КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Важное место в общем процессе онтогенетического развития человека занимает подростковый возраст. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового возраста. Нам представляется, что наиболее адекватно очерчены грани подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б.Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10 – 11 и 14 – 15 годами. Понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение. «…Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов, возраст не определяет стандарта психического развития» (С.Л.Рубинштейн). Данное положение подтверждается, в частности, тем, что в настоящее время пересматриваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее, психологические особенности возраста существует наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление развития. Оперируя значительным фактическим материалом, Л.С.Выготский показал, что особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции (термин А.Н.Леонтьева), когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания. Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны в том, что с одной стороны по уровню и характеру психического развития подростничество – это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных отношений. Несмотря на то, что подросток еще не включается в активную производительную деятельность, он реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер и самоопределиться. Если в семье это и не всегда заметно, то в школе отчетливо выступает качественное изменение и общественного положения подростков по сравнению с младшими школьниками. В связи с этим усложняются и расширяются связи, которые складываются у подростка с товарищами в классе, школе, общественных организациях. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизни коллектива. Резко увеличивается число и объем его общественных обязанностей. Однако изменение места, занимаемого подростком в системе общественных отношений, само по себе еще не определяет формирования его личности, а характеризует лишь уже достигнутую ступень. Развитие психики, формирование ребенка определяются только развитием деятельности, создающей новую структуру отношений. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение и деятельность. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего). Однако процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением при отсутствии у большинства из них других постоянных и серьезных обязанностей; стремление многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем; 2) овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации; большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания. «Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни. Возрастные изменения могут происходить или резко, критически, или же постепенно, плавно, литически. В литические периоды в течение длительного времени не происходит резких, фундаментальных сдвигов и перемен. Изменения накапливаются медленно, затем происходит скачок и обнаруживается возрастное новообразование. Резкие, переломные изменения в характеристике личности здесь отчетливо выступают лишь при сравнении особенностей детей в начале и в конце возрастного этапа. Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят резкие психологические сдвиги, изменения в личности ребенка, Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Так, у подростков нередко падает успеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные и мучительные переживания и т.п. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, его поведение приобретает протестующий характер. «Дети, - пишет Л.С.Выготский, - как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения». В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными становятся для подростка его близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, знания, умения, навыки. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных "тайн". Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. "Родство душ" становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Отношения между мальчиками и девочками также претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим – интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом и половом развитии девочки обгоняют мальчиков. Низкорослость может стать предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочкам, которая обогнала своих одноклассников в росте. Вначале интерес к другому полу имеет у многих мальчиков разлитой характер и проявляется специфическим для младшего подростка способом – в "задирании" девочек, которые нередко хотя и жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношение меняется: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, "презрением" к другому полу. Поведение характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, особенностям их развития. В старшем подростковом возрасте многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится. Хотя о собственном отношении подростки рассказывают только другу или близкому товарищу, но знают об этом, как правило, многие одноклассники: они наблюдательны, обмениваются новостями. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни, безответная симпатия нередко бывает источником сильных переживаний. Романтические отношения могут развиваться по типу товарищеских, когда есть общие занятия или увлечения, а при отсутствии такой содержательной основы могут преобладать свидания, прогулки, посещения кино, катка, парков и т. п. Появляется тенденция к образованию смешанных компаний. Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое развитие для значения личности подростка. Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, настроениях, переживаниях. Появляется внимание и к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с тем, кто нравится. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования. Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |