КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К теме: Музыкальное искусство Античности
Ателланы – древнеримские народные комедии, названные по имени городка в Кампании Ателлы (совр. Аверса). По происхождению, ателланы – сложившаяся отчасти под греческим влиянием кампанская народная буффонада. В конце IV в. до н. э. эта комедия была заимствована римлянами. Первоначально ателланы были всецело пьесами импровизационного характера; обыкновенно они ставились вслед за трагедией, как водевиль, для увеселения народа после серьёзной пьесы. В начале I в. до н. э. ателланы получили литературнуюую обработку в творчестве Помпония и Новия. Главная особенность ателланов – определённые постоянные маски актёров, при помощи которых высмеивались известные социальные типы (Макк, Буккон, Папп, Доссен). Пьеса состояла из ряда комических положений этих масок; завязка действия (так наз. tricae, отсюда «интрига») была несложна. Ателланы отражали деревенский и провинциально-мещанский городской быт. Отличались большой грубостью и часто скабрезностью содержания; писались на нелитературном латинском языке. Аэды (от греч. ἀοιδός, aoidos – певец) – певцы, древнегреческие сказители народных песен, лёгших в основу древнейшего эпоса. До возобновления письменности (после её утраты в эпоху Тёмных веков) и установления закреплённых текстов аэды импровизировали под аккомпанемент лиры. У Гомера аэды изображаются как певцы на службе общин и царей. Творчество странствующих аэдов сыграло огромную роль в развитии греческого эпоса. Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст (лат. Gaius Iulius Caesar Octavianus, при рождении – Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 г. до н. э., Рим – 19 августа 14 г., Нола) – римский политический деятель, основатель принципиата (с именем Imperator Caesar Augustus, с 16 января 27 г. до н. э.), Великий понтифик с 12 г. до н. э., Отец отечества со 2 г. до н. э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им в завещании. Также многократный консул, трибун, цензор. Полный титул к моменту смерти: Imperator Caesar Divi filius Augustus, Pontifex Maximus, Consul XIII, Imperator XXI, Tribuniciae potestatis XXXVII, Pater Patriae (Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества). Децим Юний Ювенал (ок. 60 – ок. 127) – римский поэт-сатирик. Много лет выступал в качестве ритора-декламатора и только в сорокалетнем возрасте стал известен как поэт. Расцвет литературной деятельности – ок. 100 г. н. э. Сведения о его жизни разноречивы и малодостоверны. По всей вероятности, он был сослан за стихи, направленные против пантомима Париса, фаворита императора. От Ювенала до нас дошло 16 сатир. В первых 10 он с позиций средних общественных групп, положение которых было бичует пороки верхов, даёт яркую картину падения их нравов. Эти сатиры принесли Ювеналу мировую славу. Дионисии (Dionýsia) – в Древней Греции празднества в честь бога Диониса. В Афинах 6–4 вв. до н. э. наиболее известны: 1) Великие, или городские Дионисии (в конце марта – начале апреля, весеннее равноденствие), включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы; отмечались с особой пышностью в течение нескольких дней в присутствии гостей из др. государств; 2) Ленэи (конец января – начало февраля), получившие название от святилища Диониса; на Ленэях примерно с 442 до н. э. начали ставить комедии, с 433 – трагедии. 3) Антестерии (конец февраля – начало марта), приурочивались к открыванию бочек с новым вином и первому его разливу. 4) Малые, или сельские Дионисии (конец декабря – начало января), связанные с началом солнечного года и сохранившие пережитки аграрной магии (например, процессия с фаллом); сопровождались весёлыми играми. Еврипи́д (также Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480–406 гг. до н. э.) – древнегреческий драматург, последний из трёх классических поэтов древней Греции. Представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Достоверных сообщений о жизни Еврипида немного. Афинянин как по рождению, так и по гражданству, Еврипид постоянно жил на родине, за исключением последних года или двух, когда он гостил при дворе македонского царя Архелая. Из 92 его произведений до наших времен дошли только 19 трагедий. Являлся новатором традиционной аттической драмы. За принижение трагедии, рационализм и непристойность подвергался критике. Из-за отсутствия успеха в Афинах в 408 переселился в Фессалию, а затем в Македонию, где и умер при дворе царя Архелая. После смерти стал самым популярным драматургом. Мильтон, со ссылкой на Плутарха, приводит предание, по которому в 404 до н. э. спартанцы, услышав пение хора в «Электре», пощадили Афины. Аристотель называл Еврипида «самым трагическим среди поэтов». Истмийские игры – один из 4-х общегреческих агонов. Справлялись на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов Олимпиады. Основателем агона предание называет Посейдона (или, в других случаях – Тезея). Состязания были гимнастические и конные; музические присоединились лишь в императорскую эпоху. Победитель получал пальмовую ветвь и венок из сосновых ветвей. Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и др.греч. ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Аристотель в «Поэтике» (V гл.) определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Лу́ций А́нней Се́нека (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Автор большого количества произведений, включая философские диалоги (в т.ч. «О гневе», «О кратковременности жизни», «О стойкости мудреца»), менипповой сатиры («Отыквление божественного Клавдия»), трагедии (в т.ч. «Троянки», «Медея», «Федра», «Фиест», «Эдип»). Воспитатель Нерона, покончивший жизнь самоубийством по его приказу. Лу́ций Апуле́й (ок.124 – ок. 180) – писатель, философ-платоник, ритор. Писал на греческом и латинском языках. Из сочинений Апулея сохранились лишь созданные на латыни: «Золотой осел» (роман в 11-ти книгах), «Апология», «Флориды», представляющие собой сборник экстрактов из речей и декламаций на разные темы, диалог «О боге Сократа», трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика. Марсий – в греческой мифологии фригийский сатир, нашедший флейту, которую изобрела, а затем выбросила Афина. Овладев в совершенстве игрой на этом инструменте, и оттого возгордившийся Марсий вызвал Аполлона на музыкальное состязание. Музы присудили первенство Аполлону, и он наказал Марсия, содрав с него живого кожу. По другой версии, судьей был Мидас, решивший спор в пользу Марсия и затем наказанный за это Аполлоном. Считалось, что кожа Марсия, содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр; при звуках флейты она начинает шевелиться, но остаётся недвижимой при звуках песен в честь Аполлона. Мимы (с греческого – «подражания») – у античных греков и римлян сценические представления массового характера, отражавшие вкусы зрителей из низших слоев – выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец, целый реально-бытовой сатирический фарс. Актёры в этом низовом театре тоже назывались «мимы». Впервые литературную обработку этот жанр получил у греческих колонистов на юге Италии и в Сицилии; это были веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев. Немейские игры – состязания, проводившиеся, как и Олимпийские игры, в честь Зевса в храме Немеи. Являлись составной частью панэллинских игр и проводились один раз в два года, за год или через год после Олимпийских игр. В программу игр входили спортивные дисциплины Олимп – в древнегреческой мифологии певец, по одной версии, отец Марсия, по другой – его ученик. Считается, что он ввёл в Элладе законы гармонии, первым использовал плектр, ввёл лидийскую гармонию. Победил в игре на флейтах на погребальных играх по Пелию. Олимпийские игры – религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 г. до н. э., они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и ранее. На время проведения игр объявлялось священное перемирие (έκεχειρία), в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось. В играх участвовали и поэты-музыканты и коллективы исполнителей. Представители эпического искусства, кифареды, авлеты, авлоты, хоры с авлетами исполняли целую программу, составленную из древних и новых поэтических произведений с музыкой. Народ выделял достойных поэтов-музыкантов и торжественные эпиникии прославляли победителей. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и в 394 н. э. они были запрещены императором Феодосием I. Пифагор Самосский (ок. 580 – ок. 500 до н. э.) – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифийские игры – один из четырёх общеэллинских агонов, занимавший второе место после олимпийского. Проводились в честь Аполлона и по легенде были учреждены им самим в честь победы над Пифоном. Игры проходили 15 – 19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н. э. Местом состязания была равнина в Дельфах. Участники игр соревновались в музыке, гимнастике, ристании колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок Рапсоды – согласно античным объяснениям термина – «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке» – профессиональные исполнители эпических, прежде всего, гомеровских поэм. В отличие от аэдов, являвшихся певцами-импровизаторами, рапсоды исполняли уже сложившийся поэтический текст; в отдельных случаях они одновременно были и поэтами. Как правило, рапсоды декламировали поэмы с жезлом в руке (жезл являлся символом права выступать на собрании). Софо́кл (Σοφοκλής, 496/5–406 до н. э.) – знаменитый афинский трагик. Родился в 495 г. до н. э. в афинском предместье Колон в обеспеченной семье, получил хорошее образование. Место своего рождения воспел в трагедии «Эдип в Колоне». После Саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избираем на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э. принесла ему победу над Эсхилом и открыла ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Был близко знаком с историком Геродотом. Умер на 90-м году жизни в Афинах. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя. Сын Софокла – Иофон сам стал афинским трагиком. Трагедия – данный жанр произошёл от древних празднеств, посвящённых богу Дионису – Дионисий. У слова «траге́дия» (от греч. τραγωδία, tragōdía) две составляющие: τράγος, tragos – козёл и ᾠδή, ōdè – песнь). Это словообразование ещё в древности толковали по-разному. Одни считали, что этот вид драмы получил название от трагического хора, участники которого, изображая спутников Диониса, одевались в козлиные шкуры; другие, в их числе и Гораций, толковали его не как «песнь козлов», а как «песнь за козла», имея в виду награду, которую, по их мнению, в древности получали победители на трагических состязаниях за свои выступления. Феспид – древнегреческий драматург, которого принято считать отцом аттической трагедии, уроженец дема Икария в Аттике, жил в 6 в. до н.э. От произведений Феспида ничего не сохранилось. Утверждают, что Феспид создал жанр трагедии, введя в представление, прежде исполнявшееся только хором, актера, который изображал мифического или исторического персонажа. Согласно одному античному источнику, эту роль Феспид исполнял и сам. Ему приписывается также введение полотняных масок. Первое выступление Феспида в Афинах могло состояться в 560 до н.э. Победа на первом состязаниии драматургов была одержана им в Афинах ок. 534 до н.э. Эсхил (др.греч. Αἰσχύλος, 525–456 гг. до н. э.) – греческий трагический поэт. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена закрепления в Афинах демократического строя. Участвовал в персидских войнах, сражался при Марафоне, Саламином, возможно, и при Платеях. В трагическом агоне выступил впервые в Афинах во время 70 олимпиады (499–496 гг. до н.э.); в 484 г. одержал первую сценическую победу; в 472 г. получил первую награду за трилогию, включавшую Персов В 467 г. победила фиванская тетралогия; в 463 г., быть может, – тетралогия о Данаидах, в 458 г. – Орестея. Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). В 471–469 гг. уехал на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны – Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию, где и умер.
к II и III разделам Аврелий Августин (Блаженный) (354–430), христианский теолог и философ, один из влиятельных «отцов церкви». В своем учении он следовал неоплатонизму, но старался по-новому трактовать его идеи. В своих сочинениях рассматривал в т.ч. и вопросы музыкального искусства. Аллилуйя (от древнеевр. hallelujah, «хвалите всевышнего») – молитвенный возглас (в христианском обиходе – с III в.). 1) Небольшие А. завершают псалмы. 2) Большая А. в мессе завершает градуал. Включает начальную фразу на слово «А»., мелизматический распев (юбиляцию). Амбитус – диапазон григорианского песнопения. Амвросий Медиоланский – (334/40-397), один из «отцов Церкви», избрал политич. карьеру и был правителем Лигурии и Эмилии. Он славился своим проповедническим даром, а также как сочинитель христианских песнопений. Антифон (лат. antiphona) — 1) Принцип пения, основанный на чередовании двух хоров (или двух частей хора). 2) Разновидность григорианского хорала, возникшая на основе распевания псалма. Антифонарий – (лат. antiphonarium, antiphonale, antiphonarius liber) – литургическая книга католической церкви, содержащая песнопения обряда. Самые ранние из сохранившихся книг относят к концу VIII-нач. IX в. Песнопения следовали согласно литург. календарю, от Адвента до Пятидесятницы. Для воскресений после Пятидесятницы респонсории и антифоны записывались отдельно друг от друга, будучи разделены на группы, от июля до ноября. Антропоцентризм – (от греч.άνθροπος – человек и лат. centrum – центр ) -философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Аркадельт, Якоб (ок. 1500–1568). Композитор фламандского происхождения. В 1530-х гг. работал во Флоренции, затем в папской капелле в Риме. С 1555 г. и до конца жизни жил в Париже. Его творчество включает в себя в основном светские жанры: мадригал, фротоллу, вилланеллу,chanson. Ars antiqua (лат. – «старое искусство»). Термин, введенный Якобусом фон Люттихом в 1330 г. для обозначения стиля музыкальных произведений с 1230/40 до 1315/20 г. в противоположность термину ars nova. Ars nova (лат. – «новое искусство»). 1) Название известного трактата Филиппа де Витри (ок. 1320). 2) Период в истории французской музыки с 1315/20 по 1400 г. Баллада (фр. ballade) – 1) Одноголосная песенная форма французского происхождения (XII в.). 2) Многоголосная песенная форма (конец XIII – начало XV в.); широко представлена у Машо и его последователей. Баллата (ит. ballata)– 1) Одноголосная песепно-танцевальная форма итальянского происхождения. 2) Многоголосная песенная форма итальянского Треченто; широко представлена в творчестве Ф. Ландини. Ваr (нем.) – строфическая песенная форма, распространенная в искусстве трубадуров, труверов, мейстерзингеров. Беншуа, Жиль (1400-1460). Родился около 1400 года в Монсе. В 1424-1425 годах состоял на службе у графов, затем герцога Суффолк, через которых Беншуа познакомился с творчеством английских музыкантов. Впоследствии некоторые его произведения ошибочно приписывались Данстейблу. С 1430 года в течение многих лет руководил капеллой бургундского герцога. Скончался Беншуа в сентябре или октябре 1460 года. Бёрд, Уильям (1543 или 1544-1623) Основопложник английского мадригала. Он начал свою музыкальную карьеру при Марии Тюдор, работая на равных с опытными композиторами. В 1572 году Бёрд был назначен музыкантом в Королевскую капеллу. В течение более двух десятилетий он работал там как певец, композитор и органист. Б ёрд издал три собрания латинских церковных песнопений или "Cantiones Sacrae", две антологии музыки на английском языке «Псалмы, Сонеты и Песни» (1588), а также большое количество пьес для вёрджинела. В 1593 Уильям Бёрд переехал в Стондон-Месси (графство Эссекс), где и прожил до конца дней. Боэций ( Аниций Манлий Торкват Северин Боэций) ( ок. 480-525). Философ эпохи Среденвековья. Написал труды, посвященные группе математических наук — арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Судя по всему, философ написал специальный трактат по каждой из этих наук; до нас, однако, дошло только два – «Наставление в арифметике» (De institutione arithmetica) и «Наставление в музыке» (De institutione musica). Ваганты – в Средние века бродячие школяры (студенты, иногда клирики). Пик развития движения вагантов приходился на XII - первую половину XIII вв. В своём творчество пользовались преимущественно латинским языком. Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII-XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 г. в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась. Вердело, Филипп (1485-1567) – фладманский композитор. Жил и работал в Италии. В 1520-х руководил различными церковными капеллами, а с 1524 служил при папском дворе. Автор более 100 мадригалов, а также месс, мотетов, псалмов и пассионов. Виланелла (ит. – vilianella alia napoletana крестьянская песня). Жанр итальяской многоголосной песни в эпоху Возрождения. Вилларт, Адриан (1480–1562). Итальянский композитор. Адриан Вилларт родился в Фладмандии, где и получил музыкальное образование и усвоил традиции франко-фладмандской школы. С 1522 г. постоянно жил в Италии и стал основоположником венецианской школы. Автор многих светских и духовных композиций. Вичентино, Никколо (1511 – 1575 или 1576). Итальянский композитор, ученик А. Вилларта. Состоял на службе у кардинала Ипполита II д'Эсте в Ферраре и Риме. В 1551 участвовал в публичных дебатах с певчим Папской капеллы в Римме, португальцем Висенте Лузитано. Лузитано утверждал, что для объяснения современной музыки достаточно диатоники. Вичентино отстаивал наличие в ней (наряду с диатоникой) также хроматики и энармоники. Диатоническую музыку с добавлением хроматизмов (оригинальный термин «musica partecipata e mista») он справедливо считал повседневной итальянской практикой. Тем не менее, судьи присудили победу (и приз в 2 золотых дуката) Лузитано. Около 1563-64 гг. был капельмейстером кафедрального собора Виченцы, затем жил в Милане. Умер в Милане в 1575 или 1576 гг. Виреле (фр. virelais) 1) Одноголосная песенная форма французского происхождения (XIII–XIV в.). 2) Многоголосная песенная форма XIV начала XV в. де Витри, Филипп (1291–1361) – французский композитор и теоретик. Родился 31 октября 1291 года в Париже или близ него, в Мо. Получил очень хорошее образование в столице. Франции, именовался магистром. Служил при дворе королей Карла IV (1322-1328) и Филиппа VI (1328-1350), будучи официальным лицом (советником и нотариусом короля) и участвуя в политико-административной деятельности французских монархов. Современники восхваляли его как выдающегося поэта, особенно ценили широту его знаний в различных областях, его деятельный, пытливый ум, его авторитет ученого музыканта, В 1351 году Филипп де Витри принял высокий духовный сан, будучи избран епископом в Мо. 9 июня 1361 года он скончался. Vox organalis (лат.) – голос, сопутствующий основному, заданному; понятие, введенное в трактате «Musica Enchiriadis» (Псевдо-Хукбальд, ок. 900 г.). Vox principalis (лаг.) – главный голос в раннем органуме (сначала верхний, затем – нижний); понятие, введенное в трактате «Musica Enchiriadis». Гвидо д’Ареццо (ок. 990–1050) – композитор, теоретик. Родился в Ареццо (Тоскана). Образование получил в монастыре Помпозы, близ Феррары. Там же началась его деятельность в певческой школе, в связи с чем и возникла идея усовершенствования нотации: он стремился облегчить своим ученикам, юным певчим, усвоение мелодий, которые они должны были исполнять. Однако затем Гвидо вынужден был покинуть этот монастырь. Работая затем в монастырской певческой школе в Ареццо, он добился признания своей реформы. Слух о его реформе нотации дошел до папы Иоанна XIX (1024-1033), который и вызвал его к себе в Рим, чтобы ознакомиться с ней. Заручившись поддержкой высшей церковной власти, Гвидо смог уже спокойно вводить в жизнь свое изобретение. Оно получило признание, так как было продиктовано требованиями практики. Гимель (англ. и франц. gymel, gimel, от лат. gemellus - парный, двойной, близнец; cantus gemellus - парное пение). Ранняя средневековая форма многоголосия, возникшая на Британских островах у кельтских народов ок. XIII в. Как правило, это двухголосие, которое начинается и заканчивается унисоном, в основной же части проходит в параллельных терциях, секстах или децимах; переходы осуществляются эпизодическим противоположным движением голосов, порой приводящим к их перекрещиванию. Гимн (греч. vfivog) – 1) Жанр строфической латинской поэзии торжественного, хвалебного характера. 2) Песнопения, входящие в состав оффиция (с VI в.), исполняемые в начале всенощной, в конце заутрени, вечерни, комплетория, либо процессиональные песнопения (звучащие во время литургических церемоний). 3) Рифмованные тропы. Глас – лад и мелодические обороты, закрепленные раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерноuj для него лада, наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты – попевки (погласицы). Из 8 гласов выделяются четыре основных (автенических) - 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) - 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа. Гокет (лат. hoquetus, hochetus и др. варианты, англ. hocket, итал.ocheto, от франц. hoqueter – «икать»). В многоголосной музыке XII –XIV вв. – рассечение мелодических линий частыми паузами, в т. ч. посередине слова (что создает эффект «заикания»). Техника гокета используется в кадансовых оборотах (клаузулах) некоторых кондуктов, а также в отдельных коротких отрывках изоритмических мотетов и светских песен, где служит иллюстративным целям. Градуал (лат. graduale)—1) Часть мессы после проповеди. Строение: сольный вступительный раздел, его повторение хором (responsum), сольный versus, повторение хорового responsum или (вместо него) аллелуйя либо-трактус. 2) С XII в. собрание песнопений мессы. Григорий I – папа римский в 590-604 гг. Происходил из богатейшей патрицианской семьи, получил хорошее богословское образование. В 578 году его направили в Константинополь как папского нунция. Пробыв там около семи лет он имел возможность вникнуть в положение византийской церкви и наилучшим образом ознакомиться с ее певческой школой. Возвратившись в Рим, занимал ряд высоких духовных должностей, а с 590 года стал римским папой, Григорий I способствовал упорядочению церковных напевов. Григорианский хорал – традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Происходит от имени папы Григория I, которому приписывалось заслуга в создании единого свода церковных песнопений, составления литургических книг, в частности Антифонария. Григоринский хорал исполнялся одноголосно. В дальнейшем стал основой для развития полифонического искусства. Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. Данстейбл, Джон (?–1453). Английский композитор, создатель нового типа полифонического многоголосия. Достоверных сведений о его жизни не сохранилось. де ла Аль, Адам (ок 1237–ок 1287) – один из последних труверов, уроженец Арраса, французский поэт, композитор, драматург второй половины XIII в. Образование получил в Цистерцианском аббатстве близ Камбрэ, возможно учился также в парижском университете. С 1271 г. состоял на службе при дворе графа Роберта д’Артуа, вместе с которым в 1282 г. отправился к Карлу Анжуйскому, королю Сицилии, в Неаполь. Во время пребывания в Неаполе была создана «Игра о Робене и Марион» – наиболее крупное и значительное, произведение поэта-композитора. Депре, Жоскен (ок.1440–1524). Выдающийся композитор, представитель франко-фладманской школы. Предположительно Жоскен Депре родился около 1440 года. В 1459 году он отправляется в Италию, где работает певчим в составе соборной капеллы в Милане. С 1474 года Жоскен находился на службе при дворе герцога Сфорца в Милане, где общался с выдающимися музыкантами. В 1486 – 1499 гг. Жоскен работал в папской капелле в Риме. Далее Жоскен служит при дворе французского короля Людовика XII. Одновременно Жоскен набирал во Фландрии певцов для двора Эрколе д'Эсте, а с 1503 года стал «маэстро ди капелла» у герцога в Ферраре. Одна из месс Жоскена была посвящена герцогу и стала известна под названием «Hercules Dux Ferrarie». В поздние годы жизни Жоскен принял духовный сан и жил в Конде, где и умер в 1524 году. Джезуальдо, Карло (ок. 1560-1613). Князь Венозы. Один из крупнейших мастеров мадригала. В 1590 г., узнав о неверности супруги, Джезуальдо умертвил её и любовника. Трагедия наложила мрачный отпечаток на жизнь и творчество выдающегося музыканта. Субъективизм, повышенная экзальтация чувств, драматизм и напряженность отличают его мадригалы 1594-1611 гг. В последнее десятилетие своей жизни композитор обращается к жанрам духовной музыки. В 1603 и 1611 гг. выходят сборники его духовных сочинений. Dies irae ( лат. «День гнева»). Ветхозаветное название «Судного дня» конца света.Средневековая секвенция. В основе ритмики стихотворного текста лежат не различия в долготе слогов, как в классической латинской поэзии, а ударения, уже утратившие в то время музыкальный характер. Текст вошёл в состав второй части заупокойной мессы – реквиема. Дискант (лат. discantus) – 1) Вид многоголосия «нота против ноты», ритмизованного во всех голосах (с конца XII в.). Типичен для кондукта, раннего мотета, английского многоголосия XIII–XIV в. 2) Название верхнего голоса. Доуленд, Джон (1562-1626) Английский комопзитор. О детстве и юности Доуленда ничего не известно. С 1580 г. служил в Париже на службе у британского посла во Франции. Доуленд вернулся в Англию в середине 1580-х, в 1588 году в Оксфордском университете он получил звание бакалавра музыки. В начале 1590-х Доуленд надолго покинул Англию и обосновывался при дворе короля Дании. В 1606 г. он возвращается в Англию. В 1612 году Доуленд занял пост придворного лютниста при короле Англии Якове I. Дуплум (лат. duplum), или мотетус, – средний, «второй» голос в мотете XIII в. Дюфаи, Гийом (1400-1474). Гийом Дюфаи предположительно родился около 1400 г. Был певчим в Камбрэ. С 1420 по 1426 гг. работал в Римини и Пезаро. Вернувшись в 1426 году в Камбрэ, Дюфаи руководил одной из церковных капелл и, в 1428 г. стал членом папской капеллы в Риме. Современные исследователи полагают что именно за этот недолгий срок пребывания в Камбрэ Дюфаи должен был испытать на себе воздействие новой английской музыки. С 1428 до 1433 гг. и - после перерыва – с 1435 по 1437 год Дюфаи находился на службе в папской капелле сначала в Риме, а затем во Флоренции и в Болонье. Освободившись от службы в папской капелле летом 1437 года, Дюфаи имел полную возможность вернуться на родину: папа пожаловал ему каноникат в Камбрэ. В эти годы возникло множество его известных произведений, в частности месс. Скончался Дюфаи 27 ноября 1474 года в Камбрэ. Жанеккен, Клеман (ок.1475 – ок. 1560). Французский композитор, мастре chanson. Достоверных сведений о его жизненном пути не сохранилось Изоритмия (от греч. ioog, «одинаковый», и puftuog, «течение») – композиционный принцип XIV–XV вв., основанный на остинатном повторении в теноре (или контратеноре) мелодии, а также определенного ритмического построения. Основные компоненты техники И. color, talea. Сопутствующие термины — изопериодичность, секциональная изоритмия, пан-изоритмия. Иоанн Дамаскин (греч. Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός – Иоанн из Дамаска (ок. 675 – ок. 753–780) – христианский святой, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. Иниций – начальный тон григрианского хорала. Имитация (лат. Imitatio – подражание). Точное или неточное повторение в каком-либо голосе многоголосного музыкального произведения мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе. Возникла в народном многоголосии. С XIII в. постепенно становится распространённым в профессиональной музыке приёмом изложения, развития и разработки тематического материала. Мелодия может имитироваться поочерёдно несколькими голосами. Наиболее последовательная имитация называется канонической. Имитациюразличают по времени вступления имитирующего голоса, а также по интервалу, образуемому между голосами (в унисон, в верхние и нижние секунду, терцию, кварту и т. п.). Наряду с имитациямив прямом движении применяются имитации в обращении, в возвратном (ракоходном) движении, в ритмическом увеличении (например, с увеличением вдвое всех звуков) и в уменьшении. Ирмос (греч. – «сплетение, связь») – жанр византийской и древнерусской музыки. С VIII в. первая строфа в каждой из 9 песней канона. Качча – (итал. caccia, охота, погоня) – поэтический и музыкальный жанр, сложившийся в Италии в XIV в. Связан прежде всего с воплощением сцен охоты, однако создавались произведения рисующие сцены рыбной ловли, ярмарки и т.п. Во Франции называлась шасс. Музыка иллюстрировала текст. Обычно каччи представляли собой пьесы для двух певческих голосов и одного инструмента; в вокальных партиях широко применялась техника имитации, канона, использовавшаяся в музыкально-изобразительном плане (один голос как бы «преследовался» другим). Канон (греч. – правило, предписание) В византийской музыке песенно-гимническая композиция, распевавшаяся на греческом и сирийском языке, отличалась от кондака ещё более богато развёрнутой лирической сферой. Структура канона разрослась: он состоял из 9 од (впоследствии количество од менялось) по 4 строфы в каждой. Строфы каждой оды, в свою очередь, состояли из начальной мелодической модели (ирмос) и нескольких вариантов, более или менее сходных с ней формально и мелодически (тропари). Cantus firmus, с. f. (лат., «прочный напев») – 1) С XIII в. обозначение григорианского хорала в многоголосной музыке, употребляемое наряду c-сantus planus. 2) Позднее – техника многоголосной композиции, основанная на последовательном проведении какого-либо напева, обычно выделяемого крупными длительностями. Cantus planus (лат., «ровный напев») – 1) В XIII в. обозначение неритмизованного хорала в многоголосной музыке (в отличие от ритмизованного, mensurabilis). 2) Позднее — хорал, идущий крупными ровными длительностями на фоне ритмически более подвижных свободных голосов. Cantus prius factus, с. pr. f. (лат., «прежде сделанный напев»), или cantus primus (лат., «первичный напев»), или cantus datus (лат., «данный напев»), – заданный (заимствованный) напев. Кассиодор ( Cassiodorus) Флавий Магн Аврелий, аббат (ок.490-ок.575), итальянский монах, ученый. Одной из важнейших его заслуг было сохранение для средневековой Европы элементов античной науки и литературы. Квадруплум (лат. quadruplum) – 1) Верхний («четвертый») голос в четырехголосном мотете XIII в. 2) Четырехголосный органум эпохи Перотина. Клаузула (лат. clausula) – 1) Заключительная (кадансовая) формула в учениях об органуме XII в. 2) Раздел органума XII в. с ритмизованным тенором. 3) Самостоятельная композиция, построенная как расширенный фрагмент органума (с конца XII в.). Color (лат., букв, «окраска») – неизменяемая звуковысотная линия в изоритмических мотетах. Коммунио (лат. communio) – причастие, последняя часть проприя. В музыкальном отношении первоначально – псалом, исполняемый антифонно. Кондак (греч.) – жанр византийской церковной музыки сложная композиция, состоящая из вступления (проэмион), последующих сольных строф в ином размере, но изометричных между собой и неизменно повторяющегося между ними хорового припева. При этом стихи текста часто образуют акростих. Кондукт (лат. conductus) – один из основных жанров многоголосной музыки средневековья (до конца XIII в.); латинская песня со строфическим текстом. Контрапункт (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц. Contrepoint) - соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Различаютна простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный контрапункт, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос первоначального соединения допускает перемещение голосов по вретикали (вертикально-подвижной) по горизотали (горизотально-подвижной) или одновременно по вретикали и горизонтали (вдвойне-подвижной). Также голоса могут преобразываться и даны в обращении (зеркальный или обратимый контрапункт), от конца к началу (ракоход) или в ритмическом уменьшении или увеличении. По числу голосов, способных перемещаться, сложный контрапункт называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). Контратенор (лат. contratenor, contra) – «противоголос» к тенору. С XIV в. – инструментальный голос, обычно самый низкий в четщрехголосии (позднее — вокальный бас). Контрафактура (от лат. contrafacere) –1) Распространенная в монодических жанрах средневековья (в практике трубадуров, труверов, миннезингеров, в григорианском хорале) перетекстовка напевов с незначительными вариантами в мелодии. 2) В мотетах XIII в. – переработка (изменение текста, дописывание новых голосов, перестановка голосов и т. п.). 3) В дальнейшем – новое сочинение как вариант ранее созданного. Ландини, Франческо (1325–1397) итальянский композитор. родился в 1325 году в г. Фьезоле, близ Флоренции, в семье художника. Он потерял зрение в 6 лет после оспы и получил прозвище Чьеко (слепой). Он превосходно изучил конструкцию многих инструментов, вносил усовершенствования и изобретал новые образцы. С годами Франческо Ландини превзошел всех своих современников – музыкантов, живших в Италии. Ландини получил разностороннее гуманитарное образование. Ландини начал сочинять лишь с середины 1360-х годов. Современные исследователи относят его ранние произведения к 1365-1370 годам. В 1380-е годы слава Ландини как композитора уже затмила успехи всех его итальянских современников. Лассо, Орландо (1532–1594). Выдающийся композитор, последний представитель франко-фладманской школы. Ролан де Лассю (позже он сменил имя на Орландо Лассо) родился в 1532 году в Монсе. С раннего детства пел в церковном хоре, где были замечены его феноменальные музыкальные способности. В 1544 г. Герцог Гонзага вывез его в Италию, где Лассо руководил музыкальными занятиями его дочери. В 1548 г. он переехал в Неаполь, где служил в доме поэта и любителя искусств Д. Б. д'Адза делла Терца, а в 1553 г. Лассо стал капельмейстером Латеранского собора в Риме. В 1555 г. был издан первый сборник сочинений Лассо. В 1556 г. баварский герцог Альбрехт V пригласил его к своему двору в Мюнхен, где композитор и проработал до конца дней. Сначала он был певцом в капелле герцога, затем стал ее руководителем. В 1574 году композитор посвящает пять своих месс папе Григорию XIII, который затем дает ему личную аудиенцию и жалует звание «рыцаря Золотой шпоры». Скончался Лассо вскоре после Палестрины: 14 июня 1594 года в Мюнхене. В его эпитафии было сказано, что «он наполнил своей музыкой целый мир». Лауда (ит. lauda)– 1) Итальянская одноголосная духовная песня строфического строения. 2) Многоголосная песенная форма силлабического склада (XIV–XVI вв.). Леонин – магистр Леонинус (Magister Leoninus) – французский композитор 2-й половины XII в. Представитель певческой школы собора Нотр-Дам. По свидетельству музыкального теоретика XIII в. Анонима IV, Леонин был «лучшим органистом» (то есть сочинителем органумов) своего времени. Lied (нем. Песня) – в Средние века и эпоху Возрождения одноголосная или многоголосная песня в Германии. Литургическая драма – в эпоху Средневековья театрализованное представление событий Священного писания. Исполнялась на латинском языке, текст озвучивался с помощью григорианского хорала. Мадригал (ит. madrigale) – 1) Музыкально-поэтический жанр итальянского Треченто. 2) Жанр светской многоголосной музыки XVI — начала XVII вв. Маньеризм – (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Маренцио, Лука (1553 или 1554-1599) итальянский композитор, один из крупнейших мастеров мадригала. Служил капельмейстером при итальянских дворах. С 1589 работал в Риме, сотрудничал с поэтом Торквато Тассо. Автор драматизированной трактовки жанра. де Машо, Гийом (ок 1300–1377). Французский поэт и композитор. Родился около 1300 года в Машо. С 1323 г., служит при дворе короля Богемии Яна Люксембургского После смерти короля Богемии в 1346 году он находился на службе французских королей Иоанна Доброго и Карла V, а также получил каноникат в соборе Нотр-Дам в Реймсе. Машо был высоко ценим при жизни, а после смерти в 1377 году прославлен современниками в пышных эпитафиях. Мелизматический распев – мелодическое построение, все звуки которого поются на один слог текста. Менестрели (жонглёры, шпильманы) – ( англ. minstrel, фр. ménestrier от лат. ministerialis — «слуга») Поэты-музыканты Средневековья (с XII в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах. Близкое по значению слово «жонглёр» (франц. jongleur) обычно трактуется более широко, в смысле затейника всякого рода (не только музыкант, но и рассказчик, шут, фокусник, акробат). Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах. Месса – (лат. Missa) – центральная служба католической церкви. Аналогична православной литургии. Миннезингеры – собирательное название поэтов-музыкантов в Германии XII-XIII вв. Подобно французским трубадурам, которые послужили для них примером для подражания, миннезингеры воспевали придворную (куртуазную) любовь. На старонемецком «minne» означало «любовь», и «миннелидер» – это песни о любви. К числу выдающихся миннезингеров принадлежат Генрих фон Морунген и Вальтер фон дер Фогельвейде. Мистерия – в Средние века особые вид театрализованного массового зрелища. Мистерия явилась выражением средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых мимических мистерий - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных въездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия использующая ранний опыт средневекового театра. Время расцвета мистериального театра – XV-XVI вв. Мистериальная драматургия делилась на три цикла: 1) ветхозаветную, 2) новозаветную и 3) апостольскую. Мейстерзингеры ( нем. Meistersinger, букв. - мастер-певец, от Meister - мастер и Singer - певец) - немецкие поэт-певцы из цеховых ремесленников XIV-XVI вв. Названs так в отличие от миннезингеров – представителей рыцарской лирики. Мейстерзингеры объединялись в литературно-певческие общества (школы) наподобие ремесленных цехов. Творчество мейстерзингеров было регламентировано обширными сводами правил (т. н. табулатурами), которым мейстерзингер должен был неуклонно следовать. Наибольшую известность приобрели мейстерзингеры: X. Фольц, Г. Сакс, Г. Фогель, А. Пушман. Мензуральная нотация (от лат. mensura - мера; букв. - размеренная нотация) – система записи музыкальных звуков, применявшаяся в XIII-XVI вв. В отличие от более ранней невменной нотации, позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. Мотет – (позднелат. motetus, фр. motet) – жанр многоголосной вокальной музыки; по происхождению клаузула с тропами; ранний М. представлял собой разнотекстовый дискант; в XIV в. в М. применялся принцип изоритмии. Впоследствии трактовка жанра М. претерпела ряд дальнейших изменений. Невма (невменная нотация) – (лат. neuma) — основная графема в системе невменной нотации, которая использовалась в Европе начиная с эпохи Каролингского Возрождения. Невма может заключать в себе указание на одну только ноту или на группу нот (2, 3, реже 4, 5). Невма не указывает точной высоты и протяжённости звука (или группы звуков). Она предназначена для того, чтобы напомнить певчему об уже известной ему мелодии. Ноткер Заика (840-912) Монах монастыря Санкт-Галлен. Проявил себя как поэт (создатель гимнов), композитор (его секвенций вошли в "Книгу гимнов", относящуюся примерно к 860-887 годам), музыкальный ученый (автор трактатов, часть которых не сохранилась), историк ("Деяния Карла Великого", 880-е годы). Обрехт, Якоб (1450-1505). Якоб Обрехт родился 22 ноября 1450 года в Бергене-оп-Зом. С 1479 года в капелле Бергена-оп-Зом он был певцом, учителем пения, хормейстером до 1484 года. Затем Обрехт работал в капеллах Камбрэ (1484-1485) и Брюгге. Далее его путь лежал в Италию: в 1487-1488 гг. он находился в Италии при дворе герцога Феррары. Вернувшись на родину, он работал в капеллах Антверпена, Бергена-оп-Зом, Брюгге и снова Антверпена. В 1504 году опять отправился в Италию. В 1505 году Обрехт умер от чумы в Ферраре. Окегем, Йоханнес (1425-30-1497). Йоханнес Окегем родился около 1425-1430 годов в Дендермонде, во Фландрии, воспитывался как музыкант при соборе в Антверпене, был там певчим в 1443-1444 гг. Затем работал в придворной капелле Карла I Бурбона в Мулене, а с 1452 года до конца жизни был связан с капеллой французских королей (первый капеллан) и числился королевским советником. В отличие от большинства соотечественников Окегем не бывал в Италии. Умер Окегем 6 февраля 1497 года в Type. Органум (лат. organum) – ведущий жанр многоголосной музыки средневековья; двух-четырехголосная композиция, заменяющая в литургии одноголосные напевы градуалов и аллелуй. Ординарий, ординариум (лат. ordinarium missae)– группа постоянных песнопений мессы. Осьмогласие (греч. «восьмигласие») – ладово-мелодическая или модальная система византийской и древнерусской музыки. Родственна григорианским церковным ладам. Единство определнным образом соотнесенных друг с другом песнопений, разделенных на 8 гласов, которые сменяли друг друга в течении церковного года. Офферторий (лат. offertorium)– приношение даров, самостоятельная часть литургии. В музыкальном отношении первоначально – чередование псалма и антифона. Палестрина, Джованни Пьерлуиджи (ок. 1525–1594) итальянский композитор. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи. По всей вероятности, в детстве Палестрина пел в хоре мальчиков в соборе родного города, а позже в хоре церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В возрасте 19 лет он вернулся в Палестрину и поступил на службу в собор как органист и учитель певчих. В 1551 г. папа Юлий III, перевел музыканта в римский собор св. Петра, назначив его руководителем Капеллы Юлия. Новый папа, Павел IV, отправил Палестрину на пенсию. Он работал в церквах Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре, а в 1571 вернулся в храм св. Петра, снова возглавил Капеллу Юлия и оставался на этом посту до конца своих дней. В 1592 коллеги-музыканты сочинили и преподнесли Палестрине – в знак глубокого почтения – сборник музыкальных композиций на тексты псалмов вместе с хвалебным адресом. В начале 1594 композитор внезапно заболел и спустя несколько дней скончался. Пародия (от греч. πapσwa, «перепевы») – принцип композиции XIV–XVI в., основанный на доразвитии, переработке материала какого-либо заимствованного многоголосного сочинения. Патристика – Под патристикой понимают совокупность философских, теологических и социальных доктрин христианских мыслителей (так называемых Отцов Церкви) II —VIII вв. Патристику подразделяют на три периода: ранний (II —IV вв.), расцвет (IV—V вв.) и поздний (VI —VIII вв.). Список самых значительных отцов церкви сложился не сразу. В послании императора Юстиниана V Вселенскому собору (553 г.) в качестве величайших наставников христианства перечисляются восемь греческих отцов (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл Константинопольский) и четыре латинских (Иларий из Пуатье, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский и папа Лев Великий). Перотин (фр. Pérotin, часто Перотин Великий, лат. Perotinus Magnus) — французский композитор рубежа XII—XIII вв. Руководил хором парижского собора Нотр-Дам и возглавлял сложившуюся вокруг него композиторскую школу. Биографические сведения о нём не сохранились. Полифония (греч. поли- много phonos — голос, звук) - вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов, и в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение (родственный термин — контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие. Проприй (лат. proprium missae) – совокупность разделов мессы, непосредственно связанных с содержанием литургии. В музыкальном отношении – песнопения, изменяемые в соответствии с тем или иным календарным праздником (Proprium de Sanctis, Proprium Sanctorum) или временем церковного года (Proprium de iempoire). Псалмодия – (греч. Псалмопение) – тип мелодики характерный для псалмов и основанных на них песнопений, в широком смысле речитативное пение. Реперкусса (лат. vox repercussa - отраженный звук), тон повторения, - вторая ладовая опора григоранской мелодии, повторяющийся тон (псалмодического происхождения) или выделенный другими способами звук, характерный для данного лада. Респонсорий (лат. responsorium) – песнопения, основанные на чередовании хорового и сольного разделов. Реформация – (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII вв, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Мартина Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Рондо (фр. rondeau) – 1) Одноголосная песенная форма средневековья. 2) С конца XIII до середины XV в. – многоголосная песенная форма. Секвенция (лат. sequentia) – песнопение проприя, сформировавшееся на основе заключительной юбиляции аллелуйи путем подтекстовки. де Pope, Киприан (Чиприано) (1515 или 1516-1565). Возможно, ученик А. Вилларта. Служил капельмейстером при дворе герцога феррарского (1547). В 1559 работал при дворе Маргариты Пармской в Брюсселе, в 1561 году и с 1564 года служил у О. Фарнезе в Парме. В 1563—64 гг. – капельмейстер собора св. Марка в Венеции. Сакс, Ганс (1494–1576). Немецкий поэт и композитор, представитель искусства мейстерзанга. Ганс Сакс родился в семье портного. Он всю жизнь оставался башмачником, что не мешало его литературным и музыкальным занятиям. Литературная деятельность Сакса более значительна, чем музыкальная Лучшее в его творчестве – остроумные, народные по духу шванки и фастнахтшпили (форма народных масленичных представлений). Ему были близки идеи Реформации. Stabat mater – католический гимн, автором которого считается итальянский поэт XIII века Якопоне да Тоди. Свое название текст получил по своим первым строкам Stabat Mater dolorosa, означающим «Стояла мать скорбящая». Первая его часть повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. Стихира – (греч. «ряд, строка, стих) – жанр византийской и древнерусской музыки. Возникла из хоровых припевов, сопровождавших сольное исполнение псалмовых стихов. Схоластика (греч.Scholasticos - школьный, ученый) – тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. Основные представители: Альберт Великий, Фома Аквинский. Superius (лат.) – обозначение самого высокого голоса в многоголосин, введенное в XV в. и сменившее триплум (или-квадруплум). Talea (лат., букв, «стержень») – неизменяемое ритмическое построение, лежащее в основе изоритмического мотета. Тенор (от лат. tenere «держать») – 1) Название нижнего голоса, поддерживающего многоголосие (с XIII в.). С XIV в (с появлением контратенора) – голос, располагающийся выше контратенора. 2) С XIII в. в значении с. pr. f. Трактус (лат. tractus) –песнопение проприя. Звучит после градуала, заменяет аллилуйю во время поста, в траурных мессах (реквиемах), а также в некоторых других случаях. Триплум (лат. triplum)—1) Верхний («третий») голос в трехголосных-мотетах XIII в. 2) Трехголосный органум эпохи Перотина. Троп (греч. трор) – 1) Силлабическая подтекстовка мелизматических распевов григорианского хорала. 2) Мелодические и текстово-мелодические вставки в хорал. Тропарь (греч.) – жанр византийской и древнерусской музыки. Гимнографическое однострофное песнопение в честь святого или события церковного календаря. Трубадуры ( фр. troubadours, от окс. trobador, от окс. trobar — находить, слагать стихи) — средневековые поэты-певцы, авторы песен. Их творчество охватывает период с XI — XIII вв. Они слагали свои стихи на провансальском, народном языке части Франции. п Трубадуры активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени. За осуждение и критику католической церкви трубадуры преследовались, а после альбигойского крестового похода исчезли совсем, оставив после себя богатое культурное наследие. Трубадуры создали своеобразную культуру любви – куртуазную любовь, составляющую главное содержание их поэзии. Обычным являлось поклонение трубадура даме, как правило, замужней и стоящей выше его на социальной лестнице. Любовь к замужней женщине ставит непреодолимую преграду. Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины, в том числе и совершенствование поэтического мастерства. Следствием культа «Прекрасной Дамы» стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, преобразившее её из существа низшего порядка, причины грехопадения, сосуда зла, в идеал. Труверы фр. trouvères, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять): средневековые французские поэты-музыканты конца XI — начала XIV вв., слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо). В более узком смысле это слово означает подражателей техники и стиля трубадуров. Chanson (фр., «песня») – 1) В широком смысле слова – песня лирического содержания со строфическим текстом. 2) Один нецентральных жанров вокальной и инструментальной музыки XV–XVI в. Многоголосная песенная форма франко-бургундского происхождения, сменившая рондо,балладу и виреле средневековья. Финалис – заключительный тон григорианского хорала. Фобурдон (фр. fauxbourdon, англ. faburden) – Английская практика импровизационного пения параллельными секстаккордами. Франко Кёльнский (Franco de Colonia; также Франко Тевтонец, Franco Teutonicus) (расцвет творческой деятельности около 1280 г.) – немецкий теоретик музыки, один из ведущих учёных периода Ars antiqua, автор трактата «Техника мензуральной музыки» (Ars cantus mensurabilis). Основная заслуга Франко – кодификация ритмики многоголосной музыки и её записи в системе мензуральной нотации. Фроттола (ит. Frotta – толпа) – жанр итальянской многоголосной песни эпохи Возрождения. Чикониа, Иоганн (1335-40–1411). Родился Чикониа в Люттихе (Льеже) между 1335 и 1340 годами, с юных лет находился в Авиньоне. В 1358 г. Чикониа попал в Италию, где имел возможность хорошо ознакомиться с музыкой итальянских представителей Ars nova. Чикониа вернулся на родину в 1367 г. С 1367 по 1403 год Чикониа жил и работал в Льеже, создавал мессы и мотеты, в которых синтезировал черты французского и итальянского Ars nova. В 1403 году Чикониа перебрался в Падую, где стал каноником местного собора и его именовали магистром. 15 или 24 декабря 1411 года он скончался в Падуе. Юбиляции (от лат. jubilatio — ликование), в культовом пении – орнаментальные импровизации восторженного характера; при исполнении хором григорианского хорала, распевались солистами на последнем слоге слова «аллилуйя». Заимствованы христианской церковью из музыки иудейско-израильского культа.
к IV разделу
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |