Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И этический анализ юридической деятельности

 

Нравственное содержание права, его влияние на нравственные качества и принципы общества, на осуществление нравственной социализации общества реализуются через юридическую деятельность. Из этого следует, что юридическая деятельность осуществляется только на следующих принципах:

1) обязательное знание роли права в информации, реализации, развитии нравственных основ общества;

2) обязательное знание и обязательное применение нравственного содержания всех элементов нравственной системы;

3) применение кроме материального права и процессуального права в осуществлении юридической деятельности. Процессуальное право регламентирует нравственные основы нашей деятельности по применению материально-правовой системы; определяет нравственные условия, этапы, обеспечивает нравственные решения, нравственное содержание всех взаимоотношений при реализации материально-правовой системы;

4) применение материально-правовой системы и руководство процессуально-правовой системой всегда должен иметь целью нравственное развитие общества, нравственное воздействие на конкретную личность.

 

Этический анализ юридической деятельности, уровни:

1) этический анализ социальной структуры юридической деятельности;

2) этический анализ психологической структуры юридической деятельности;

3) этический анализ различных юридических функций.

(1): охранительная деятельность; преобразовательная деятельность; системная организация общества; обеспечение нравственной социализации общества.

Каждый элемент социального уровня юридической деятельности имеет нравственную направленность, нравственное содержание, требует соответствующих функций в юридической деятельности.

(2): любая деятельность человека обязательно имеет психологическую структуру и одновременно является нравственной структурой.

 

Общие элементы психологической структуры:

а) познавательная деятельность;

б) коммуникативная деятельность;

в) конструктивная деятельность;

г) отражательная деятельность;

д) личностно-организационная деятельность;

е) личностно-воспитательная деятельность.

Какие-то элементы являются основными, какие-то – вспомогательными, но все они обязательно присутствуют.

(а) Познавательная деятельность: познание ощущается в любой деятельности человека.

Особенности познавательной деятельности юриста (следователя):

– происходит познание прошлых событий. Здесь познание требует применения синтетического знания и поисковой деятельности. Наша познавательная деятельность неконтролируема, она полностью зависит от наших нравственных качеств. Границы, глубина познавательной деятельности определяются и гарантируются нравственными качествами юриста;

– она осуществляется через познавательную деятельность других людей (сам следователь не видел какое-либо событие, но там был свидетель). Человек имеет весьма ограниченные способности и возможности по полноте восприятия. Всё здесь отражается: фантазия, прошлый опыт, концентрация на какой-либо детали или отсутствие такой концентрации.

Осуществление опосредованного познания требует исключительного нравственного внимания к личности лица, дающего показания. Мы нравственно обязаны ему помочь.

При получении показаний от обвиняемых необходимо нравственно правильно решать проблему возможного психологического воздействия. Задача в том, чтобы определить границы этого воздействия.

– в процессе познания приходится сталкиваться с противоположно

направленными интересами и действиями. Появляется специальное направление в науке – нравственные основы следственной проксеологии.

– совокупность «психологических условий«практически

существующих в этой деятельности.

– познавательная деятельность связана с необходимостью решения

большого числа эвристических, поисковых, системоформирующих задач, что требует исключительно–активного осуществления всех особенностей и операций мыслительной деятельности. Главная нравственная особенность юриста – постоянная нравственная готовность предельно активно осуществлять мыслительную деятельность.

(б) Коммуникативная деятельность – осуществление общений, взаимодействий с другими лицами для достижения целей практической деятельности. Каждая профессия требует особых нравственных качеств для осуществления данной деятельности (во многих профессиях это чисто внешние проявления).

К внешним коммуникативным качеством относится: личное поведение, владение жестами и этикетом, умение одеваться, не допускать вредных привычек, могущих вредно отразиться на отношениях к вам других людей.

Основная нравственная цель любого коммуникативного взаимоотношения заключается в необходимости:

– ликвидировать существующий конфликт;

– никоим образом не создавать в процессе общения такого конфликта.

У любого свидетеля, а тем более обвиняемого, ещё перед взаимодействием имеются следующие виды конфликтов:

– ложно-конфликтное состояние;

– скрыто-конфликтные отношения;

– активно-агрессивные конфликтные отношения.

Иногда это выражается в стремлении поменьше говорить или не говорить вообще, иногда в торможении, иногда в резком усилении конфликта.

Ликвидации конфликта очень часто должно предшествовать первоначальное вскрытие наличия конфликта. Конфликт можно начать ликвидировать тогда, когда он выявлен.

Активно-агрессивный вид конфликта обязательно должен сниматься при помощи психологических методов, проявлении терпения, разъяснение действительных отношений. Легче встретить эту агрессию также агрессией, но это на метод, так нельзя.

Может быть и случай, когда снятие внешней агрессии конфликта может быть обеспечено усилением этого конфликта.

Вся реализация коммуникативной деятельности направлена на достижение нравственных целей, и, в соответствии с этим, планирование её осуществления должно использовать такие психологические и нравственные приёмы, которые обязательно в конечном итоге обеспечат нравственные цели.

Конструктивная деятельность - процесс планирования деятельности и процесса принятия решений. Конструктивная деятельность имеет исключительно важную нравственную цель – обеспечение условий, средств, механизмов принятия нравственно-правильных решений. У конструктивной деятельности существует система нравственных процессов обеспечения правильного решения:

– необходимо создавать условия деятельности всех лиц, которые

заинтересованы в этом решении;

– создание необходимых психологических условий для принятия

правильного решения.

Организаторская деятельность, особенности:

а) надо организовать свою собственную деятельность;

б) надо организовать деятельность других людей.

Эти направления организации имеют нравственные особенности:

(а): -предельно активизировать свои нравственные и психологические

качества;

– обеспечить реализацию всех целей и функций права;

– обеспечить нравственное содержание всех действий и взаимодействий при достижении нравственных целей и функций права.

(б):- основная направленность организации деятельности в отношении

других лиц в том, чтобы они как можно меньше чувствовали себя

объектом действий, а всегда ощущали себя активными участниками

юридической деятельности.

Организация деятельности других лиц имеет целью реализацию нравственных целей и функций права путём создания таких ситуаций, когда защищаются нравственные права другой личности, предельно мало используются юридические процессуальные права, когда организация имеет целью нравственную активизацию других личностей.

Отражательная деятельность: основные нравственные требования – сосредоточение всех своих сил и способностей на наиболее полной фиксации каждого следственного действия.

Личностно-воспитательная деятельность: осуществление каждого действия заранее должно быть рассчитано на сильное воспитательное воздействие на всех присутствующих.

(3) Этический анализ различных юридических функций: этико-функциональный анализ имеет целью при осуществлении каждой процессуальной функции выделять и самостоятельно анализировать следственные элементы:

а) нравственный анализ цели настоящей функции. Для нравственного содержания любой процессуальной функции мы «доберёмся» когда первоначально конкретизируем данную функцию;

б) нравственный анализ структуры данной функции;

в) этический анализ процессуальной регуляции данной процессуальной функции;

г) этический анализ действий других лиц;

д) этический анализ собственного поведения.

Основой этического анализа всегда является процессуальная регламентация.

Процессуальные права должны отвечать на вопросы:

– какие действия должны совершаться при осуществлении данной функции;

– какие решения надо принимать при осуществлении данной функции;

– в какие взаимоотношения надо будет вступать в процессе реализации функции.

Основой применения нравственных принципов при осуществлении каждой функции является как можно более полное предварительное изучение и прогнозирование процесса предстоящей реализации функции. Нравственное прогнозирование – основное требование реализации любой процессуальной функции.

– предварительное знание и прогнозирование всех процессов предстоящего психологического и нравственного воздействия.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория управляемой социализации | Этика следственной проксеологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.