Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия развития речи в период обучения грамоте

В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Лекция № 16.

 

1. Условия развития речи в период обучения грамоте.

2. Работа над словом.

3. Работа над словосочетанием и предложением.

4. Работа над связной речью.

5. Развитие речи учащихся на уроках письма.

6. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

 

Ребенок приходит в школусо значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника – игровой деятельностью.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства; так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.

Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми он сталкивается, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи дошкольника. Но происходит постепенное включение элементов письменно-книжной речи в обиход первоклассника. Такие элементы содержит речь учителя (литературная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке.

3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.

4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В период обучения грамоте | Работа над словосочетанием и предложением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.