Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция и многоаспектность категории качество

Тема лекции №1

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

1. Многоаспектность категории качество.

2. Классификация типов качества

3. Современные подходы к определению содержания категории качества.

4. Терминология курса. Основные понятия, относящиеся к качеству.

5. Управление качеством.

 

1 вопрос. Успех, процветание и развитие любой современной организации определяются множеством факторов как внешней, так и внутренней среды. Однако наступивший век по праву называют веком качества. Только качество продукции при всем многообразии производимых ана­логичных товаров может привлечь потребителя и обеспечить получе­ние прибыли. Качество труда также во многом определяет результаты деятельности организации, а качество жизни — неотъемлемая харак­теристика современного общества.

Каждая организация ищет новые пути, подходы и методы, которые позволили бы ей развиваться, быть лидером в условиях конкуренции. Большинство современных концепций повышения эффективности деятельности организаций базируются на теории, методологии и прак­тике управления качеством.

В современной теории и практике уп­равления качеством выделяют следующее понимание сущности этой категории: субстратное, предметное, системное, функциональное, интегральное.

Многообразие философских взглядов на категорию «качество» мож­но отразить с помощью следующих положений:

1) качество — это объективная определенность какого-либо объекта;

2) качество — это совокупность свойств данного конкретного объек­та, благодаря которой он отличается от других объектов или схож с ними.

2 вопрос. В современной тео­рии управления качеством выделяют его различные типы в зависимо­сти от того или иного классификационного признака.

 

Таким образом, понятие качества отражает большое многообразие свойств предметов и явлений, которые находятся в постоянном дви­жении, подвержены изменениям.

Уровень осознания и понимания сущности категории «качество» определяют:

■ мировоззренческие ориентиры личности, ее нравственные ценности;

■ социальная основа, т.е. условия жизни и творчества, которые имеет человек в том обществе, в котором он живет;

■ психологические факторы — удовлетворенность человека ус­ловиями жизни, творчества, конкретной деятельности;

■ технологические факторы, характеризующие значимость ка­чества материалов, проектирования, технологий, работающе­го персонала для получения конечного продукта деятельно­сти организации, удовлетворяющего потребителя.

3 вопрос. В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия «качество»: экономический, социальный, управленческий, личностный и др. Каждый подход по-своему трактует содержание этой категории в зависимости от объекта исследования.

В экономике и управлении термин «качество» прежде всего связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом ис­следования и управления здесь является в первую очередь качество про­дукции и услуг, причем его восприятие каждым человеком во многом зависит от того, какую роль оно играет в их процессе производства и потребления.

Все многообразие существующих современных трактовок катего­рии «качество» можно объединить в шесть групп:

1. Качество как абсолютная оценка.

2. Качество как свойство продукции.

3. Качество как соответствие назначению.

4. Качество как соответствие стоимости.

5. Качество как соответствие стандартам.

6. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей.

Названные факторы обусловили появление нового понимания рас­сматриваемой категории, в соответствии с которым качество — это то, чего ожидают потребители от результатов деятельности организации. Согласно данному подходу организация должна фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований потребителей. Качество оценивается только потребителем и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это означает, что потребитель становится участником процессов, осуществляемых производителем, заинтересован в конечном результате деятельности организации и осу­ществляет его оценку. Популярность данного подхода резко возросла с выходом в свет Международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. Первая версия этих стандартов, увидевшая свет в 1987 г., содержала определение, согласно которому качество — совокупность свойств объекта, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные и предполагаемые потребности. При этом под объектом понима­лось все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

4 вопрос. Важнейшие понятия и категории, используемые в теории и практике управления качеством, нашли отражение в ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Основываясь на определении качества как степени соответствия характеристик, присущих объекту, требований к нему, необходимо выделить такие понятия как характеристики и требования.

Характеристика представляет собой отличительное свойство объекта (процессов, персонала, продукции, деятельности организации в целом). Характеристика качества – характеристика, присущая объекту, вытекающая из требования к нему. Выделяют простые и сложные характеристика объекта.

Простая характеристика – такое свойство, которое не может быть подразделено на совокупность двух или более других, менее сложных свойств (длина, высота, ширина для объекта правильной формы).

Сложная характеристика – такое свойство, которое может быть подразделено на два или более других, менее сложных свойств (объем, уровень профессионализма).

Требование – это потребность или ожидание, которое установлено и обычно предполагается или является обязательным.

Обеспечение качества – все планируемые и методически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания продукции (услуги), соответствующей требованиям к качеству.

Улучшение качества – мероприятия, предпринимаемые для повышения эффективности и результативности деятельности предприятия.

Руководство качеством – деятельность в рамках общей функции управления предприятием, которая определяет политику в области качества, цели и обязанности в рамках системы качества, а также осуществляет их посредством планирования качества, управления качеством, обеспечения качества и улучшения качества.

Политика в области качества – основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководителем предприятия.

Система обеспечения качества – организационная структура, включающая функции, документацию, процессы и ресурсы, необходимые для создания, поддержания необходимого уровня и улучшения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Проверка качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

5 вопрос. Управление – общая функция организованных систем (социальных, биологических, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, целей. Социальное управление – целенаправленное воздействие на общество для сохранения или совершенствования его определенной качественной специфики.

 

 

Quality management – аспекты общей функции управления, определяющие политику в области качества, цели и ответственность. Его воплощают через планирование качества, управление качеством, обеспечение качеством и улучшение качества в рамках системы качества. Оперативное УК (Quality Control) – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

«Всеобщее руководство качеством» - это подход к руководству организацией, обращенный на качество, базирующийся на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретическая и прикладная механика | Конкурентоспособность и качество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.