Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия




Впервые были обозначены главные философские проблемы, сформированы основные представления о предмете философии, основной вопрос философии. Уже выражены философский материализм и идеализм.

Философия были интегральным фактором античной культуры.

Сократ (469-399 до н.э.)

 

В центр философских интересов ставит проблему субъекта – человека. Отвергает всю натурфилософию, как “для человека излишнюю”.

“Знаю, что ничего не знаю” – необходимость более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призвание считал “воспитание людей”, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Поэтому не оставил никаких трактатов.

Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы ни нашли “сами себя”.

Главная задача ф-фии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Основной вопрос ф-фии решает идеалистически.

Этика. Важно познание “самого себя”. В отличие от материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали “прислушиваться к природе”, Сократ подчеркивал значение совести, “внутреннего голоса”, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истин. Даймонион имеет божественное происхождение. Именно посредством этот “даймониона” боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире является человек.

Основное внимание обращал на познание сути добродетели. “Как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель?” Познание сути добродетели является предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Основные добродетели:

Сдержанность (как укрощать страсти)

Мужество (как преодолеть опасность)

Справедливость (как соблюдать бож. и чел. законы)

Добродетели считал вечными и неизменными.

Первая попытка классификации форм гос-ва, опираясь на религиозно-этический рационализм. Основные гос. формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильная и нравственная только аристократия (власть небольшого кол-ва образованных и нравственных людей).

Философский метод Сократа. Цель – достичь истину обнаружение противоречий в утверждениях противника при помощи правильно подобранных вопросов (сократовская ирония). Но эта ирония – не самоцель, цель – обрести самих себя. Маевтика (повивальное искусство) – обретение нового познания как основы истинной нравственности.

Цель метода Сократа – обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила индукция. Она должны была достичь общего, нравственной основы человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией – понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Она служит понятийным упорядочением достигнутого знания.

Сократовский метод послужил источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

 

Платон (427-347 до н.э.)

Афины, по происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии.

 

Учение П. – синтез учений Гераклита, Пифагора и Сократа.

Его философия являет первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма.

Творчество имеет приблизительно 3 этапа.

1. 1. Начало – смерть Сократа. Написание Диалогов, как правило, не выходят за рамки философских воззрений Сократа. “Апология Сократа”, “Критон”.

2. 2. Путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Изменяются содержание и способ философствования Платона. Закладывает основы объективного идеализма, критика Демокрита. “Закон” (“Политея”). Вопросы метода познания идеи. Использует для его определения термин “диалектика”. “Федон”.

3. 3. Переоценка своего прежнего понимания идеи, рационализирует его, придавая ему характер общности, понимание идеи приобретает определенную застылость. Объединение теории “идей” с пифагорейской мистикой чисел. “Парменид”.

 

1. 1. Онтология. Материальный мир вторичен, является “тенью” и произведен от мира идей. Все явления и предметы материального мира преходящи и изменяются, идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи – подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. Это – ядро объективного идеализма.

Между миром идей, как реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой) существует кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир реальных чувственно воспринимаемых явлений и вещей). Реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной “принимающей” материей (небытием).

2. Теория познания (гносеология). Отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное познание – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми они встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда сущ-ла в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

3. Душа. Бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей. Три части: высшая – разум, воля и благородные желания, низшая – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из частей души преобладает, человек на это ориентируется.

4. Космология. Отвергает учение о материальной сущности мира. “Тимей”. Геоцентрическая система. Космос конечен. Небесные тела – одушевлены. Создатель – Демиург – сообщил миру определенный порядок.

5. Учение о гос-ве. “Политея”, “Номои”. Гос-во возникает, по П., потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Строит теорию идеального гос-ва - как общество

трех социальных групп добродетели

правители (философы), мудрость

стратеги (воины), храбрость

производители (земледельцы и ремесленники) умеренность.

“Надсословная” добродетель – справедливость.

Классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

приемлемые формы регрессивные – упадочные

Аристократическая республика

(а не монархия) тимократия (власть, основанная на военной силе)

олигархия

демократия (власть толпы, неблагородного демоса)

тирания

 

6. Этика. Ее основа – осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Подчеркивает значение набожности и почитания богов.

7. Эстетика. Искусство оценивает низко. Считал его лишь подражанием материальному миру, т.е. неподлинному бытию. Но допускал его существование в идеальном гос-ве, подчиняя его социальные ф-ции гос-ву.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Основатель школы в Ликеях – перипатетической.

 

Ф-я является логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Ф-я А. – вершина не только античной ф-фии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.

Создатель самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на эмпирический материал, созданы новые научные направления.

 

Работы:

1. Онтология. “Метафизика”. Андроник Родосский.

2. Посвященные вопросам философии природы и естественных наук. “Физика”, “О небе”, “О возникновении и гибели”, “Метеорология”, “О возникновении животных”.

3. Обществознание. Этические, политические, эстетические труды – “Политика”, “Риторика”, “Поэтика” и др.

4. Логика и методология. “Органон”

 

1. Онтология. Основа бытия – первая материя, она принципиально не определима, чувственно не постижима, и образует “потенциальную” предпосылку существования. И хоть она – основа бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием. Промежуточная ступень между первой материей и реально существующим миром – четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля). У вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют 4 осн. элемента: огонь – теплого и сухого и т.д. Основа реальных вещей – комбинации 4 элементов. В отличие от первой материи существующие вещи постижимы. Они суть соединения материи (гиле) и формы (эйдос). Форма образует из потенциального бытия действительное. Т.о. действительное бытие представление собой единство материи и формы. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, разительный в системе Платона.

2. Душа присуща всем объектам живой природы: растениям (вегетативный уровень души), животным (чувственный) и человеку (разумный – мыслит и познает). Душа как форма, “первая энтелехия” природного тела. Энтелехия – движущая сила, превращающая возможность в действительность. Человек – политическое существо.

3. Познание. Полностью признает первичность материального мира. Первый уровень познания – чувственное. Познание – развивающийся процесс, от простейших ступеней к абстрактным. Градация:

ощущение,

представление,

опыт, усиленный памятью,

искусство,

наука – вершина, его содержание – познание общего.

Считал, что общее можно познать не на основе “воспоминания”, но посредством познания единичного и сопоставлять с практической деят-тью.

Чувственное познание считал истинным, лишь когда процесс познания переходит от восприятия к представлениям, возникают ошибки. Научное познание, опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции, А. отличает от мнения. Оно также опирается на чувственное познание, но представляет совокупность случайных фактов, задача же научного познания - постижение всеобщего и необходимого.

Теоретическое познание необходимо предохранить от пустой спекулятивности, это ведет А. к развитию логики, которую понимал как орудие научного познания. “Органон” - орудие. Заложил основы логики как науки (формулирование закона тождества (предметы тождественны сами себе), закона противоречия (невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание и его отрицание) и закона исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно)).

4. Естествознание. Геоцентрическая система мира. Все, что находится в простансте от лунной сферы до Земли, наполнено материей – “сублунарная”, т лунной сферы до Солнца, вплоть до границ Космоса наполнено эфиром.

5. Развитие и организация общества и учение о государстве. “Политика”.

Его социальные представления социально детерминированы. Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство А. понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство.

А. – защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству.

Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои.

Понятия государство и общество А. отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Различает три хорошие и три дурные формы государства.

Хорошие Плохие

Монархия тирания (возникающую как деформацию монархии)

Аристократия Олигархия

Политея Демократия

Основные задачи государства – предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданина, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.

Идеальное государство – которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Идеал гос-ва – общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.

6. Этика. Обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству, которое требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Добродетели разделяет на две группы:

- дианоэтические (разумные), относятся к умственной деятельности. Возникают путем обучения.

- этические, относятся к характеру человека. Результат привычки.

Поведение – уклонение от крайностей как гарантия добродетельной жизни. Основа уравновешенной и благополучной жизни он видл в умеренности.

Через всю этику (и политику) проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (познавательной деят-тью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.

7. Эстетика. Придает искусству большое значение (как одна из высших ступеней в познавательной деят-ти). Искусство отражает существенные взаимосвязи в форме изложения конкретного. Взаимоотношение содержания и формы произведения. Однако, А. не подчиняет строго содержание форме. Худ-ть формы оценивает в соот-вии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делает это изображение правдоподобным.


Аврелий Августин (354-430)

Вершина патристики.

Север Африки, темпераментный. Был наименее святым, и наиболее человеком.

 

“Хочу познать Бога и душу. - И нечего кроме этого? – Совершенно ничего”.

 

“О троице”, “Исповедь”, “О граде божьем” - Главное произведение, т.к. содержит его историко-философские взгляды.

 

1. 1. Предпосылки ф-фии. Симбиоз христианских и древних доктрин. Платон.

Его творчество – звено между философией Платона и мыслителями средневековья.

1. 2. Он сделал Бога центром философского мышления. Теоцентризм. Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всего. Он сотворил мир и продолжает его творить. Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предметом теории познания, бог как единственное благо является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии.

2. 3. Душа в духе идей Платона: не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. От тела отличается совершенством. Душа близка боги и бессмертна. Превосходство души над телом. Душа, а не тело познает бога.

3. 4. Основа духовной жизни - воля (как активный хар-р), но не разум (пассивный), т.к. сущность каждой вещи проявляется в ее активности. Волюнтаризм.

4. 5. Дуализм. Мир – акт божественной воли, в отличие от неоплатонического монизма, где бог и мир имеют один и тот же характер. Существуют два мира: идеальный – в боге и реальный – в мире, возникший благодаря воплощению идеи в материю.

5. 6. Теория познания.

- Цель и смысл человеческой жизни – счастье. Достижение счастья предполагает познание бога и испытание души. Познание возможно (в отличие от скептиков). Душа – устойчивый пункт в постоянно меняющемся мире, поэтому познание осуществляется через познание своей души. Сущность теории познания – априорность, творцом всех идей и понятий является бог.

- Истину о боге не может познать разум, но вера, которая относится скорее к воле, чем к разуму. Утверждал единство веры и познания, вера и разум взаимно дополняют друг друга: “Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь”. Тезис о первенстве веры над разумом. Наивысший источник веры – церковь как последняя инстанция всякой истины в отличие от “отцов церкви” - Библия).

7. Теодицея – защита совершенства творения

- бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога.

- зло есть лишь недостаток добра, а не противоположность добру.

- зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее.

Т.о. не отрицает наличие зла в мире, но понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

8. Время. Перед сотворением мира время не существовало, оно проявляется как следствие божественного творения. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Для человека настоящее распадается, на “настоящее прошлое” (память), “настоящее настоящего” (созерцание), “настоящее будущее” (надежда). Т.о. время существует в уме человека. Тогда время может быть только в голове сотворенного существа, значит до Бога и акта творения мира не было, что и требовалось доказать. Приведение как б., так и п. к настоящему доказывает божественную абсолютность. “Сегодня” Бога – это вечность. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим.

9. Социально-политическая доктрина. Основана на идее неравенства. Земная иерархия – отражение иерархии небесной, “монархом” которой является бог.

История имеет вектор движения: от земного града ко граду Божьему. История движется в борьбу и противоречии друх градов.

Единство человеческой и божественной истории, которые теку в противоположных, но неразделимых сферах – град земной и град небесный. Главной предпосылкой принадлежности к груду божьему служат смирение и покорность как перед богом, так и перед церковью.

Периодизация истории земных градов-обществ. Аналогия с шестью днями творения. Эсхатологическая концепция, религиозно-теологическая идея прогресса.

Вне церкви нельзя обрести спасение. Церковь – зримый представитель царства божьего на земле. Теократическое понимание общества.

10. Человек. Есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человеческая личность свободна (даже если это раб) выбирать между добром и злом. Человек – не просто “раб Божий”, он – личность, связанная с Богом, подобие Бога. Признает любого человека (даже ребенка) личностью.

 

 

Фома Аквинский (1225-1274)

Италия. “Ангельский доктор” за мягкость хар-ра.

Расцвет схоластики. Его работы – доктрина римско-католической церкви.

 

В начале 13 в. в западных областях Европы происходит быстрый подъем общественно-экономического развития, рост производительных сил. Ширятся различные еретические движения, неудовлетворенность существующими социальными отношениями (в основном – городские ремесленники). Против еретической идеологии необходимо было выдвинуть рационалистическое вероучение, придать законченность системе католического учения.

Начиная с 12 в. Европа через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля. В результате продолжительных споров победило мнение, что теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля.

Растущее влияние Аристотеля выявилось в новую теолого-философсккую систему, которую создал Ф.Аквинский.

 

“Сумма теологии” (разрабатывается католическая догматика – основное произведение всей схоластической теологии) и “Сумма против язычников”.

 

1. 1. Области науки и веры ясно определены. Познание должно быть направлено на объект, а не внутрь, на субъективные формы мышления. Возможность достижения объективного и истинного знания, однако познание не может охватить все. Выше находится богословие (таинства христианской веры, например). Но между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Предмет познания и веры и разума – бог.

2. 2. Роль философии. Как орудие теологии. Ф-я должна служить вере тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что может ослабить выставленные против истины (веры) аргументы.

3. 3. Учение о бытии. Мир как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней.

- неживая природа (самая широкая)

- мир растений и животных

- мир людей

- наивысшая ступень, первая абсолютная причина – бог.

Понятия эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее состоит из сущности и существования. У бога сущность тождественна с существованием. А сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием. Все единичное является сотворенным, существует благодаря другим факторам, т.о. имеет характер обусловленный и случайный. Т.о. ФА укрепляет дуализм бога и мира.

4. Онтология. Учение о форме и материи Аристотеля. Материальные вещи- синтез пассивной материи и активной формы. Материально состоит из формы и материи, духовное – имеет лишь форму.

Концепция универсалий (общее понятие).

- существуют в самих вещах как их сущностная форма.

- образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного

- существуют до вещей как идеальный предобраз.

5. Доказательство существования бытия Бога. Можно доказать посредством разума.

- движение. Первый двигатель – бог.

- причина. Первая действующая причина – бог.

- взаимоотношения случайного и необходимого. Первая необходимость – бог.

- степени качеств. Должна существовать наивысшая степень совершенства – бог.

- полезность. Существует разумное существо, которое направляет все вещи к цели, это бог.

6. Познание бога. Познать бога можно в трояком смысле. См. универсалии.

- через природу

- на основе подобия творца и сотворенного

- все понято как частица бесконечного совершенного бога.

7. Учение о душе. Душа – чистая форма без материи.Этим обуславливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Душа – формирующий принцип, действующий во всех жизненных проявлениях. Различает вегетативную душу (растения – обмен в-в и размножение), сенситивная (животные – чувственное восприятие, свободное движение), человек – разум.

8. Познание. Опосредовано разумом. Приоритет разума перед волей. Пассивный характер познания. Источник познания не причастность к божественным идеям (либо воспоминания о них), но опыт, чувственное восприятие. Если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с помощью абстракции.

9. Этика. Учение о добродетелях: мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь. Основано на предпосылке, что человеческим естеством является разум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Предпосылка нравственного поведения – свобода воли.

Смысл жизни– в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. Бог – неисчерпаемый предмет познания. Высшая цель – достижение небесного блаженства. К нему человека ведет церковь, но не гос-во.

10. Политическое устройство. Выступает против социального равенства. Лучшая форма гос-ва – монархия. Монарх должен быть в совеем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Но подчинение светской власти духовной власти.


ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (14-16 в.)

Эпоха Великих географических открытий (Колумб, Васко да Гама, Магеллан), возрождение естественных наук (Коперник, Галилей), социально-политические гипотезы и учения (Макиавелли, Мор, Кампанелла) формировали идеологию гуманизма (человек не средство, а цель).

Античность ориентировалась на созерцание, средние века видят предел активности в молитве, для Возрождения герой – творец (художник, поэт, скульптор, архитектор...).

1. Время крупных экономических изменений. Элементы ренессанса начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Время до буржуазных революций. Энгельс: “Ренессанс основывается на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов”. В связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производительности труда. Сначала Италия, потом европейский характер.

2. Главные носители идеологии Ренессанса – мещане, городские высшие слои, монастырские и церковные интеллектуалы – в противоборстве со средними и низшими слоями. Мещанские верхи стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного аппарат и церкви. Главная черта этого исторического процесса – направленность против церкви, дворянства и всех феодальных порядков. НО гуманистические идеи нравственности были предназначены высшим социальным классам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки.

3. Переход к антропоцентрическому пониманию мира (от теоцентрического). Признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью, привлечение человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.. Подчеркивается субъективная, активная, практическая сторона познания. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому появляется интерес к античному культурному наследию. Самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. НО это новое, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой РАМКАМИ религии.

 

Специфическая черта– деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе (“природа есть Бог в вещах”, - Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский).

Пантеизм (pan – все и theos – Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Такой пантеизм наделял природу способностью к творчеству, понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда “натуральная магия”, алхимия.

Важнейшие поле боя, на котором происходило сражение между новы и старым миром, религией и наукой, была астрономия.

 

 

Николай Кузанский (1401-1464)

немецкий кардинал, защитил докторскую диссертацию. Его считаю родоначальником немецкой философии.

Его воззрения не выходили за пределы религии, но идеи Кузанского о математическом познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими, он предвосхищали дух естествознания грядущих времен.

 

1. Познание возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Предмет познания – пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание “развернутого” мира, т.е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его “свернутой” форме.

2. Человек – это также бог, но не в абсолютном смысле. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Кузанского о человеке. Утверждал мощь человеческого познания, через творческую деятельность своего ума (“человек есть его ум”) как бы уподоблялся богу. Бог не является чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

3. Онтология. Предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир – не изолированный шар в лоне абсолюта, но мир бесконечен и является бесконечным шаром. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность.

 

Джордано Бруно (1548-1600)

Вершина натурфилософии Возрождения.

“О причине, принципе и едином”, “О бесконечности, вселенной и мирах”.

 

Отверг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия ожжет иметь влияние на примитивные народы. В будущем место религии должна занять “религия разума”.

Пантеистическая философия Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и мат. основах.

 

1. 1. Влияние оказали открытия Коперника, философским источником являются идеи Кузанского и Телезио. Бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы. Опираясь на теорию Коперника, он освободил ее от конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце центр Вселенной, а потому неподвижен. Он доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится по всюду и – нигде, т.е. обосновывал идею бесконечности.

2. 2. Пантеизм философии. Самый радикальный из всех систем итальянской философии природы. Поэтому вступил в конфликт с церковью, схоластической наукой (отрицание загробной жизни, сомнения в непорочном зачатии).

3. 3. Панпсихический материализм. Всеобщая одушевленность материи. Против схоластики (материя – некая “чистая” возможность, против Аристотеля (материя – пассивна). Важнейшим положением Бруно, было в утверждении бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога, по Бруно, не может ограничиваться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы.

Материя как активный, творческий принцип. Единое, материя – неразвернутая причина всего существующего. Против дуализма схоластки. Мир является единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц.

Целое, если оно бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения. “Неподвижность” целого понимается как абсолютность движения, поэтому не следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя).

1. 4. Цель философии. Теория познания. Цель - в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. В человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Цель разума – проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы, т.е. ее божественности. Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание является бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.

2. 5. Этика. Этические воззрения в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Призывает к борьбе за благородные цели. За добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека.

3. 6. Космология. Космос – одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, объект и субъект. Бруно отвергает представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.