КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Конспект лекций по изучению учебной дисциплины
ОХРАНА ТРУДА Конспект лекций по изучению учебной дисциплины для учащихся по специальности 2-56 02 01 «Геодезия» 2-56 02 31 «Топография»
Автор: А.В.Савченя – преподаватель БГПК.
Методическое пособие рассмотрено на заседании Экспертного совета и рекомендовано к утверждению. Протокол №___ от «___» ___________2010 г.
Предмет и задачи охраны труда. Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда нацеливает нанимателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся. Решение поставленной задачи в значительной степени зависит от подготовленности руководящих кадров. Будущим работникам необходимо овладеть научными основами безопасности и гигиены труда, а также способами их практического применения для устранения опасных и вредных производственных факторов, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Поэтому задачами изучения дисциплины «Охрана труда» является формирование знания, научных основ охраны труда, привитие интереса к рационализации производства, творческому решению проблем улучшению условий и безопасности труда на объектах хозяйственной деятельности.
Цель и методологическая основа охраны труда. Целью изучения программы дисциплины «Охрана труда» является подготовка специалистов, владеющих как теоретическими, так и практическими знаниями, необходимыми для творческого решения вопросов, связанных с эксплуатацией и созданием новых технологий и техники, исключающих производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, без чего невозможна реализация направления, провозглашённого в качестве основополагающего для этой области науки – «от техники безопасности к безопасной технике». Методологической основой дисциплины является научный анализ технологического процесса, средств производства, условий труда, используемых и получаемых продуктов с точки зрения возможности возникновения в процессе эксплуатации производства опасных и вредных производственных факторов. На основе такого анализа определяются потенциально опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
Определение и содержание охраны труда. Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационных, технических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Охрана труда включает в себя трудовое законодательство, гигиену труда, технику безопасности и пожарную профилактику. Каждое из них представляет собой особую науку, имеющую свою историю, теорию и практику. В дисциплине «Охрана труда» они связаны общей идеей защиты жизни и здоровья человека на производстве, создания лучших условий для производительного труда. Трудовое законодательство закрепляет и охраняет систему трудовых прав и свобод, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых и коллективных договоров и соглашений.
Гигиена труда изучает воздействие производственных процессов и условий труда на организм работающего, разрабатывает гигиенические нормативы труда и изыскивает лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, обеспечивающие оздоровление условий труда. Разделом гигиены труда является производственная санитария, осуществляющая на производстве выполнение норм и требований гигиены труда при помощи системы санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Техника безопасности представляет систему организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Пожарная профилактика определяется как состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения, предотвращается воздействие на людей опасных факторов и обеспечивается защита материальных ценностей.
Значение охраны труда на производстве и её место в подготовке специалиста. Значение охраны труда на производстве трудно переоценить, потому что только здоровые условия труда и современная безопасная техника гарантируют высокую производительность труда и исключают проявления травматизма на производстве и возникновение профессиональной заболеваемости. Охрана труда и постоянное оздоровление условий труда неразрывно связаны между собой и являются непременным принципом организации производства. Место охраны труда в подготовке специалиста – превращение труда в жизненную потребность человека возможно лишь в том случае, если он трудится в благоприятных и безопасных условиях, которые содействуют развитию всех его способностей, обеспечивают высокую производительность труда. Улучшение условий труда приводит к экономическим результатам в виде роста прибыли, сокращению затрат и уменьшению потерь. Успех в решении всего этого в большей степени зависит от качества подготовки специалистов, от их знаний правовых основ охраны труда, соблюдения требований санитарии и гигиены труда, техники безопасности и пожарной профилактики, умения принимать правильные решения в сложных ситуациях современного производства.
Глава I. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА. §1. Основные законодательства об охране труда в Республике Беларусь. Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Основными принципами государственной политики в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников на протяжении их производственной деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда. К основным принципам трудового права относятся: 1) Право на условия труда, безопасные для здоровья и жизни работников. 2) Обеспечение гарантий права работников на труд и его охрану. 3) Право на оплату труда и свобода от эксплуатации. 4) Обязанность соблюдать дисциплину труда. 5) Равное право на труд мужчин и женщин, а также лиц разных рас и наций. 6) Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. 7) Установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. 8) Совершенствование правовых отношений и управления охраны труда.
Основные направления государственной политики в области охраны труда. Для решения задач по достижению целей государственного управления охраной труда, государством осуществляется деятельность в следующих основных направлениях: 1) Разработка и принятие законодательных нормативных правовых актов по охране труда. 2) Разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда. 3) Создание систем управления охраной труда на всех уровнях. 4) Экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 5) Организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда. 6) Обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда. 7) Повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда. 8) Обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда. 9) Финансовое обеспечение охраны труда. 10) Создание условий для партнёрства в сфере охраны труда и содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда. 11) Распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда. 12) Международное сотрудничество в области охраны труда.
Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь. Она гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, право на отдых, охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду. Основополагающим законодательным актом, определяющим и регулирующим правоотношения в сферах труда и его охраны, является Трудовой кодекс Республики Беларусь, где наряду с правами работников на здоровые и безопасные условия труда каждый работник имеет право на: 1) Рабочее место, соответствующее нормам по охране труда. 2) Обучение безопасным методам и приёмам труда. 3) Обеспечение необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты. 4) Получение информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о мерах по их улучшению. 5) Проведение проверок по охране труда на его рабочем месте. 6) Отказ от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Также к законодательным правовым актам относятся законы Республики Беларусь: 1) «Об основах государственного социального страхования». 2) «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». 3) «О пенсионном обеспечении». 4) «О сертификации». 5) «О техническом нормировании и стандартизации». 6) «О пожарной безопасности». 7) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 8) «О радиационной безопасности населения». 9) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». 10) «О здравоохранении». К нормативным правовым актам относятся директивные акты, межгосударственные, государственные, межотраслевые, отраслевые и локальные документы по охране труда, типовые инструкции и инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии для каждого его участка, а также системы стандартов безопасности труда.
Органы надзора за охраной труда. Согласно Трудового кодекса Республики Беларусь, контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы и общественные организации, действующие в соответствии с законодательством. I. Общий надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь – осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчинёнными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах. II. Государственный надзор и контроль за охраной труда Республики Беларусь – осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда и социальной защиты, а также специально уполномоченными государственными органами. В систему государственного надзора и контроля за охраной труда Республики Беларусь входят следующие органы:
1) Департамент государственной инспекции труда – осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и координирует деятельность органов надзора и контроля, с целью соблюдения ими законодательства о труде. 2) Государственная экспертиза по условиям труда – осуществляет надзор и контроль за правильностью применения списков, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и опасных условиях труда. 3) Гостехнадзор – осуществляет надзор и контроль за безопасным ведением работ на предприятиях всех форм собственности. 4) Проматомнадзор – осуществляет надзор и контроль за безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности. 5) Госстройнадзор – осуществляет надзор и контроль за соблюдением строительных норм и правил. 6) Госэнергонадзор – осуществляет надзор и контроль за техническим состоянием электротеплоустановок. 7) Госпожнадзор – осуществляет надзор и контроль за соблюдением правил и норм в предупреждении и ликвидации пожаров. 8) Госсаннадзор – осуществляет надзор и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм. 9) Белгосстандарт – осуществляет надзор и контроль за соблюдением стандартов безопасности труда. 10) Госавтоинспекция – осуществляет надзор и контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. III. Ведомственный надзор и контроль – осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, в которых предусмотрены штатным расписанием отделы охраны труда по безопасности производства. IV. Общественный надзор и контроль – осуществляется на рабочих местах профсоюзами или уполномоченными по вопросам охраны труда.
Ответственность за нарушение требований законодательства о труде. Соблюдение правил и норм по охране труда является обязанностью не только должностных лиц предприятий, но и всех работников. Невыполнение предписаний государственных инспекторов по охране труда влечёт за собой дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести проступка, наличия состава преступления и от последствий несчастного случая. Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка и заключается в наложении взыскания на виновного в виде замечания, выговора, строгого выговора или увольнения. Административная ответственность наступает в случаях нарушения законодательства о труде и заключается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Материальная ответственность наступает в случаях причинения материального ущерба работником предприятию, а также, если со стороны предприятия было повреждено здоровье работника после несчастного случая на производстве. Размер материального ущерба устанавливается в зависимости от степени утраты пострадавшим трудоспособности. В случае вины самого работника перед предприятием, он должен возместить причинённый ущерб.
Уголовная ответственность наступает в случаях злостных нарушений, которые повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профессиональное заболевание или другие тяжкие последствия. Работники, в зависимости от тяжести последствий, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, или увольнением. Меру наказания определяет суд.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |