КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-правовое обеспечение качества
Тема лекции №9
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ: 1. Стандартизация требований к объектам и системам качества. 2. Сертификация. 3. Правовое обеспечение качества.
Вопрос 1. Стандартизация – деятельность по упорядочению параметров объектов (процессов), осуществляемая посредством установления требований для всеобщего и многократного использования. Цели стандартизации в РФ: - безопасность продукции, работ, услуг для окружающей природной среды, здоровья людей, имущества; - техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции; - обеспечение качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий; - единство измерений; - экономия всех видов ресурсов; - безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф; - обороноспособность страны; - устранение технических барьеров в торговле. Методы стандартизации: - Параметрическая стандартизация. - Унификация. - Агрегатирование. - Комплексная стандартизация. - Опережающая стандартизация. Параметрическая стандартизация (процесс стандартизации параметрических рядов) – выбор и обоснование целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Параметр продукции – количественная характеристика ее свойств (габаритные, энергетические параметры). Параметрический ряд – набор установленных значений параметров. Унификация – сведение к технически и экономически целесообразному минимуму комплекса изделий, деталей, узлов. Унификация – это оптимизация параметров качества и ограничение количества типоразмеров выпускаемых изделий. Агрегатирование – метод изготовления продукции из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных модификаций изделий. Комплексная стандартизация – разработка единых требований к различным объектам, взаимосвязанным в процессе проектирования, производства и эксплуатации. Опережающая стандартизация – установление повышенных к действующему уровню норм к объектам стандартизации с учетом перспектив научно-технического развития. Нормативное регулирование качества в РФ производится на основе: - Стандартов. - Технических регламентов. - Общероссийских классификаторов технико-экономической информации. - Правил по стандартизации. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются: а) характеристики продукции; б) правила осуществления и характеристики процесса производства; в) правила эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; г) правила выполнения работ или оказания услуг. Управление качеством осуществляется на основе: - международных стандартов; - национальных стандартов; - отраслевых стандартов; - стандартов предприятия. Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Международные организации – неправительственные организации: Статус стандартов – добровольный. Международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной региональной организацией. Европейские стандарты принимаются межправительственными организациями: - европейским комитетом по стандартам (CEN); - европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC); - европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). Статус стандартов – обязательный. Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации (В РФ – Государственный комитет по стандартизации, сертификации и метрологии – Госстандарт). Государственный стандарт России – ГОСТ Р. Отраслевой стандарт – стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие внутриотраслевое значение. Стандарт предприятия – стандарт, устанавливаемый самим предприятием. Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (СНиП, САНПиН). Общероссийских классификаторов технико-экономической продукции (ОКТЭП) – систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. В РФ действуют более 30 видов ОКТЭП, в том числе: - общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО); - общероссийский классификатор продукции (ОКП); - общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг (ОКДП); - общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ); - общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) и др. Правила по стандартизации – нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом и содержащий: - типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила для обязательного использования при проведении работ по стандартизации, метрологии, сертификации; - обязательные требования к оформления результатов вышеперечисленных работ. Современные нормативные документы устанавливают требования не только к объектам и процессам, но и к системам управления предприятием. Международные стандарты ИСО серии 9000 содержат положения, позволяющие разработать и внедрить систему управления качеством на предприятии. Концептуальная основа стандартов ИСО серии 9000 – деятельность организации представляется в виде совокупности бизнес-процессов, подлежащих анализу и непрерывному улучшению для обеспечения качества Основные положения, на которых базируются международные стандарты по управлению качеством: - качество является управляемым объектом; - цель управления качеством заключается в создании продукта, соответствующего всем пожеланиям и запросам потребителей; - управление качеством – это элемент системы управления предприятием; - в процесс обеспечения качества должны быть вовлечены все сотрудники предприятия; - управление качеством должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла и на всех иерархических уровнях управления предприятием; - управление качеством осуществляется посредством четкого взаимодействия всех подразделений организации; - система управления качеством должна быть документирована; - система управления качеством на предприятии направлена на постоянное совершенствование. Международные стандарты ИСО серии 9000: 2000 включают 4 нормативных документа: ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения»; ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования»; ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; ИСО 10011 «Руководящие указания к проверке систем качества и охраны окружающей природной среды». Вопрос 2. Сертификация – процедура подтверждения соответствия характеристик исследуемого объекта установленным требованиям, осуществляемая третьей стороной (не зависящей от производителя (продавца) или потребителя). Процедура сертификации может быть: ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ и ДОБРОВОЛЬНОЙ. Обязательная сертификация – процедура, необходимость проведения которой закреплена в законодательных актах. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям нормативных документов по обеспечению: –безопасности жизни, здоровья и имущества потребителя; –охраны окружающей природной среды; –технической и информационной совместимости; –взаимозаменяемости. Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца) на условиях договора, заключенного с органом по сертификации. Требования может устанавливать сам заявитель. Процедура сертификации используется для: - предотвращения проникновения на рынок некачественной продукции; - защиты потребителя от некачественной продукции; - повышения конкурентоспособности реализуемой продукции. Сертификат соответствия – государственный документ, подтверждающий соответствие параметров объекта сертификации установленным требованиям. Знак соответствия – маркировка продукции, прошедшей процедуру сертификации и имеющей сертификат соответствия. Порядок проведения процедуры сертификации: - Подача заявки. - Регистрация заявки, принятие решения, определение условий и схемы сертификации. - Выбор испытательной лаборатории, а также органа по сертификации производства или системы качества, оформление договора, представление необходимой технической документации и образцов. - Отбор образцов для испытаний. - Проведение испытаний и оформление протоколов. - Анализ производства органом по сертификации производства и предоставление заключения. - Оформление сертификата соответствия, его регистрация и выдача (+ лицензия на применение знака соответствия). - Маркировка продукции, подлежащей обязательной сертификации знаком соответствия с соблюдением требований документа «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. - Осуществление контроля качества сертифицируемой продукции в соответствии с выбранной при разработке схемы сертификации процедурой. Сбор доказательств при проведении сертификации осуществляется посредством испытаний, проверки производства, инспекционного контроля сертифицируемого объекта, рассмотрения декларации соответствия. Затраты на проведение сертификации определяются исходя из оплаты: –услуг органа по сертификации; –услуг испытательной лаборатории; –инспекционного контроля сертифицируемой продукции. Принципы, на основании которых осуществляется оплата услуг по сертификации в системе ГОСТ Р: - Все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет средств заявителя; - Уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%; - Инспекционный контроль сертифицированных в обязательном порядке продукции и услуг оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы. Процедура сертификации систем менеджмента качества: –используется для подтверждения соответствия параметров системы установленным стандартам. –осуществляется на основании МС ИСО 10011 «Руководящие указания к проверке СМК и охраны окружающей природной среды». Процедура сертификации системы менеджмента качества: - подача предприятием в орган по сертификации заявки и получение от него анкеты вопросника; - предоставление предприятием в орган по сертификации заполненной анкеты вопросника и Руководства по качеству; - предварительная оценка готовности предприятия к сертификации СМК; - разработка программы работ по сертификации; - проведение сертификации с последующей выдачей (при положительном заключении) сертификата соответствия; - проведение инспекционных проверок для подтверждения качества. 3 вопрос. Правовая база в области обеспечения качества в России сформирована следующими федеральными законами: 6. «О защите прав потребителей». 7. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». 8. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 9. «О стандартизации». 10. «О сертификации продукции и услуг». 11. «Об обеспечении единства измерений» 12. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». 13. «О техническом регулировании». ФЗ «О защите прав потребителей» регламентирует права потребителей и обязанности продавцов продукции. Потребитель имеет право: - на безопасность товара; - качество товара; - информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах; Продавец обязан: - обеспечить безопасность товара в течении установленного срока службы или срока годности; - обеспечить возможность использования товара в течении его срока службы; - своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Классификация юридической ответственности в области качества Уголовный кодекс РФ включает следующие статьи, касающиеся преступлений в области качества: 4. Статья 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама». 5. Статья 200 УК РФ «Обман потребителей. 6. Статья 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей». 7. Статья 238 УК РФ «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |