Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторических идей в России

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

Понятие о стиле и содержании хорошей речи, ее основных качествах и свойствах менялось в различные эпохи, но интерес к искусству речи всегда оставался неизменным. Чистота и правильность языка на Руси во все и даже самые древние времена считались залогом высокой культуры.

Если бы не оставленные нам в наследство памятники, в которых запечатлелись представления об искусстве речи, ее правильности и стилистическом совершенстве, все богатство предшествующих эпох было бы потеряно для нас.

Известно, что красноречие уже в глубокой древности, во времена античного мира, оформилось в особый жанр литературы. При этом под красноречием разумелось в первую очередь ораторское искусство.

Однако термин красноречие всегда имел и другое, более широкое значение, сохранившееся до нашего времени: «Дар речи, способность, умение излагать мысли красиво и убедительно», вне зависимости от устной или письменной формы воплощения речи. В ранних русских учебниках по красноречию, чаще всего это были риторики, искусство речи толковалось широко. В основу рассуждений о качествах хорошей речи включалось понятие не только устной ораторской речи, но и письменных ее разновидностей.

Первые ставшие известными истории занятия риторикой в России сосредоточены были в монастырях – центрах древнерусской книжности. Именно в монастырях обитали составители, авторы первых дошедших до нашего времени риторик – люди, «которые подлинно и достохвально извычны книжному учению и грамматику и риторику умеют».

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17-го в. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер 12 сент. 1626 г.).

В основу первой русской «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Учебник был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник, до наших дней дошло 34 его списка.

В первой части книги дается представление о риторике (краснословие или сладкогласие) и о ее 5 частях:

1) «изобретение дела»;

2) «чиновное различие» (расположение);

3) «соединение слов с пригодными словы» (выражение, украшение);

4) «память»

5) «гласомерное и вежливое слово» (произношение).

Рассматривается 4 вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

Во 2 части говорится об украшении речи и о трех «родах глаголания»: «смиренном», который относится к разговорной, обиходной речи; «высоком», представляющим собой образную речь; «мерном», который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав «смиренного» и «высокого».

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течение всего 17 столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

В 1699 г. появляется новая «Риторика». Предполагается, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В книге каждый из «родов глаголания» наделяется особой функцией (должностью). Смиренный род выполняет задачу «научити», средний (соответствует «мерному» у Макария) – «усладити», высокий – «возбудити».

Если говорить о риторике 17 века, следует подчеркнуть, что она создавалась, с одной стороны, в период крайней неупорядоченности самого литературного языка, в период господства системы устойчивых средневековых символов, застывших формул и представлений, с другой – в период, когда лингвистическое осмысление только зарождалось. Все это определило и обусловило риторику 17 века, эклектичность ее воззрений, слитность, нерасчлененность представленных в ней теоретических положений и знаний.

Риторики 17 века явились как бы прообразом будущих работ по практической стилистике, поскольку именно ранним риторикам принадлежит настойчивое стремление научить своих читателей осуществлять выбор языковых средств. Очень важную роль риторические сочинения 17 в. сыграли в создании лингвистической и литературоведческой терминологии.

Литературно-общественное движение первой трети 18 в. в научной филологической литературе характеризуется как переходная эпоха. Тенденции развития этого времени определялись, с одной стороны, наследством предшествующего времени, восходящим своими корнями к традициям древней и средневековой русской культуры. С другой стороны, большее значение имели и нововведения петровской эпохи – с ними связана тенденция к европеизации всего уклада общественной жизни. Сочетанием старого и нового определялось общее направление в просветительской деятельности ученых и писателей.

В это время происходила смена эстетических идеалов, что не могло не сказаться и на эволюции взглядов, касающихся представлений об искусстве слова. В статье «О смене писательского типа в петровскую эпоху» А.М.Панченко писал: «Петровские реформы касались прежде всего практической сферы. Тонкий слой русской интеллигенции волей или неволей был поглощен этой работой и на занятия искусством у него не оставалось сил. Книжное монашество быстро теряло господствующее положение в словесной культуре, а смена ему подготовлялась исподволь. Дворяне служили до смерти, до старости, до тяжкого увечья. Однако именно в Петровскую эпоху произошли принципиальные изменения в русском литературном быте, которые предопределили своеобразие работ в области риторики, стилистики, теории и практики ораторской речи».

Можно выделить три направления, в рамках которых в первой половине 18 в. создавались произведения, затрагивающие проблемы красноречия.

В кратких чертах они могут быть охарактеризованы следующим образом.

1. Именно в области риторической теории приверженность канонам была особенно глубокой. Одно из главенствующих направлений было связано с развитием учебной литературы по риторике: создавались пособия и руководства по гомилетике, искусству красноречия для духовенства. Наряду с усовершенствованием «школьных» жанров риторических сочинений наблюдалось интенсивное развитие разных форм парадного и церковного красноречия.

2. В историко-литературном плане особый интерес представляют складывающиеся взаимоотношения между риторикой и литературой: на протяжении всей истории 18 века эти взаимоотношения менялись так же, как менялась оценка проблем красноречия.

3. Эволюция определена была и тем, что именно вопросы литературной и словесной культуры привлекли к себе особое внимание писателей и ученых. В этом отношении выдающуюся роль сыграло учение о красноречии М.В. Ломоносова. Он оттолкнулся о учебной риторики и от задач, связанных с обучением духовному красноречию.

Вопрос о соотношении риторики с художественной словесностью для М.В.Ломоносова, наиболее талантливых его современников и последователей стал одним из центральных, что определило отличительные черты трудов по красноречию и в послеломоносовский период. В первой трети 18 в. и особенно во второй его половине, получили развитие формы практического красноречия, опиравшегося на прежние, уже сложившиеся традиции коммуникативного общения. Вопросы письменной этики в коммуникативных видах речи всегда были объектом пристального внимания русских сочинителей. Это проявлялось и в разнообразных жанрах русской деловой литературы, и в эпистолярном наследии предшествующих поколений. Поэтому совершенно особый жанр регламентирующей литературы составляют нормативные руководства, которые своей задачей ставили регуляцию речевой деятельности личности в социальном контексте на фоне конкретной социальной обстановки. Именно в начале 18 в. появились работы, обобщающие социальный опыт речевой деятельности.

В начале 19 в. возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». Теория красноречия в России 19 в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствующего стиля предмету изложения; о высоком говорилось в высоком стиле, о низком – сниженным; к частной риторике – составление официальных бумаг.

Объем и задачи риторики как науки определяются в «общей и частной риторике» (1859) неизвестного автора, вот его высказывание: «в наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у других. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения».

Именно такой теории, взгляда на риторику придерживалось большинство русских исследователей в 19 в. это и «Опыт риторики» И.С.Рижского, писателя, ректора Харьковского университета, профессора красноречия и русского языка, члена Академии наук, и риторика его выдержала по крайней мере три издания (первое – 1795, второе – 1805, третье – 1822).

Не менее популярной в первой трети 19 в. была «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова (1778-1830). Она была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона.

Также еще известно и о риторике Александра Ивановича Галича, преподававшего русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее и бывшем в числе учителей А.С.Пушкина. Риторика называлась так: «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И.Галича.

Известен и опыт другого преподавателя русской и латинской словесности в том же лицее доктора философии Н.Ф.Команского. он написал две риторики: «Общая реторика»(1829) и «Частная реторика»(1832).

Исследователи 19 в. относили красноречие к числу изящных искусств. Так, один из авторов – И.П.Войцехович – писал в эстетическом трактате: «Красноречие принадлежит также к числу изящных искусств и требует великого образования ума и других душевных способностей. Материалы сего искусства суть: язык и письмо».

В риторических работах того времени авторы настойчиво требовали от речи единства формы и содержания, осознавая, что только правильное их соотношение может создать настоящее произведение искусства, имеющее воспитательное и образовательное значение.

Эволюцию риторических идей в России наиболее полно можно проследить на примере авторских риторик Феофана Прокоповича, М.В.Ломоносова, М.М. Сперанского, внесших огромный клад в развитие именно русской словесности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Риторические труды Цицерона | Феофан Прокопович
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.