Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В период обучения грамоте

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ

ЭЛЕМЕНТЫ грамматической и

 

Орфография – это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы может привести к искажению мысли. Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся – это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми.

В школе у детей формируется орфографический навык. основа этого навыка закладывается в период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка. Однако число правил, которыми руководствуются первоклассники, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:

1) соотносить букву и звук – сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных: д о ма – д о м, л е са – л е с; са д – са д ы; ду б – ду б ы). Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных и парных согласных в корнях родственных слов;

2) раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

3) переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

4) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.

В этот период орфографическая работа строится главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). С морфологическим принципом русского правописания дети знакомятся лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как са д – са д ы, д о ма – д о м, и учатся проверять на этой основе правописание гласных и согласных.

В связи с тем что в орфографической работе главное место принадлежит фонетическим и смысловым факторам, учитель отбирает соответствующие им методические приемы:

– звукобуквенный анализ и синтез;

– составление слов на наборном полотне;

– отчетливое проговаривание слов;

– смысловой анализ слов и предложений.

Так, изменяя слова еж – ежи, уж – ужи, ерш – ерши, дети не только усваивают правописание жи, ши (еще до изучения правила), но и практически готовятся к усвоению орфографического действия – проверке согласных на конце слова; в грамматическом же плане проводится пропедевтическая работа к усвоению темы "Изменение имен существительных по числам".

Сопоставляя слова ехал и подъехал, дети практически подготавливаются к изучению тем "Состав слова. Приставки", "Родственные слова". Выстраивая цепочку осень – осенний вечер, мы готовим учащихся к усвоению законов словообразования, к усвоению тем "Имя прилагательное", "Родственные слова", "Состав слова".

На уроках обучения грамоте первоклассники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; учащиеся изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме "Глагол".

Обучение приемам письма. Обучая написанию букв, соединений, слогов, на уроках письма следует учить различным приемам работы, необходимым детям и на других уроках: списыванию, письму под диктовку и т.д.

Списывание – основной вид письменных упражнений. Списывать можно с письменного и печатного текста. Важно с первых уроков научить послоговому списыванию. Для этого после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог, не глядя на образец. А при списывании слова после его прочтения и разделения на слоги учитель закрывает все слоги, кроме того, который списывается детьми в данный момент.

Списыванию может предшествовать звукобуквенный анализ, который предупредит ошибки при письме. Но такой анализ можно провести и после списывания, тогда это – проверка написанного. При списывании с печатного текста особое внимание уделяется анализу формы букв и объясняются необходимые приемы соединений. Можно проводить полное или выборочное списывание.

Письмо под диктовку – более трудный вид работы. Ему всегда должны предшествовать звукобуквенный анализ, объяснение написаний и соединений, а вслед за диктовкой проводится проверка написанного.

Подготовкой к письму на слух будет письмо по памяти или зрительный диктант. В первом случае дети запоминают слог или слово, объясняют написания и соединения, а затем сами себе диктуют. Во втором случае диктует учитель. Но за письмом должна следовать проверка.

Иногда в помощь письму под диктовку используются схемы слов, рисунки, опорные буквы или слоги, разрезная азбука.

Проговаривание – это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.

Проговаривание – это произнесение (прочтение) букв в том порядке, в котором они написаны. В этот момент допускаются отступления от орфоэпических норм.

Проговаривать слог или слово можно не только до письма, но и параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-н-н-а-а. Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»).

Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения. К ним можно отнести те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.

В любом случае необходимо провести предупреждающую ошибки работу, а затем проверить написанное.

 

Литература:

 

1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 68-69.

2. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.

3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С.76-78.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 15. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой | Условия развития речи в период обучения грамоте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.