Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления в исследовании психики




Панпсихизм – вся материя (живая и неживая) обладает психикой.
Биопсихизм – психика возникает у жизни вообще.
Зоопсихизм – психика на уровне животной жизни.
Нейропсихизм психика с появлением нервной системы у животных.
Антропопсихизм – психика только у человека.

 

Формы проявления психической активности:
1. Психические процессы: когнитивные; эмоциональные; волевые
2. Психические состояния: мотивационно-волевые; эмоциональные; уровни организованности психической активности
3. Психологические свойства: направленность, характер, темперамент.

Процессы, состояния и свойства классифицируются на индивидуальные и групповые, они также делятся на внутренние и внешние.

 

Психология имеет тесные связи практически со всеми иными научными дисциплинами. В группу «медицинской психологии» вхо­дит прежде всего патопсихология, которая занимается иссле­дованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой раз­личных психических и личностных нарушений в основном при различных психических заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Нейропсихология занимается изучением "вкла­дов", которые те или иные мозговые структуры (подкорко­вые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в про­текание психической деятельности, а также диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разно­образных "локальных" поражениях мозга. Психофизиология занимается нейрофизиологическими меха­низмами психических процессов.

 

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности: психология труда, инженерная, педагогическая и др.

Во-вторых, по тому, кто является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д.

Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

Этапы развития психологии:

1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;

2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;

3) ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;

4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;

5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы;

6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;

7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

Методы психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)
  Внутреннее (самонаблюдение)
  Свободное
  Стандартизированное
  Включенное
  Стороннее
Опрос Устный
  Письменный
  Свободный
  Стандартизированн ый
Тесты Тест-опросник
  Тест-задание
  Проективный тест
Эксперимент Естественный
  Лабораторный
Моделирование Математическое
  Логическое
  Техническое
  Ки бер нетическое


Наблюдение – древнейший метод познания. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.


Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими.

 

Более целесообразно в психологии выделять три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие
субъекта и объекта исследования. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

3. Интерпретация и описание, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

 

Теоретическими методами психологического исследования являются: 1) дедуктивный метод – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.; 2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование – конкретизация метода аналогий, “трансдукция”, умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.