Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное общение

Ориентировочные этапы развития процесса восприятия

2 мес. – обладает двухцветным зрением, начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные фрагменты.

3 мес. – обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии; слышит и имитирует высокие и низкие звуки.

4 мес. – связывает голос матери с ее лицом и звуки – с их источником; отличает голос матери от голоса отца, незнакомых людей; различает предметы в вертикальном и наклонном положении.

5- 6 мес. – различает разные положения предметов (вверх, вниз, наклонные); отличает лицо матери от лиц незнакомых людей; способен воспринимать постоянство размеров объектов.

7 мес. – активизируется зрительная и двигательная системы; восприятие глубины.

8- 10 мес. – восприятие постоянства формы объектов.

10- 12 мес. – опознает предметы, прикасаясь к ним; умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.

В этом возрасте, согласно теории Ж.Пиаже, закладываются первые мыслительные схемы, позволяющие детям управлять своими действиями. Развивается способность к усвоению информации, поступающей из окружающей среды. Способность к усвоению позволяет детям сначала укладывать информацию в имеющиеся у них схемы (на основе врожденных рефлексов), без изменения самой схемы. И, наконец, изменять саму схему при поступлении информации, противоречащей ей.

Это позволяет постоянно совершенствовать навыки, рационально используя информацию, адаптироваться в окружающей среде.


Именно в этом возрасте у детей формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру – к людям, вещам, явлениям и т.д., которое многие из них пронесут через всю жизнь.

Если родители, воспитатели относятся к малышу с любовью, чутко реагируя на его естественные потребности – это чувство доверия формируется более успешно, а недоверие – уступает место привязанности.

При дефиците внимания и жестком обращении у ребенка формируется недоверие, боязнь окружающих, формирование чувства отверженности и отчуждения.

Ученые выделяют три фазы процесса формирования детской привязанности:

1 – малыш ищет близости с любимым человеком;

2 – малыш учится отличать знакомых от незнакомых;

3 – чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша; он с ними устанавливает доверительные отношения.

В рамках общения со взрослыми уже на 2-3 мес. появляются первые предпосылки речи – детский лепет. Сначала это простые звуки, постепенно они формируются в первые слова «папа», «мама». В первых звуках ребенка заключаются все фонемы известных звуков, т.е. ребенок может приспособиться к любой речи и к любому языку. К концу периода младенчества ребенок начинает понимать некоторые слова. При этом он поворачивает голову в сторону того предмета, о котором говорят взрослые или даже производит действия с предметами по указанию взрослых.

Стадии развития речи:

· плач – первый плач – результат рефлекторного действия. В месяц ребенок плачет с определенной целью: сообщить о голоде, боли, о желании обратить на себя внимание и т.д.;

· воркование (гуление) – произношение гласных звуков с растяжкой звуков в 2–3 месяца. Появляется тогда, когда ребенок спокоен, чувствует себя комфортно;

· лепет – появляется ориентировочно в 5–6 месяцев, расширяется число произносимых звуков, включаются согласные, происходит их комбинация в сочетания «ма-ма», «ба-ба» и т.п., она случайны и неосмысленны.

 

Воркуют, произнося звуки и глухие младенцы, однако как считают ученые, постепенно они теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать собственного голоса.

К 8–9 месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки родного языка, имитируя людей из своего социального окружения. Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и осознанно употреблять свои первые слова.

В младенчестве обучение и воспитание носит стихийный характер, тем не менее, уже в раннем детстве ребенка обучают ходить, пользоваться предметами, наблюдать, запоминать. Уже в этом возрасте взрослые преподносят ребенку элементарные формы воспитания, характерные для данной исторической эпохи.

Особенностью данного периода является то, что психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Ребенок оживляется при появлении взрослого, плачет, когда его нет.

Многочисленные исследования советских психологов говорят о том, что жизнь ребенка в этот период целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает. Взрослый удовлетворяет потребности и в активной психической жизни ребенка: ребенок заметно оживляется, когда его берет на руки взрослый, перемещается в пространстве он так же с помощью взрослого. Это перемещение в пространстве позволяет ему знакомиться с большим количеством новых предметов, что расширяет его познание окружающего мира. Взрослый выступает для него в качестве посредника в его общении с окружающим миром.

Основной формой общения ребенка и взрослого является совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого.

Социальное общение способствует формированию привязанности в большей степени, чем своевременной кормление, т.к. это чувство носит сугубо человеческий характер (дети в домах малютки, отказники – ЗПР). Малыш одинаково сильно может быть привязан к отцу и матери.

В общении формируются положительные и отрицательные эмоции. К 9 месяцам малыш способен проявлять целую гамму разнообразных эмоций: интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, радость и другие. Дети выражают эти эмоции в улыбке, слезах и потенциально в смехе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Младенческий возраст | Характеристика детей раннего детского возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.