КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и методы педагогики
Функции педагогики: теоретическая — изучение структуры и содержания педагогического процесса; прикладная (по отношению к другим наукам) — нахождение закономерностей, основных принципов и методов учебно-воспитательной работы и практическая — разработка новых моделей обучения и воспитания и методик подготовки педагогов и воспитателей. Основными методами педагогики являются: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта. Методы педагогического процесса, т. е. способы взаимодействия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания общественного опыта: объяснительно-иллюстративный, который предполагает, что учащиеся получают знания в «готовом» виде — на лекциях или из литературы; репродуктивный, заключающийся в повторении учащимся некоторого образца; метод проблемного изложения состоящий в том, что педагог ставит проблему, а затем, сравнивая различные точки зрения, показывает систему доказательств; эвристический (поисковый), который проявляется в активном поиске решения поставленной задачи на основе указаний педагога; и исследовательский при котором учащийся полностью независим, и процесс обучения постепенно перерастает в процесс самостоятельного исследования. 4.3. Структура педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие Образование — это развитие личности в процессе усвоения знаний, умений и навыков, формирование образа мыслей и действий в обществе, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права и экономики. В понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и способность критически мыслить, творить и адекватно оценивать происходящее. Основная цель образования — становление творческой личности. Самообразование — система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, направленной на собственное развитие. Воспитание — это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения — разновидность отношений людей, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Самовоспитание — процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Обучение – это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности; двусторонний процесс учения и преподавания. Учение в широком смысле — это познание человеком мира. Преподавание — это руководство процессом познавательной и учебной деятельности. Таким образом, педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств. Развитие — объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения. Движущими силами развития выступают внутренние противоречия между возможностями личности и ее потребностями и внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества. Внутренними факторами развития являются наследственный генотип и психофизиологические свойства, внешними – воспитание и среда. 4.4. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, задачи, взаимодействие и технологии Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Так как педагогическая деятельность может быть только совместной, то строится она по законам взаимодействия учителя и ученика. Термин «взаимодействие» используется для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, а следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Основными признаками межличностного взаимодействия являются: 1) предметность — наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, осуществление которой по разным причинам предполагает необходимость сопряжения усилий; 2) эксплицированность — доступность для стороннего наблюдения и регистрации; 3) ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями межличностного взаимодействия длительности, интенсивности, норм и правил интеракции; 4) рефлексивная многозначность — возможность для межличностного взаимодействия быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности. Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (или кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (или конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия. Педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Основные педагогические технологии – это традиционное обучение, педагогика сотрудничества, развивающее, игровое, проблемное, программированное, контекстное (в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения), собственно активное обучение, частнопредметные технологии, компьютерные и авторские педагогические технологии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |