КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Одесса. Запорожье
Крупнейший приморский город Украины и здравница — Одесса основана в 1794 г. на месте крепости Хаджибей. Одесса развивалась как портовый город с большим внешнеторговым оборотом, (к концу XIX в. по внешнеторговому обороту она догнала Петербург). Население Одессы, первоначально не превышавшее 10 тыс. чел., к 1850 г. составляло 100 тыс. жителей. К началу XX ст. Одесса была крупным торгово-промышленным капиталистическим центром юга России. После Великой Октябрьской социалистической революции бурно развивалась промышленность города (общая мощность предприятий в 20— 30-е годы возросла в восемь раз), ведущей отраслью стала металлообработка. Механизированный Одесский порт стал одним из крупнейших в Европе. Особое значение Одесса приобрела как курорт всесоюзного значения. Большой ущерб городскому хозяйству был нанесен во время Великой Отечественной войны. В настоящее время Одесса — один из крупнейших городов Украины, административный, промышленный, политический и научный центр, крупный порт. По состоянию на 15/1 70 г. население города составляло 892 тыс. человек. Проект планировки старой Одессы был составлен в 1794 г. и осуществлен к 1830 г. Схема построена на двух прямоугольных сетках, примыкающих друг к другу под углом. Расцвет русского ампира, совпавший с периодом становления города, отразился на облике его основных ансамблей. Работы Тома де-Томона, Мельникова, Боффо, Мартоса, Захарова и Кваренги сформировали архитектурный стиль старой Одессы. Следствием развития дореволюционной Одессы была резкая дифференциация городской застройки: центральные благоустроенные кварталы вблизи берега моря, полосу от Ланжерона до Аркадии занимали буржуазия, богатые-промышленники и купцы, трудящиеся расселялись на неблагоустроенных территориях — Слобода-Романовка. Пересыпь, Бугаевка, Молдаванка, Застава. Плотность застройки в центре вследствие высокой стоимости участков достигала 70—80%. Стихийное развитие порта, промышленных предприятий и путевого хозяйства отдалило основные селитебные места от моря. Территория города расчленена промышленными предприятиями и железными дорогами на отдельные районы, густая сеть городских улиц еще больше делила ее на мелкие кварталы. Магазины, административные и другие учреждения сосредотачивались в основном в центральной части города, а в целом по городу они размешались неравномерно. Так же неравномерно были распределены зеленые насаждения. В проектах планировочного развития города (1932, 1939 гг.), предусматривались значительные преобразования, упорядочение функционального зонирования городской территории и системы городских магистралей, расширение сети учреждений культурно-бытового обслуживания, развитие курортной зоны и др. В первые же послевоенные годы (1946—1948 гг.) Гипроградом УССР был разработан новый генеральный план города, предусматривающий устранение недостатков сложившейся планировки. Проект генерального плана, разработанный Одесским филиалом Гипрограда в 1966 г., учитывает максимальное использование земель в пределах городской черты и сведение до возможного минимума изъятие земель, занятых сельскохозяйственными угодьями. Осуществление в ближайший период нового жилищного строительства намечается преимущественно на свободных территориях, компактными массивами, с обеспечением благоприятных условий для жителей и удобной территориальной связи с местами приложения труда. Увеличение численности населения предусмотрено проектом до 900 тыс. человек. На проектный период предусматривается реконструкция сложившихся районов и вынос из селитебных территорий ряда промышленных предприятий. Намечены значительная реконструкция и дальнейшее развитие порта. В целях совершенствования сложившейся планировочной структуры предусмотрено формирование преимущественно комплексных планировочных, а также жилых районов. Формируемые общегородской центр с выходом к морю, а также центры планировочных и жилых районов являются основой архитектурно-планировочной организации и объемно-пространственной композиции города. В проекте планировки и застройки Одессы намечено разграничение города на зоны грузового и пассажирского транспорта; создание скоростных магистралей, обеспечивающих прямую связь мест проживания с местами приложения труда и местами отдыха. Создается магистральная улица вдоль санаторно-курортной зоны, которая улучшит ее обслуживание. Транзитный грузовой и д|гковой транспорт выносится на внегородскую объездную дорогу. Связь по морю проектируется в двух направлениях: порт — пляжи Комсомольский, Отрада, Аркадия и далее на Черноморку и Ильичевск и порт — Лузановка — Крыжановка. Предусмотрена комплексная система внутригородских и загородных зеленых насаждений. Коренным образом будет преобразован ландшафт приморской и прилиманных полос. Намечается значительно расширить площади зеленых насаждений общего пользования. В юго-западной части города и в районе Жеваховой горы будут созданы крупные парки. В проекте генерального плана Одесса решается в едином комплексе с городами-спутниками Ильичевском и Овидиополем, размещенными в пригородной зоне, развитие которых служит средством регулирования роста города. В населенных пунктах пригородной зоны будет размещен ряд предприятий, имеющих производственную связь с Одессой, а также предприятия, подлежащие выносу из города. Особенностью планировочной структуры Одессы является выход города к морю и организация курортной зоны, расположенной вдоль побережья Черного моря и вблизи Куяльницкого и Хаджибейского лиманов. Выход города к морю, создание прибрежной зеленой зоны отдыха, а также организация архитектурных комплексов нового ядра центра с учетом гармонического сочетания их со сложившейся ансамблевой застройкой Одессы расширят и обогатят архитектурную панораму и силуэт города. Запорожье — крупнейший промышленный, транспортный и культурный центр Украины. Он возник одновременно со строительством Днепровской ГЭС в 1927 г. Для нового города была выбрана территория на обоих берегах Днепра. По проекту планировки в границы города входил также г. Александровск, основанный в 1791 г. как одно из укреплений оборонительной линии. В 1932 г. был утвержден первый генеральный план нового города, называвшегося тогда Большое Запорожье, разработанный Гипроградом УССР *. Развитие города предусматривалось на правом берегу (возле ГЭС и на берегу вновь образуемого озера им. Ленина); на левом берегу — размещение основных промышленных предприятий и селитебной территории, включая район старого города, а также развитие зоны отдыха на!острове Хортица. В основу решения планировочной структуры города было положено четкое деление его территории на функциональные зоны, организация удобной транспортной связи между селитьбой, промышленностью и зонами отдыха, а также новая система размещения учреждений культурно-бытового обслуживания и дифференциация их на местные, районные и общегородские. Особенностью планировки селитебных зон явилась линейная система с выделением полос укрупненных жилых кварталов и параллельных им более узких полос для размещения учреждений местного и районного значения. В настоящее время население Запорожья составляет 658 тыс. человек. Промышленные предприятия образуют несколько промышленных зон. Селитебные зоны занимают значительную территорию на правом берегу, а на левом берегу представляют собой три больших основных района, вытянутых вдоль Днепра на протяжении 20 км — Соцгород, Центральный район и Старый город. Они объединены основной транспортной магистралью города — проспектом Ленина. Самым большим по размерам является Центральный район (территория около 1200 га). Основной формой организации жилой застройки его является укрупненный квартал площадью от 4 до 11 га, в состав которого входят учреждения культурно-бытового обслуживания, зеленые насаждения, спортивные и игровые площадки. В 1957 г. в основу планировки южной незастроенной части Центрального района было взято архитектурно-планировочное решение, положившее начало формированию микрорайонов вместо небольших кварталов, а также организации комплекса общегородского центра с главной площадью для празднеств, группой общественных зданий и зеленой эспланадой, подводящей к Днепру. Эта планировочная схема ** была одобрена Госстроем УССР и положена в основу дальнейших разработок Горстройпроекта по застройке Центрального района Запорожья. Микрорайоны № 100—101 и 114—115, Фестивальная площадь и новое направление ул. Победы, намеченные схемой, осуществлены в натуре. Большое развитие получила сеть учреждений культурно-бытового обслуживания, но она не обеспечивает еще полностью потребностей населения. Наиболее значительные административные, общественные, культурно-просветительные и торговые здания расположены преимущественно на центральной магистрали и главной,улице города — проспекте Ленина. Общегородской центр еще не завершен. Многие общегородские учреждения в настоящее время располагаются в Соцгороде и в Центральном районе, преимущественно на проспекте Ленина. Часть учреждений областного и общегородского значения размещается также в Старом городе.| Городская территория пересекается железнодорожными линиями; через город, минуя жилые районы, проходит автодорога Москва — Симферополь, а также дороги республиканского значения. В городе сооружены два порта (на озере им. Ленина и в Старом городе на Днепре). Значительное своеобразие городу придает богатое природное окружение — Днепр с живописными скалистыми и пологими берегами, озеро им. Ленина, красивый остров Хортица, Дубовая Роща и др. Остров Хор-тица служит основным местом отдыха населения. Здесь находится несколько крупных баз отдыха и пионерский лагерь. Наибольшими зелеными массивами левобережной части города являются парки Металлургов в районе Соцгорода и Дубовая роща в Старом городе. Большое разнообразие застройке города придают широкие бульвары. Особенно хорошо озеленен район правобережной части города. Для Запорожья характерна четкость планировочного решения, получившего крупный архитектурный масштаб, и органическая связь с природой. В композиционном отношении это выражается в слившемся с природой главном архитектурном ансамбле города — комплексом сооружений Днепрогэса и величественного монумента Ленина на левом берегу; в линейной планировочной системе города, подчеркивающей направление Днепра; в раскрытых на ДнеЙр широких бульварах, связывающих реку с главной продольной магистралью города — проспектом Ленина, и в других архитектурно-планировочных решениях. Согласно разработанному в 1965 г. Гипроградом генеральному плану развития Запорожья, население его к 1980 г. рассчитывалось увеличиться почти в полтора раза и составит 800 тыс. человек. Для размещения жилищного строительства потребуются значительные территории. Большое развитие получает на правом берегу район Днепрострой-2. Здесь намечается расселить 250 тыс. человек. Структура Запорожья формируется с учетом населенных мест Запорожской агломерации, которые уже в настоящее время имеют с ним тесные трудовые, культурно-бытовые и другие межселенные связи. Так, поселок Червоноармейское в перспективе явится промышленным городом-спутником Запорожья с населением в 55 тыс. человек; вторым городом-спутником будет расположенный вблизи Запорожья на правом берегу Днепра поселок Верхняя Хортица, население которого составит 50 тыс. человек. Вокруг города намечается дальнейшее развитие зеленого пояса. Зона массового отдыха включает остров Хортицу, прибрежные территории ' Днепра (от границ Днепропетровской области — на севере, до с. Беленькое — на юге) и другие места вблизи города и решается комплексно для всего населения агломерации. Проектом предусматривается сдерживание дальнейшего промышленного роста города. Ряд промышленных предприятий выносится за пределы селитебной территории города, организация новых промышленных комплексов намечается в районах Днепрострой-2 н ст. Передаточной. Наибольшее количество промышленных предприятий располагается в левобережной части города. Основные селитебные районы города получают дальнейшее развитие. Намечается единая система обслуживания населения города с организацией общественных центров микрорайонов, жилых районов и общегородского. Главной улицей и основной транспортной магистралью города остается проспект Ленина, который через плотину связывает районы правого берега с Соцгородом, Центральным районом и Старым городом. Часть транспортных потоков в продольном направлении переносится на ул. Победы и Совнаркомовскую. Сохраняется также система поперечных бульваров, перпендикулярных к проспекту Ленина, связывающих город с прибрежными территориями и расположенными на берегу Днепра парками и пляжами. Намечен вынос транзитного движения за пределы города и Организация скоростных магистралей, связывающих селитьбу с промышленными зонами, а также объезднсе кольцо вокруг города. Зеленые насаждения общего пользования решаются единой системой с созданием крупных зеленых массивов в каждом оайоне, организацией садов, скверов, бульваров и озелененных улиц. Большое значение в проекте придается организации прибрежной парковой зоны в Центральном районе. Остров Хортица в настоящее время объявлен государственным историко-культурным заповедником.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |