Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортный рынок




Транспортный рынок, где всего несколько производителей - продавцов транспортных услуг (видов транспорта) и большое количество их потребителей (покупателей) - это олигопольный рынок.

Итак, главным в единстве транспортной системы является не столько вид собственности (хотя, разумеется, это обстоя­тельство существенно), сколько интересы потребителей, конечный результат деятельности этой системы а вещественно – нату­ральной форме, что соответствует маркетинговой, т.е. рыночной концепции нормального функционирования экономики.

«Добиться успеха можно, лишь полностью удовлетворяя запросы потребителей», - гласит один из основных постулатов маркетинга.

В зависимости от складывающейся ситуации на транспортном рынке необходима и здоровая (естественная) конкуренция между видами транспорта и. внутри одного вида, например между автомобильными фирмами и железными дорогами на парал­лельных направлениях. Адаптируясь к рыночным условиям, транспортные предприятия должны обеспечивать конкурентоспособ­ность своей продукции - транспортных услуг. Именно по этому необходимо широкое внедрение менеджмента и маркетинга в организацию и планирование перевозок, в транспортное обслуживание клиентуры, и наибольшего успеха добиваются те предпри­ятия и компании, которые обеспечивают своевременную доставку со всеми удобствами - «точно в срок» и «от двери до двери». А это наилучшим образом можно сделать при сочетании нескольких видов транспорта в рамках функционирования ЕТС страны и отдельных ее регионов. При этом речь идет не о возврате к централизации и администрированию, а об экономически выгодном как для клиентов, так и для транспорта взаимодействии различных элементов этой системы.

Но, если говорить о современном состоянии украинского транспортного рынка, то в первую очередь следует отметить чрезвычайно высокие затраты на транспортировку грузов. Это один из основных факторов неконкурентоспособности украинских товаров, как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в Украине в 6 раз выше, чем в США и з 4,5 раза больше, чем в Китае.

Основным видом транспорта в Украине остается железнодорожный, требующий не только расширения, но и коренной ре­конструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на украинских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузо-разгрузочных работ, что снижает производи­тельность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.

Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного транспорта к автомобильному. В Украине такая тенденция пока невозможна, в основном, из-за неразвитости дорожной сети. Плотность авто­дорог в Украине в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству).

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводствен­ный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Схема этих связей показана на рис. 1.

 

       
 
   
 

 

 


Рисунок 1.- Место транспорта в системе «производство - обращение - потребление»

1 - производство; 2 - экспедиция, хранение, погрузка; 3 - транспорт;

4 - хранение, выгрузка, экспедиция; 5 - потребление;

 

Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который а ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования - железнодорожный, мор­ской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропереда­чи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения). Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой - он сам, как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные Виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15 - 20%, достигая по некоторым грузам 45 - 50%.

 

1.4. Структурно - функциональная характеристика транспорта

 

 

           
 
 
   
Железнодорожный Морской Внутренний водный Автомобильный Воздушный Трубопроводный  
 
Транспорт отраслей материального про-изводства (промышленности, строительства, сельского хозяйства)   Транспорт организаций сферы обслужив-ания и управления Транспорт населенных пунктов (общест-венный и индивидуальный)  

 


Рисунок 2. - Структурная схема транспортной системы.

 

При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями государственной, муниципальной или частной форм собственности.

Транспорт общего пользования - это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осу­ществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом, фирмой или частным лицом.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. В отличие от транспорта общего пользования, транспорт не общего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.

Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному предприятию, на­зываются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодо­рожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.). В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранс­порт и др.

Кроме деления на транспорт общего и не общего пользования, в некоторых случаях его подразделяют на магистральный транспорт и немагистральный транспорт. С одной стороны, магистральный - синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – не общего (например, промышленный транспорт - это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом: Универсальный транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный транспорт; внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний транспорт (выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

круглогодичный транспорт (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный транспорт (например; внутренний водный).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.