КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русский язык как предмет преподавания в начальной школе
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛЕКЦИЯ № 1.
1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка. Разделы методики начального обучения русскому языку. 2. Связь методики русского языка с другими науками. 3. Принципы обучения русскому языку. 4. Методы исследования в методике русского языка.
1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка. Методика обучения русскому языку стоит в ряду педагогических наук. Это наука, предмет которой – процесс обучения языку, его практическому использованию. Её специфические задачи: обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учётом, - во-первых, специфики языка как средства общения, - во-вторых, психолого-педагогических закономерностей процесса обучения, - в-третьих, социальных потребностей общества. Исходя из образовательных и воспитательных задач школы, методика русского языка: - определяет задачи и содержание обучения русскому языку; - исследует учебно-воспитательный процесс; - устанавливает закономерности учебно-воспитательного процесса и систему научно обоснованных методов и приёмов обучения. Любая методики, в том числе и методики обучения русскому языку, справедливо считается прикладной наукой, т.к. она ориентирована на решение практических задач: на поиск путей оптимизации обучения, на разработку обоснованных рекомендаций, на создание конкретных материалов для участников процесса обучения – учителей и учащихся. Все эти материалы (программы, учебники, рекомендации и т.п.) должны являться результатом теоретических исследований, обоснованно сформулированных принципов. Традиционно, говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: - чему учить? - как учить? - почему так, а не иначе? Ответом на 1-ый вопрос является разработка содержания обучения: программ по русскому языку, учебников и учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование. Ответом на 2-ой вопрос является разработка методов и приёмов обучения, методических указаний, рекомендаций, методической литературы. Ответом на 3-ий вопрос является исследование учебно-воспитательного процесса, разработка наиболее эффективных методов обучения. Методика изучает причины успехов и неудач в усвоении знаний и намечает пути их устранения, т.е. стремится разработать оптимальную систему обучения, которая обеспечивала бы прочность усвоенных знаний, умений и навыков, повышение познавательной активности и самостоятельности, развитие мышления, речи и т.д. Разделы методики начального обучения русскому языку. Методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму. Методика обучения чтению. Задача уроков чтения в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе. Методика обучения грамматике и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков. Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения. Дети поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать; они овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами. Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей. Методика преподавания русского языка – это наука постоянно развивающаяся и совершенствующаяся. К сожалению, пока ещё в решении ряда вопросов методика иногда опирается не столько на современные лингвистические и психологические теории, сколько на сложившийся опыт, на традиции. Одна из важнейших задач методики как науки и состоит в том, чтобы пересмотреть, перепроверить действенность существующей системы обучения русскому языку, найти в ней уязвимые места, понять причины негативных явлений и с современных теоретических позиций определить пути и способы коренного улучшения практики обучения русскому языку.
2. Связь методики с другими науками. Особенность любой частной методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки. Следующая схема наглядно демонстрирует это.
ПРАКТИКА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПСИХО- ЛИНГВИС- ЛИТЕРАТУРО- ПЕДАГО- ЛОГИЯ ТИКА ВЕДЕНИЕ ГИКА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Методологической основой методики обучения русскому языку, как и других наук, является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. С позиции всех этих теоретических концепций определяются общие подходы к решению вопросов обучения русскому языку и воспитания средствами данного предмета. Так, на основе теории познания методика как наука осуществляет своё развитие. Именно из практики черпает она свои научные проблемы и практикой же проверяет правильность их решения. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе, уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом. Например, сегодня становится очевидным, что, изучая в школе язык как средство общения, мы слишком мало занимаемся обучением самому общению с помощью этого средства. Признание этого факта даёт толчок методической мысли, влечёт за собой научный поиск. На решение большей части методических вопросов методологические концепции влияют не прямо, а через науки, откуда методика черпает принципиально важную для неё информацию. Ведущие из этих наук – языкознание (или лингвистика), психология и педагогика. Лингвистические, психологические и педагогические теории являются фундаментом, теоретической базой методики обучения русскому языку. Лингвистика – это наука о языке, а методика изучает преподавание языка. Значит, предмет изучения методики – сам язык (подробнее см. учебник). Неразрывны связи методики русского языка с психологией. Методика опирается на физиологические и психологические особенности памяти, мышления, внимания, речи ребёнка. Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала. Всё отчётливее вырисовываются связи методики обучения русскому языку с психолингвистикой, находящейся на стыке психологии и языкознания. Она даёт методике данные о речи как о деятельности. Методика стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступностии научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Методика опирается также на теорию литературы. Методика чтения вначальных классахстроится на основе закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства. Большую роль в развитии методики обучения русскому языку играет и педагогический опыт (на схеме – стрелка, указывающая на связь науки и практики, двусторонняя). Идеи, рождённые учителями, воплощённые в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, безусловно, могут способствовать научно-методическому прогрессу.
3. Принципы обучения русскому языку. Как уже было сказано, в методике используются все основные принципы дидактики. Однако русский язык как предмет школьного изучения требует специфической интерпретации этих принципов. Так, принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Принцип наглядности на уроках русского языка – это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диа- и видеоофильмов, но и наблюдения над живым языком, над речью, опора на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной "наглядный" материал на уроках русского языка – это русский язык в его лучших образцах: фольклор, произведения классиков русской литературы, современных писателей. Л.П. Федоренко разработаны собственные, методические принципы обученияродному языку, которые определяют основные направления учебного труда учителя и учащихся и выходят за рамки общедидактических принципов, указанных выше. Эти принципы выводятся из закономерностей усвоения языка и речи (см.: Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984). Первый принцип – принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи – вытекает из закономерности: "Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения". Данный принцип определяет обучение произносительной стороне языка, тренировку механизмов речи. Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления. Обучение языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Третий принцип, опирающийся на закономерность выразительности речи, определяется как принцип различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц. Он предполагает дифференциацию функциональных стилей и оценку выразительности слова и других единиц языка в тексте. Этот принцип определяет необходимость изучения русского языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения. Четвёртый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую "способность запоминать традицию сочетания языковых единиц", способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи. Языковое чувство ребёнка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а также в результате собственной речевой деятельности. Пятый принцип - это принцип опережающего усвоения устной речи передписьменной. Неразрывная связь развития устной и письменной речи обеспечивает полное и всестороннее овладение языком.
4. Методы исследования в методике русского языка. (Самостоятельно по учебнику: "Методика…" Рамзаевой, Львова 1979: с.12-16; "Методика…" Львова, Рамзаевой 1987: с.13-16.) Meтoдикa oбyчeния rpaмoтe – пpиклaднaя нayкa, в ней бoльшyю poль иrpaeт пpaктикa. Bыcoкaя тoчнocть ee пpaктичecкиx вывoдoв и peкoмeндaций oбycлoвливaeтcя и oбecпeчивaeтcя paзpaбoтaннocтью ее системы исследований. В процессе исследовательской дeятeльнocти пpимeняютcя в eдинcтвe тeopeтичecкиe и эмпиpичecкиe методы иccлeдoвaния. Teopemuчecкue мemoды: 1) изyчeниe мeтoдoлoгичecкиx ocнoв (нaпpимep, cвязи мышлeния и peчи, ecли нeoбxoдимo найти оптимальные пyти paзвития peчи); 2) изyчeниe. «иcтopии вoпpoca», т.e. изyчeниe и анализ пpeдыдyщeгo oтeчecтвeннoгo и зapyбeжнoro oпытa пo данной мeтoдикe; 3) изyчeниe вoпpocoв coвpeмeннoгo нayкoвeдeния, опыта иccлeдoвaтeльcкoй paбoты yчeныx; 4) aнaлиз и обобщение мaтepиaлa, пoлyчeннoro эмпиpичecким пyтeм, т.e. в peзyльтaтe наблюдений, изyчeкия oпытa yчитeлeй, экcпepимeнтa. Эмпupuчecкue мemoды: 1) изyчeниe опыта yчитeлeй в цeляx oбнapyжeния, oбoбщeния, оценки и pacпpocтpaнeния того нового и ценного, что пoявляeтcя в пpoцecce твopчecкoro тpyдa школьного yчитeля; 2) цeлeнaпpaвлeнныe наблюдения над пpoцeccoм oбyчeния, т.e. пpoтoкoлиpoвaниe ypoкoв, ответов yчaщиxcя и иx paccкaзoв, вeдeниe мarнитoфoнныx зaпиceй и видeoзaпиceй, изyчeниe пиcьмeнныx paбoт yчaщиxcя; 3) экcпepимeнт - caмый pacпpocтpaнeнный метод в paзвитии методики, кoтopый пpeдпoлaraeт дeдyктивный пyть пoиcкa иcтины (выдвижение гипотезы, coздaниe иcкyccтвeнныx ycлoвий oбyчeния, oтличaющиxcя oт тpaдициoнныx, opraнизaция oбyчeния в неcкoлькиx клaccax пapaллeльнo, пpoвepкa и анализ peзyльтaтoв oбyчeния в coпocтaвлeнии c кoнтpoльными клaccaми, paбoтaющими пo тpaдициoннoй методике).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |