КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Горловка. Николаев
Аналогично Донецку и Макеевке складывалась планировка и застройка Горловки, которая развивалась на основе возникших еще в дореволюционной период мелких шахтных и заводских поселков. В годы советской власти строительство населенных мест Донбасса, в том числе и Горловки, осуществлялось на основе заранее разработанных проектов. Для строительства Горловки была выбрана новая, вытянутая вдоль угольных пластов, территория, расположенная на юго-запад от железнодорожных путей, пассажирского вокзала и Старой Горловки. Решение первого генерального плана Горловки основывалось на передовых принципах районной планировки — в Донбассе предусматривалось создание 9 новых городов (Горловки, Краматорска, Енакиево, Луганска (Ворошиловграда), Артемовска и др.), в которых сосредотачивалось все городское строительство вместо развития пришахтных и призаводских поселков. При таком расселении связь с местами приложения труда, в особенности с разбросанными по территории Донбасса шахтами, намечалась при помощи межселенного транспорта. Предусматривались значительные санитарные разрывы между промышленными зонами и селитьбой. Оптимальным в то время считался город с населением в 100—150 тыс. человек. На эту численность населения рассчитывалась и Новая Горловка. 2010г. Площ.-422 кв.км., население - 260 000 чел. В основу планировочной структуры Горловки были положены принципы четкого функционального зонирования территории; организация удобной транспортной связи между промышленными предприятиями и селитьбой; новая система размещения учреждений культурно-бытового обслуживания с разделением на учреждения общегородского, районного и местного значения; создание входящего глубоким клином в селитьбу большого зеленого массива, организованного в виде парка культуры и отдыха. Особенностью формирования селитебной территории являлось членение ее на отдельные кусты, формирующиеся по принципу микрорайонов и представляющие собой группу жилых кварталов и расположенных между ними полос, в которых размещались школы, учреждения районного значения, сад со спортивными сооружениями и площадками. Школы выносились на периферию для слияния их участков с окружающей город зеленой зоной. Идея организации специальной функциональной зоны и структурной единицы города в виде парка культуры и отдыха возникла в связи с задачами обеспечения особых условий для отдыха населения. Основным принципом организации парка было членение его территории на зоны массового и тихого отдыха, большое внимание уделялось созданию специального детского сектора. Проектирование таких парков в дальнейшем осуществлялось для многих городов Донбасса. Общегородской центр выделялся в самостоятельную небольшую зону, состоящую из участков учреждений общегородского значения, главное место в композиции его занимало здание городского Совета и располагающаяся перед ним площадь. Находясь в непосредственной близости к парку культуры и отдыха, общегородской центр представлял вместе с ним единое архитектурно-планировочное решение. В противоположность дореволюционной застройке, проект планировки Горловки основывался на новых принципах комплексной застройки города большими жилыми массивами, что соответствует требованиям нового социалистического быта — создание культурных и высоких санитарно-гигиенических условий жизни населения. В жилом квартале, помимо жилых домов, предусматривалось размещение детских учреждений, зданий с клубными и другими помещениями общественного обслуживания населения, площадок для отдыха и спорта, а также зеленых насаждений. Для Горловки были приняты укрупненные кварталы площадью 9 га со строчной системой застройки и постановкой домов длинной стороной по гелиотермической оси. Дальнейшая разработка проекта планировки велась в Гипрограде. В 1932 г. генеральный план Горловки * был утвержден Народным Комиссариатом коммунального хозяйства УССР. На основе этого проекта осуществлялась застройка города, прокладывались новые улицы, построена трамвайная линия, связывающая Горловку с шахтами № 5, 19/20 и другими. Проводились большие работы по озеленению и благоустройству. После Великой Отечественной войны в проект планировки города были внесены коррективы и разработан план первоочередных мероприятий. Позже в черту Горловки вошло около 12 самостоятельно развивающихся небольших городков и поселков городского типа, многие из которых располагаются на значительном расстоянии от центра города (10—15 км). Сложившаяся в новой городской черте планировочная структура города носит дисперсный характер, что объясняется наличием на территории города шахт, предприятий по переработке угля и крупных промышленных предприятий с отдельными жилыми массивами. Расчленению территории города содействовала также разветвленная сеть железных дорог, канал Сиверский Донец — Донбасс и ряд глубоких балок. Значительное количество существующих крупных и средних промышленных предприятий (машиностроительный завод, шахты «Кочегарка», им. Ленина и др.) располагается в центральной части города, где сосредоточено также основное многоэтажное жилищное строительство с необходимым инженерным оборудованием. В этом районе расселяется около 1/3 всего населения города. Остальные городские районы застроены 1—2-этажными жилыми домами, что во многом определяется их расположением на территориях горных подработок. Транспортная и пешеходная связь многих районов очень затруднена. Особенно сложной является связь центрального района с Никитовкой. Общегородской центр располагается по ул. Ленина, здесь сосредоточены основные городские учреждения. Наибольшим зеленым массивом является Парк культуры и отдыха им. Горького, сформировавшийся на основе лесных посадок.* Разработанный Харьковским филиалом Гипрограда в 1964 г., проект генерального плана Горловки * включает все населенные места городского и поселкового типа, входящие в черту города; три сложившихся административных городских района и поселки Пантелеймоновки, Кондратьевка, Зайцево, находящиеся на значительном расстоянии от города. Население Горловки, составляющее 335 тыс. чел., увеличится по проекту до 410. Специфическими особенностями, оказывающими влияние на формирование новой планировочной структуры города, являются: o подземные выработки угля, влияющие на определение территорий, пригодных для застройки; o групповой характер расселения, требующий взаимосвязанного архитектурно-планировочного решения отдельных разрозненных районов и поселков, а также организация между ними транспортной связи; o развитая сеть железных дорог с подъездными путями к промышленным предприятиям, транзитная автомобильная дорога и канал Сиверский Донец— Донбасс, расчленяющие территорию города и затрудняющие транспортную связь между центром города и отдельными поселками. Исходя из этого в проекте генерального плана Горловки формирующаяся центральная часть и намечаемая для развития новая, расположенная за каналом Сиверский Донец — Донбасс юго-западная часть города, решены как единый городской селитебный район перспективной многоэтажной застройкой. Небольшие участки такой застройки предусматриваются в поселках шахты Румянцево и в двух микрорайонах у станции Никитовка. Застройка остальных районов по горно-геологическим условиям остается одноэтажной. В перспективе намечается также снос жилых домов, находящихся в санитарно-защитных зонах, а также подвергающихся деформации (пос. Октябрьский). В Горловке будет около 20 промышленных предприятий; предприятия, тяготеющие к центральной части города, разместятся на четырех площадках, расположенных у восточных, северо-восточных, северных и юго-восточных границ города. Система транспортных магистралей предусматривает упорядочение связи центральной части города с остальными районами и внегородской сетью автодорог, а также дифференциацию улиц по назначению. Главными магистралями города будут проспект Ленина и автомобильная дорога. Для связи центрального селитебного района с промышленными зонами предусматривается скоростная магистраль, к которой подключаются районные магистрали; транзитное движение выносится за пределы селитебной территории на магистраль Донецк — Артемовск. В основу построения структуры селитебной территории положены жилые районы, а также ступенчатая система культурно-бытового обслуживания, предусматривающая организацию центров микрорайонов, жилых районов иобщегородской центр, который развивается в районе сложившегося центра (проспект Ленина) и на территории, расположенной в за-канальном районе. Намечается дальнейшее развитие зеленых насаждений города — большие озелененные зоны в виде парков, лесопарков и лугопарков организуются в открытых пространствах между поселками и жилыми районами. Значительное внимание уделяется обводнению города. Сложные задачи решаются при совершенствовании планировочной структуры центра судостроения — города Николаева. Он возник в конце XVIII ст. в связи с созданием флота для защиты южных границ России в виде небольшого поселения в месте слияния рек Южного Буга и Ингула. В настоящее время Николаев — крупный промышленный, культурный и транспортный центр Украины. В 1970 г. в нем проживало 331 тыс. человек. В городе осуществляется большое промышленное, жилищное и культурно-бытовое строительство. Наряду с судостроением получили развитие и другие отрасли машиностроения, хорошо развиты легкая и пищевая промышленности, промышленность стройматериалов. В последнее время наметился переход на строительство многоэтажных жилых домов, однако преобладает сложившаяся одноэтажная застройка. Осуществляется большое зеленое строительство, но необходимая в условиях данной климатической зоны норма зеленых насаждений еще не достигнута. 2010г. Площ.-253 кв.км., население – 498 700 чел. Несмотря на большие преобразования в планировочной структуре города, осуществленные за годы Советской власти, все же еще не устранены чересполосное размещение жилых и промышленных территорий, мелкая сеть кварталов, характерная для многих районов города, застройка прибрежной зоны промышленными, складскими и другими предприятиями, мешающая свободному выходу селитьбы к водным пространствам. Проект генерального плана Николаева * разработан Гипроградом в 1966 г. и рассчитан на увеличение населения до 450 тыс. жителей. Намеченная в нем планировочная структура города решается в комплексе с пригородной зоной. В перспективе Николаев сохраняет свое значение как административный и культурный центр области, как центр трудового тяготения населения пригородной зоны. В связи с ограниченностью территории судостроение, являющееся основной отраслью промышленности Николаева, будет также развиваться и в городе Жовтневое (в проекте город-спутник Николаева). Намечаемое на перспективу увеличение численности населения и нормы жилищной обеспеченности в условиях территориальной ограниченности Николаева ввиду полуостровного его положения явилось трудной градостроительной задачей. В проекте были разработаны и проанализированы шесть основных вариантов направления территориального развития города. В. основу генерального плана положен вариант, предусматривающий развитие города за счет намыва и подсыпки территорий в излучине р. Ингул, в районе полуострова Аляуды и площадки в районе Лески (берег Южного Буга). Намечается также реконструкция районов старой малоценной застройки. Промышленное строительство, склады и коммунальные предприятия концентрируются в промышленно-складских районах (южном, восточном, юго-восточном и северо-восточном). Предусматривается вынос некоторых промышленных предприятий и складов за пределы селитебной зоны, намечаются мероприятия по устранению вредного воздействия промышленных предприятий, вынос которых не представляется возможным (создание зеленых защитных зон, изменение специализации некоторых предприятий и др.). Основными структурными образованиями города будут планировочные районы, селитебная территория которых членится на жилые районы, парки и другие зоны. В новой системе культурно-бытового обслуживания намечается организация общегородского центра в виде развитой зоны, имеющей выход к реке, а также центров городских планировочных и жилых районов. Предусматриваемая система магистралей учитывает особенности сложившейся регулярной планировки города, а также включение существующих магистралей в общую систему, что позволит наиболее эффективно использовать их в новой планировочной структуре города. Система магистралей построена по видам и скоростям пропускаемого движения. Большое внимание уделяется организации пешеходных дорог, связывающих отдельные зоны центра, места отдыха прибрежной зоны, промышленные районы и др. В условиях Николаева особенно важное значение имеют зеленые насаждения. Однако сложившаяся застройка, размещение вдоль берегов промышленных предприятий и незначительное количество свободных территорий затрудняют создание единой системы озеленения. В проекте намечается увеличение площади зеленых насаждений путем реконструкции и развития существующих, а также создание новых, на свободных от застройки участках, особое значение приобретает озеленение прибрежных зон. Формируемая система озеленения планировочно связана с зелеными массивами пригородной зоны. Разработанная схема застройки намечает основные контуры его архитектурно-пространственного развития, главные композиционные узлы, а также визуальные взаимосвязи архитектурных ансамблей берегов рек, что будет способствовать созданию более выразительного архитектурного облика Николаева.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |