Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 15. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой

Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой

В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Первоклассников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учитель должен знать также характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подхода в обучении грамоте.

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неизбежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обычного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают не- достаток внимания учителя.

Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.

Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2 – 5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:

1) читать целыми словами;

2) читать по слогам;

3) читать по буквам;

4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);

5) обучаться медленными темпами.

Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп – совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома – по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.

Для более эффективной работы на уроке целесообразно посадить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.

Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика. Этот принцип подбора материала относится и к демонстрационным таблицам, и к раздаточному материалу, и к книгам для чтения (букварь, варианты букварных страниц). В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабоподготовленных детей. Постоянное включение перспективного материала расширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию навыка сознательного чтения, предупреждая механическое запоминание содержания страницы учебника.

Перспективный материал применяется на различных этапах урока:

1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;

2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;

3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;

4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);

5) тексты различной трудности и объема для чтения.

Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Групповая форма организации обучения предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:

1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;

2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;

3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.

На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп. Начинающие получают все более сложные тексты, которые стали им доступны. хорошо читающие дети читают на уроке в значительно большем объеме за счет дополнительного материала.

 

Литература:

 

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. С.48-76.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 56-63, 82-91.

3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. С. 73-101.

4. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. М.: Просвещение, 1981.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 79-89, 173.

 

4. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой

Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По букварю (азбуке) дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия по внеклассному чтению, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сразу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует опыт самостоятельного чтения.

Процесс формирования умений и навыков самостоятельной читательской деятельности организуется поэтапно:

I класс, 1-е полугодие – подготовительный этап;

I класс, 2-е полугодие – начальный этап;

II – III класс – основной этап.

Период обучения грамоте совпадает c подготовительным этапом формирования навыков читательской самостоятельности. Основной задачей занятий по внеклассному чтению в период обучения грамоте является пробуждение и формирование y школьников интереса к детским книгам.

Особенности занятий по внеклассному чтению в первом полугодии I класса (на подготовительном этапе):

1) стабильность структуры занятий;

2) определенное место и время занятий;

3) изучение на занятии только одной книги;

4) знакомство c книгой путем чтения c последующим рассматриванием книги.

Структура занятия по внеклассному чтению в период обучения грамоте следующая.

1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформулировать y них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое детям предстоит слушать (2-3 мин).

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).

3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления o прослушанном (4-6 мин).

4. Рассматривание детской книги c целью отыcкать в ней указанное произведение (3-4 мин).

5. Рекомендации, касающиеся возможной cамостоятельной деятельности учащихся c детскими книгами, которые есть в классе или дома, во внеурочное время (1 мин).

B целом занятие по внеклассному чтению на подготовителыном этапе рассчитано на 20-25 мин. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения. Занятие по внеклассному чтению всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие y детей эмоции в свободном общении друг c другом и c книгой.

Особенности структуры занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе определяются основной зaдачей. Пробудить и сформировать интерес к книгам можно только в том случае, если кaждый ребенок привыкнет в процессе занятий самостоятельно думать нaд книгой, еще не умея прочесть текст помещенных в ней произведений.

Поскольку дети еще не умеют читать, занятие начинается c того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загaдку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети поняли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к самостоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания.

Учащиеся осваивают простейшую связь между содержанием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.

Рассматривание иллюстраций под руководством учителя дает возможность учащимся размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, проверяя с их помощью свои представления, полученные при слушании текста. В процессе сопоставления текста и иллюстраций дети легко запоминают прочитанные произведения и книги в единстве формы и содержания, заинтересовываются содержанием книг, охотно рассматривают их в свободное время, пробуют читать. Следовательно, рекомендация, которой завершается любое занятие в первом полугодии, – продолжить деятельность с книгой (рассматривание книги, воспроизведение текста по иллюстрациям и т.п.) во внеурочное время – вполне естественна и закономерна. При этом книга, которую читали и рассматривали на занятии, выставляется учителем в «Уголке чтения».

Структура занятия, пока его цель неизменна, должна быть стабильной, так как она систематизирует и направляет учебный процесс, обеспечивая взаимодействие учителя и учащихся.

Если дети не услышат произведения в чтении учителя и учитель не проверит, как они усвоили содержание прочитанного, он не может дать им задание, требующее осознания связи содержания книги с ее внешними приметами. А если такое задание не будет поставлено и выполнено детьми, состоится ли обучение? Конечно, нет. Более того, если процесс обучения прекратится со звонком и у детей не останется желания продолжить деятельность с книгой в свободное время, можно ли рассчитывать на закрепление умений, на приобретение навыков читательской самостоятельности при наличии одной встречи с книгой в неделю? Конечно, нет. А ведь без таких умений и навыков ни один человек (тем более ребенок) не сможет ориентироваться в книгах, которые его окружают, не выделит для себя круга книг – знакомых, интересных, особенно значимых, не сумеет определить и выработать в конце концов собственных читательских интересов. Следовательно, вывод может быть только один: менять структуру занятия по внеклассному чтению, переставлять его компоненты без ущерба для процесса обучения в первом полугодии нельзя.

Книги во внеклассном чтении – это учебный материал. Основные требования к книгам для чтения-рассматривания на занятиях в первом полугодии следующие.

1. Книги должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме: о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, сказки, стихи.

2. Следует выбирать книги объемом от 8 до 30 страниц, желательно большого формата.

3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (при условии, что их фамилии даны под произведениями, а не на обложке) или сборник народных сказок.

4. Оформление обложки должно быть типовое, т.е. все основные надписи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

5. Произведения для чтения вслух нужно выбирать художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.

Знакомя первоклассников с детской книгой, надо соблюдать определенные правила.

1. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Учитель должен легко ориентироваться в тексте произведения и в книге; повторы, песенки, присказки знать наизусть. Ходить по классу во время чтения нельзя.

2. В процессе чтения вслух иллюстрации учащимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.

3. При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Надписи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте). Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.

Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие его книги дети помнят, и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Содержание надписи и иллюстрации сопоставляется, ассоциации расширяются и уточняются, предположительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи, если они есть. Устанавливается, одно в этой книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

Эффективность занятия по внеклассному чтению, как и любого другого занятия, определяется по результатам усвоения детьми предусмотренного программой комплекса знаний, умений и навыков.

К 4-й неделе обучения (конец сентября) учащиеся начинают проявлять интерес к детским книгам, которые учитель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обращаются к этим книгам, листают их и рассматривают в свободное время – группами и в одиночку.

К концу первой – началу второй четверти они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.

К 12-й неделе могут выделить из группы книг книги, написанные одним автором.

К 14 – 15-й неделе осознают понятие «название книги» (фамилия автора и заглавие). Учащиеся могут определить на слух, правильно ли отвечающий ученик называет книгу, и даже установить, какой части в названии книги недостает.

Чтобы достичь этих результатов, к каждому занятию по внеклассному чтению надо предъявлять следующие требования.

1. Книги для чтения-рассматривания должны быть отобраны в строгом соответствии с данными выше рекомендациями.

2. Должна быть организована активная учебная деятельность школьников по изучению детских книг, т.е. детей нужно учить думать над книгой, осознанно ориентироваться в ней, привлекая при этом все имеющиеся у них знания по работе с книгой.

3. Необходимо следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уроки чтения и письма и их типы | В период обучения грамоте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.