Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая философия как тип мышления




Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 3/1. «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМАТИКА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность и специфику содержания Средневековой философии.

2. Определить содержание религиозно-философских взглядов А.Августина и Ф.Аквинского.

3. Определить круг основных проблем Средневековой философии.

4. Воспитание личной ответственности обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Средневековая философия как тип мышления. 30 мин.
2. Патристика и схоластика: роль и место в истории философии. 50 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть совокупность основных причин, обусловивших зарождение, становление и развитие Средневековой европейской философии, круг ее основных проблем и роль в жизни человека и общества.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМАТИКА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»

Средневековая европейская философия – это преимущественно религиозная философия, для которой существуют догмы, понятия или «истины», не подвергаемые сомнению. Если античная философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, то философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям в Европе Средних веков и на Ближнем Востоке принадлежали иудаизм, христианство и ислам. Именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии во II – XIV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, признавалась не природа, а Бог.

 

Специфика философии Средневековья была обусловлена возникновением и развитием христианства. Конец античной философии – это конец языческой цивилизации. Однако античная философия дала начало развитию того, что называется европейской традицией в философии и что органически вошло в философскую мысль новой цивилизации, связанной с возникновением христианства. На всех этапах своего развития – примерно первые 14 веков – средневековая философия органически была связана с интерпретацией идей представителей философии античности. I – III вв. можно считать переходным периодом от античности к средневековой философии. В это время складывается пестрый и сложный конгломерат старых и новых идей.

К идеям античной философской мысли христианство стало обращаться по мере укрепления своих позиций. Богословие нуждалось в рациональном обосновании своих догматов. Обращение к идеям античных мыслителей сопровождалось их христианской интерпретацией и приспособлением к Символу веры.

От античной философской мысли христианская философия унаследовала в первую очередь идеи неопифагорейцев, в частности, о монистической картине мира, о признании Божества как единого умопостигаемого целого, о способности человека путем чистой нравственной жизни обрести божественную истину.

Большое значение для возникновения христианской философии имело также учение Филона Александрийского, рассматривавшего Бога как Логос – закон. Он был великим мастером экзегетики (истолкования религиозных текстов) и первым философом, для которого идея Бога стала главным объектом анализа. Античные категории Единого, Мирового ума и Мировой души он передает в определениях ветхозаветных текстов. Впервые в учении Филона Бог приобрел личностные качества, а Логос стал посредником между творцом и предметной действительностью.

На формирование христианской философии существенное влияние оказали гностики. Опираясь на идеи древнеперсидского зороастризма, они полагали, что борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное значение. Зло и тьма проистекают якобы из материи, а свет и добро – от Бога. Учение о происхождении зла в мире, называемое теодицеей, у гностиков основывалось на представлении о существовании двух богов: Бога-творца и Бога-искупителя. По их мнению, Бог-творец подчинен Богу-искупителю. Этот дуализм, ограничивающий могущество Бога, подрывал монотеистическую сущность христианства и, естественно, был неприемлем для отцов Церкви.

На объяснение соотношения добра и зла в раннем христианстве повлияла также его борьба с манихейством. Основателем манихейства считается персидский мыслитель Мани (216 – между 274 и 277), который доказывал, что в мире борются два начала: божественное и дьявольское, свет и тьма. Эта борьба отражается и в человеческой душе. И если человек будет вести аскетический образ жизни, откажется от мирских удовольствий, то он может победить в себе зло. Такой вывод сторонников манихейства отклонялся христианской Церковью, которая считала, что греховность человека связана с божественным спасением.

Особое место в ранней христианской философии занимали идеи Платона и Аристотеля. Если христианская философия периода патристики тесно соприкасалась с учением Платона, то в эпоху схоластики она была неотделима от «первой» философии Аристотеля. В целом христианская философия Средних веков обслуживала интересы церкви, стала служанкой богословия.

Относительную независимость от религии сохранила философия арабских мыслителей, которую в Средние века представляли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Газали, Ибн-Рушд и др. В силу исторических условий рациональное содержание античной философии развивалось более многопланово и творчески.

Важнейшей установкой религиозного философского стиля мышления средневековой философии стал принцип супранатурализма (лат. super – сверх и natura – природа) – сверхприродность осмысления бытия. Этот принцип получил конкретизацию в других принципах: теоцентризме, креационизме, провиденциализме, эсхатологизме, иррационализме, сотериологизме.

Теоцентризм (греч. theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. В соответствии с этим принципом на высшую ступеньку помещается теология – «наука» о Боге, затем – философия и другие конкретные науки. Теоцентризм составлял основу средневековой онтологии и сейчас не утратил значения для объяснения бытия в христианской философии.

Догмат о божественном творении переносит центр бытия на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были «родственны» природе, христианский Бог стоит над природой, является трансцендентным (потусторонним) Богом и непознаваемым. Признание Бога основой и центром бытия вынуждало объявить его творцом всего сущего. Этим объясняется появление в христианской философии такого принципа, как креационизм (лат. creatio – творение). Считается, что Абсолютный Бог создал все материальное и духовное из ничего. Возникшие таким образом объекты бытия меняются, стареют, стремясь вновь стать ничем.

Провиденциализм утверждал веру в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения. Иррационализм принижал познавательные возможности человеческого разума. Основным источником познания признавал интуицию, озарение, откровение и другие способы божественного постижения бытия в противоположность рассудочному и чувственному познанию.

С провиденциализмом неразрывно связан эсхатологизм – учение о «конце мира». История в христианском мировоззрении изображается как линейный процесс, направляемый Богом через греховность человека, «суд божий» и «конец света» к заранее предопределяемой цели – «Царству Божию».

В основе средневековой философии важное место занимал принцип сотериологизма – ориентации всей жизнедеятельности человека на «спасение души». Спасителем мира и человечества рассматривается Иисус Христос, своей мученической смертью на кресте искупивший грехи людей. Но накопились новые грехи. Поэтому христианская церковь ожидает второго пришествия Иисуса Христа для осуществления «божьего суда». Само же спасение интерпретируется как процесс обожествления, соединения человека с Богом в так называемом «Божьем Царстве».

Важным принципом религиозного философского мышления является принцип богооткровенности (ревеляционизм), который гласит: невозможно постичь надприродного Бога земными средствами. Его сущность обнаруживается только сверхъестественным способом с помощью веры. Истину можно найти в форме откровения в священных книгах. Принцип откровения в духовной культуре рассматривался в двух аспектах. С одной стороны, он противопоставлялся исследованию природы, особенно опытному ее познанию. С другой – поощрял развитие герменевтики как особой интеллектуальной плоти познания, направленной на прояснение «аутентичного» (скрытого) смысла письменных религиозных текстов.

Таким образом, к основным признакам средневековой философии относятся:

– тесная связь с монотеистической христианской религией;

– непосредственная связь с Библией и другими церковными текстами, которые рассматривались исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории;

– философское христианское мировоззрение было догматичным, консервативным, теоцентричным и формализованным;

– креационизм стал главным принципом христианской философской онтологии, а откровение – ведущим ориентиром гносеологии;

– христианская философия явилась теоретическим ответом на новую социокультурную ситуацию, которая сложилась в границах Римской империи начала I-го тысячелетия новой эры.

Для классификации философии Средневековья можно использовать различные критерии. Так, ее можно классифицировать по национальному признаку. Выделяют китайскую, индийскую, византийскую, западноевропейскую, арабскую философию. По религиозному признаку важно различать христианскую, буддийскую, конфуцианскую, мусульманскую и иные философские системы.

В средневековой философии условно выделяются два периода:

1) патристика (II – VIII вв.) – творческий период становления христианской философии, период исканий и споров по важнейшим догматическим вопросам формирования основ толкования религиозных текстов;

2) схоластика (VIII – XIV вв.) – систематизаторский, «школьный» период итогового оформления теологических идей. Философия этого периода ориентировалась на рациональное истолкование религиозных догм и систематизацию выдвигаемых мировоззренческих постулатов.

В каждом из этих периодов различают «рационалистическую» и «мистическую» линии. Однако следует подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии были нераздельны до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.