Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Горловка. Николаев




 

Аналогично Донецку и Макеевке складывалась планировка и за­стройка Горловки, которая развивалась на основе возникших еще в дореволюционной период мелких шахтных и заводских поселков.

В годы советской власти строительство населенных мест Донбасса, в том числе и Горловки, осуществлялось на основе заранее разработанных проектов. Для строительства Горловки была выбрана новая, вытянутая вдоль угольных пластов, территория, расположенная на юго-запад от железнодорожных путей, пассажирского вокзала и Старой Горловки.

Решение первого генерального плана Горловки основывалось на пере­довых принципах районной планировки — в Донбассе предусматривалось создание 9 новых городов (Горловки, Краматорска, Енакиево, Луганска (Вороши­ловграда), Артемовска и др.), в которых сосредотачивалось все городское строительство вместо развития пришахтных и призаводских поселков. При таком расселении связь с местами приложения труда, в особеннос­ти с разбросанными по территории Донбасса шахтами, намечалась при помощи межселенного транспорта. Предусматривались значительные са­нитарные разрывы между промышленными зонами и селитьбой. Опти­мальным в то время считался город с населением в 100—150 тыс. чело­век. На эту численность населения рассчитывалась и Новая Горловка. 2010г. Площ.-422 кв.км., население - 260 000 чел.

В основу планировочной структуры Горловки были положены прин­ципы четкого функционального зонирования территории; организация удобной транспортной связи между промышленными предприятиями и селитьбой; новая система размещения учреждений культурно-бытового обслуживания с разделением на учреждения общегородского, районного и местного значения; создание входящего глубоким клином в селитьбу большого зеленого массива, организованного в виде парка культуры и отдыха.

Особенностью формирования селитебной территории являлось члене­ние ее на отдельные кусты, формирующиеся по принципу микрорайонов и представляющие собой группу жилых кварталов и расположенных между ними полос, в которых размещались школы, учреждения район­ного значения, сад со спортивными сооружениями и площадками. Шко­лы выносились на периферию для слияния их участков с окружающей город зеленой зоной.

Идея организации специальной функциональной зоны и структурной единицы города в виде парка культуры и отдыха возникла в связи с задачами обеспечения особых условий для отдыха населения. Основным принципом организации парка было членение его территории на зоны массового и тихого отдыха, большое внима­ние уделялось созданию специального детского сектора. Проектирование таких парков в дальнейшем осуществлялось для многих городов Дон­басса.

Общегородской центр выделялся в самостоятельную небольшую зону, состоящую из участков учреждений общегородского значения, главное место в композиции его занимало здание городского Совета и распола­гающаяся перед ним площадь. Находясь в непосредственной близости к парку культуры и отдыха, общегородской центр представлял вместе с ним единое архитектурно-планировочное решение. В противоположность дореволюционной застройке, проект планировки Горловки основывался на новых принципах комплексной застройки города большими жилыми массивами, что соответствует требованиям нового социалистического быта — создание культурных и высоких санитарно-гигиенических условий жизни населения. В жилом квартале, помимо жилых домов, предусмат­ривалось размещение детских учреждений, зданий с клубными и други­ми помещениями общественного обслуживания населения, площадок для отдыха и спорта, а также зеленых насаждений. Для Горловки были при­няты укрупненные кварталы площадью 9 га со строчной системой заст­ройки и постановкой домов длинной стороной по гелиотермической оси.

Дальнейшая разработка проекта планировки велась в Гипрограде. В 1932 г. генеральный план Горловки * был утвержден Народным Комис­сариатом коммунального хозяйства УССР. На основе этого проекта осуществлялась застройка города, прокладывались новые улицы, постро­ена трамвайная линия, связывающая Горловку с шахтами № 5, 19/20 и другими. Проводились большие работы по озеленению и благоустрой­ству.

После Великой Отечественной войны в проект планировки города были внесены коррективы и разработан план первоочередных мероприятий. Позже в черту Горловки вошло около 12 самостоятельно развивающихся небольших городков и поселков городского типа, многие из которых рас­полагаются на значительном расстоянии от центра города (10—15 км).

Сложившаяся в новой городской черте планировочная структура горо­да носит дисперсный характер, что объясняется наличием на территории города шахт, предприятий по переработке угля и крупных промышленных предприятий с отдельными жилыми массивами. Расчленению террито­рии города содействовала также разветвленная сеть железных дорог, канал Сиверский Донец — Донбасс и ряд глубоких балок.

Значительное количество существующих крупных и средних промыш­ленных предприятий (машиностроительный завод, шахты «Кочегарка», им. Ленина и др.) располагается в центральной части города, где сосре­доточено также основное многоэтажное жилищное строительство с не­обходимым инженерным оборудованием. В этом районе расселяется око­ло 1/3 всего населения города. Остальные городские районы застроены 1—2-этажными жилыми домами, что во многом определяется их распо­ложением на территориях горных подработок.

Транспортная и пешеходная связь многих районов очень затруднена. Особенно сложной является связь центрального района с Никитовкой.

Общегородской центр располагается по ул. Ленина, здесь сосредото­чены основные городские учреждения. Наибольшим зеленым массивом является Парк культуры и отдыха им. Горького, сформировавшийся на основе лесных посадок.*

Разработанный Харьковским филиалом Гипрограда в 1964 г., проект генерального плана Горловки * включает все населенные места город­ского и поселкового типа, входящие в черту города; три сложившихся административных городских района и поселки Пантелеймоновки, Кондратьевка, Зайцево, находящиеся на значительном расстоянии от горо­да. Население Горловки, составляющее 335 тыс. чел., увеличится по про­екту до 410.

Специфическими особенностями, оказывающими влияние на формиро­вание новой планировочной структуры города, являются:

o подземные выработки угля, влияющие на определение территорий, пригодных для застройки;

o групповой характер расселения, требующий взаимосвязанного архитектурно-планировочного решения отдельных разрозненных районов и поселков, а также организация между ними транспортной связи;

o развитая сеть железных дорог с подъездными путями к промышленным предприятиям, транзитная автомобильная дорога и канал Сиверский До­нец— Донбасс, расчленяющие территорию города и затрудняющие транспортную связь между центром города и отдельными поселками.

Исходя из этого в проекте генерального плана Горловки формирующа­яся центральная часть и намечаемая для развития новая, расположен­ная за каналом Сиверский Донец — Донбасс юго-западная часть города, решены как единый городской селитебный район перспективной много­этажной застройкой. Небольшие участки такой застройки предусматри­ваются в поселках шахты Румянцево и в двух микрорайонах у станции Никитовка. Застройка остальных районов по горно-геологическим усло­виям остается одноэтажной. В перспективе намечается также снос жилых домов, находящихся в санитарно-защитных зонах, а также подвергаю­щихся деформации (пос. Октябрьский). В Горловке будет около 20 про­мышленных предприятий; предприятия, тяготеющие к центральной части города, разместятся на четырех площадках, расположенных у восточных, северо-восточных, северных и юго-восточных границ города. Система транспортных магистралей предусматривает упорядочение связи цент­ральной части города с остальными районами и внегородской сетью авто­дорог, а также дифференциацию улиц по назначению. Главными маги­стралями города будут проспект Ленина и автомобильная дорога. Для связи центрального селитебного района с промышленными зонами пре­дусматривается скоростная магистраль, к которой подключаются районные магистрали; транзитное движение выносится за пределы селитебной территории на магистраль Донецк — Артемовск.

В основу построения структуры селитебной территории положены жи­лые районы, а также ступенчатая система культурно-бытового обслужи­вания, предусматривающая организацию центров микрорайонов, жилых районов иобщегородской центр, который развивается в районе сложив­шегося центра (проспект Ленина) и на территории, расположенной в за-канальном районе.

Намечается дальнейшее развитие зеленых насаждений города — боль­шие озелененные зоны в виде парков, лесопарков и лугопарков организу­ются в открытых пространствах между поселками и жилыми районами. Значительное внимание уделяется обводнению города.

Сложные задачи решаются при совершенствовании планировочной структуры центра судостроения — города Николаева. Он возник в конце XVIII ст. в связи с созданием флота для защиты южных границ России в виде небольшого поселения в месте сли­яния рек Южного Буга и Ингула.

В настоящее время Николаев — крупный промышленный, культурный и транспортный центр Украины. В 1970 г. в нем проживало 331 тыс. человек. В городе осуществляется большое промышленное, жилищ­ное и культурно-бытовое строительство. Наряду с судостроением полу­чили развитие и другие отрасли машиностроения, хорошо развиты легкая и пищевая промышленности, промышленность стройматериалов. В по­следнее время наметился переход на строительство многоэтажных жилых домов, однако преобладает сложившаяся одноэтажная застройка. Осу­ществляется большое зеленое строительство, но необходимая в условиях данной климатической зоны норма зеленых насаждений еще не достиг­нута. 2010г. Площ.-253 кв.км., население – 498 700 чел.

Несмотря на большие преобразования в планировочной структуре го­рода, осуществленные за годы Советской власти, все же еще не устране­ны чересполосное размещение жилых и промышленных территорий, мел­кая сеть кварталов, характерная для многих районов города, застройка прибрежной зоны промышленными, складскими и другими предприяти­ями, мешающая свободному выходу селитьбы к водным пространствам.

Проект генерального плана Николаева * разработан Гипроградом в 1966 г. и рассчитан на увеличение населения до 450 тыс. жителей. Наме­ченная в нем планировочная структура города решается в комплексе с пригородной зоной. В перспективе Николаев сохраняет свое значение как административный и культурный центр области, как центр трудового тяготения населения пригородной зоны. В связи с ограниченностью тер­ритории судостроение, являющееся основной отраслью промышленности Николаева, будет также развиваться и в городе Жовтневое (в проекте город-спутник Николаева).

Намечаемое на перспективу увеличение численности населения и нор­мы жилищной обеспеченности в условиях территориальной ограниченности Николаева ввиду полуост­ровного его положения явилось трудной градостроительной за­дачей. В проекте были разра­ботаны и проанализированы шесть основных вариантов на­правления территориального развития города. В. основу ге­нерального плана положен ва­риант, предусматривающий развитие города за счет намы­ва и подсыпки территорий в из­лучине р. Ингул, в районе по­луострова Аляуды и площадки в районе Лески (берег Южного Буга). Намечается также ре­конструкция районов старой малоценной застройки. Промышленное строитель­ство, склады и коммунальные предприятия концентрируются в промышленно-складских районах (юж­ном, восточном, юго-восточном и северо-восточном). Предусматривается вынос некоторых промышленных предприятий и складов за пределы се­литебной зоны, намечаются мероприятия по устранению вредного воз­действия промышленных предприятий, вынос которых не представляется возможным (создание зеленых защитных зон, изменение специализации некоторых предприятий и др.).

Основными структурными образованиями города будут планировоч­ные районы, селитебная территория которых членится на жилые районы, парки и другие зоны. В новой системе культурно-бытового обслужива­ния намечается организация общегородского центра в виде развитой зо­ны, имеющей выход к реке, а также центров городских планировочных и жилых районов.

Предусматриваемая система магистралей учитывает особенности сло­жившейся регулярной планировки города, а также включение существу­ющих магистралей в общую систему, что позволит наиболее эффективно использовать их в новой планировочной структуре города. Система ма­гистралей построена по видам и скоростям пропускаемого движения. Большое внимание уделяется организации пешеходных дорог, связыва­ющих отдельные зоны центра, места отдыха прибрежной зоны, промыш­ленные районы и др.

В условиях Николаева особенно важное значение имеют зеленые на­саждения. Однако сложившаяся застройка, размещение вдоль берегов промышленных предприятий и незначительное количество свободных тер­риторий затрудняют создание единой системы озеленения. В проекте на­мечается увеличение площади зеленых насаждений путем реконструкции и развития существующих, а также создание новых, на свободных от застройки участках, особое значение приобретает озеленение прибрежных зон. Формируемая система озеленения планировочно связана с зеле­ными массивами пригородной зоны.

Разработанная схема застройки намечает основные контуры его архи­тектурно-пространственного развития, главные композиционные узлы, а также визуальные взаимосвязи архитектурных ансамблей берегов рек, что будет способствовать созданию более выразительного архитектур­ного облика Николаева.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.