Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия просвещения




Век переоценки всего и вся с позиций разума, век веры в неограниченную мощь человеческого знания.

Средневековье – мыслители искали разгадку всех тайн на небе

Гуманисты Возрождения – толковали о движении к первоосновам.

Просвещение – вера в неодолимый общественный прогресс.

В философии нарастает внимание к духовной жизни человека, к его неповторимой субъективности. От христианской идеи равенства перед богом философы переходят к признанию равенства перед законом.

Замена мировоззрения начинается в Англии, далее перемещается во Францию, и Германию.

 

Англия - Локк, Беркли, Юм, Пристли, Мандевиль.

Франция – Бейль, Вольтер, Монтескье, РуссоГельвеций, Гольбах, Дидро.

Германия – Вольф, Лессинг, Гердер, Гете.

 


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Родился в скромной семье ремесленника, в Кенигсберге, в Пруссии (соврем. Калининград).

 

Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы.

 

Скромная семья ремесленника, Пруссия. Слаб телосложением, подвержен нервным припадкам.

 

“Звездное небо надо мной и моральный закон во мне”: два основных направления философии Канта.

1. “Звездное небо надо мной” - механика Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии.

2. “Моральный закон во мне” - разработка моральной философии, которую он называет “практической” (от “праксис” - поведение, действие).

 

В философском развитии Канта различают 2 периода:

- “докритический” до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). “Всеобщая естественная история и теория неба” 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. “Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир”.

- “критический”. 1770 г. – защита диссертации “О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира”. Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.

Критика (анализ) познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

“Критика чистого разума” 1781 – критика всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. “Критика разума, рассуждающего априорно”. Чистый, по Канту, значит теоретический разум. В этой работе Кант ставит вопрос: возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта.

“Критика практического разума” 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.

“Критика способности суждения” 1790

Кант хочет прийти к определению условий, при которых возможно действительное познание, а тем самым к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Критика “силы разума”.

Задача ф-фии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца “научного”, т.е. действительного познания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то “границы” познания устанавливаются условиями научно достоверного познания, поэтому он ставит вопрос о том, может ли метафизика с ее способами познания “трансфизических” предметов удовлетворить этим условиям.

Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как “науки”. Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще – она возможна как критика достоверного познания, т.е. установление его границ. Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство “математического” метода доказательств в философии.

Мир, в принципе, непознаваем (тетрадь).

В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.

Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. “Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы”.

Кант различает

- не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир “вещей в себе”. Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт.

- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

Априорная основа познания имеет двойственный характер.

- категории или “интеллектуальные синтезы”

- время и пространство как априорные формы чувственности.

Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.

Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта.

Предметы нам должны быть “данными”, чтобы они могли быть “мыслимы”. Категории являются “синтезами” и “способами действия”, которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: “формальную” или имеющую априорный характер и на содержание, которое является “эмпирическим”, т.е. должно быть нам “дано” извне.

 

Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами “практического разума”, необходимой предпосылкой нравственности.

 

Свою ф-фию Кант называл “ трансцендентальной ” (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением “вещи в себе”, а конструированием мира явлений”: “рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей”. Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.

Формы чувственности – пространство и время

Формы рассудка – категории (12 шт., разбитые на 4 группы)

- категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)

- качества (реальность, отрицание, ограничение).

- отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие)

- модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).

Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.

 

Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

Цель ф-фии - анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность – “трансцендентальный”.

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки.

Проблема бога – это не проблема рационального знания, это проблема веры.

 

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, имеющее нечувственный характер, категория. Конкретный опыт предполагает определенную априорную основу опыта, “возможный опыт”, который содержит чувственные элементы опыта и наделяет их определенными значениям, которые не происходят лишь из чувственных созерцаний. “Все наше познание начинается с опыта”, но “познание не исходит из опыта”. Познание имеет два источника: эмпирический и априорный.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.