КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел
Упражнения 1. Используя определение произведения чисел через сумму, объясните, каков теоретико-множественный смысл произведения 2 × 4. 2. Раскройте теоретико-множественный смысл произведения 2 × 4, используя определение произведения чисел через декартово произведение множеств. 3. Докажите, что дистрибутивность умножения относительно 4. Объясните, почему следующие задачи решаются при помощи умножения. а) На каждую из трех тарелок положили по 2 яблока. Сколько всего яблок положили? б) Школьники посадили в парке 4 ряда деревьев, по 5 штук в ряду. Сколько деревьев они посадили? 5. Используя теоретико-множественный смысл действий над числами, обоснуйте выбор действий при решении задач. А) Первоклассники заняли в кинотеатре 3 ряда, второклассники – 4 ряда, а третьеклассники - 5 рядов. Сколько учеников начальных классов было в кинотеатре, если в каждом ряду они занимали по 9 мест? Б) В саду 8 рядов деревьев, по 9 в каждом. Из них 39 яблонь, 18 груш, остальные сливы. Сколько сливовых деревьев в саду? 6. Какие рассуждения учащихся вы будете считать правильными при выполнении ими следующих заданий. А) Вера и Надя сажали тюльпаны. Вера посадила 8 рядов тюльпанов, по 9 в каждом, а Надя 9 рядов по 8 тюльпанов. Можно ли, не выполняя вычислений, утверждать, что Вера посадила столько же тюльпанов, сколько Надя? Пользуясь данным условием, объясните, что означают выражения: 72+72; 72×2; 8×9 – 8. Б) В гараже в 6 рядов стояло по 9 машин. Из каждого ряда выехало 8 машин. Сколько машин осталось в гараже? Объясните, что означают выражения, составленные по условию каждой задачи: 9 × 6; 8 × 2; 8 × 6; 9 - 8; (9 - 8) × 2; (9 - 8) × 6. В аксиоматической теории деление определяется как операция, обратная
умножению, поэтому между делением
и умножением устанавливается тесная взаимосвязь. Если а× b = с, то, зная произведение с и один из множителей, можно при помощи деления найти другой множитель. Выясним теоретико-множественный смысл полученных частных с: b и с: а. Произведение а × b = с с теоретико-множественной точки зрения представляет собой число элементов в объединении b попарно непересекающихся множеств, в каждом из которых содержится а элементов, т.е. а× b = n(А₁È А₂È... ÈАb), где n(А₁) = n(А₂)=…= n(Аb). Так как множества попарно не пересекаются, а при их объединении получается множество - назовем его А, - в котором с элементов, то можно говорить о разбиении множества А на равночисленные подмножества А₁, А₂,..., Аb. Тогда частное с: а - это число подмножеств в разбиении множества А, а частное с :b - число элементов в каждом подмножестве этого разбиения. Мы установили, что с теоретико-множественной точки зрения деление чисел оказывается связанным с разбиением конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества и с его помощью решаются две задачи: отыскание числа элементов в каждом подмножестве разбиения (деление на равные части) и отыскание числа таких подмножеств (деление по содержанию). Таким образом, если а = п(А) и множество А разбито на попарно непересекающиеся равночисленные подмножества и если: b - число элементов в каждом подмножестве, то частное а:b - это число таких подмножеств; b - число подмножеств, то частное а:b- это число элементов в каждом подмножестве. Взаимосвязь деления натуральных чисел с разбиением конечных множеств на классы позволяет обосновывать выбор действия деления при решении задач, например, такого вида: «12 карандашей разложили в 3 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?» В задаче рассматривается множество, в котором 12 элементов. Это множество разбивается на 3 равночисленных подмножества. Требуется узнать число элементов в каждом таком подмножестве. Это число, как установлено выше, можно найти при помощи деления – 12:3. Вычислив значение этого выражения, получаем ответ на вопрос задачи -в каждой коробке по 4 карандаша. Если дана задача: «В коробке 12 карандашей, их надо разложить в коробки, по 3 карандаша в каждую. Сколько коробок понадобится'?», - то для решения выбор действия деления можно обосновать следующим образом. Множество из 12 элементов разбивается на подмножества, в каждом из которых по 3 элемента. Требуется узнать число таких подмножеств. Его можно найти при помощи деления - 12:3. Вычислив значение этого выражения, получаем ответ на вопрос задачи - понадобится 4 коробки. Используя теоретико-множественный подход к действиям над целыми неотрицательными числами, можно дать теоретико-множественное истолкование правила деления суммы на число: если частные а:с и b:с существуют, то (а + b):с = а:с + b:с. Пусть а = п{А) и b = п(В), причем А Ç В = Æ. Если множества А и В можно разбить на равночисленные подмножества, состоящие из с элементов каждое, то и объединение этих множеств допускает такое же разбиение. Если при этом множество А состоит из а: с подмножеств, а множество В - из b: с подмножеств, то А È В состоит из а:с + b:с подмножеств. Это и значит, что (а + b):с =а:с + b:с. Аналогично проводятся рассуждения и в случае, когда с рассматривается как число равночисленных подмножеств в разбиении множеств А и В. С теоретико-множественной точки зрения можно рассмотреть и смысл отношений «больше в» и «меньше в», с которыми младшие школьники встречаются при решении текстовых задач. В аксиоматической теории определение этих отношений вытекает из определения деления натуральных чисел: если а:b = с, то можно говорить, что «а больше b в с раз» или что «b меньше а в с раз». И чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. Если же а = п(А), b = п(В) и известно, что «а меньше b в с раз», то поскольку а < b, то в множестве В можно выделить собственное подмножество, равномощное множеству А, но так как а меньше b в с раз, то множество В можно разбить на с подмножеств, равномощных множеству А. Так как с - это число подмножеств в разбиении множества В, содержащего b элементов, а в каждом подмножестве - а элементов, то с = b:а. Теоретико-множественным смыслом отношения «а больше (меньше) b в с раз» можно воспользоваться при обосновании выбора действий при решении задач. Рассмотрим, например, такую задачу: «На участке растут 3 ели, а берез в 2 раза больше. Сколько берез растут на участке?» В задаче речь идет о двух множествах: множестве елей (А) и множестве берез (В). Известно, что п(А) = 3 и что в множестве В элементов в 2 раза больше, чем в множестве А. Требуется найти число элементов в множестве В, т.е. п(В).
Так как в множестве В элементов в 2 раза больше, чем в множестве А, то множество В можно разбить на 2 подмножества, равномощных множеству А (рис. 116). Поскольку в каждом из подмножеств содержится по 3 элемента, то всего в множестве В будет 3 + 3 или 3×2 элементов. Выполнив вычисления, получаем ответ на вопрос задачи: на участке растет 6 берез.
Теоретико-множественное истолкование можно дать и делению с остатком. Напомним, что разделить натуральное число а на натуральное число b с остатком - ото значит найти такие натуральные целые неотрицательные числа q и r, что а = b q + r, где 0 £ r < b. Пусть а = n(А) и множество А разбито на множества А₁, А₂,..., Аq, R, так, что множества А₁, А₂,..., Аq равночисленны, а множество R содержит меньше элементов, чем каждое из множеств А₁, А₂,..., Аq. Тогда, если n(А₁)= n(А₂)=…= n(Аq) = b, а n(R) = r, где 0 £ r < b, причем число q равночисленных множеств является неполным частным при делении а на b, а число элементов в R - остатком при этом делении.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |