КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гештальт-терапия (экзистенциальная ПТ)
Клиентцентрированная терапия Роджерса 1. Теор. основы В основе – идеи гуманизма. Природная мудрость теряется, когда даем соску. Врожденная система саморегуляции, кот. нарушается социумом. Кроме био-их стремлений существует стремление к самореализации. К пациенту нужно относиться как к клиенту, партнеру. Недирективный подход к ПТ. Предполагает позицию равенства с клиентом, непредписывание клиенту каких-то особенностей, гипотез. ПТ – глубокомысленный контакт 2 людей. Главный – клиент. У него есть решения, нужно подождать активирования ресурсов. Терапевт играет роль фасилитатора. Основная задача – создание комфортной атмосферы. У подростков за внешней оболочкой скрывается природная мудрость и они тоже готовы к самореализации. Триада Роджерса (особые условия, кот. создает ПТ-вт): 1) безусловное принятие (к поступкам) 2) эмпатическое восприятие. Воспринимать клиента не только с точки зрения когнитивных аспектов, но и науровне чувства. Чувствовать боль др. Ч. 3) Конгруентность – соответствие вербалики и невербалики. Природны ймезх-м саморегуляции Ч, кот. позволет ему адекватно контактировать с миром. Причина неврозов – нарушения конгруентности. Первый раз – запрет на выражение эмоций у детей. Взрослые влияют на ребенка. Осн. цель – восстановление конгруентности. У Ч есть природные задатки этого чувства. 2. Техники клиентцентр-ой тер 1) Вербальный метод. В классич. варианте не проводится ни игр, ни экспериментов. а) Активное слушание (расспрашивание).На первых этапах ПТ. -откр. вопросы -закр. и т.д. б) Рефлексивное слушание. Правильно ПТ-вт понял клиента -резюмирование -перефразирование -прием эхо без сочувствия не им. смысла в) Эмпатическое слушание -«Мне кажется, что вы чувствуете…» -прямая вербализация эмоций -описывает ситуацию, сопровождающую эмоцию -использование метафоры, сравнение. Совпадение с культурным полем клиента. 2) Невербальная компонента -отзеркаливание -кивание -контакт глаз -выдерживание пауз 3) Др методы -Я-высказывание в ситуации конфликта -описание своих чувств -объяснение ситуации -потому что бла-бла-бла -последствия С детьми -эффективна похвала, высказываться по поводу поступков. 3. Эффективность Поожа на эф-ть ПА. При А с неврозами, с психосоматич. заболеваниями. А с нарушениями хар-ра. Хороший эффект при А с детьми и подростками. Средне-, долгосрочная, около 70 часов. Требования к ПТ-вту: -эмпатичность -самораскрытие -аутентичность.
1. Теор основы Близок к гуманистич ПТ. Ч способен к саморазвитию, но он одинок. Берет ответственность за все сам. Тематика одиночества. Отпочковалась от ПА. Родоначальник – Ф. Перлз. Гештальт – образ, структура. Пр-п целостности восприятия. Описание потребностной сферы Ч. Ч и есть организм, а не у Ч есть организм. Экзистенц-ая философия. Философия свободы выбора, осознанности и ответственности. Культура хиппи. Ч м. столкнутьс яс одиночеством, с несправедливостью, хотя он сам справедлив. ПА. Влияние бессознательного. Телесноориентированная терапия. В теле проявляются все психич. пр-сы и проблемы. Базисные положения: 1) Фигура-фон. Рассматривается потребностная сфера Ч. Потребностей много, но есть одна главная. Ведущая потр-ть – фигура и гештальт. 2) Мех-м контакт-уход – мех-м саморегуляции ч, благодаря кот. потребности сменяют др др. Ид – телесность (первоначальная потр-ть). Personality – то, чем мы думаем. Осознание. Эго – выбор того, чем м. удовлетворить потр-ть. 1 фаза: нарастание симптомов, что нужно сделать, выбираем то, чем удовлетворить. 2 фаза: разрушение и слияние с ним. В этот момент (латентная фаза) квазипотр-ть уходит в фон и на ее место встает др потр-ть. Обеспечение всех потр-тей. 3) Незавершенный гештальт – неудовлетворенная потр-ть, кот. вытесняется в бессознат-ое и болезненно там воспроизводится., формируя деструктивное поведение. 4) Границы – место контакта организма со средой. Незавершенный гештальт приводит к нарушению границ. Варианты нарушения границ: 1) Слияние – границы размыты, т.к. Ч слился с внеш. средой (наркомания, алкоголизм) либо с др Ч (сильная привязанность, не произошло отделение от значимого лица). Ч должен знать свои границы и отделяться от др. 2) Проекция – Ч проецирует свои желания, чувства, мысли, потр-ти на др. Чаще всего процируются гнев и тревога. 3) Интроекция – есть заимствованные, но не усвоенные элементы окр. среды. Напр, иррац. установки (Я должен…). 4) Ретрофлексия – зона контакта перемещена внутрь организма, на себя. Пр и аутизме – аутоагрессия. Нейродермит, аллергия и т.д. 5) Дефлексия – полное отсутствие или неосознавание организмом зоны контакта со средой. В рез-те ПТ: 1) завершить гештальт; 2) восстановить границы. Решение проблемы в режиме здесь и сейчас. 2. Техники 1) Вербальные – построенные на разговоре, диалоге. а) Диалог – м.б. похож на разговордвух людей: один что-то не осознает, др – как зеркало. б) Работа с пустым стулом – завершение отношений, удовлетворение потр-ти с субъектом, кот. отсутствует. Дыши глубже, прочувствуй все. -Возможен обмен стульями. Клиент садится на пустой стул, а ПТ-вт – на место клиента. -Исп. к ак в индивидуальном, так и в гр варианте. На стулья «рассадить» значимых людей. Ч садится на кажд. и говорит, что чувствует. -На стул м. садить части своей Л. в) Работа с противоположностями – собака сверху, собака снизу. Агрессивное начало и слабое, уступающее начало. М. разложить любую ситуацию. Акцент на чувства. Сначала клиент воспроизводит ситуацию с позиции нижней собаки.? Потом включить верхнюю. Главное – понять, какие мысли и чувства вытснены. Далее работаем с интроектами в технике диалога. г) Эксперимент – клиента просят вести себя в несвойственной ему манере и осознавать, что с ним происходит. 2) Телесно-ориентированные. Ид – телесная функция, самый первый этап потр-ти. а) Отслеживание телесных проявлений -следить за дыханием - тембром и темпом речи (голоса) - позой и т.д. б) Воздействие на тело – если где-то колет, давит, то м. усилить. в) Повторение, отражение телесных феноменов клиента – ПТ-вт повторяет движения клиента. М. показать как клиент говорит о какой-либо теме. г) Разговор от части тела. «Если бы твоя рука обрела голос, то что бы она сказала?» Раскручиваем, возможно, хочет кого-то ударить, следовательно, злость, обида и т.д. «Будь со мной, не будь свобдна» + сумка – свобода, а ПТ-вт нажимает ей на него 2 этап: она начала гладить руку 3 этап: + схватила сумку. Головная боль – останавливает потр-ти, любовь к кому-то. Методики Звезда, Колыбель, Былинка на ветру. 3) Опирающиеся на воображение а) Метафоры – сказка про крестьянина, жеребца, табун лошаей, сына и войну. про противоположности. Про стражника и калитки. Стражник – это страх. б) Работа со сновидениями – дорога к бессознательному. Нет жесткой импровизации. Любой образ сна – часть Л. Клиент представляет себя на мест разных героев сна и описывает свои чувства, осознает свои потр-ти. Чего хочет монстр? -проиграть роль монстра, попытаться изобразить его несколько раз. Этот монстр – вытесненный образ Л. Осознание и принятие этой части Л. «Какие качества эого монстра пригодились бы тебе в жизни?» в) Использование арт-методов – рисунок и лепка (самые знамеитые). Рисунок м. исп-ся, чтобы осознать проблемы. ПТ-вт вытягивает образы. г) Символы и релаксация. Заброшенный магазин. Каков он и какая игрушка. Говорится только о чувствах. Интерпретация по отдельным предметам не производится. Существует большое количество техник. 3. Эффективность Не лечебное, а профилактичесоке действие. не исп. с психозами, в классическом походе. Исп в профилактике неврозов, задержек Р, А с горем (его отреагирование). Исп. при А с детьми, подростками. С депривированными детьми. Блокирована потр-ть в привязанности. Срок: средне-, долгосрочная. Базовые качества ПТ-вта: -эмоциональная открытость -осознанность -сп-ть к разделению ответ-ти. Гештальт-терапевт д.б. ленивым (не торопиться в А с клиентом), тупым (часто переспрашивать) и жадным (берет оплату, даже если клиент ничего не сказал и не сделал).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |