КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория управляемой социализации
Нравственная личность формируется в результате воздействия всего комплекса общественных отношений, в которые включена эта личность. Задача общества заключается в том чтобы создать такую систему общественных отношений, которые гарантировали бы нравственное воздействие на личность и таким образом обеспечивали нравственное формирование личности. Социализация – приспособление личности к условиям жизни общества. Только приспособление личности к условиям жизни общества совершенно недостаточны. Приспособление – это одно, нам надо сформировать социально-активную личность, которая не только бы приспосабливалась к обществу, но располагала нравственными качествами, необходимыми для нравственного развития общества. Социализация – процесс формирования нравственно-активной личности, готовой и способной принимать участие, в нравственном развитии общества. Цели социализации: 1) выявить все элементы, которые воздействуют на личность; 2) установить связи между этими элементами; 3) определить воздействие каждого элемента на нравственною структуру личности; 4) каким образом этот элемент надо или можно регулировать правом для того чтобы он оказывал нравственное воздействие; 5) с учётом изложенных выше знаний сформировать систему управления нравственным воспитанием.
Создание управляемой системы социализации – обязательное комплексное использование: а) нравственных ценностей общества; б) условий, которые способствуют развитию этих нравственных ценностей; в) сформировать системы управления этими условиями и нравственными ценностями; г) обеспечение правом всей системы управления нравственными ценностями. Если мы хотим сформулировать активно-нравственную личность мы должны каждую личность из объекта воздействия обязательно превратить в субъект деятельности. Правовое регулирование должно предусматривать не только воздействие на личность, но и все возможности активного участия личности в процессах нравственного развития общества. Элементы социализации: 1) социальные роли – общий элемент социализации; 2) система знаний; 3) системы общения; 4) социальный контроль; 5) социальное стимулирование; 6)социальная адаптация; 7) профессиональная деятельность; 8) включённость в отношения с природой; Чтобы создать управляемую социализацию необходимо последовательно: а) установить системы нравственных качеств, которые предполагается воспитывать; б) определить элементы жизнедеятельности, в которых эти нравственные качества формируются; в) осуществить правовую регуляцию всех элементов, которые обеспечивают оптимальное восприятие нравственных принципов общества. Правовая регуляция должна обеспечивать активную деятельность субъекта. Активная нравственная деятельность каждой личности должна обеспечивать: а) понимание им нравственного содержания элемента социализации; б) усвоение им нравственных ценностей через правовую регуляцию; в) активное участие в развитии нравственных ценностей через личное правоприменение;
(1) Социальные роли – это общественно значимые и постоянно повторяемые действия личности. Для того чтобы социальные роли обеспечивали нравственное развитие личности необходимо: – чтобы личность знала свои социальные роли; – понимала значимость данной социальной роли для собственного нравственного развития и для нравственного развития общества в целом; – личность понимала, для чего необходима правовая регуляция этой социальной роли; – при этих условиях формируется нравственно-активное отношение личности и этой правовой регуляции. Социальная роль может принести результаты нравственного развития личности только в том случае, если она урегулирована правом и с точки зрения обязанности личности и с точки зрения её прав. Без развитой системы прав личности в каждой социальной роли мы не сможем сформировать активно-нравственную личность. (2) Система знаний – общество должно: – обеспечивать как можно больше знаний личности и в то же время – контролировать, ограничивать получение таких знаний, которые будут вести к нравственному разрушению личности, а тем самым и к нравственному разрушению общества. (3) Системы общений выполняют огромную роль нравственного воспитания именно потому, что общение всегда включает в себя эмоциональный элемент, элемент интереса, элемент воспроизведения полученного опыта, элемент сопереживания. Психологические элементы социализации действуют непосредственно на личность, а социальные – опосредованно, но это действие более сильное, длительное, устойчивое. Психологические элементы: знания, общения. Социальные: контроль, адаптация, стимулирование и др. Социальные элементы: характеризуются тем, что они обязательно включают психологические, но обеспечивают активную деятельность самой личности и обязательно реализуются в восприятии всего комплекса фактов в процессе осуществления деятельности личности. (4) Социальный контроль – коррекция деятельности личности со стороны общества в соответствии с интересами этого общества. Социальный контроль может сдерживать развитие личности, может направлять развитие по ошибочному пути, может обеспечивать активное восприятие личностью жизни общества и участие в жизни общества. Уровни социального контроля: – микроуровень (семья); – макроуровень (коллективы, объединения); – государственный контроль. Положительное воздействие социального контроля обеспечивается, если личность осознаёт необходимость социального контроля, понимает, что результаты социального контроля надо правильно воспринимать и что эти результаты создают условия развития самой личности. Социальный контроль может иметь различные формы: – эпизодический; – частичный; – сплошной. При выборе формы необходимо учитывать, чтобы личность обязательно знала, что такой контроль над ней существует, бесконтрольность влечёт анархию. (5) Социальное стимулирование – обязательный элемент социализации. Он обязательно должен быть, связан со всеми другими элементами социализации. (6) Социальная адаптация – экстремальные ситуации, в которые попадает человек, могут по-разному отражаться на развитии и проявлении его нравственных качеств. Сформировавшиеся нравственные качества в экстремальных ситуациях полностью самореализуются, а несформировавшиеся – способны разрушиться. Законодательство призвано создавать условия оптимального выхода из экстремальных ситуаций с возможным укреплением и развитием нравственных качеств личности. (7) Профессиональная деятельность – выполняет исключительно важную роль в общем процессе социализации и развития нравственных качеств личности. В профессиональной деятельности реализуются: – постоянные системы общений в связи с выполнением одной или нескольких функций; – появление одинакового интереса к качеству реализации функций; – появление нравственного положительного отношения к результатам деятельности; – появление нравственной солидарности при преодолении трудностей и появлении конфликтов в связи с ошибками управления.
Нравственное содержание
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |