КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интегральная характеристика личности подростка
Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с актиыным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Эти процессы связаны с определенным уровнем развития самосознания подростков и старших школьников. В исследовании установлено, что при переходе от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического, динамического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны - в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется "знак" отношения к себе, в отличие от прежнего двухполюсного (хороший - плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше: оно проявляется, во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. Выявлены особенности личностной рефлексии в переходный период. личностную рефлексию следует рассматривать как механизм, как один из возможных вариантов познания подростком и юношей самого себя, своего внутреннего мира. Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует собственное поведение, свои личностные качества, т.е. старается понять, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа субъект приходит к некоторому познанию своего "Я". В подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Представления такого рода имеют существенное значение в процессе самовоспитания, ибо, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся раньше, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же подростки сами приходят к пониманию нежелательных черт своего характера, это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания. Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то она ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при цленаправленно организуемой воспитательной работе лишь потребность в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Разумеется, возрастные психологические особенности по-разному выражены у различных подростков. Одна или несколько черт личности могут быть развиты более других, то или иное свойство может оказаться доминирующим. Эти черты или свойства могут быть определяющими в общем поведении или в отдельных поступках. Изолированное рассмотрение одной или отдельных психологических особенностей не дает глубокого представления о личности в целом, конкретные особенности личности могут быть понятны в органической связи ее черт друг с другом, т.е. необходимо учитывать соотношение возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет оптимальным образом организовывать процесс их воспитания. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для данного периода. Подросток постоянно пытается испробовать, "чего он может добиться". Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но весь негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражении становится капиталом его самосознания. этим и объясняется развивающийся у подростка повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, промериванием их особенностей и качеств на себя он создает свое "я". В подростковом возрасте формируется нравственные принципы, которыми ребенок начинает руководствоваться в поведении, упорно их отстаивать. с развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникают идеальные образы поведения. Нравственный идеал подростка - это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему "возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием" (Л.И. Божович) Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - "делать жизнь с кого? ". В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношении к своим обязанностям, о их взаимоотношениях, оценок достоинств и недостатков взрослых, подростки начинают оценивать других людей не только раньше, но и строже, требовательнее, чем самих себя. Правда, оценивают они людей зачастую по отдельным действиям, поступкам или качествам, перенося эту оценку на личность в целом, более того, подростки порой оценивают поступки человека, не понимая их мотивов и целей, неумело обобщая недостатки взрослых и вынося скороспелые и максималистские суждения. Характерно, что если в младшем подростковом возрасте в качестве идеала выступает образ того или иного конкретного человека (родителей, учителей, товарищей), то в старшем подростковом возрасте в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием личности знакомых людей. Формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека: "Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни" (С.Л. Рубинштейн). Переходный от подросткового к юношескому возраст синзетивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Вместе с тем этот процесс характерен лишь для части подростков, у большинства из них он находится в своей начальной стадии развития. так, ценностные ориентации в области социальных норм оказались сформированными к концу 9 класса лишь у 68% учащихся, причем у 23% они носят социально неадекватный характер. выявлено, что основным психологическим механизмом формирования ценностных ориентаций является усвоенный учащимися способ ориентировки в мире ценностей. В возрастной психологии подростковый возраст принято определять как период закрепления основных психологических структур и личностных образований. Поэтому обнаруженные возрастные особенности формирования ценностных ориентаций в данный переходный период, с одной стороны, говорят об определенном инфантилизме в личностном развитии, а с другой - открывают перед учителями и воспитателями возможность целенаправленного воздействия путем изменения содержания психологических механизмов, ответственных за характер и направленность ценностных ориентаций личности. Дети подросткового возраста вполне способны к самостоятельной организации своей деятельности, решению важных вопросов повседневной жизни. Для них характерно развитие чувства долга, ответственности за поступки. В то же время у подростков нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества. отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и сдержанность.
Центральное новообразование личности подростка и
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым человеком. в то же время он еще далеко не во всем отвечает требованием взрослости. приобретая качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявление этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам, например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшим быть ребенком, перешагнувшим за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и самим собой. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания - стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права, привилегии и ограничения. Во множестве норм, правил, требований, ограничений и в особой морали послушания, которая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребенка многое в этом мире недоступно, многое запретно. В детстве ребенок овладевает норами и требованиями, которые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие - с детских на взрослые. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного совершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя "как настоящий мужчина" и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с 5-6 классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п. Образцом для подростка может стать сверстник, выделяющийся среди ребят силой, смелостью, ловкостью, спортивными умениями. Такие ребята обычно пользуются особой популярностью, а если они еще и хорошие товарищи, их авторитет может быть очень высоким, проявления трусости категорически осуждаются. Чтобы продемонстрировать свою смелость, подросток способен на поступки рискованные, отчаянные, а иной раз и общественно отрицательные. Высоко ценится физическая сила. Нередко в классе или группе ребят существует известная всем мальчикам иерархия по силе. К степени своего физического развития подростки относятся очень чутко. Они любят бороться, мериться силой. Разные виды борьбы бывают действием публичным. Драчливость некоторых ребят нередко связана со стремлением доказать свое преимущество в силе над кем-то. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток может значительно преувеличить степень собственной причастности к разным проявлениям качеств мужественности, о которых он рассказывает. Высокая оценка по этой линии очень важна подростку. Более того, чтобы товарищи не подумали о нем как о "слабаке" и "девчонке", подросток может совершить поступок или участвовать в коллективных действиях, которые считает неправильными, несправедливыми, жестокими. Все это создает огромное разнообразие условий, определяющих развитие взрослости, а отсюда - пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных ее сторон. Например, в 7 классе есть мальчики с еще дестким обликом и интерсами, но есть и очнь взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам жизни взрослых; есть "интеллектуалы", занимающиеся самообразованием, но есть и подростки, не умеющие самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть школьники с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; некоторые девочки думают только о модах и мальчишках, а у других это занимает скромное место; одни ребята стали настоящими помощниками дома, а другие избалованы до предела, не владеют даже элементарными бытовыми умениями. В подростковом возрасте у большинства мальчиков качества мужественности становятся существенными критериями в оценке взрослого, товарища, себя и превращаются в специфическую категорию личных ценностей, которые определяют устойчивый круг интересов и любимых занятий, обычно связанных со спортом. У разных подростков место этих ценностей среди других может быть разным и нередко очень важным. Однако при недостатках в нравственном воспитании у подростка (или в группе подростков) может возникнуть культ силы, воли и смелости вне зависимости от их социально-моральной направленности. Следует отметить, что многие девочки-подростки хотят обладать качествами, которые испокон веков считались мужскими: волей, смелостью, настойчивостью, выдержкой и др. Они тоже, как и мальчики, воспитывают эти качества в себе. Качества женственности далеко не всегда привлекательны для современных девочек и девушек. Это связано с изменившимся положением женщины в общественной жизни и семье. Этим определяется изменение в общественных идеалах, а они, в свою очередь, влияют на формирование у девочек представления о положительных качествах. Содержание идеала девочки в значительной мере определяется и конкретными особенностями ее воспитания и общения. Развитие ценной по содержанию социально-моральной взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток равняется на взрослого как на образец. Образцом для подростка может стать отец, мать, учитель, любой взрослый. Участие в труде рядом и наравне со взрослыми, при большом доверии с их стороны формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельность и сноровку в выполнении разных дел и обязанностей, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность. Оптимальные условия для формирования этих качеств создаются тогда, когда подросток занимает позицию помощника и опоры взрослого. Благополучие близких людей, забота о них становятся для него чрезвычайно важными, приобретают характер жизненной ценности. Это благоприятствует раннему нравственных убеждений, собственной линии поведения, планов на будущее. В размышлениях о нем забота о близких занимает большое место. Следует отметить, что многие мальчики-подростки стремятся овладеть разними взрослыми умениями - столярничать, слесарничать, работать на станке, водить автомашину, мотоцикл, трактор, фотографировать, стрелять из ружья, охотиться, ориентироваться по компасу и др. Девочки не отстают от мальчиков и охотно овладевают не только женскими умениями. Начало подросткового возраста - самое благоприятное время для обучения таким умениям. Для этого необходимо включать подростка на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Сами подростки стремятся к этому, и чем серьезнее содержание занятий и обучение, тем с большей готовностью они подключаются к работе. Доверие взрослых импонирует подростку, он стремиться оправдать его. Привлекательность работы в кружках и на уроках труда определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своего труда, его общественную пользу. Для ребят наиболее привлекательно участвовать в делах и занятиях, которые сами взрослые считают важными и интересными. Младшие подростки бывают вполне довольны ролью помощника взрослого, а старшим особенно приятно, когда они в чем-то могут полностью заменить взрослого - пусть временно, пусть на каком-то участке работы, но все-таки действовать совершенно самостоятельно. Это стимулирует подростка к новым продвижениям. Деловое сотрудничество со старшими создает условия для позитивной формы проявления взрослости. Такое сотрудничество может и должно стать важным и приятным содержанием жизни каждого подростка. Важное направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность может касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знаний и не всегда связана с профессиональными намерениями. Увлечение может иметь характер страсти, когда любимым занятием отдается значительная часть времени. Увлеченный каким-то занятием подросток очень активен: нужны книги, материалы, инструменты разыскивает и приобретает разными способами. Подростки начинают посещать библиотеку, ходить на выставки и в музеи, детально изучают определенную часть экспозиции. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами. Ребята обсуждают различные вопросы, обмениваются книгами, материалами, помогают советом и делом в разных трудностях. В поисках интересующих знаний или стремясь найти причину неудачи, подросток обращается к книгам и справочникам. Это очень важный шаг в развитии интереса и продуктивной деятельности: необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, т.е. путем самообразования. Нередко самостоятельная деятельность подростка содержит элементы творчества, его увлекает процесс создания нового и вообще сам процесс познания. При этом интеллектуальное развитие идет интенсивно, знания имеют глубокий характер, обширны по объему. Именно в подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов. В каждом классе есть свои специалисты в разных отраслях знаний, к которым одноклассники обращаются за консультациями, просят быть арбитрами в споре. Значительный объем знаний у таких подростков - результат самостоятельной работы. Они относятся к знаниям и процессу познания как лично значимым и необходимым. Уже у некоторых пятиклассников существуют элементы самообразования. Обычно это дети, чьи родители уделяли и уделяют большое внимание развитию познавательных интересов и содержательным знаниям сына или дочери. Нередко именно в таких условиях уже в начале подросткового возраста складываются определенные профессиональные намерения, а с 8-9 класса начинается деятельность по подготовке себя к будущему. В некоторых случаях своеобразно сочетаются игра, элементы самообразования и самовоспитания: мечта об определенной профессии, с одной стороны, воплощается в содержании ролевых игр и в выбираемых ролях, а с другой - определяет круг интересов и является стимулом в приобретении определенных знаний, умений, качеств. Чем определеннее и устойчивее представление подростка о будущей профессии, тем раньше дифференцируются знания на "нужные" и "ненужные", "важные" и "неважные" - с соответственно отводимым на них временем. Уже у некоторых шестиклассников и семиклассников в числе "ненужных" и "неважных" оказываются предметы гуманитарного цикла, но зато сверх школьной программы усваиваются математика и физика, читается научно-популярная и специальная литература, посещаются кружки, создаются технические устройства. В целом же самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в определенном направлении и с четкой целью - овладеть содержанием, которое необходимо для собственной профессиональной деятельности в будущем. Поэтому самостоятельные занятия в настоящем имеют для подростка большой личный смысл.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |