Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительство Днепропетровска




Сложность преобразования планировочной структуры Днепропетров­ска заключается, прежде всего, в необходимости устранения чересполо­сицы промышленно-складских и селитебных территорий, а также тер­риторий внешнего транспорта.

Река Днепр, являющаяся важнейшим фактором формирования горо­да, на протяжении десятилетий притягивала к себе крупные предприя­тия с большим грузооборотом, а в связи с этим и узлы внешнего транс­порта. В настоящее время из трех основных групп предприятий две рас­положены непосредственно у реки. С этими группами связаны два узла железнодорожного транспорта и система грузовых причалов речного порта.

Непрерывный рост потенциала города, являющийся выражением об­щего технического и экономического прогресса, приводит в современ­ных условиях к территориальному развитию действующих и появлению новых предприятий. Технологические и экономические связи развиваю­щихся предприятий нередко вступают в противоречие с требованиями функциональной организации городской территории. В условиях Днеп­ропетровска, где на долю селитьбы приходится немногим более одной трети, подобные противоречия весьма остры.

Исторически город возник и формировался на высоком правом бере­гу Днепра. Старый Екатеринослав был заложен как губернский центр в конце XVIII ст. по проекту выдающегося русского архитектора И. Старова. Проект предусматривал прямоугольную систему планировки и создание общегородского центра на Соборной горе (Октябрьская пло­щадь). Основная композиционная идея этого проекта заключалась в создании широкого центрального проспекта (ныне проспект Карла Маркса), застроенного вдоль южной стороны и раскрытого с севера в сторону Днепра. Расположение центра города в нагорной части, в месте поворота русла реки к югу, позволило создать обширные видовые панорамы с богатыми композиционными возможностями.

В 1817 г. архитектор Гесте разработал план города, в котором преду­сматривалось создание площадей различного назначения: торговой, сен­ной, рыбной и т. д. План Гесте послужил основой дальнейших проектов планировки города.

Исторические условия развития Днепропетровска привели к тому, что значительная часть улиц центральной части города имеет большую ши­рину, достаточную для пропуска современных транспортных потоков, и прямолинейное начертание в плане.

Быстрое развитие капиталистической экономики во второй половине XIX в. наложило серьезный отпечаток, на характер территориального роста города и существенно изменило его функциональное членение. После строительства железной дороги (1884 г.) город становится круп­ным промышленным центром. На правом берегу строится Брянский за­вод (ныне завод им. Петровского), здесь же разрастается большой транспортный и промышленный узел. Общирные выгодно расположен­ные территории были заняты складским, путевым, станционным хозяй­ством, сооружениями речного, порта и т. д. К 1917 г. численность насе­ления Екатеринослава возросла до 217 тыс. чел.

Особенно бурно развивается город после октябрьской революции. Появляется ряд новых промышленных пред­приятий. Численность населения в 1940 г. составляла около 500 тыс. человек. Интенсивное освоение левого берега Днепра относится к перио­ду первых пятилеток — строятся предприятия Амур-Нижнеднепровско­го промышленного района, развивается жилищное строительство посел­ков Ломовка, Ворониовский, Клочко, Шевченко.

Во время войны Днепропетровск был значительно разрушен, а к 1950 г. уже почти полностью восстановлен. В послевоенный период раз­вернулось массовое жилищное, промышленное и культурно-бытовое строительство.

Современный Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, транспортных и культурных центров Украины с численностью населения 863 тыс. человек (на 15/1 1970 г.). Его городская территория расчленена рекой Днепр, глубокими балками и оврагами (в правобе­режной части), автомагистралями различного назначения, а также про­мышленными площадками, которые сосредоточены преимущественно в трех группах — Западной, Южной и Северной, примыкающих к окруж­ной железной дороге. Значительное количество более мелких промыш­ленных предприятий располагается на селитебных территориях города, в том числе и в центре.

Селитебная территория сложившейся центральной части города бо­лее компактна и членится на мелкие жилые кварталы. Связи между отдельными районами города затруднены. Многие магистрали правобе­режной части еще пересекаются в одном уровне с железнодорожными путями. В левобережной части магистральная сеть развита значительно слабее. Правый и левый берег связаны тремя мостовыми переходами.

Общественным городским центром служит центральная часть прос­пекта Карла Маркса, где сосредоточены основные общественные учреждения. Сеть учреждений культурно-бытового обслуживания в городе обширная, но размещена неравномерно.

Проектом генерального плана, разработанного Гипроградом в 1965 г. (Авторы проекта — архитекторы: О. А. Малышенко, В. С. Ступаченко, В. Г. Маевская, Ю. С. Полоскова), предусматривается продолжение развития жилых районов и реконструкция, объединение мелких кварталов в микрорайоны. На пер­спективу намечено также деление города на планировочные районы, селитебная часть которых, в свою очередь, членится на жилые районы.

Промышленные районы формируются на базе сложившихся групп промышленных предприятий. Намечается вынести ряд промышленных предприятий и складов из селитебной зоны за пределы городской за­стройки. На перспективу в Днепропетровске намечено расселить 1000— 1100 тыс. человек, включая пригороды.

Перспективная планировочная структура города основана на делении территории на функциональные зоны (промышленную, селитебную, внешнего транспорта и др.). Сетью магистралей различного значения все они объединяются в единую архитектурно-планировочную систему. Сеть улиц - делится на скоростные магистрали, обслуживающие отдален­ные районы; общегородские магистрали, связывающие центр города, промышленные районы и жилые районы, не пересекая последних; ра­йонные магистрали, обслуживающие жилые и промышленные районы, проходящие по их территории, а также главные улицы города, форми­рующие общегородской центр и центры планировочных районов. Систе­ма второстепенных улиц определяет структуру микрорайонов и связана с магистральной сетью города. В целом сеть магистралей построена по прямоугольной схеме с внутригородским кольцом скоростной магистра­ли, охватывающим правобережную и левобережную части города.

Система культурно-бытового обслуживания населения Днепропетров­ска намечена многоступенчатой с созданием общегородского центра, развивающегося на обоих берегах Днепра, и центров планировочных, жилых и промышленных районов.

Композиционной осью и главной улицей города остается проспект Карла Маркса, однако с выходом застройки к Днепру особое значение приобретает формирование архитектуры набережных и силуэта застрой­ки высокого берега города. Доминирующее положение в силуэте за­стройки должен получить архитектурный ансамбль нагорной части го­рода, у излучины Днепра.

В проекте озеленения намечено расширение существующих и созда­ние новых массивов общего пользования, организация санитарно-защит-ных зон, лесопарков, мелиоративных посадок на непригодных землях, озеленение прибрежной зоны Днепра. В каждом планировочном и жи­лом районе предусмотрены свои сады, скверы, намечено озеленение всех кварталов и микрорайонов. Площадь зеленых насаждений общего пользования увеличится почти в три раза.

Жилищное строительство осущест­вляется преимущественно на свободных территориях, расположенных по возможности ближе к местам приложения труда и удобных для жилья, а также на намывных территориях (Мандрыковка).

Одновременно с новым строительством предусматривается рекон­струкция кварталов в центральной части города.

Проектом генерального плана Днепропетровска намечены мероприя­тия по ограничению роста города путем расселения части населения в городах и поселках пригородной зоны, имеющих удобные транспорт­ные связи, создания городов-спутников, выноса ряда промышленных предприятий с резервированием территорий для них в пригородных на­селенных пунктах.

Планировочная структура Днепропетровска формируется с учетом его значения как центра близлежащих населенных пунктов, а также всей Днепропетровско-Днепродзержинской городской агломерации, так как он уже в настоящее время имеет тесные связи с Днепродзер­жинском, Новомосковском и другими населенными пунктами.

 

 

 

Схема архитектурно-планировочной структуры Киева.

Схема архитектурно-планировочной структуры Харькова.

Схема архитектурно-планировочной структуры Днепропетровска




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.