КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когнитивно-поведенческая ПТ
Адлер ПА Методы ПТ 1) Стратегия и тактика вз-ия клиента и ПТ-та: -директивные методы – предписывают, направляют клиента. Пт-т всегда выше клиента (гипноз, суггестия, ПА, поведенч. терапия). -недир. – непредписывающие, ПТ-вт = клиент, клиентцентр-й подход, гештальт-тер, логотер, гр тер. 2) По сп-бу орг-ции ПТ: -инд-ая -гр. Исп мех-м гр динамики в ПТ-их целях. И. Ялом -коллективная ПТ. Исп эффект коллективного заражения. -ко-тер-я. 2 и более спецов разных напр-й. Особенно хорошо, когда ведет м и ж ПТ-ты. 3) М-мы ПТ-ого воздей-я -игровые методы (м-мы игры) -поведенч. методы (мех-м Ур-ов) Деструктивное пов-ие – УР. -арт-методы. Самовыр-ие, почув. власть над пробл, диссоциация с ней, ПА: искусство как ср-во катарсиса (отреагирование переживания). -суггест. методы. М исп вместе с гипнозом. Потом накладывается речь суггестора. М.б. в сост. бодрствования. Внушение в состоянии сна.Косвенные внушения (эф-т плацебо). -системный метод. Воздействие на целостную систему. Сист расстановки.Системная семейная ПТ Семья – целостная с-ма, где кажд член выполняет свою функцию. У семьи есть свои границы. Открытая система.
1. Теоретические основы Классич ПА сост из 3 частей: пс-ая теория, т. происхождения неврозов, практич ПА. 1)3 части психики бессозн, предсознание, сознание. Иерархическая модель Л Ид, Эго, Супер-Эго Ч нах-ся во внутреннем конфликте.С-Э вытесняет инстинкты в Ид. Защитн м-мы вытесн тревогу в бессозн. Они нужны и важны. Самый позитивный – сублимация. Психосексуальное развитие — теория, сформулированная З. Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии. Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз: 1. 0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание; 2. 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты; 3. 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере. 4. 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье; 5. с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия. 2) Теория происхождения неврозов Невроз, с точки зрения моделей психики– это конфликт м/у содержанием сознательного и бессознательного, конфликт м/у различными уровнями (Ид и супер-Эго при слабости Эго). Цель – перемещение инфы из бессозн в обл. созания. 3) Практический ПА Сопротивление – неприятие интерпретации пс-га. Отказ от А, опоздание, забывание. Это проявление защитных мех-мов, с кот. клиент не хочет расставаться. К сопротивлению относятся уважительно. Перенос – перенесение к-л черт значимой Л на др Ч. Эротический, агрессивный. Уделяется время на взращивание переноса. Инсайт – резкий переход на новый уровень знания о себе и мире. Проведение клиента по цепочке инсайтов (вытягивание цепи из мутной воды). Менять ПА-ка каждые 3 года. 2. Техники ПА 1)А. описки, оговорки, ошибки, забывания. Ч забывает и оговаривается при усталости, деменции, занятие глобальной проблемы и вытеснением инфы. 2)А. сновидений. Ослабл функция супер-эго. Сон – королевский путь в бессознательное. 3)Метод свободных ассоциаций. Записать слова на диктофон и подсчитать. 4)А. переноса. Анализ чувств клиента к ПА-ку, предполагая, что они адресованы кому-то в семье.ровни: формальный, конфликтный, неформ-й (истинно дружеские, терапевтические отн-ия). 5)А. сопротивлений. Какие потребности и чувства скрывает клиент. 3. Эффективность -долгосрочный. Не менее 3 лет - 1-2 р в нед по часу -выс ур интеллекта у ПА-ка и клиента -больше мужской метод -ПА-ик – эм. холодный Ч и эм толерантный, личностно анонимный. -для лечения неврозов -некоторые эл-ты исп-ся в тренингах личностного роста -не исп при шизе и депрессиях -принятие концепции ПА клиентом
1. Теор. основы Классический метод. Ответ на ПА. Рассм психику как стимул-реакция. Первое упоминание 1920-30-е. Окончат сформир. в 1950-х гг. Позже добавилась когнитивная составляющая стимул – К –R1 или -R2 или –R3 1) Поведенческая психология а) Т. классического обусловливания. Павлов. б) Т. оперантноо обусловливания. Реакция –стимул. Спонтанная акт-ть, вследствие кот. случайно получается рез-т. Она постепенно закрепляется. 2) Когнитивная психология. Рассм. Пр-сы мышления. Пиаже, Брунер «Пс. Восприятия» Бэк сформулировал положения когн.-ой ПТ: -восприятие объекта или события опосредовано мышлением, осознание этого звена дает понимание реакции индивида на внешний стимул -личностные и поведенческие нарушения св. с аберрацией (искажение, деформация) мышления -когнитивные аберрации (искаженные когниции) – причина неадекватных эмоциональных реакций и поведения -если мы хотим изменить чувства и поведение, нужно изменить идеи их вызвавшие 2. Техники ког-пов тер 1) Поведенческие техники а) Техника релаксации – поведенческая техника расслабления на физиологич и эм ур. Р. по Джекобсону Осн на смене напряжения и расслабления в теле. Чтобы расслабить мышцы нужно сначала их напрячь. Особое внимание на мышцы лица и шеи. На втором этапе мышечные блоки укрупняются. На третьем клиент м. расслаблять мышцы без напряжения. Нет – дети, - старческая деменция. Релаксация по Шульцу Опирается на мех-мы речи.Слово м. вызывать вегетативные реакции.Расслабление в рез-те произнесения вербальных формул. Ваша рука теплая и расслабленная. Не акцент. на дыхании, т.к. м.б. астматич. приступ. Начинать с правой руки. Верб. формула, пока не будет ощущения. Две позы: как я делал и поза кучера (колени и локти вместе). Две ступени расслабления: 1) с пом. верб. формул, 2) медитативные упражнения. Рейнуотер «Как стать собственным терапевтом» Направлена на личностное Р. Встреча с детским Я, с образом родителей. б) Техника систематической десенсибилизации. Снижение порогов чувствительности. Исп. при фобиях и стрессах. Сначала – расслабляющие методики, затем анализируют беспокоящий стимул и выделяют ступени влияния. Либо временные параметры, либо влияние по силе. Потом – проработка кажд. ступени. Вызываются ощущения, арактерные для кажд. ступени. Одновременно происходит релаксация. в) Десенсибилизация и переработка негативной инфы движением глаз. Ф. Шапиро. Следить за рукой и рассказывать о каких-либо фактах жизни, даже проблемах. г) Техника шейпинг. Для обучения людей с тяжелыми нарушениями, с умственной отсталостью. М. обучать детей с аутизмом. Целостный навык разбивается на составляющие. Кажд. этап подкрепляется и прорабатывается отдельно и последовательно. Рекация-стимул. д) Техника наводнения. Столкновение с пугющим стимулом в безопасных условиях. УР – это и есть фобия. Холдинг-терпапия – при работе с аутистами. Мама смотрит в глаза. Сеанс – 2-3 ч. Либо перестает сопротивляться, либо засыпает. Установление зрит. контакта и т.д. е) Метод парадоксальной интенции. Парад-е поведение. Суть: клиента побуждают совершать действие, кот. он сопротивляется и пытается тормозить. Напр, навязчивое действие. Ты мало крутишь пуговицу, надо больше. ж) Жетонный метод. 2) Когнитивные техники а) Техника информирования -информир-ие клиента о наличии ошибок восприятия реальности и индивидуальный опыт отличается от объективной реальности. М. исп. метафору, понятие тезауруса (личный опыт Ч, отличен отт опыта др); -инф-ие о проблеме, если работа идет тематическая. Стресс: первый признак – смена настроения (состояния) на противоположное; -исследование реальности (иссл-ие иррац. установок и автоматизированных мыслей); -посм. на свою проблему глазами др людей, м. попросить, чтобы родные рассказали о ней челу; -отсроченное восприятие проблемы (посм. на нее через 20 лет); рефрейминг – переформирование. б) Работа с иррацион. установками и убеждениями -шкалирование. Оцените свою проблему по шкале (техник адекатастрофизации). Клиент понимает, что его проблема не катастрофа. Работает с людьми, кот. м. рефлексировать. Логичность; -анализ проблемы. Работа со сложностью выбора. Табличка да, нет, +,-; -техника замещения переменных. Проблема как мат-ая задача. Выявляется первоначальная переменная. Д.С. + еда = лишний вес. Опора на ресурсы Л. 3. Эффективность когн-пов тер Кратко-, среднесрочная тер. Необходим: -сохранный интеллект; -сп-ть к рефлексии и логическим умозаключениям. Исп. при неврозах, депрессивных состояниях. Поведенческие техники исп. при работе с тяжелыми нарушениями. Исп. для обучения при работе с детьми. Средний срок – полгода.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |