальные страховщики.

Во всех странах ОЭСР надзор за страхованием является частью исполнительной власти. Обычно он находится в ведении Министерства финансов, Министерства эконо­мики, торговли, экономики и промышленности, юстиции и др. Однако это может быть и независимый государственный орган, как, например, в США, где в каждом штате дейст­вует Департамент по страхованию. Органы страхового надзора стран ОЭСР наделены правами лицензирования национальных страховщиков, в некоторых странах - и ино­странных, продления и отзыва лицензии. Обычно национальный страховой надзор стро­го контролирует соответствие деятельности страховщика выданной ему лицензии. Одна­ко только в отдельных странах, например, в США и Нидерландах, термин страховая дея­тельность определен законом, а в остальных используются определения, данные наукой, правосудием, практикой. Известна и применяется классификация ОЭСР, согласно кото­рой выделяют четыре класса страхования: страхование жизни, здоровья, имущества и страхование от несчастных случаев.

В странах ОЭСР действуют правовые нормы, регулирующие страхование. По­скольку страхование является частью экономики и зависит от макроэкономической и структурной политики, финансовой и правовой инфраструктуры, то и правовое регули­рование страхование является частью правовой национальной системы и регулируется гражданской, торговой, корпоративной и налоговой отраслями права.

Во Франции, где совокупность действующих законодательных документов, регу­лирующих техническую сторону страховых операций, стала слишком разнообразной, провели кодификацию законодательных документов в три различных кодекса:

• кодекс социального страхования, применяющийся к страхованию от несчастных случаев на рабочем месте (производстве), профессиональных заболеваний, меди­цинскому страхованию и системе выплат семейных пособий;

• кодекс взаимного страхования, относящийся к обществам взаимного страхования и касающийся рисков и медицинского страхования, оговоренных в Кодексе соци­ального страхования;

• кодекс страхования, относящийся к страховым компаниям, действующим на тер­ритории Франции и не подпадающим под действие Кодексов социального и вза­имного страхования.

В Великобритании действуют закон «О правах третьих лиц в отношении страхов­щиков», регулирующий ряд вопросов по страхованию ответственности, закон «Об иска­жении информации», кодифицирующий судебную практику, закон «О защите держате­лей полисов», ограничивающий права страховщиков в отношении страхователей, законы «О регистрации брокеров», «О страховых компаниях», «О Ллойде» (Lloyd’s Act от 1982 г., новая редакция закона 1871 г.).

В Германии действуют законы о государственном страховом надзоре, Германское гражданское уложение, Германское торговое уложение, закон о договоре страхования, закон об общих условиях заключения торговых сделок.

В США страхование является сферой, находящейся в компетенции каждого феде­рального штата (вопросы лицензирования) и одновременно федерального правительства (вопросы налогообложения, антимонопольного регулирования). Некоторые виды стра­хования - от наводнений, неурожая, медицинское - регулируются исключительно на федеральном уровне. Кроме того, ряд федеральных структур регулируют следующие отдельные стороны страхового дела.

Федеральная служба внутренних доходов осуществляет наблюдение и контроль над разработкой форм договоров по страхованию жизни и стоимостью страховых ус­луг, через налогообложение страховщиков оказывает влияние на величину их резер­вов, структуру и направление инвестиционной деятельности, организационно-правовые формы компаний. Федеральная корпорация страхования депозитов занима­ется непосредственным надзором за страхованием. В 1991 г. был принят закон о ее со­вершенствовании, усиливший возможности контроля над банками в связи с увеличе­нием их роли в страховом бизнесе. Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам участвует в контроле над разработкой и реализацией различных страховых услуг, в частности, страхованием жизни и ренты.

Важную роль на федеральном уровне играют Национальная конференция стра­ховых законодателей, совещательный орган, созданный в 1969 г. и включающий предста­вителей 34 штатов, и Национальная ассоциация страховых комиссаров, основанная еще в 1871 г. для координации норм, регулирующих деятельность страховщиков, и состоящая из представителей органов страхового надзора всех 50 штатов, округа Колумбия и 4 аме­риканских территорий. Главной задачей страхового комиссара является защита страхо­вателей и помощь органам страхового надзора.

Органы страхового надзора контролируют и перестрахование, в т.ч. передачу рис­ков иностранным перестраховщикам. В некоторых странах ОЭСР для проведения пере­страхования требуется специальное разрешение.

Только некоторые страны требуют как от национальных, так и от иностранных страховщиков предоставлять для утверждения общие условия страхования (Япония, Ко­рея, Швейцария, США, Мексика). В странах ЕС не требуется ни утверждения, ни предос­тавления таких условий, кроме условий обязательного страхования. В ряде стран нацио­нальные и иностранные страховщики должны предоставлять информацию о квалифи­кации руководителей компании (требование о компетенции и добросовестности), а так­же сведения о компетентном органе, представляющем прямых и косвенных акционеров.

Наряду с законами, во многих странах действуют и подзаконные акты, регули­рующие отдельные стороны страховой деятельности.

Налогообложение страхового бизнеса в разных странах различно. В ряде стран, например, в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Японии налогообло­жение страховщиков не отличается от налогообложения обычных компаний. Стра­ховщики, действующие на территории других стран, как правило, должны назначить налогового представителя или регулярно представлять полный список заключенных договоров.

Во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития, кроме Чехии и Польши, действуют налоговые вычеты для страхователей на сумму уплаченных страховых премий.

Выводы по теме

1. В России сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

• Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс и другие законы, имеющие статус кодекса;

• специальные законы по страховой деятельности и смежным с ней видам деятельности;

• нормативные акты Правительства, министерств и ведомств по страховому делу.

2. Правовые отношения, регулирующие страхование, относятся к сфере граждан­
ского права.

3. Важнейшими для страхования законодательными актами являются глава 48
Гражданского Кодекса РФ и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Рос­
сийской Федерации». Они содержат важнейшие для практики определения участников и
различных сторон страховой деятельности.

4. Оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению не облагают­ся налогом на добавленную стоимость.

5. Страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая от­носятся к их доходам.

6. Затраты предприятий по обязательному страхованию относятся на их расходы в полном объеме, по добровольному страхованию - в размере, определяемом Налоговым кодексом.

7. Государство контролирует страховую деятельность с помощью общего и специ­ального законодательства и подзаконных актов, а также специальных органов, надзи­рающих за соблюдением страховщиками законодательства.

8. Договор страхования может быть заключен только в письменной форме. Ис­ключение составляют договоры обязательного государственного страхования, где пись­менная форма не обязательна.

9. Содержание договора страхования составляет совокупность его условий или пунктов, выражающих волю сторон. В юридической практике условия договора принято делить на существенные, обычные, обязательные и инициативные или индивидуальные.

10. Мировой страховой рынок не имеет единой нормативной системы регулиро­
вания. Ее заменяет многовековая практика, оформленная в типовые условия страхования
(оговорки), а международные конвенции о различных сферах деятельности, определяю­
щие ответственность участников этой деятельности, а, следовательно, и условия страхо­
вания. В странах Европейского Содружества действуют Директивы по страхованию жиз­
ни и по страхованию иному, чем страхование жизни (с 1992 г. - третьего поколения),
обеспечивающие формирование единого страхового пространства и единообразного на­
ционального страхового законодательства.

Контрольные вопросы

1. Какова структура системы регулирования страхового рынка?

2. Что регулирует глава 48 Гражданского кодекса?

3. Какую часть страховой деятельности регулирует Налоговый кодекс?

4. Облагается ли страховая премия налогом на добавленную стоимость?

Уменьшает ли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль предпри­ятия страховая премия по личному страхованию своих работников на его расходы?

 

Являются ли страховые выплаты доходом для физических лиц?

Какие стороны страховой деятельности регулирует Федеральный закон «Об орга­низации страхового дела в Российской Федерации»?

Когда появился государственный надзор за страховой деятельностью?

Каковы цель и функции государственного страхового надзора?

Какие основные нормативные акты страхового надзора вы знаете?

Перечислите существенные условия договора страхования.

Чем страхователь отличается от выгодоприобретателя?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.