КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретико-множественный смысл произведения
Упражнения 1. Объясните с теоретико-множественной точки зрения смысл выражений: а) 8-3; 6)4-4; в) 4 - 0. 2.. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются при помощи вычитания. а) В корзине было 7 морковок, 3 из них отдали кроликам. Сколько морковок осталось? б) На столе 8 чашек, их на 3 больше, чем стаканов. Сколько стаканов на столе? в) На верхней полке шкафа 7 книг, а на нижней 4. На сколько книг больше на верхней полке, чем на нижней? 3. Обоснуйте выбор действий при решении задач. а) На одной полке 5 книг, на другой на 3 больше. Сколько книг на двух полках? б) Во дворе гуляли 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько детей гуляло во дворе? 4. Запишите, используя символы, правило вычитания суммы из числа и дайте его теоретико-множественное истолкование. Лекция 37. Произведение и частное целых неотрицательных чисел Определение произведения, его существование и единственность. Законы умножения. Определение произведения через сумму. Определение частного целого неотрицательного числа на натуральное, его существование и единственность. Теоретико-множественный смысл правил деления суммы и произведения на число. Определение умножения натуральных чисел в аксиоматической теории основывается на понятии отношения «непосредственно следовать за» и сложении. В школьном курсе математики используется другое определение умножения, оно связано со сложением одинаковых слагаемых. Покажем, что оно вытекает из первого. Теорема 4. Если о > 1, то произведение чисел а и b равно сумме b слагаемых, каждое из которых равно а. Доказательство. Обозначим сумму b слагаемых, каждое из которых равно а, через а ▫ b. И, кроме того, положим, что а ▫ 1 = а. Тогда выражение а°(b + 1) будет означать, что рассматривается сумма b + 1 слагаемого, каждое из которых равно а, т.е. а ▫(b + 1) = а + а +... + а + а. Сумму а + а +... + а + а можно представить в виде b + 1 слаг. выражения (а + а +... + а + а) + а, которое равно а ▫ b + а. Значит, операция а ▫ b обладает теми же свойствами, что и умножение, определенное в аксиоматической теории, а именно, а ▫ 1 = а и а ▫(b+1) = а ▫ b + а. В силу единственности умножения получаем, что а ▫ b = а× b Итак, если а и b - натуральные числа и b > 1, то произведение а × b можно рассматривать как сумму b слагаемых, каждое из которых равно а. Умножение на I определяется так: а × 1 = а. Если умножение рассматривается на множестве целых неотрицательных чисел, то к этим двум случаем надо добавить третий - определение умножения на нуль: а × 0 = 0. Таким образом, получаем следующее определение умножения целых неотрицательных чисел. Определение. Если а, b - целые неотрицательные числа, то произведением а × b называется число, удовлетворяющее следующим условиям: 1) а × b = а + а +... + а + а, если b > 1; b слаг. 2) а× b = а, если b = 1; 3) а× b = 0, если b = 0. Случаю 1) этого определения можно дать теоретико-множественную трактовку. Если множества А₁, А₂,..., Аb имеют по а элементов каждое, причем никакие два из них не пересекаются, то их объединение А₁È А₂È... ÈАb содержит а× b элементов. Таким образом, с теоретико-множественных позиций а× b (b > 1) представляет собой число элементов в объединении b множеств, каждое из которых содержит по а элементов и никакие два из них не пересекаются. а× b = n(А₁È А₂È... ÈАb), если n(А₁) = n(А₂)=…= n(Аb)= а и множества попарно не пересекаются. Взаимосвязь умножения натуральных чисел с объединением равночисленных попарно непересекающихся подмножеств позволяет обосновывать выбор действия умножения при решении текстовых задач. Рассмотрим, например, такую задачу: «На одно пальто пришивают 4 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 3 таких пальто?» Выясним, почему она решается при помощи умножения. В задаче речь идет о трех множествах, и каждом из которых 4 элемента. Требуется узнать число элементов в объединении этих трех множеств. Если n(А₁) = n(А₂)= n(А₃)= 4 и множества попарно не пересекаются, то n(А₁È А₂È А₃) = n(А₁) + n(А₂) + n(А₃)= 4+4+4 = 4 × 3. Произведение 4 × 3 является математической моделью данной задачи. Так как 4 × 3 = 12. то получаем ответ на вопрос: на 3 пальто надо пришить 12 пуговиц. Можно дать другое теоретико-множественное истолкование произведения целых неотрицательных чисел. Оно связано с понятием декартова произведения множеств. Теорема 5. Пусть А и В - конечные множества. Тогда их декартово произведение также является конечным множеством, причем выполняется равенство: n(АхВ)= п(А)× п(В). Доказательство. Пусть даны множества А = {а₁, а₂,..., аn}, В = {b₁, b₂,..., bk}, причем k > 1. Тогда множество А х В состоит из пар вида (аi, bj), где 1 £ i £ п, 1 £ j £ к. Разобьем множество АхВ на такие подмножества А₁, А₂,..., Аk, что подмножество Аj состоит из пар вида (а₁, bj), (а₂. bj),..., (аn, bj). Число таких подмножеств равно к, т.е. числу элементов в множестве В. Каждое множество А] состоит из n пар, и никакие два из этих множеств не содержат одну и ту же пару. Отсюда следует, что число элементов в декартовом произведении АхВ равно сумме к слагаемых, каждое из которых равно n, т.е. произведению чисел n и к. Таким образом, равенство п(АхВ) = п(А)× п(В) доказано при к > I. При к = 1 оно тоже верно, так как в этом случае В содержит один элемент, например, В = {b}, а тогда АхВ состоит из пар вида (а₁, b), (а₂. b),..., (аn, b), число которых равно n / Поскольку п(А) = п, п(В)= 1, то и в этом случае имеем: n(АхВ)= п(А)× п(В) = п× 1. При к = 0 данное равенство также верно, поскольку В = Æ и п(Ах Æ ) = п(А)× п( Æ ) = п×× 0 = 0. Из рассмотренной теоремы следует, что с теоретико-множественной точки зрения произведение а× b целых неотрицательных чисел есть число элементов в декартовом произведении множеств А и В, таких, что п (А) = а, и п (В) =b. а× b = п(А)× п(В) = п(АхВ). Этот подход к определению умножения позволяет раскрыть теоретико-множественный смысл свойств умножения. Например, смысл равенства а× b = b× а состоит в том, что хотя множества АхВ и ВхА различны, они являются равномощными: каждой паре (а, b) из множества АхВ можно поставить в соответствие единственную пару (b, а) из множества ВхА, и каждая пара из множества ВхА сопоставляема только одной паре из множества АхВ. Значит, п(АхВ) = п (ВхЛ) и потому а× b = b×. Аналогично можно раскрыть теоретико-множественный смысл ассоциативного свойства умножения. Множества Ах(ВхС) и (АхВ)хС различны, но они являются равномощными: каждой паре (а, (b, с)) из множества Ах(ВхС) можно поставить в соответствие единственную пару ((а, b), с) из множества (АхВ)хС, и каждая пара из множества (АхВ)хС сопоставляется единственной паре из множества Ах(ВхС). Поэтому п(Ах(ВхС)) = п((АхВ)хС) и следовательно, а(b с) = (а b)с. Дистрибутивность умножения относительно сложения выводится из равенства А х (В È С)= (А х В) È (А х С), а дистрибутивность умножения относительно вычитания - из равенства Ах(В\С) = (АхВ) \ (А х С). В начальных курсах математики произведение целых неотрицательных чисел чаще всего определяют через сумму. Скучай а× 1 = а и а× 0 = 0 принимаются по определению.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |