КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Теория поведения потребителя
1 Проблема оценки полезности благ в кардинализме и ординализме. 2 Аксиомы ординализма. Кривая безразличия. Карта безразличия. 3 Бюджетная линия покупателя. Равновесие потребителя в ординализме. 4 Кривые “доход-потребление”, “цена-потребление”. 5 Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса. Ключевые понятия 1. Проблема оценки полезности благ в кардинализме и ординализме В основе теории поведения потребителя лежит предпосылка о том, что потребитель: 1. обладает суверенитетом или свободой выбора на рынке; 2. ведёт себя рационально; 3. принимает каждое решение о покупке, оценивая не только прирост выгод, но и определённые потери, поскольку потраченные деньги всегда имеют альтернативный вариант использования, который мы исключаем, делая покупку. Существуют два основных подхода к анализу поведения потребителя: 1. 70-е гг. 19-го в. – подход, сформированный в рамках Австрийской школы (представители: Менгер, Визер, Бем-Баверк) – к ардинализм; 2. 90-е гг. 19-го в. – подход, сформированный в рамках Лозаннской и Кембриджской (Эджуорт, Пигу) школ – ординализм. Согласно кардиналистскому (количественному) подходу, ценность блага определяется не затратами труда, а потребностью, которая удовлетворяется данным благом. Кардинализм даёт количественную оценку поведения покупателя на рынке, вводит количественные соизмерения полезности, получаемой при покупке благ. Единица полезности – ютель. Согласно ординалистскому (порядковому) подходу к анализу полезности, от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь того, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их “предпочтительности”. Кардинализм строит свою теорию, оперируя следующими понятиями: 1. Благо – любой объект покупательского выбора, который способен удовлетворить потребность и улучшить благосостояние субъекта. 2. Общая (совокупная) полезность(TU) – прямая связь между количеством купленных единиц блага и уровнем благосостояния покупателя.
Рисунок 2.1 – Кривая совокупной полезности
3. Маржинальная (предельная) полезность (MU), которая показывает, как изменяется общая полезность при потреблении дополнительных единиц блага.
Рисунок 2.2 – Кривая предельной полезности MU = , где (2.1) MU- предельная полезность - изменение TU - совокупная полезность Q - объём покупок При увеличении единиц потребляемого блага MU подвергается закону убывания. 4. Взвешенная по цене предельная полезность блага, которая позволяет сопоставлять (сравнивать) любые покупательские блага в процессе потребительского выбора.
, где (2.2) P – цена товара
5. Правило максимизации полезности, которое позволяет найти оптимальную покупку, которая бы максимизировала общую полезность покупателя с учётом его бюджетных ограничений.
(2.3)
2) Общим у кардиналистов и ординалистов является следующее: - учитывается полная упорядоченность покупательских предпочтений; - учитываются бюджетные ограничения покупателя; - изучается поведение рационального покупателя; - не исследуются вопросы ценообразования. Ординалисты оперируют системой следующих понятий: аксиомы покупательского поведения, кривые безразличия, предельная норма субституции, карта кривых безразличия, бюджетная линия покупателя, равновесие потребителя, кривые “доход-потребление”, “цена-потребление”, угловое решение покупателя и др. понятия.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |