КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Градостроительство Днепропетровска
Сложность преобразования планировочной структуры Днепропетровска заключается, прежде всего, в необходимости устранения чересполосицы промышленно-складских и селитебных территорий, а также территорий внешнего транспорта. Река Днепр, являющаяся важнейшим фактором формирования города, на протяжении десятилетий притягивала к себе крупные предприятия с большим грузооборотом, а в связи с этим и узлы внешнего транспорта. В настоящее время из трех основных групп предприятий две расположены непосредственно у реки. С этими группами связаны два узла железнодорожного транспорта и система грузовых причалов речного порта. Непрерывный рост потенциала города, являющийся выражением общего технического и экономического прогресса, приводит в современных условиях к территориальному развитию действующих и появлению новых предприятий. Технологические и экономические связи развивающихся предприятий нередко вступают в противоречие с требованиями функциональной организации городской территории. В условиях Днепропетровска, где на долю селитьбы приходится немногим более одной трети, подобные противоречия весьма остры. Исторически город возник и формировался на высоком правом берегу Днепра. Старый Екатеринослав был заложен как губернский центр в конце XVIII ст. по проекту выдающегося русского архитектора И. Старова. Проект предусматривал прямоугольную систему планировки и создание общегородского центра на Соборной горе (Октябрьская площадь). Основная композиционная идея этого проекта заключалась в создании широкого центрального проспекта (ныне проспект Карла Маркса), застроенного вдоль южной стороны и раскрытого с севера в сторону Днепра. Расположение центра города в нагорной части, в месте поворота русла реки к югу, позволило создать обширные видовые панорамы с богатыми композиционными возможностями. В 1817 г. архитектор Гесте разработал план города, в котором предусматривалось создание площадей различного назначения: торговой, сенной, рыбной и т. д. План Гесте послужил основой дальнейших проектов планировки города. Исторические условия развития Днепропетровска привели к тому, что значительная часть улиц центральной части города имеет большую ширину, достаточную для пропуска современных транспортных потоков, и прямолинейное начертание в плане. Быстрое развитие капиталистической экономики во второй половине XIX в. наложило серьезный отпечаток, на характер территориального роста города и существенно изменило его функциональное членение. После строительства железной дороги (1884 г.) город становится крупным промышленным центром. На правом берегу строится Брянский завод (ныне завод им. Петровского), здесь же разрастается большой транспортный и промышленный узел. Общирные выгодно расположенные территории были заняты складским, путевым, станционным хозяйством, сооружениями речного, порта и т. д. К 1917 г. численность населения Екатеринослава возросла до 217 тыс. чел. Особенно бурно развивается город после октябрьской революции. Появляется ряд новых промышленных предприятий. Численность населения в 1940 г. составляла около 500 тыс. человек. Интенсивное освоение левого берега Днепра относится к периоду первых пятилеток — строятся предприятия Амур-Нижнеднепровского промышленного района, развивается жилищное строительство поселков Ломовка, Ворониовский, Клочко, Шевченко. Во время войны Днепропетровск был значительно разрушен, а к 1950 г. уже почти полностью восстановлен. В послевоенный период развернулось массовое жилищное, промышленное и культурно-бытовое строительство. Современный Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, транспортных и культурных центров Украины с численностью населения 863 тыс. человек (на 15/1 1970 г.). Его городская территория расчленена рекой Днепр, глубокими балками и оврагами (в правобережной части), автомагистралями различного назначения, а также промышленными площадками, которые сосредоточены преимущественно в трех группах — Западной, Южной и Северной, примыкающих к окружной железной дороге. Значительное количество более мелких промышленных предприятий располагается на селитебных территориях города, в том числе и в центре. Селитебная территория сложившейся центральной части города более компактна и членится на мелкие жилые кварталы. Связи между отдельными районами города затруднены. Многие магистрали правобережной части еще пересекаются в одном уровне с железнодорожными путями. В левобережной части магистральная сеть развита значительно слабее. Правый и левый берег связаны тремя мостовыми переходами. Общественным городским центром служит центральная часть проспекта Карла Маркса, где сосредоточены основные общественные учреждения. Сеть учреждений культурно-бытового обслуживания в городе обширная, но размещена неравномерно. Проектом генерального плана, разработанного Гипроградом в 1965 г. (Авторы проекта — архитекторы: О. А. Малышенко, В. С. Ступаченко, В. Г. Маевская, Ю. С. Полоскова), предусматривается продолжение развития жилых районов и реконструкция, объединение мелких кварталов в микрорайоны. На перспективу намечено также деление города на планировочные районы, селитебная часть которых, в свою очередь, членится на жилые районы. Промышленные районы формируются на базе сложившихся групп промышленных предприятий. Намечается вынести ряд промышленных предприятий и складов из селитебной зоны за пределы городской застройки. На перспективу в Днепропетровске намечено расселить 1000— 1100 тыс. человек, включая пригороды. Перспективная планировочная структура города основана на делении территории на функциональные зоны (промышленную, селитебную, внешнего транспорта и др.). Сетью магистралей различного значения все они объединяются в единую архитектурно-планировочную систему. Сеть улиц - делится на скоростные магистрали, обслуживающие отдаленные районы; общегородские магистрали, связывающие центр города, промышленные районы и жилые районы, не пересекая последних; районные магистрали, обслуживающие жилые и промышленные районы, проходящие по их территории, а также главные улицы города, формирующие общегородской центр и центры планировочных районов. Система второстепенных улиц определяет структуру микрорайонов и связана с магистральной сетью города. В целом сеть магистралей построена по прямоугольной схеме с внутригородским кольцом скоростной магистрали, охватывающим правобережную и левобережную части города. Система культурно-бытового обслуживания населения Днепропетровска намечена многоступенчатой с созданием общегородского центра, развивающегося на обоих берегах Днепра, и центров планировочных, жилых и промышленных районов. Композиционной осью и главной улицей города остается проспект Карла Маркса, однако с выходом застройки к Днепру особое значение приобретает формирование архитектуры набережных и силуэта застройки высокого берега города. Доминирующее положение в силуэте застройки должен получить архитектурный ансамбль нагорной части города, у излучины Днепра. В проекте озеленения намечено расширение существующих и создание новых массивов общего пользования, организация санитарно-защит-ных зон, лесопарков, мелиоративных посадок на непригодных землях, озеленение прибрежной зоны Днепра. В каждом планировочном и жилом районе предусмотрены свои сады, скверы, намечено озеленение всех кварталов и микрорайонов. Площадь зеленых насаждений общего пользования увеличится почти в три раза. Жилищное строительство осуществляется преимущественно на свободных территориях, расположенных по возможности ближе к местам приложения труда и удобных для жилья, а также на намывных территориях (Мандрыковка). Одновременно с новым строительством предусматривается реконструкция кварталов в центральной части города. Проектом генерального плана Днепропетровска намечены мероприятия по ограничению роста города путем расселения части населения в городах и поселках пригородной зоны, имеющих удобные транспортные связи, создания городов-спутников, выноса ряда промышленных предприятий с резервированием территорий для них в пригородных населенных пунктах. Планировочная структура Днепропетровска формируется с учетом его значения как центра близлежащих населенных пунктов, а также всей Днепропетровско-Днепродзержинской городской агломерации, так как он уже в настоящее время имеет тесные связи с Днепродзержинском, Новомосковском и другими населенными пунктами.
Схема архитектурно-планировочной структуры Киева. Схема архитектурно-планировочной структуры Харькова. Схема архитектурно-планировочной структуры Днепропетровска
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |